Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в младшем дошкольном возрасте
консультация (младшая группа)

Зобнина Елена Викторовна

На что следует обращать внимание в младшем дошкольном возрасте при формировании культурно-гигиенических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

                                                         

              Воспитание

культурно-гигиенических

        навыков у детей

младшего дошкольного

                 возраста

        

                                                                            г. Москва, 2018

                                                               

                                                              Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

                                                                  Поэтому  и  в  воспитательной  работе, труд     должен быть

                                                                           одним из самых основных элементов.

                                                                                                                           А. С. Макаренко.

     В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Формирование привычки к здоровому образу жизни  - одно из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребёнок может развиваться гармонично. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний , а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развития у детей самостоятельности и ответственности. Всё,  чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.

Давайте, разберёмся с вами, что такое культурно – гигиенические навыки :

  1. УМЕНИЯ -  это сформированная у ребёнка способность совершать определённые действия на основе полученных знаний;
  2. НАВЫКИ – это автоматизированный компонент сознательного действия , возникающий в результате многократного повторения;
  3. КУЛЬТУРНО -  ГИГИЕННИЧЕСКИЕ НАВЫКИ – это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви, продиктованная не только требованиями гигиены , но и нормами человеческих отношений.

    Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков . К культурно – гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания обстановки и культурных взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми.

   К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся – рационально чёткий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

                 

                 

             Приобщение ребёнка к труду с самого раннего возраста является важнейшим условием его полноценного развития в дошкольном возрасте и залогом его успешности на других этапах жизненного пути. Если малыш активен и достаточно самостоятелен в действиях связанных с приёмом пищи, одеванием, раздеванием , умыванием и др., можно говорить о сформированности  у него предпосылок к развитию самообслуживания ( так педагоги называют вид детского труда, к которому раньше всего приобщаются дети).

    Обучение действиям самообслуживания – трудоёмкий процесс. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее  самим накормить малыша , одеть ребёнка, чтобы не терять время зря. Сначала ребёнок бунтует, капризничает,  отказывается принимать пищу или одеваться таким образом, но со временем он начинает покорно подчиняться к требования взрослого и теряет интерес к самообслуживанию. Но, когда взрослые спохватываются и требовать от ребёнка самостоятельных действий , то как правило они встречают стойкое сопротивление :

   « Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т. п. А дальше происходит ломка сложившихся  стереотипов, что нелегко даётся как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребёнка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств , как самостоятельность, инициативность и активность.  

    Родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

                 

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание  направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • не брать пищу грязными руками;
  • мыть ноги перед сном;

В детском саду воспитатели приучают своих  воспитанников заботится о своём здоровье и здоровье окружающих , формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Игры должны быть интересными, занимательными, чтобы активизировать их инициативу и творчество. Игры могут быть как  дидактические, так и сюжетно- ролевые ( « Кукла Катя проснулась», « Кукла Маша обедает», «Подбери посуду для мишки» и т.д.).

   Так же поддержать у детей хороший настрой в усвоении культурно – гигиенических навыков помогут потешки , поговорки, пословицы, стихотворения и литературные произведения.( Например, К.Чуковский « Мойдодыр», « Федорино горе» и др.).

Формирование культурно – гигиенических навыков происходит во всех видах деятельности и режимных процессах.

     В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании культурно – гигиенических  навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых и их поведение служат образцом для детей, указания взрослых не должны идти в разрез с их собственным поведением ,т.к. ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. А.С. Макаренко  советовал – «Если вы требуете , чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

   В формировании культурно – гигиенических навыков огромную роль играет оценка об отдельных поступках или поведении ребёнка. Необходимо пользоваться положительной оценкой : одобрением, поощрением  и похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же и сделать ещё лучше.

   В воспитании культурно - гигиенических навыков важно единство требований сотрудников дошкольного учреждения  и родителей.  Семья и  детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и даёт ребёнку определённый социальный опыт.

    Поэтому необходимо использовать различные формы сотрудничества : беседы. Консультации, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование.

Воспитание у детей личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья , способствует правильному поведению в быту и общественных местах.

   Практика показывает . что дети , у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно – гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

 

Литература:

1.Л.В. Куцакова « Нравственно – трудовое воспитание в детском саду»; Москва « Мозайка – Синтез»,2007г.

2.С.В. Петерина « Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»; Москва «Просвещение»,1986г.

3.Т.Яковенко, З. Ходонецких « О воспитании культурно – гигиенических навыков»//

Дошкольное воспитание.-1979-№8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи воспитания и обучения детей в младшем дошкольном возрасте.

Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте по программе "От рождения до школы"...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

"Воспитание экологической культуры у детей с младшего дошкольного возраста"

В докладе представлениы формы работы с детьми младшего доошкольного возраста в области экологичекого воспитания и образования в летний период....

"Воспитание культурно- гигиенических умений и навыков у детей раннего и дошкольного возраста".

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения....

Формирование навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребенка и учитывать о...

Реабилитационная программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей c ОВЗ дошкольного возраста»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей c ОВЗ дошкольного возраста»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...