Валеологическое воспитание средствами музыкального искусства
материал

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 

 Валеологический потенциал занятий музыкальной деятельностью

 

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. По данным медицинской статистики количество детей с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

В последнее время наметилась тенденция возрождения в российских семьях и школах в средствах массовой информации интерес к здоровому образу жизни.

В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения[12].

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Анализ теоретических источников заявленной проблематики позволил нам сформулировать определение данному понятию.

Музыкально-валеологическое воспитание в образовательном  учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни[24].

Образовательные задачи:

1. Развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

2. Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения.

3. Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

1. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов.

2. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

2. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Система музыкально-валеологического воспитания включает в себя следующие направления:

1.Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий.

2. Музыкально-физкультурные досуги и развлечения.

3.Совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к ЗОЖ.

4. Взаимодействие со школой по валеологическому воспитанию[23].

Раскроем подробнее данные направления.

1. Музыкально-валеологические занятия (интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.

Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа педагогов.

2. Музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц. Досуги включают в себя: валеологические песни, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетна линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.

3. Эффективность музыкально-валеологической работы – это не только труд коллектива, но и отношение к музыкальному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование, проводимое в начале учебного года, помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные праздники, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций. Составляется  план работы, выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству со стороны образовательного учреждения.

4. Взаимодействие сохранения приемственности а работе по валеологическому воспитанию между ДОУ, школой и семьей включает в себя: взаимопосещение физкультурных занятий и уроков физкультуры; рекомендации педагогов ДОУ по психофизическому развитию выпускников; совместные педсоветы по данной теме. Для дошкольников организуют экскурсии в школу, совместные выставки рисунков на тему ЗОЖ, проводятся музыкально-валеологические викторины и развлечения, театрализованные представления, совместные турпоходы.

Рассмотрим пример раскрытия валеологического потенциала занятий музыкальной деятельностью:

На уроке музыки в общеобразовательной школе перед тем, как начать петь, необходимо подготовить голосовой аппарат, то есть распеть. Распевание является важной частью работы по воспитанию певческих навыков. Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрастным особенностям и уровню музыкального развития детей. Распевание состоит из упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенностью этих упражнений является то, что они имеют очень простое строение, быстро запоминаются и не отвлекают внимание учащихся. Практика показывает, что дети с помощью вокальных упражнений выразительнее поют, чисто интонируют несложные мелодии, сохраняя правильную осанку и дыхание. Дыхание является самым главным элементом в постановке голоса. Для того, чтобы добиться правильного и красивого звучания необходимо выполнять различные упражнения на дыхание. Чаще всего используют дыхательную гимнастику, самой популярной из которых является дыхательная гимнастика Стрельниковой. Но ее используют не только в качестве постановки голоса, но и в целях оздоровительной гимнастики, которая способствует снижению заболеваемости детей и взрослых.

Таким образом, дыхательные упражнения и распевание являются главными элементами здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

 

 Эффективность системы валеологического воспитания средствами музыкального искусства

 

Система музыкально-валеологического воспитания дошкольников и школьников включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу, следить за своим организмом, но и необходимо, чтобы с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Главным фактором развития здорового образа жизни является музыка. Ценностное отношение в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных упражнений, игр, песен.

При организации процесса слушания музыки часто проводят эмоциональный тренинг. Внимание детей привлекает выразительность музыкальных образов, характер произведения, его строение, ощущение и их влияние на состояние организма. Произведения для слушания выбираются соответственно образовательной программе. Например, при прослушивании произведения Брамса «Колыбельная» детей привлекает красивая мелодия, которая их успокаивает или наоборот, номер из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига «В пещере горного короля» создает впечатление таинственности.

Валеологические распевки подготавливают голосовые связки к пению. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М.Л.Лазарев, М.Ю.Картушина) и приятная мелодия поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке.

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Часто используют методику дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, которая способствует развитию правильного дыхания, улучшает здоровье.

Игра – любимый вид деятельности дошкольников и школьников. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они способствуют закреплению валеологических представлений, формированию мотивации здорового образа жизни.

Артикуляционная гимнастика направлена на подготовку правильного произнесения слов, активных движений органов артикуляции. Одним из элементов развития артикуляции является скороговорка. Скороговорка – это короткая фраза или стих для быстрого и четкого произношения. Существует большое количество скороговорок на разные буквы, которые укрепляют наш речевой аппарат. Например, всем известная скороговорка «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак…» - она способствует уреплению и четкому произношению звуков [р], [к]; или «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» - на произношение звуков [л], [р].

Речевые игры – одна из творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Использование речевых игр, сопровождающихся пением, позволяют детям с самого раннего возраста развивать: эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, чувство ритма, слух. Например, при игре на музыкальных инструментах добавляются жесты или движения.  Кроме того, формирование речи у детей идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.

Таким образом, внедрение системы музыкально-валеологического воспитания в общеобразовательное учреждение показывает, что музыка благоприятно для организма, она является одним из важных факторов духовного и физического развития ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пение, речевые игры, танцевальные элементы) на музыкальных занятиях помогают развитию музыкальных способностей, способствуют снижению заболеваемости простудами и ОРЗ, способствуют повышению творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologiya.docx77.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»     муниципального образования город-курорт Геленджик

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Музыкальный руководитель:                                                                         Кожевникова Т.Д.

