Коррекционная технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста и ее роль в коррекции гиперактивного поведения.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Актуальность исследования проблемы гиперактивности в дошкольном возрасте обусловлена не только увеличением в настоящее время числа детей, которым свойственно проявление данного типа поведения, но и тем, что отсутствие коррекционно-развивающей работы приводит к дезадаптации, затрудняющей у этих дошкольников приобретение знаний и умений, налаживание отношений в детском коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Актуальность Древо познания Взгляды ученых Технологическая карта Заключение Список литературы
Актуальность: Актуальность исследования проблемы гиперактивности в дошкольном возрасте обусловлена не только увеличением в настоящее время числа детей, которым свойственно проявление данного типа поведения, но и тем, что отсутствие коррекционно-развивающей работы приводит к дезадаптации , затрудняющей у этих дошкольников приобретение знаний и умений, налаживание отношений в детском коллективе. По данным исследований гиперактивность наблюдается у 20% детей дошкольного возраста . Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. В старшей группе нашего детского сада 30 человек, из них у 20% детей (6 человек) имеется СДВГ. Исходя из полученных данных коррекционная технология является актуальной для нас. Таким образом, наблюдается недостаток использования коррекционной те x нологии в работе ДОО с гиперактивными детьми. Поэтому проблема воспитания и обучения гиперактивных детей в наше время очень актуальна и волнует педагогов, психологов, психиатров.
Древо познания Коррекция - полное или частичное исправление недостатков развития ребенка Технология - совокупность приемов, применяемых в каком –либо деле, мастерстве, искусстве. Дети старшего дошкольного возраста - мальчики и девочки 5-6 лет Роль - значимость чего-либо Гиперактивность - активный выше нормы ( гипер .- повышенный, активный-действенный,деятельностный ) Цель : создание условий для коррекции гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста по средствам коррекционной технологии.
Вопросы изучения детской гиперактивности волновали врачей и педагогов с середины XIX века. В 1845 г. немецкий врач Г. Хаффман в поэтической форме описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Филипп». Проблема детской гиперактивности привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей. Так, А. Ребер, под гиперактивностью понимает энергичную, неадекватную двигательную активность. В.А. Жмуров считает, что гиперактивность – это неадекватная, повышенная и обычно непродуктивная двигательная активность ребенка. Л. Пасечник дает следующую характеристику гиперактивных детей: « Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Детская гиперактивность – это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом дефицита внимания с гиперактивостью (СДВГ). Взгляды учены x
Ожидаемые результаты В результате реализации программы предполагается, что разработанный нами комплекс мероприятий поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью . Мы опирались на нормативно – правовые документы. К концу года у детей сформируются навыки общения со взрослыми и сверстниками. Дети станут уверены в себе, будет сформировано чувство собственного достоинства. Способны любить, ценить, беречь окружающий мир, а также уважать чужой труд и взрослых. Сформированы навыки взаимопомощи. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; - изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; -чувства становятся более осознанными ( в чем важна роль взрослого), обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными ; - формируются высшие чувства, нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Цель: создание условий для коррекции гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста по средствам коррекционной технологии. Задачи: Проанализировать нормативно-правовые документы в рамках данной технологии и научно –методическую литературу. Разработать перспективный план педагогических действий коррекционной технологии. Привлечь родителей к работе с ДОО по коррекции поведения детей.
Существует множество мнений о причинах возникновения у детей гиперактивности . Наиболее распространенные из них: генетическая предрасположенность (наследственность); биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности); социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания). Проанализировав научные источники можно сказать о том, что исследователи уделяют большое внимание проблеме коррекции гиперактивности . Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (Н.Н. Заваденко , А.М. Радаев , Т.Ю. Успенская, В.М. Трошин, Ю.С. Шевченко) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью . Они предлагают различные формы и методы работы в зависимости от специфики проявления гиперактивности . На современном этапе проблемой гиперактивности детей старшего дошкольного возраста занимаются педагоги и психологи: В.И. Габдракипова , Т.И. Горохова, А.А. Кулинич , Е.Ю. Кутырева , К.М. Рукосуева , А.Л. Сиротюк, А.В. Хасанова и др. Таким образом, гиперактивность у детей проявляется как чрезмерная активность, склонность постоянно отвлекаться, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Для коррекции поведения гиперактивны x детей мы разработали комплекс мероприятий.
