СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ САДУ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
статья (младшая группа)
Одной из актуальных проблем во все времена является проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ САДУ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Современная экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на детей. Подтверждением тому является увеличение количества детей с нарушениями психоэмоционального развития, агрессивные, тревожные, замкнутые, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе. Также здесь следует сказать и о такой возрастной особенности дошкольников, как повышенная эмоциональность и впечатлительность, которая делает ребенка подверженным различным эмоциональным и поведенческим нарушениям.
Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, обеспечения их эмоционального благополучия. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду таким образом, чтобы она способствовала созданию благоприятной психологической атмосферы в детском саду. Здесь на помощь воспитателю приходит психологический уголок или уголок психологической разгрузки, который позволяет:
- создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия;
- создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального, психофизического состояния и двигательной активности детей;
- способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
При подборе материала для психологических уголков следует учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке. Поэтому в психологическом уголке условно можно выделить три зоны:
- зона саморегуляции и релаксации;
— зона повышения самооценки;
— зона развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Для каждой зоны подбирается соответствующий материал. Так, одним из элементов зоны релаксации является уголок уединения. Он должен быть небольшого размера и выглядеть как маленький домик, палатка, шатер, где ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу.
Также в психологическом уголке могут находиться мягкие подушки; фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями; телефон «Позвони маме»; груша для битья; мишени и мешочки с крупой для метания; набор бумаги для разрывания; «коврик злости» (нужно потопать по коврику и злость пройдет); стаканчики для крика; ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко); цветные клубочки пряжи разного размера (разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции); массажные мячи-«ежики»; мешочки настроений; сухие бассейны с различными природными наполнителями; водяные часы, самодельные настольные песочницы.
Многие дети нуждаются в повышении самооценки и уверенности в себе. Поэтому в уголках можно сделать «Дерево добра» или коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело и хорошие поступки.
Очень важной задачей является развитие коммуникативных навыков детей, их умения понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь, разрешать конфликтные ситуации. Поэтому в психологические уголки целесообразно помещать коммуникативные игры, например:
— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;
— «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.
Таким образом, организация в группах детского сада психологических уголков позволит создавать психологически комфортные условия для каждого ребенка. Благодаря специальному оборудованию и играм дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия и уверенного поведения.
Список литературы
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды / Под ред. И.А.Баевой: Учеб. пособие –М., 2017. – 65 с .
- Смолякова Е.Н. Организация психологических уголков в группе детского сада.//Воспитатель дошкольного учреждения. N 4 –2017. – 124 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-187101-1483635470.jpg)
Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
В статье раскрывается принцип построения развивающей предметно-пространственной среды с учетом духовно-нравственного наполнения личности ребенка....
«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119493-1550649841.jpg)
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-1378627-1642422507.jpg)
"Взаимодействие с родителями через организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ"
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1098144-1546507546.jpg)
«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды»
Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской Федерации, знающего историю и...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/03/picture-1512346-1709481551.jpg)
Взаимодействие с родителями через организацию развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Взаимодействие с родителями через организацию развивающей предметно-пространственной среды (РППС)...