                                                                                             

Геленджик, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………….………….6

1.1 Характеристика валеологического воспитания………………………......6

1.2 Особенности валеологического воспитания школьников……………....16

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………………..……..19

2.1 Валеологический потенциал занятий музыкальной деятельностью…...19

2.2 Эффективность валеологического воспитания средствами музыкального искусства……………………………………………………....……………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….……...……….……...……….28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………...38

ВВЕДЕНИЕ

Главным результатом  любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье является одним из главных показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология.

Одной из актуальных практических задач является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для людей путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков за счет средств музыкального искусства.

Проведенные в последние годы валеологические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья детей.  Первая из них связана с характером образовательного процесса. Вторая причина связана с неспособностью должным образом заботиться о собственном здоровье. (Вайнер Э.Н., Дубровский В.И., Колбанов В.В., Казначеев В.П.)

Важнейшей частью валеологического воспитания является музыкальное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности.

Противоречия данной темы:

Валеологическое воспитание и развитие является общей проблемой в государстве. В документах Министерства Образования вопросы здоровьесбережения поднимаются все чаще, но не достаточно учитываются в системе работы образовательных учреждений. Поэтому возникает проблема.

Проблема – поиск путей осуществления валеологического воспитания средствами музыкального искусства.

Цель – изучение возможностей осуществления валеологического воспитания на музыкальных занятиях.

Объект исследования – процесс музыкального образования

Предмет исследования –  содержание процесса валеологического воспитания средствами музыкального искусства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить источники по проблемам валеологического воспитания;

2. Рассмотреть теоретические и практические основы валеологического воспитания;

3. Выявить потенциал воспитания средствами музыкального искусства.

Методологической основой являются: концепции (Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ; Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ); теории валеологического воспитания (Э.Н.Вайнер, В.Н.Казначеев, В.В.Колбанов); основные положения педагогического музыкального образования о валеологическом потенциале занятий музыкальным искусством (Л.Н.Пичугина, Н.Н.Шаповалова).

 Методами исследования служат изучение и анализ педагогической

литературы, педагогическое наблюдение.

Практическая значимость курсовой работы: материалы курсового

исследования могут быть использованы статьями, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профилю «Музыкальное образование» в процессе изучения теории и методики музыкального образования, педагогической практики, музыкального воспитания детей в ДОУ.

Апробация материалов исследования осуществляется в ходе защиты

курсовой работы на семинарных занятиях по «Теории музыкального образования», выступления о результатах педагогической деятельности по валеологии в процессе прохождения аттестации педагогических работников.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения,

двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

1.1 Характеристика валеологического воспитания

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах[7].

Валеология – это наука о здоровом образе жизни, изучающая основные методы и способы укрепления здоровья. Педагогическая валеология – это наука, занимающаяся вопросами обучения и воспитания человека здоровому образу жизни. Главными понятиями педагогической валеологии являются: валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание.

Валеологическое образование обозначает процесс обучения, воспитания, развития о здоровом образе жизни. Валеологическое обучение представляет собой процесс знаний о здоровом образе жизни, о его сохранении и развитии. Валеологическое воспитание – это процесс осознанного, правильного отношения к своему здоровью.

