Познавательно-игровая программа "Здоровым быть здорово!"
план-конспект занятия

Здорова Галина Анатольевна

Данное мероприятие разработано и проводится в контексте реализации авторской программы по способствованию воспитания осознанного понимания личной и общественной значимости здорового образа жизни «Азбука здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovym_byt_zdorovo.docx517.95 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровая программа для разновозрастной группы детей с ОВЗ

 «Здоровым быть здорово!»

Разработала: Здорова Г.А.,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБУ НСО «ОЦДК»

Аннотация

Данное мероприятие разработано и проводится в контексте реализации авторской программы по способствованию воспитания осознанного понимания личной и общественной значимости здорового образа жизни «Азбука здоровья».

Представленный материал может быть использован в профессиональной деятельности воспитателями, учителями начальной школы, руководителями продлённых групп, гувернантками, вожатыми при организации и проведении мероприятий по ЗОЖ. Например: «Минутки здоровья», классные часы, викторины, диспуты, проекты, ориентированные на формирование у ребенка убеждения в необходимости здорового образа жизни.

Задачи:

  • формировать у детей установки на здоровый образ жизни;
  • способствовать формированию ответственного и бережного отношения к своему здоровью;
  • прививать практические навыки ЗОЖ.

Предварительная работа:

  • беседы о здоровом образе жизни;
  • занятия по программе «Азбука здоровья» (авторской);
  • подготовка необходимого наглядного и дидактического материала, а также соответствующего музыкального сопровождения.

Оборудование:

  • магнитофон или мультимедийная установка;
  • магнитная доска с магнитами;
  • карточки «Умный», «Сильный», «Здоровый»;
  • знаки – составляющие ЗОЖ (приложение);
  • конверт с письмом от «Карлсона»;
  • конверты с изображениями полезных и вредных продуктов питания на каждую участвующую группу;
  • контейнер – 2 шт.
  • обруч;
  • муляжи «Овощи», «Фрукты»;
  • швабра – 2шт.;
  • комочки из скомканной бумаги – 4/6 шт.

Сценарий программы

Сбор детей - музыкальная заставка: песня «Ты ведешь здоровый образ жизни»

Организационный момент

Музыкальная игра с движением «Собрались мы в этом зале» - сели

Ведущая: Здравствуйте, ребята, … кстати, кто из вас может сказать, что означает слово «здравствуйте» (ответы детей)

- Если здравствуй, ты сказал, ты здоровья пожелал.

Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

-Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Я очень рада нашей с вами встречи. Хочу сказать, что вы сегодня особенно красивы: такие здоровые, статные, с хорошим настроением, и никто не болеет. Верно? (Ответы детей). Мне хочется, чтобы эта красота оставалась у вас надолго. Что же для этого нужно сделать? Думаю - сохранить своё здоровье! Согласны? (Ответы ребят). Ребята, скажите, здоровье – это хорошо иди плохо? (Ответы детей)

- Конечно, хорошо! Здоровье - это одна из главных ценностей человеческой жизни. Здоровье не купишь ни за какие деньги.

-  Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги, самые главные боги Древней Греции. С огромной высоты горы Олимп наблюдали они за людьми и очень часто вмешивались в жизнь простых смертных. Они постоянно думали каким должен быть человек.  Один из богов говорил: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий: «Человек должен быть умным».

 «Но, если всё это будет у человека, он будет подобен нам» - сказал другой. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы    его спрятать? Одни предлагали спрятать   здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека»

- Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

-  Выходит, здоровье-то спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе … в каждом из нас. Но, к сожалению, многие люди болеют и очень часто от того, что не знают основных секретов, как можно сохранить свое здоровье. И мы сейчас с вами все эти секреты раскроем!

1. Знай себя (Знай свой организм и тело)

- Все люди разные. Каждый из нас – единственный и неповторимый. И нигде, на нашей огромной земле не найдется точно такого же мальчика или девочки. Но, есть у всех нас много общего!

Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени, есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!


Чтение стихотворения сопровождается показом называемых частей тела.

Блиц-опрос

  • У птиц – перья, у человека …… (волосы)
  • Какого цвета кровь? (Красного)
  • Какой орган нашего тела принимает звуковые сигналы? (Ухо)
  • Метка на теле человека, это что? (Родинка, бородавка, родимое пятно)
  • Кто всему голова? (Мозг)
  • Есть в организме человека удивительная мышца, она участвует в пережевывании пищи, прикреплена к нашему телу только с одной стороны. Что это? (Язык).

- Вот мы с вами и сделали первый шаг к открытию секретов здоровья - невозможно быть здоровым, если не знать свой организм, своё тело. (Выставляется знак)

2. Занимайся спортом.

Ведущая: Есть такая половица: «Движение-это жизнь!» Что она означает? (Ответы детей). Совершенно верно. Человек, который мало двигается, быстро стареет и дряхлеет. Итак, для того, чтобы быть здоровым, нужно заниматься…спортом. 

- Правильно – спортом, физкультурой, или, хотя бы делать гимнастику по утрам. Все наши дети делают зарядку? Сейчас проверим. Разминка.

Музыкальное сопровождение – «Все стараются, спортом занимаются»

Вызываются дети по группам. Мальчики отжимаются, девочки демонстрируют умение прыгать на скакалках.

- Посмотрим, сколько силы стало в ваших руках (проверяют сами). Добавилось? Сразу видно, «силушка по жилушкам огнем бежит».

Сила укрепляет здоровье человека!

Крепится человек – крепче камня

Ослабнет – слабее воды!

3. Свежий воздух (Режим дня)

Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы, дышим он, и я, и ты.

- Давайте проверим, так ли это.

Опыт: Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Вопрос: Что вы чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? (Ответы детей) - Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.  А откуда в воздухе появляется кислород? Правильно, ребята, воздух, богатый кислородом, – это чистый воздух! Где находится чистый воздух? (На улице)

Позабудь ты про компьютер.

Марш на улицу гулять.

Ведь полезней для здоровья

Свежим воздухом…дышать

- Вот и следующий секрет здоровья! Конечно! Об этом даже знает герой известного мультфильма. Какой мультипликационный мальчик стремился к жизни в деревне? (Дядя Федор в «Простоквашино».)

- Секрет здоровья и правило жизни: просто необходимо находиться на свежем воздухе, трудиться, чередовать труд, учебу и отдых. Т.е. – соблюдать режим дня. (Выставляется знак)

4. Правильное питание

Ведущая: Есть еще одно правило, которое надо соблюдать, чтобы быть здоровым, но о нем совсем забыл Винни-Пух, находясь в гостях у кролика. Какое?  - Не передай! Знай меру!

- Вот-вот, как раз о правильном питании. У меня в руках конверт, а в нем письмо, которое мы сейчас прочитаем.

«3драствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон».

-Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Быстро ли он вылечится, если будет питаться такими продуктами? (Ответы детей)

- Получается, что не всякая пища полезна для здоровья. В чем разница между вкусной и здоровой пищей? (Ответы детей)

Задание: «Собираем для Карлсона посылку». 

Оборудование: картинки с продуктами питания, включая вредные. Маленькие столики (можно заменить стульями) по количеству групп. 

Задача детей: отобрать «полезную пищу». Затем следует обсуждение.        

Музыкальное сопровождение «Песенка о здоровом питании».

Вот мы и узнали следующий секрет здоровья – правильное питание. (Выставляется знак). Фрукты и овощи полезны для здоровья? Конечно, в них содержится наибольшее количество витаминов. Вот сейчас мы и будем собирать урожай этих полезных продуктов питания!