Те x нологическая карта Исследовательские способности Изучить нормативно- правовые документы -закон «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ Глава 1. Статья 5 Глава 2. Статьи 10-20 Глава 3. Статьи 33-35 Глава 4. Статья 45 Глава 5. Статья 46,50 -«Семейный кодекс Российской Федерации» 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ Глава 2. Статьи 7-9 Глава 11. Статьи 54-57 Глава 12. Статья65 - «Конвенция о права x ребенка» Проанализировать научно- методическую литературу; Отобрать мероприятия направленные на коррекцию гиперактивности у детей старшего возраста
Проектировочные способности В результате реализации программы предполагается, что разработанный нами комплекс мероприятий поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью . К концу года у детей сформируются навыки общения со взрослыми и сверстниками. Дети станут уверены в себе, будет сформировано чувство собственного достоинства. Способны любить, ценить, беречь окружающий мир, а также уважать чужой труд и взрослых. Сформированы навыки взаимопомощи. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; - изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; -чувства становятся более осознанными ( в чем важна роль взрослого), обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными ; формируются высшие чувства, нравственные, интеллектуальные, эстетические. Задачи: Проанализировать нормативно-правовые документы в рамках данной технологии и научно –методическую литературу. Разработать перспективный план педагогических действий коррекционной технологии. Привлечь родителей к работе с ДОО по коррекции поведения детей.
Исследовательские способности Формы работы Источник Использование в режиме дня Сказкотерапия Г.Б. Монина «Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей» 2 изд. Ю.В.Платонова Сказкотерапия «Добрый Петя» Проводится по 3-4 занятия в месяц по 30 мин. В первой и во второй половине дня в зависимости от того на решение какой проблемы направлена. Арт-терапия Т.В. Глазкова «Марания», «Кляксография» Проводится подгруппами по10- 13 чел.по 20 мин. во второй половине дня. Музыкальное воздействие А.Л.Сиротюк «Слушание музыки в замедленном темпе» В.А.Моцарт «Симфония №40 соль минор», А.В.Вивальди «Времена года». Проводится 1раз в неделю,по 6 человек, по 30-40 мин. Как часть други x те x нологий для снятия напряжения.
Пси x огимнастика М.В.Корапанова Комплексная гимнастика «Познаю себя». М.И.Чистякова «Пси x огимнастика», «Что сышно?», «Четыре сти x ии». Проводится 1-2раза в неделю, по25-30 мин., в первой и во второй половине дня со старшей группы, по специальным методикам. Те x нология коррекции поведения Наталия Бестаева «Система коррекционной работы с гиперактивными детьми». Функциональные упражнения для развития внимания, произвольности и самоконтроля «Черепа x а», «Считалочка-бормоталочка» Коммуникативные упражнения «Тряпичная кукла». Проводятся сеансами по 10-12 раз в месяц, по специальной методике в игровой форме по6-8 человек. В первой и во второй половине дня по25-30 мин со старшей группы
Коммуникативные способности КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ» Консультация для родителей Тема: « Гиперактивный ребенок- какой он?» Рефлексия Правильно подобранная коррекционная те x нология позволяет Обрести состояние гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Укреплять здоровье детей через различные формы и методики
Заключение Детская гиперактивность не дает ребенку добиваться успехов, даже при наличии у него многих талантов и высокого уровня интеллектуального потенциала. Низкая успеваемость существенно понижает самооценку, а с возрастом ребенок сталкивается все с большим количеством проблем в отношениях со сверстниками и взрослыми. Гиперактивный ребенок часто не может оценить последствий, кроме того он не понимает авторитета, что может вылиться в совершение антисоциальных и даже преступных поступков. Такие дети часто отличаются высокой степенью агрессивности. Нужно как можно быстрее приступать к коррекции синдрома гиперактивности . Для этого родителям нужно обратить внимание на настораживающие симптомы и обратиться к квалифицированному врачу. Основное лечение происходит в игровой форме, специалист помогает малышу отыскать тот внутренний ресурс, при помощи которого можно успешно контролировать свое поведение. Детям с синдромом гиперактивности требуется уделять как можно больше внимания, родителям следует окружить таких малышей заботой и любовью. К сожалению, полностью вылечить гиперактивность у детей не представляется возможным, однако своевременная врачебная помощь позволяет скорректировать поведение малыша в нужную сторону. Правильная коррекция и адекватный подход к лечению позволяют добиться заметных положительных результатов.
Список литературы 1. Дробинская А.О. Гиперактивный ребенок. Как ему помочь? / А.О. Дробинская . М. 2004 2. Игнатова Л.В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для гиперактивных детей./ Л.В.Игнатова, 2004. 3. Комелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка./ А.Д.Комелева , Л.С.Алексеева. М., 1997. 4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми./ Е.К.Лютова,Г.Б.Монина Изд. «Речь», 2007. — 136 с 5. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ./А.Л.Сиротюк. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »
quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...
Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».
laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....
«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...
Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...