Валеология предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

  1. 1. Системный подход.
  2. - Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально- волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.
  3. -Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
  4. 2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями, воспитателями, учителями.
  5. 3. Принцип "Не навреди!".
  6. -Предусматривает использование в валеологической работе только безопасные приемы оздоровления, апробированные тысячелетним опытом человечества.
  7. 4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитаниии признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  8. 5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: "Научился сам - научи друга".
  9. 6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру[12].
  10. Важно, чтобы учащийся усваивал элементарные валеологические знания; обладал некоторыми умениями и навыками самопознания, составления и осуществления собственных программ здоровья, оздоровления окружающей среды; сотрудничал с учителями и родителями по достижению оздоровительного эффекта любого школьного мероприятия.
  11. Что ребенок впитывает в себя с младенчества в семье, то мы и имеем к школе, и если ребенок болен, то обычно в школе эта проблема усугубляется.
  12. Школа взяла на себя огромную ответственность перед родителями и обществом не только за образование, но за просвещение в целом, за воспитание в ребенке чисто человеческих качеств, так остро востребованных в нашей: совести, разума, любви к природе и людям.
  13. Основной идеей валеологической работы в школе стало формирование отношения детей к природе не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных факторов. Установка на позитивное отношение к своему здоровью и жизнедеятельности помогает исключить формирование в памяти, а, как следствие, и в организме элементов, чуждых природе человека: страха, злости, ненависти, зависти, лицемерия. В результате у детей возникает уважение к собственному телу и организму, к собственным мыслям и поступкам. Ребенок учится понимать свое здоровье, как заслугу за свои поступки[12].
  14. Здоровью может научить только здоровый учитель. Речь идет и о создании среды, максимально оберегающей и укрепляющей в первую очередь здоровье ребенка, способствующей раскрытию его личных, уникальных  способностей и талантов. Цель одна - дать детям знания о том, как быть здоровым и не болеть, как жить не создавая себе проблем, а если они возникли, как выйти из данной ситуации, и как в конце концов не жить, чтобы выжить, а творить себя в этом мире и мир в себе.
  15. ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой. В соответствии с этой системой отношений валеологическая воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях, предлагаемых Мозоль Л.Н.:
  16. 1. "Я и мое здоровье". Резервы моего здоровья - мое богатство.
  17. 2. "Я и другие люди". Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребенка.
  18. 3. "Семья - древо жизни". Моя родословная. Моя роль в семье.
  19. 4. "Мальчики и девочки - чудо природы". Половые различия как основа мироустройства.
  20. 5. "Я и общество". Явления общественной жизни, социальные институты.
  21. 6. "Я и мир вещей". Уважительное отношение к творениям рук человеческих.
  22. 7. "Мир природы". Взаимодействие с природой как основа здоровья [15].
  23. Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
  24. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищеннности и безопасности. Как отмечает  Торопова А.В. важно, чтобы по мере освоения велеологической культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям[20].
  25. Следует помнить о том, что ребенок учится уверенности, вере, надежде и любви – это и является основой счастья и духовного здоровья человека.
  26. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравооохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
  27. Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий спортом, физической культурой  исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой и спортом используются разнообразные приемы, о которых говорилось выше.
  28. Одной из главных задач валеологического воспитания является  формирование основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.
  29. Как утверждает Колбанов В.В. не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению "внутреннего наблюдателя" в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению[12].
  30. Валеологическое воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.
  31. Важно, чтобы в процессе валеологического воспитания ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.
  32. Валеологическое воспитание предусматривает также формирование у ребенка понимания своей половой принадлежности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.
  33. Валеологическое воспитание служит укреплению семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.
  34. Валеологическое воспитание предполагает формирование понимания  основ взаимоотношений с природой. Развитие человечества привело к глобальным экологическим изменениям. Необходимо, чтобы среди жизненно важных факторов человека преобладали духовные ценности. И валеология является главным источником счастья,  который  представляет собой путь к духовности. Этот духовный источник счастья - в нас самих, это возможность саморазвития, самооздоровления.
  35. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Задача родителей и педагогов - создать ребенку условия для продвижения по этому пути. И в этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому взрослые должны сами воспринять философию валеологии и вступить на путь здоровья. В валеологическом воспитании действует правило: " Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести !".
  36. В процессе валеологического воспитания по мнению Смирнова Н.К.  ребенок должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья:
  37. - знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
  38. - уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
  39. - понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
  40. - знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
  41. - уметь правильно строить режим дня и выполнять его;
  42. - знать основные правила рационального питания с учетом возраста;
  43. - понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
  44. - знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
  45. - знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;
  46. - уметь составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;
  47. - знать, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;
  48. - знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
  49. - знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
  50. - уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
  51. - знать лечебные учреждения, профессии врачей- специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни, знать , почему необходимо посещать врача;
  52. - знать лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав, уметь использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний, уметь приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;
  53. - знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции;
  54. - знать особенности развития мальчиков и девочек, понимать значение самовоспитания в формировании личности мальчика и девочки;
  55. - знать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;
  56. - быть осторожным в общении со взрослыми незнакомыми людьми обоего;
  57. - уметь взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни[18].
  58. Эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания следует определять по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности[11].

Как утверждает Колбанов В.В., в  современных школах работа по валеологизации образовательного процесса строится по следующим направлениям:

- создание, поддержание и упрочнение у детей мотивации здорового образа жизни;

- включение в содержание образования информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;

- выбор форм, методов и средств учебного процесса в соответствии с валеологическими требованиями;

- формирование умений и навыков здравотворческой деятельности учащихся;

- создание благоприятной социо-культурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, формированию здоровья, предупреждению стресса и хронического утомления;

- создание оптимальных гигиенических условий в школе;

- помощь медицинской службе в оздоровительной работе и лечебно-профилактических мероприятиях для учащихся, имеющих хронические болезни[12].

Огромное значение имеет оздоровительно-валеологическая работа и целенаправленное физическое воспитание школьников, организуемое педагогами. Проблема валеологического образования – проблема государственная, комплексная.

Задачи учителей, уделяющих внимание валеологическому воспитанию заключаются в следующем:

1) валеологически правильно организовать учебно-воспитательный процесс, включающий чередование видов деятельности, физкультминутки, активный отдых на переменах, отдых для глаз, умелое использование наглядных и технических средств обучения. Все это способствует положительной мотивации учебной деятельности. Учитель, опираясь на знания в области психологии, физиологии человека, осуществляет индивидуальный подход к образованию учащихся;

2) обеспечивать необходимый температурный режим, правильное освещение в классных комнатах;

3) наблюдать за состоянием здоровья, самочувствием учащихся и обо всех его изменениях сообщать медицинским работникам.

Педагогическая практика показывает, что успех валеологического образования в школе достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы, как на уроках, так и во внеурочное время, как педагогами, так и родителями детей. Однако приоритетная роль все же отводится учителю, так как именно он может обучить школьников технике валеологических умений и навыков на уроках. Например:

- ознакомить учащихся с правилами культуры чтения и письма, формировать и закреплять гигиенические умения (правильная посадка, положение книг, тетради и т.д.);

- не допускать перегрузок учебным материалом, а также домашнии задания, не забывать о смене видов деятельности, проводить физкультминутки, способствующие снятию напряженности и утомления детей, организовывать игровую деятельность на уроках;

- наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях дается на уроках по изучению окружающего мира. Школьники учатся измерять температуру воздуха с помощью термометра, правильно организовывать свой режим дня, выполнять необходимые правила.

Большие возможности в процессе валеологического воспитания школьников содержит в себе игра. Так школьники с удовольствием принимают участие в различных играх.

Только сейчас интерес учащихся представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие ребенку возможности проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими детьми. Участие школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества. Кроме того, в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функцию ученика. То есть игра - это особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод их активности.

