Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в младшем дошкольном возрасте
консультация (младшая группа)
На что следует обращать внимание в младшем дошкольном возрасте при формировании культурно-гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание
культурно-гигиенических
навыков у детей
младшего дошкольного
возраста
г. Москва, 2018
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе, труд должен быть
одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко.
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одно из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребёнок может развиваться гармонично. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний , а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развития у детей самостоятельности и ответственности. Всё, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.
Давайте, разберёмся с вами, что такое культурно – гигиенические навыки :
- УМЕНИЯ - это сформированная у ребёнка способность совершать определённые действия на основе полученных знаний;
- НАВЫКИ – это автоматизированный компонент сознательного действия , возникающий в результате многократного повторения;
- КУЛЬТУРНО - ГИГИЕННИЧЕСКИЕ НАВЫКИ – это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви, продиктованная не только требованиями гигиены , но и нормами человеческих отношений.
Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков . К культурно – гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания обстановки и культурных взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся – рационально чёткий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Приобщение ребёнка к труду с самого раннего возраста является важнейшим условием его полноценного развития в дошкольном возрасте и залогом его успешности на других этапах жизненного пути. Если малыш активен и достаточно самостоятелен в действиях связанных с приёмом пищи, одеванием, раздеванием , умыванием и др., можно говорить о сформированности у него предпосылок к развитию самообслуживания ( так педагоги называют вид детского труда, к которому раньше всего приобщаются дети).
Обучение действиям самообслуживания – трудоёмкий процесс. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить малыша , одеть ребёнка, чтобы не терять время зря. Сначала ребёнок бунтует, капризничает, отказывается принимать пищу или одеваться таким образом, но со временем он начинает покорно подчиняться к требования взрослого и теряет интерес к самообслуживанию. Но, когда взрослые спохватываются и требовать от ребёнка самостоятельных действий , то как правило они встречают стойкое сопротивление :
« Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т. п. А дальше происходит ломка сложившихся стереотипов, что нелегко даётся как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребёнка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств , как самостоятельность, инициативность и активность.
Родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
- умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
- полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
- пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
- пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке);
- пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
- не брать пищу грязными руками;
- мыть ноги перед сном;
В детском саду воспитатели приучают своих воспитанников заботится о своём здоровье и здоровье окружающих , формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Игры должны быть интересными, занимательными, чтобы активизировать их инициативу и творчество. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно- ролевые ( « Кукла Катя проснулась», « Кукла Маша обедает», «Подбери посуду для мишки» и т.д.).
Так же поддержать у детей хороший настрой в усвоении культурно – гигиенических навыков помогут потешки , поговорки, пословицы, стихотворения и литературные произведения.( Например, К.Чуковский « Мойдодыр», « Федорино горе» и др.).
Формирование культурно – гигиенических навыков происходит во всех видах деятельности и режимных процессах.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании культурно – гигиенических навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых и их поведение служат образцом для детей, указания взрослых не должны идти в разрез с их собственным поведением ,т.к. ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. А.С. Макаренко советовал – «Если вы требуете , чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».
В формировании культурно – гигиенических навыков огромную роль играет оценка об отдельных поступках или поведении ребёнка. Необходимо пользоваться положительной оценкой : одобрением, поощрением и похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же и сделать ещё лучше.
В воспитании культурно - гигиенических навыков важно единство требований сотрудников дошкольного учреждения и родителей. Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и даёт ребёнку определённый социальный опыт.
Поэтому необходимо использовать различные формы сотрудничества : беседы. Консультации, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование.
Воспитание у детей личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья , способствует правильному поведению в быту и общественных местах.
Практика показывает . что дети , у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно – гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
Литература:
1.Л.В. Куцакова « Нравственно – трудовое воспитание в детском саду»; Москва « Мозайка – Синтез»,2007г.
2.С.В. Петерина « Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»; Москва «Просвещение»,1986г.
3.Т.Яковенко, З. Ходонецких « О воспитании культурно – гигиенических навыков»//
Дошкольное воспитание.-1979-№8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи воспитания и обучения детей в младшем дошкольном возрасте.
Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте по программе "От рождения до школы"...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
"Воспитание экологической культуры у детей с младшего дошкольного возраста"
В докладе представлениы формы работы с детьми младшего доошкольного возраста в области экологичекого воспитания и образования в летний период....
"Воспитание культурно- гигиенических умений и навыков у детей раннего и дошкольного возраста".
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения....
Формирование навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребенка и учитывать о...
Реабилитационная программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей c ОВЗ дошкольного возраста»
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей c ОВЗ дошкольного возраста»
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...