Эстафета «Сбор урожая» (Овощи и фрукты)

Оборудование: 1 обруч и 2 контейнера (в обруче – общий урожай фруктов и овощей, два контейнера – склады для овощей и фруктов отдельно, муляжи овощей и фруктов).

Задача: рассортировать урожай из общего склада по отдельным контейнерам: овощей и фруктов.

Музыкальное сопровождение: песни «Воспи-пи-питание», «О здоровом питании».

Ход игры: все сидят на своих местах. Движение детей происходит по очереди, от краёв к центру. Один подбегает к «общему складу» берет овощ (фрукт) относит его в соответствующий контейнер, возвращается на место и хлопком по руке следующего ребенка передает эстафету.

5. Гигиена

- Итак, и фрукты и овощи очень полезны для нашего здоровья? А я знаю одного мальчика, который очень любит кушать овощи. Как вы думаете, это хорошо? Верно, ведь овощи очень полезны. Ел он огурец, и огуречное семечко застряло между зубов. Потом помидорное семечко застряло. И тыквенное. И арбузное. И стал у мальчика не рот, а целый огород (демонстрация).

- Почему у мальчика во рту вырос огород? (Потому что он не чистил зубы).

- Правильно, ребята! Просто необходимо ухаживать за полостью рта.

Игра «Скажи правильный ответ»: каждой группе задается вопрос:

1 группа: - Сколько раз мы чистим зубы в день? Мы чистим зубы дважды в день.

2 группа: - Какие зубы надо чистить? Чистим зубы все подряд.

3 группа: - Как мы чистим зубы? Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.

Дошкольники: - С помощью, каких предметов мы чистим зубы? Щеткой с пастой.

3 группа: - Сколько минут положено чистить зубы?

Всем: - А в заключении? Язык почистим.

- Что еще нам осталось сделать? Рот осталось сполоснуть.

- Процедура ухаживания за зубами относится к личной гигиене. Ребята, а только ли во рту могут поселиться микробы (ответы детей).

- Что нужно делать? Как с ними бороться? (Ответы детей: мыть руки, ноги; принимать душ).

- Все верно. Очень важно, как можно быстрее смыть грязь, попавшую на кожу. Быть грязным это не только опасно для здоровья, но и некрасиво. Грязные люди неприятно пахнут!

- Вспомните от какой героини сбежала вся посуда? (Федоры) Почему? (Ответы детей)

Правило: необходимо соблюдать личную гигиену и содержать окружающие вещи и предметы в чистоте и порядке. (Выставляется знак)

Игра «Чистюли»

Вариант «А» – с предметами личной гигиены

Перед командами, на стульях, лежат 15-20 предметов: книга, игрушки, вилка, носовой платок, мыло, фломастер, щётки, будильник, конфеты, расчёска и т.д.

Задача детей: собирать походный набор предметов личной гигиены. Приглашается по 1 человеку от группы.

Вариант «Б» – эстафета «Уборка помещения» 

- Сейчас мы наведем порядок в нашем зале. 

Оборудование: 2 швабры, 3-5 предметов, исполняющих роль мусора – пластиковые крышки от бутылок, шашки или скомканные листы бумаги.

Задача: при помощи швабры переместить шашки «мусор», от старта до финиша и обратно, передать эстафету по уборке следующему. Все сидят на своих местах. Движение происходит по очереди, от краёв к центру.

6. Датчик настроения

- Что ж, все молодцы! Вот они: главные правила к сохранению своего здоровья (внимание детей обращается к магнитной доске, на которой выставлены знаки). Педагог прикрепляет надписи, соответствующие знакам: «Знай своё тело и свой организм», «Занимайся спортом», «Соблюдай режим», «Правильно питайся», «Соблюдай чистоту и гигиену». Один знак остается без надписи.

- Интересно, что обозначает этот знак? Что мы видим? (Два смайла, изображающие грусть и веселье)

        - Изобразите мне грустного котенка…а сейчас веселого. Внимательно, внимательно посмотрите друг на друга – у вас сверкают глаза, потому что у вас на лице … улыбка. 