Исходя из вышесказанного при работе со школьниками необходимо подбирать такие формы игры, которые отвечали бы следующим требованиям:

- Иметь познавательное значение;

- Обеспечить мыслительную активность учащихся;

- Создавать условия для детского творчества;

- Формировать мотивацию на здоровый образ жизни.

1.2 Особенности валеологического воспитания школьников

Одной из важных проблем современного образования школьников в последнее время является вопрос о валеологическом воспитании подрастающего поколения. С появлением валеологических программ, валеологических курсов здоровью учащихся стало уделяться больше внимания. На уроках валеологии дети приобретают не только валеологические знания, умения и навыки, но и стараются применить полученную информацию в своей жизнедеятельности. Это способствует воспитанию ребенка, умеющего быть здоровым. Чтобы достичь данной цели необходимо при организации уроков валеологии учитывать возрастные особенности детей, их потребность в саморазвитии, игре, подражании. А также использовать на уроках валеологии различные методы и приемы, способствующие валеологическому воспитанию учащихся.

Одним из методов валеологического воспитания школьников является метод разработки проектов.

В педагогике метод разработки проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей[12].

Колбанов В.В. выделяет основные этапы работы:

  • целеполагание – выявление наиболее актуальной и посильной задачи на определенный отрезок времени;
  • разработка проекта – составление плана деятельности по достижению намеченной цели;
  • выполнение проекта – конкретное дело либо ряд практических шагов к намеченной цели;
  • подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов[12].

В ходе реализации проекта ребята придумывают эмблему, выбирают тему и цель проекта, определяют: какие книги они прочитают, к кому обратятся за советом и т.д. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему. Выполняя валеологические проекты, школьник делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности. (Приложение 1)

Еще одним методом воспитания здорового образа жизни является метод валеологического практикума.

Данная форма организации деятельности учащихся направлена на развитие и совершенствование валеологических умений и навыков. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и др. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ.

Предварительно педагог и родители должны подготовить необходимое оборудование. Учитель может помогать выполнять задания, показывать, как правильно их сделать. Здесь важно, чтобы каждый ребенок работал над заданиями, участвовал в обсуждении.

Занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. (Приложение 2)

Количество пунктов программы может быть увеличено по желанию ребенка. Участие школьников в данных мероприятиях способствует установлению их активной позиции в самосозидании и созидании экологически здоровой среды, в решении определенных задач изменения окружающего мира, показывает отношение воспитанников к валеологической деятельности как жизненно важному пути гуманистического преобразования мира[11].

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

2.1 Валеологический потенциал занятий музыкальной деятельностью

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. По данным медицинской статистики количество детей с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

В последнее время наметилась тенденция возрождения в российских семьях и школах в средствах массовой информации интерес к здоровому образу жизни.

В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения[12].

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Анализ теоретических источников заявленной проблематики позволил нам сформулировать определение данному понятию.

Музыкально-валеологическое воспитание в образовательном  учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни[24].

Образовательные задачи:

1. Развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

2. Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения.

3. Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

1. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов.

2. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

2. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Система музыкально-валеологического воспитания включает в себя следующие направления:

1.Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий.

2. Музыкально-физкультурные досуги и развлечения.

3.Совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к ЗОЖ.

4. Взаимодействие со школой по валеологическому воспитанию[23].

Раскроем подробнее данные направления.

1. Музыкально-валеологические занятия (интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.

Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа педагогов.

2. Музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц. Досуги включают в себя: валеологические песни, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетна линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.

3. Эффективность музыкально-валеологической работы – это не только труд коллектива, но и отношение к музыкальному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование, проводимое в начале учебного года, помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные праздники, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций. Составляется  план работы, выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству со стороны образовательного учреждения.

4. Взаимодействие сохранения приемственности а работе по валеологическому воспитанию между ДОУ, школой и семьей включает в себя: взаимопосещение физкультурных занятий и уроков физкультуры; рекомендации педагогов ДОУ по психофизическому развитию выпускников; совместные педсоветы по данной теме. Для дошкольников организуют экскурсии в школу, совместные выставки рисунков на тему ЗОЖ, проводятся музыкально-валеологические викторины и развлечения, театрализованные представления, совместные турпоходы.

Рассмотрим пример раскрытия валеологического потенциала занятий музыкальной деятельностью:

На уроке музыки в общеобразовательной школе перед тем, как начать петь, необходимо подготовить голосовой аппарат, то есть распеть. Распевание является важной частью работы по воспитанию певческих навыков. Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрастным особенностям и уровню музыкального развития детей. Распевание состоит из упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенностью этих упражнений является то, что они имеют очень простое строение, быстро запоминаются и не отвлекают внимание учащихся. Практика показывает, что дети с помощью вокальных упражнений выразительнее поют, чисто интонируют несложные мелодии, сохраняя правильную осанку и дыхание. Дыхание является самым главным элементом в постановке голоса. Для того, чтобы добиться правильного и красивого звучания необходимо выполнять различные упражнения на дыхание. Чаще всего используют дыхательную гимнастику, самой популярной из которых является дыхательная гимнастика Стрельниковой. Но ее используют не только в качестве постановки голоса, но и в целях оздоровительной гимнастики, которая способствует снижению заболеваемости детей и взрослых.

Таким образом, дыхательные упражнения и распевание являются главными элементами здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

2.2 Эффективность системы валеологического воспитания средствами музыкального искусства

Система музыкально-валеологического воспитания дошкольников и школьников включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу, следить за своим организмом, но и необходимо, чтобы с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Главным фактором развития здорового образа жизни является музыка. Ценностное отношение в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных упражнений, игр, песен.

