ПРОЕКТ по экологии для детей старшего возраста «Сохраним природу»
проект (старшая группа)

Саният Гусейновна Гусейнова

ПРОЕКТ  «Сохраним природу»

 

«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша»

А.П. Чехов

Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека. Без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы в нашем селе и на Земле в целом, невозможно представить дальнейшее существование человечества.

Успешный человек – это, в первую очередь, здоровый человек, а здоровье немыслимо без чистого воздуха, прозрачной воды, экологически безопасных продуктов питания.

           Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств.

            Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении к ней.

            Актуальность выделенной проблемы обостряется тем, что часто дети растут в искусственной среде, оторванные от мира природы. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.

            Как показал опыт нашей работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к ней. Использование игровых приёмов, практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль, меняет отношение к природе. Появляется желание сберечь её красоту, т. е. зарождается действенная любовь к природе у детей дошкольного возраста.

ВИД ПРОЕКТА: познавательно – исследовательский

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (сентябрь – май)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети старшей группы (5-6лет), родители, педагоги

ЦЕЛЬ:

формировать экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, повысить экологическую культуру подрастающего поколения.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

- сформировать у детей дошкольного возраста умения и желания сохранять природу, и оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- создать условия для детей дошкольного возраста для наблюдений за природными объектами и явлениями;

- развивать познавательный интерес к миру природы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • организационный,
  • основной,
  • заключительный.

В нашей работе применялись разнообразные методы и приемы:

  • Непосредственно – образовательная деятельность по всем направлениям образовательных областей
  • Наблюдения
  • Эколого – познавательные досуги
  • Экологические сказки
  • Экологические акции

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

При работе над проектом привлекались семьи воспитанников. Так как мы считаем, что только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы использовали различные формы работы: консультации, беседы, папки – передвижки, совместные выставки, досуги.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Мы считаем, что в результате проделанной работы над проектом есть положительные результаты:

  • - сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети научились практическим действиям по охране природы;

- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          «Природа – не только великий учитель, она, прежде всего, еще и великий воспитатель» Сухомлинский В.А.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

            Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.            Таким   образом, при   системном, комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей.

            Наш проект   способен при   целенаправленной   деятельности   педагогов и родителей   помочь   детям осознать   себя «маленькими   волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Горькова Л.Г, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005
2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008 Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой.-М,2005
4. Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
5. Молодцова  Л.П.  Игровые экологические занятия с детьми. - Минск «АСАР», 2001.
6. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011
7. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева, С.Н.Николаева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство - пресс, 2003. - 319 с.
8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.                        
9. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2010. 
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2010
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.                    
12. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
18. Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду.- М: Мозаика-Синтез,2008
19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
20. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
21. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель,2011
22. Интернет-ресурсы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – игра по экологии для детей старшего возраста «Путешествие юных любителей природы»

Развитие познавательно - иследовательского интереса,умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях...

Проект по экологии для детей старшей группы «Береги природу!»

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесны...

Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к...

Проект по экологии для детей старшего возраста «Мы сажаем огород»

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым овощей на окне и пересадка в парники, разви...

Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я хочу дружить с природой»

Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.Срок реализации: долгосрочныйАктуальность проекта:  тема  проекта «Я хочу дружить с ...

Образовательный проект по экологии для детей старшего возраста «Покорми синицу зимой- вспомнит тебя весной.»

В данной методической разработке для педагога  решаются задачи по экологическому воспитанию и познанию окружающего мира. Цель проектной деятельности в работе с детьми старшего возраста: обогатить...