Какое у вас настроение? (Хорошее) Всегда приятно смотреть на человека с хорошим настроением, который несет с собой улыбку и добро! Согласны? (Ответы детей). Как вы думаете, влияет ли настроение на здоровье человека? (Ответы детей)

- Вот и название этого секретного знака – «Следи за настроением»!

7. Итог: закрепление, награждение.

- Ну, что ж, наша встреча подходит к завершению. Осталось подвести итог. - Где спрятано наше здоровье? (Ответы детей)

- Что нам необходимо для сохранения здоровья? (Ответы детей)

- Всё верно, молодцы! Скажите, будете пользоваться этими правилами, чтобы сохранить своё здоровье? (Ответы детей). Молодцы! Я желаю всем Здоровья и приглашаю капитанов (дежурных) для награждения. (Награждение – каждой группе вручается Диплом «Знатоки секретов Здоровья»)

А теперь…общая зарядка! (Видеоклип «Солнышко лучистое»)

- Спасибо, ребята, мне было сегодня с вами очень тепло и радостно.


Приложение

Знаки – составляющие ЗОЖ

G:\4. МЕТОДИЧКА МОЁ надо обновить\Я\Мои Наработки\Развлечения Я\приложения к развечению новое ЗОЖ\004.jpg

G:\4. МЕТОДИЧКА МОЁ надо обновить\Я\Мои Наработки\Развлечения Я\приложения к развечению новое ЗОЖ\007.jpg

G:\4. МЕТОДИЧКА МОЁ надо обновить\Я\Мои Наработки\Развлечения Я\приложения к развечению новое ЗОЖ\008.jpg

G:\4. МЕТОДИЧКА МОЁ надо обновить\Я\Мои Наработки\Развлечения Я\приложения к развечению новое ЗОЖ\003.jpg

G:\4. МЕТОДИЧКА МОЁ надо обновить\Я\Мои Наработки\Развлечения Я\приложения к развечению новое ЗОЖ\009.jpg

G:\4. МЕТОДИЧКА МОЁ надо обновить\Я\Мои Наработки\Развлечения Я\приложения к развечению новое ЗОЖ\002.jpg

G:\4. МЕТОДИЧКА МОЁ надо обновить\Я\Мои Наработки\Развлечения Я\приложения к развечению новое ЗОЖ\005.jpg

Дипломы для награждения

Задания для групп

F:\ОТКР ЗАНЯТИЕ\998.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - игровой эстафеты "Путешествие страну здоровья"

Конспект познавательно - игровой эстафеты«Путешествие в страну здоровья»Программное содержание: закрепить представление о здоровом образе жизни (занятия физ-рой и спортом, соблюдение правил личн...

Проект познавательно-игровой, информационно-исследовательский. «Каша- здоровье наше».

Проект познавательно-игровой, информационно-исследовательский.  «Каша- здоровье наше»....

Познавательно-игровой комплекс «В поисках здоровья» для детей подготовительного к школе возраста

Занятия по формированию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках здоровья»...

Проект познавательно-игровой "Если хочешь быть здоровым..." для детей младшей группы

Проект познавательно-игровой "Если хочешь быть здоровым..." для детей младшей группы...

Познавательно-игровой проект "Формирование основ здорового образа жизни"

Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка — это период, когда закладываетс...

Познавательно- игровой краткосрочный проект «Быть здоровыми хотим!» 2 мл гр

Краткосрочный проект на тему здорового образа жизни детей во 2 младшей группе...

Познавательно – игровая программа ко Дню здоровья «Азбука здоровья»

Познавательно – игровая программа ко Дню здоровья «Азбука здоровья» Под весёлую музыку в спортивный зал входят дети и строятся в шеренгу. Проверка осанки и равнения. Инструктор: Здравствуйте ребят...