При организации процесса слушания музыки часто проводят эмоциональный тренинг. Внимание детей привлекает выразительность музыкальных образов, характер произведения, его строение, ощущение и их влияние на состояние организма. Произведения для слушания выбираются соответственно образовательной программе. Например, при прослушивании произведения Брамса «Колыбельная» детей привлекает красивая мелодия, которая их успокаивает или наоборот, номер из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига «В пещере горного короля» создает впечатление таинственности.

Валеологические распевки подготавливают голосовые связки к пению. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М.Л.Лазарев, М.Ю.Картушина) и приятная мелодия поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке.

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Часто используют методику дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, которая способствует развитию правильного дыхания, улучшает здоровье.

Игра – любимый вид деятельности дошкольников и школьников. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они способствуют закреплению валеологических представлений, формированию мотивации здорового образа жизни.

Артикуляционная гимнастика направлена на подготовку правильного произнесения слов, активных движений органов артикуляции. Одним из элементов развития артикуляции является скороговорка. Скороговорка – это короткая фраза или стих для быстрого и четкого произношения. Существует большое количество скороговорок на разные буквы, которые укрепляют наш речевой аппарат. Например, всем известная скороговорка «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак…» - она способствует уреплению и четкому произношению звуков [р], [к]; или «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» - на произношение звуков [л], [р].

Речевые игры – одна из творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Использование речевых игр, сопровождающихся пением, позволяют детям с самого раннего возраста развивать: эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, чувство ритма, слух. Например, при игре на музыкальных инструментах добавляются жесты или движения.  Кроме того, формирование речи у детей идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.

Таким образом, внедрение системы музыкально-валеологического воспитания в общеобразовательное учреждение показывает, что музыка благоприятно для организма, она является одним из важных факторов духовного и физического развития ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пение, речевые игры, танцевальные элементы) на музыкальных занятиях помогают развитию музыкальных способностей, способствуют снижению заболеваемости простудами и ОРЗ, способствуют повышению творческого потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье детей  школьного возраста социально зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. В нашей работе нашли отражение две оздоровительно – развивающие линии: развивающие формы оздоровительной работы, приобщение детей к физической культуре. Мы исходим из представлений о ребенке, как целостном организме, посреднике и преобразователе значимых для него природно- и социально-экологических связей. Образовательно-оздоровительный эффект усматривается нами в воспитании у ребенка способностей регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности, которая носит творческий характер. Формирование валеологической культуры ребенка предполагающих решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья ребенка, совершенствование его душевного развития и защитных свойств, улучшение органической и умственной работоспособности.

2. Воспитание у детей личной физической культуры, вооружение первоначальными знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, воспитание чувства заботы о своем здоровье и привычки к здоровому образу жизни.

3. Обеспечение душевного и психологического благополучия, комфортного состояния, связанного с двигательной деятельностью, расширение возможностей ребенка в освоении окружающего мира.

Задачами валеологического воспитания школьников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего "Я", возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек. Эти задачи реализуются во время проведения валеологических занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений.

Формы работы варьируются: проводятся викторины, экскурсии на природу, приобщаются к работе родители, большое внимание уделяется индивидуальным интересам детей. Одним из основных компонентов валеологического образования является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности

Основная задача здоровьесберегающей педагогики – такой режим труда и отдыха школьников, при котором у детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего периода занятий. Решить эту задачу невозможно без правильной организации условий внешней среды.

Музыкально-валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их здоровья с целью формирования личности ребенка.

Использование приемов валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников: Автореферат дис.канд.пед.наук, Екатеринбург, 1998 С.18-20
  2. Апанасенко Г.Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология.  2015.  N 2.  С.9–15.
  3. Баранов А.А. Окружающая среда и здоровье // Педиатрия. 2014. N 5.  С.5-6.
  4. Барышева Н.В. и др. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учебное пособие. – Самара, 2011, С.77-78
  5. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учебник. - СПб.: Водолей, 2013. С.558
  6. Брадик Г.М. Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании подростков: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2010, С.13-14
  7. Вайнер Э.Н. Валеология М.: Флинта: Наука, 2008 С.3-15
  8. Гундаров И.А., Полесский В.А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.  СПб., 2013. С.25-32.
  9. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. М.: ФЛИНТА; RITORIKA-A, 2015. С.559
  10.  Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. Москва, 2008, С.3-18
  11. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. Новосибирск, 2013, С.5-13, 20-24, 36-39
  12. Колбанов В.В. Валеология. М.: Изд-во Просвещение, 2011, С. 5-18, 31-38
  13. Кузнецов Е.Д. Новая валеология нового времени. Тюмень: Истина, 2012, С.219
  14. Лощилов В.И. Введение в валеотехнологию. М.: Аллегро-Пресс, 2014, С.173
  15. Мозоль Л.Н. Методическая разработка на тему «Я и мое здоровье», 2014
  16. Морозов Н.Ф. Законы Природы и здоровье человека: (Мысли вслух). М.: Прометей, 2012, С.192
  17. Новолодская Е.Г. Организация валеологической деятельности младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012.  №11 С.27-36
  18. Смирнов Н.К. Валеология. 2-е изд., перераб. М., 2015, С.67
  19. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования, М.: ФЛИНТА, 2010, С.122
  20. Торохова Е.И. Валеология: Словарь., М.: ФЛИНТА; Наука, 1999, С.241
  21. Федеральный закон №323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»( от 21.11.2011г.)
  22. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ
  23. Федосеева М.А. Развитие социального интеллекта у детей в музыкальной деятельности, М., 2015, С. 57-62
  24. Чмиленко В.И. Валеология: Учеб. Пособие, М., 2011, С. 15-20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1. Мысли о здоровье.

