Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников
рабочая программа
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovyusberezheniyu.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка»
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Воспитатель: Максименкова В. Р.
Рославль, 2015 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. Именно индивидуальный подход и предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной.
Актуальность. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Срок реализации программы: 2014/2015г.; 2015/ 2016 г. Цель программы: Обеспечить своевременное физическое развитие детей, охрану, сохранение и укрепление их здоровья; способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.
Задачи:
1. Формирование здоровьесберегающей среды.
2.Воспитание у детей привычки здорового образа жизни для повышения защитных свойств организма, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
3.Развитие потребности в двигательной активности.
4. Просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.
Ожидаемые результаты:
Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания.
Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, наблюдается снижение заболеваемости.
Улучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности.
Сформирована гигиеническая культура, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения. Сформирована активная родительская позиция.
Повысилась компетентность родителей в вопросах физического развития.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Принципы программы
1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение физкультурно-оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности
Содержание системы оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии.
3.1.Медико-профилактические технологии
1.Организация мониторинга здоровья детей (2 раза в год – сентябрь, май),
2.Соблюдение требований СанПиН.
3. Организация и контроль питания
4. Организация профилактических мероприятий по оздоровлению:
Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда);
Сон с доступом свежего воздуха;
3.2. Организация здоровьесберегающей среды в группе.
Изготовить нетрадиционное физкультурное оборудование
· пополнить спортинвентарь групповой комнаты мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными ковриками;
· оборудовать спортивную площадку: «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе;
· обновить зону уединения (для снятия эмоционального напряжения)
3.3. Физкультурно-оздоровительные технологии
Модель двигательного режима
Формы организации | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Зарядка | 5-7 мин. | 6-8 мин. | 8-10 мин. | 10-12мин |
Упражнения после дневного сна | 5-10мин. | 5-10мин. | 5-10мин. | 5-10мин. |
Двигательные разминки ( в том числе игры м/п) | Не менее 2-4 раз в день | |||
6-8 мин. | 8-10 мин | 10-15мин | 10-15мин | |
Экскурсии, пешие прогулки, походы | 2 раза в месяц | 2-3 раза в месяц | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе | 2 раза вдень по 10-15 мин | 2 раза вдень по 10-15 мин. | 2 раза вдень по 15-20 мин. | 2 раза вдень по 15-20 мин. |
Физкультурные развлечения | 1 раз в месяц. | 1-2 раза в месяц | 1-2 раза в месяц | 1-2 раза в месяц |
Физкультурные праздники | 2 раза в год | 2-4 раза в год | 2-4 раза в год | 2-4 раза в год |
День здоровья | Один раз в квартал, летом 1 раз в месяц | |||
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно |
Схема закаливания
Группа/ сезон | 1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
осень | 3,5,6,7,12 | 3,5,6,7,12
| 3,5,6,7,9, 11,12 | 3,5,6,7,8,12 | 3,5,6,7,8,9,12 |
зима | 6,7,9,12 | 6,7,9,12 | 6,7,9,11,12 | 6,7,9,10,11, 12,14 | 6,8,9,11,12 |
весна | 3,5,6,9,12 | 3,5,6,9, 11,12 | 3,5,6,7.9, 11,12 | 3,5,6,7,10, 11,12 | 3,5,6,8,9,11,12 |
лето | 1,4,5.6, 8,13 | 1,2,3,4,5,6,7,8, 11,13 | 1,2,3,4,5,6,7,8, 11,13 | 1,2,3,4,5, 6,8,12,13, | 1,2,3,4,5,6,8, 11,13,12,13 |
Условные обозначения
1 – утренний прием на свежем воздухе;
2 - оздоровительная пробежка;
3 - воздушные ванны;
4 - солнечные ванны;
5 - сон при открытых фрамугах;
6 – облегченная одежда;
7 – умывание и обливание рук до локтей;
8 – обширное умывание
9 – ходьба по мокрой дорожке;
11 – закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла;
12 – босохождение по комнатному полу;
13 – босохождение по сухому и мокрому песку.
3.4. Здоровьесберегающие образовательные технологии
1. Чтение художественной литературы.
«Вот они - сапожки... Этот с левой ножки...» «Водичка, водичка...», «Наша Маша маленька, На ней шубка аленька...», «Маша варежку надела...», «Чешу, чешу волосыньки...» (И.С. Погудкина «Что и чем заниматься от года до трех»). А. Барто «Девочка чумазая», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?», К.И. Чуковский «Мойдодыр» и т.д.
2. Беседы, игры, ситуации (приложение)
3.5.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
1) Поддержание положительного психологического фона в группе.
«Уголок настроения» создается для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он меняет. Утро в детском саду начинается с «минутки вхождения в день» или «утра радостных встреч. В конце недели можно подводить итоги добрых дел. Уголок уединения
2) Музыкотерапия – музыкальное сопровождение ритмичных моментов, музыкальное оформление фона занятий.
Технологии валеологического просвещения родителей Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Ни одна, даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах». В ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.
- Анкетирование;
- Беседы на тему «Оздоровительная работа в группе» на родительских собраниях
- Индивидуальные консультации
- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему
- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка
- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
1. Папки-передвижки: «Учимся дышать правильно», «Зачем малышам физкультура».
2. Совместные с родителями походы в лес.
3. Круглые столы по вопросам здоровья.
4. Родительские собрания: «Будь здоров!», «Физкультура вместе с мамой (папой)».
5. Родительская почта.
6. День открытых дверей.
7. Уголки здоровья - консультации для родителей, отражающие правила личной гигиены, закаливания, советы врача: «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления», «Методические рекомендации по применению фитотерапии, ароматерапия, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье».
Привлечение родителей к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, интернете и распространение среди других родителей.
Факультатив «Букварь здоровья»
№ | 2-я младшая | средняя |
1 | Назови части своего тела | Что такое здоровье? |
2 | Что можно делать руками и ногами? | Для чего нужно умываться? |
3 | Как нужно ухаживать за собой?
| Как нужно ухаживать за зубами? |
4 | Для чего нужны носик, уши и глазки? | Что нужно делать, чтобы глазки были здоровыми? |
5 | Какое у тебя сейчас настроение? | Как мы слышим? |
6 | Что нужно кушать, чтобы быть здоровым? | Для чего нужен нос? |
7 | Почему можно заболеть? | Как дышит кожа? |
8 | Зачем мы спим?
| Как определить вкус пищи? |
9 | Что нужно делать, чтобы стать здоровым? | Какого человека можно назвать здоровым? |
Совместная работа педагогов ДОУ
Практическое применение здоровьесберегающих технологий возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива. Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности.
В ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.
Основные выводы по результатам работы:
Применение в работе МБДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:
- способствует формированию потребности в двигательной активности,
- способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
- позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
- формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей
Использованная литература
1. Н.И. Бочарова «Туристские прогулки в детском саду», М. Аркти 2004
2. Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М. Сфера 2007.
3. А.С. Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников» С-пб. Речь 2007.
4. А.И. Крылова «Человек» (наблюдения и эксперименты в детском саду),
М. Сфера 2007.
5. О.В. Козырева «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», М. Просвещение 2007.
6. Н.И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ», Волгоград 2008.
7. В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления», М. Линка-пресс, 2000.
8. Г.И. Кулик «Школа здорового человека», М. Сфера 2010
9. М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры» М. Сфера 2007
10. О.Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ, Воронеж «Учитель» 2005.
11. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» М. «Мозаика-Синтез» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и ...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и ...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды...
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, нап...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Пояснительная записка.В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Проблема раннего формирования культур...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Пояснительная записка.В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Проблема раннего формирования культур...