Цель проекта – составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью учителя работают с литературными источниками. Собранный материал может быть оформлен в виде стенда, помещен в классный уголок здоровья.

Работу по данному проекту можно расширить и составить "Книгу о здоровье". Дети дополняют ее стихами, загадками, песнями, частушками, ребусами валеологического содержания, которые находят в детских книгах, журналах, а также сочиняют сами.

2. Валеологическая сказка.

Дети выбирают из различных литературных источников сказки валеологического содержания, например, К. Чуковского "Доктор Айболит", "Мойдодыр", "Федорино горе" и др. Организуется сказочный утренник. Следующая часть работы – сочинение собственных сказок или придание известным сказкам валеологического оттенка. Например, дети рассказывают, как Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка делали каждое утро зарядку и без труда вытянули репку и т.п. Учащиеся по очереди представляют свои сказки. Можно оформить классную "Книгу сказок о здоровье", газету "Сказочное путешествие в страну Здоровья" и др.

3. Мой дом – мой друг.

Детям предлагается совершить своеобразную экскурсию по собственному дому и оценить, каковы в нем условия для поддержания здоровья. Начинается экскурсия с рабочего места: определяется соответствие высоты стола и стула росту ребенка, порядок на столе, освещенность. Рассматривается соблюдение режима проветривания комнаты, поддержание чистоты. В ванной комнате предусматривается наличие необходимых туалетных принадлежностей – личного полотенца, зубной щетки, расчески и др. И конечно, оценивается безопасность в доме: исправность электроприборов, водопроводных кранов и т.д.

По итогам экскурсии ребенок заполняет таблицу.

Таблица 1 – Экскурсия по моему дому

Мой дом

Первая экскурсия

Вторая экскурсия(через 2 недели)

Мое рабочее место

Освещение рабочего места

Спортзал в комнате

Мое участие в поддержке чистоты

Туалетные принадлежности

Безопасность

Оценка производится по пятибалльной системе.

Можно предложить детям оформить у себя дома "уголок хорошего настроения", где их будут окружать любимые игрушки, книжки, поделки, рисунки, сюрпризы от мамы и папы.

В результате подобной работы учащиеся осознают необходимость оздоровления своего дома, воспринимают его как одухотворенное пространство, как друга, который всегда защитит их и позаботится о них.

4. Делу – время, потехе – час.

Цель проекта – научиться правильно распределять рабочее и свободное время, составлять свой режим дня.

Проект выполняется индивидуально. Предлагается оценить свое умение в организации рабочего времени, использовании времени на уроке, для приготовления домашних заданий. Ребенок вместе с родителями составляет варианты режима дня (с учетом выполнения творческих работ, чтения книг, прогулок, посещения кино, театра, выставок и т.д., занятий в музыкальной, художественной, спортивной школах, кружках и т.д. – смотря какие интересы у ребенка). В течение некоторого времени (например, месяц) ученик проверяет эффективность выбранного им варианта режима дня, отмечает плюсы и минусы своей жизнедеятельности.

Следующий этап – дети представляют свои варианты распорядка дня, делятся впечатлениями о том, как режим повлиял на их жизнь, какие качества помог выработать, какие трудности пришлось преодолеть и т.д.

Затем может быть организована творческая работа – выделяются общие направления в режиме дня (утренний туалет, занятия в школе, приготовление уроков и др.), к ним подбираются рисунки – делается красочное оформление кадров для рисованного фильма, плаката для стенда, книжки-раскладушки и т.д.

5. Начни с зарядки.

Цель проекта – "зарядить себя". Ребенок вместе с родителями составляет комплекс упражнений для утренней гимнастики на каждую неделю месяца для работы всех групп мышц. Выполняют эти упражнения всей семьей.

Второй этап – дети показывают свои комплексы упражнений, оценивают их эффективность. Затем выбираются наиболее понравившиеся детям упражнения для выполнения утренней гимнастики всем классом, для уроков физкультуры, для физминуток на уроках.

6. Пить и курить – здоровью вредить.

Дети, работая в группах, находят сведения о влиянии алкоголя, курения и наркотиков на здоровье человека, конкретные данные об их вреде для детского организма. Срисовывают из журналов или сами придумывают плакаты, призывающие к борьбе с этими явлениями.

Следующий этап – организуется устный журнал ("круглый стол" или любое другое мероприятие) по данной актуальной теме.

7. Фотовыставка здоровья.

Проект для начинающих фотографов. Дети в группах выполняют творческую работу – составляют альбом, газету, плакат и т.д., куда помещают фотографии из газет и журналов, а также собственные фото, на которых дети и взрослые занимаются оздоровлением (ходят на лыжах, собирают лекарственные травы, обливаются холодной водой и т.п.).

Придумываются серьезные и забавные подписи к фотографиям, стихи, афоризмы. Затем проводится защита (представление) каждой группой своей работы.

8. Валеологическая профессия.

Перед детьми ставится цель: узнать о профессиях, которые можно считать валеологическими, т.е. связанными со здоровьем, его восстановлением, развитием, сохранением. Сюда можно отнести профессии врача, фармацевта, массажиста, тренера спортивной секции и др. Проводятся встречи с людьми этих профессий.

Второй этап – защита профессии. Учащиеся, работая в группах, представляют доказательства валеологичности выбранной ими профессии: рассказы, фото, рисунки, стихи и т.д., т.е. организуют творческую "презентацию" профессий. Группа учеников-экспертов должна предложить вопросы, примеры, ставящие под сомнение выдвинутые утверждения. Для поддержания дискуссии выбираются наиболее известные детям профессии, например, детский врач, учитель, садовник, дворник, аптекарь.

9. Будем стройными.

Первый этап – учащиеся узнают у родителей, учителя физкультуры, в книгах и журналах об особенностях правильной осанки, причинах искривления позвоночника и мерах его предупреждения. Дети знакомятся с некоторыми упражнениями по поддержанию осанки и выполняют их дома.

Второй этап – демонстрация гимнастических упражнений по выработке правильной осанки, оценивание их эффективности, отбор для выполнения на занятиях по физической культуре, на переменах, физминутках на уроках.

10. Зоркие глаза.

Реализация проекта предусматривает знакомство учащихся с гимнастикой для глаз, особенностями влияния того или иного цвета на настроение, самочувствие, работоспособность.

Следующая часть работы – использование на уроках и переменах тренажеров для глаз (по методике В.Ф. Базарного), цветооздоровления, выполнение гимнастики для глаз.

11. Здоровое дыхание.

Цель проекта – познакомить детей с разными видами дыхательной гимнастики, ее влиянием на функционирование человеческого организма. Затем отбираются наиболее приемлемые для школьников упражнения (например, гимнастика Стрельниковой) и используются в учебном процессе.

12. Улучшаем память.

Детям предлагается узнать, какие выделяют виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная) и какие упражнения помогают улучшить память.

Второй этап – рассказы детей о видах памяти, демонстрация упражнений. Затем каждый ребенок, определив преобладающий у него вид памяти, составляет собственную программу мероприятий по улучшению памяти.

13. Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Учащиеся узнают у родителей, ищут сведения в литературных источниках о закаливании, его роли в сохранении и развитии здоровья человека, формах и средствах закаливания. Можно организовать работу в группах – каждая из них готовит сообщение о какой-либо форме закаливания (босохождение, принятие солнечных и воздушных ванн, водные процедуры), подбирает для нее яркое эмоциональное название, иллюстративный материал и оформляет газету, уголок здоровья, кадры учебного рисованного фильма и др.

Затем организуется творческое представление разных форм закаливания. Работу можно дополнить составлением детьми индивидуальных программ самооздоровления.

14. Азбука здоровья.

Цель проекта – как можно больше узнать о витаминах (откуда они берутся, как были открыты, на какие группы делятся, в каких продуктах содержатся, за какие процессы в организме отвечают и т.д.).

Следующий этап – творческая "презентация" витаминов. Это может быть утренник, устный журнал и др. Дети выполняют творческие работы по оформлению собранного материала.

15. Зеленая аптека.

Цель проекта – познакомить детей с целебными растениями, их свойствами, правилами сбора и хранения. Выяснить, какие из них растут в данной местности.

Второй этап – составить и оформить "рецепты здоровья" по использованию лекарственных растений. Можно организовать утренник с театрализованным представлением, фитобаром, чтением стихов, песен, разгадыванием загадок, ребусов о лекарственных растениях и др.

16. Осторожно – ядовито.

Ставится цель – узнать о ядовитых растениях и грибах (их внешний вид, место произрастания, отличительные признаки, симптомы при отравлении, действие на организм человека, способы лечения).

Затем организуется знакомство с этими растениями и грибами. Дети выступают с докладами. Могут быть оформлены памятки.

17. Домашний ботанический сад.

Цель проекта – узнать о комнатных растениях (почему они так называются, история их происхождения, особенности ухода за ними, влияние на организм человека).

Следующий этап – дети представляют свои доклады с показом растений и способов ухода за ними. Можно оформить альбом о комнатных растениях.

18. Вдыхай бодрящий аромат.

Детям предлагается узнать о воздействии запахов на самочувствие человека. Учащиеся занимаются самонаблюдением – вдыхают запахи различных растений и описывают свои ощущения (лавровый лист – пряный, чай – суховатый, теплый, мята – прохладная и т.д.). Находят сведения о стимулирующем и угнетающем воздействии ароматов на организм человека, роли фитонцидов в оздоровлении воздуха и т.д.

Затем идет обсуждение собранного материала, выбираются варианты использования ароматов во время учебных занятий, на переменах.

19. Тропа здоровья.

Цель – разработать маршрут в природе с остановками оздоровительного характера (на пришкольной территории, в ближнем сквере, парке и т.д.), придумать занимательные названия для остановок, содержание деятельности, которая будет предложена детям на той или иной из них. Например: стадион "Движение – жизнь" предполагает проведение подвижных игр, гимнастических упражнений и т.д.; клумба "Цветочный хоровод" – зрительное созерцание, вдыхание ароматов, обсуждение воздействия цвета на самочувствие человека и т.д.; остановка "Солнце, воздух и вода – наши верные друзья" – обсуждение правил закаливания, принятие солнечных и воздушных ванн, босохождение и т.д.

20. День здоровья.

Цель проекта – придумать особенности проведения Дня здоровья в классе, школе, городе, составить программу мероприятий.

Второй этап – обсуждение предложений и их возможной реализации.

Организация Дня здоровья в классе.

Варианты валеопроектов учитель может придумывать сам, в содружестве с детьми и родителями. Объединяя проекты, можно составить валеопрограммы для внеклассной работы по годам обучения, например:

1-й класс – "Что такое здоровье": включает проекты по выделению компонентов здоровья, по предупреждению вредных привычек;

2-й класс – "Творим свое здоровье": проекты по ознакомлению с формами и средствами закаливании, системами оздоровления;

3-й класс – "Мое здоровье – здоровье других людей – здоровье природы": проекты практического направления – изучение экологического состояния различных объектов, организация трудовых операций, экологических патрулей и рейдов, знакомство с деятельностью учреждений по охране природы и здоровья людей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1. Чистые руки:

– показать, как правильно мыть руки;

– доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

2. Здоровые зубы:

– показать на рисунке последовательность чистки зубов;

– почистить зубы щеткой и пастой;

– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские "Чебурашка", "Я сам", "Мое солнышко", "Дракоша" и др.);

– составить памятку "Что любят наши зубы", "Вредно для зубов".

3. Красивые ногти:

– показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;

– правильно подстричь ногти на руках;

– порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

4. Внешний вид:

– выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;

– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

5. Рабочий стол:

– расставить предложенные предметы (лампу, игрушку, карандашницу, вазочку и т.д.) на рабочем столе, убрать лишние и объяснить, почему ты выбрал именно эти предметы, рассказать об их назначении;

– доказать, почему предметы должны лежать (стоять) именно так, необходимость соблюдения порядка на рабочем столе;

– показать, как нужно сидеть за рабочим столом, писать, читать.

6. Домашний стадион:

– продумать, какие спортивные принадлежности можно включить в домашний стадион, нарисовать их.

7. Культура питания:

– обсудить правила рационального питания (сыроедение, сбалансированность, разнообразие и др.);

– организовать "презентацию" блюд – придумать для них оригинальные названия, украсить, рассказать о полезности и т.д.;

– показать, как красиво сервировать стол;

– показать, как правильно сидеть за обеденным столом, как пользоваться столовыми приборами.

8. Первая помощь:

– потренироваться (на себе, друг на друге, на кукле) в оказании первой медицинской помощи при: солнечном ударе, обморожении, порезе, ушибе, ожоге, укусе насекомого, носовом кровотечении.

9. Правила здоровьетворения:

– систематичность (заниматься закаливанием ежедневно, постепенно увеличивая воздействие, длительность процедур);

– психологический настрой (настроить себя на оздоровление, осознать его необходимость) и др.

10. Движение – жизнь:

– составить программу двигательного режима на день (правила движения), например: утренняя зарядка, пешая прогулка до школы, гимнастика до начала занятий и т.д.;

– доказать ее эффективность;

– вспомнить пословицы, поговорки о необходимости (значении) движения для организма человека.

11. Активный отдых:

– составить программу организации своего свободного времени (на месяц), включая как можно больше направлений, например: что почитать, какие телепередачи посмотреть, семейные походы (на природу, на выставку, в зоопарк и др.), какие поделки смастерить, в каких мероприятиях принять участие (новогодняя елка, КВН и др.) и т.д.

12. Уметь отказаться:

– проиграть ситуации, когда нужно грамотно, с достоинством отказаться от предложения, например:

а) давай закурим;

б) попробуй наркотик, это очень приятно;

в) ты уже большой и можешь попробовать вино (пиво, водку и др.);

г) ты всегда должен показывать свою силу, особенно перед слабыми и маленькими, и др.

13. Я и мое здоровье.

Составить программу собственного здоровьетворения на определенное время (на месяц, четверть), включая различные мероприятия по самонаблюдению, саморегуляции и самооздоровлению, например:

1. Меня зовут________, мне___лет.

2. Я предрасположен(а) к заболеваниям___(у меня хронические заболевания).

3. Я оцениваю уровень моего здоровья как______(слабое, среднее, отличное).

4. Для поддержания своего здоровья я решил(а) заняться закаливанием:

– буду принимать воздушные ванны, начну с температуры воздуха____;

– постараюсь заняться водолечением, буду принимать контрастный душ и обливаться водой, начну с температуры воды_______и т.д.

5. Для профилактики некоторых заболеваний:

– буду пить кефир (минеральную воду) для нормальной работы желудка и кишечника;

– буду есть лук и чеснок во время эпидемий гриппа для уничтожения микробов;

– буду принимать витамины для поддержания активности и пить соки (ягодные, овощные, фруктовые) и т.д.

6. Вместе с родителями я занимаюсь:

– лечебной физкультурой (ритмической гимнастикой, дыхательной гимнастикой и др.);

– совершаем лыжные прогулки;

– ходим в бассейн и т.д.

7. Анализ результатов:

– мои выводы_________________;

– мнение учителя______________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Материалы содержат  отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию.  Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Мастер-класс «Социально-коммуникативное развитие и воспитание средствами музыкального искусства»

Применение практических приёмов музыкального искусства, используемого в театральной деятельности, как составляющая часть  социально-коммуникативной образовательной области,  с учетом ФГОС....

Экологическое образование и воспитание. Формирование экологической культуры средствами музыкального искусства.

Статья освещает проблему экологического воспитания дошкольников  в современных условиях и влияние музыки  на успешное усвоение детьми дошкольного возраста экологических знаний...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства.

Описывается музыкальная деятельность в ДОУ, где проходит духовно-нравственное воспитание детей....