Статья "Использование камнетерапии в работе учителя-логопеда"
статья (старшая, подготовительная группа)

Копцева Елена Николаевна

Использование арт-терапии, ее формы  – камнетерапии, которую можно реализовать как в условиях логопедической группы, так и дома с родителями, позволяет сочетать коррекционную работу с нормализацией эмоционально- волевой сферы ребенка с ОВЗ.                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kamneter.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование камнетерапии в работе учителя-логопеда.

      В системе требований ФГОС  для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками.  Изучая  специальную литературу, публикации в  различных методических и научно-популярных изданиях,   обратила внимание на  работы таких авторов  как  Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.А. Поваляева, Е.А. Пожиленко, М.И. Чистякова и др. Они отмечают , что нужен  системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.  Включение в  коррекционную деятельность нетрадиционных методик  позволит сочетать работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития

Одним из эффективных методов является использование арт-терапии, ее формы  – камнетерапии, которую можно реализовать как в условиях логопедической группы, так и дома с родителями.                 Камнетерапия                    (  литотерапия) - это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. Основные полезные свойства камнетерапии:

  • Игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук; развивается тактильная чувствительность;
  • Использование камней способствуют развитию речи и творческого воображения;
  • Манипуляции с камнями оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации ;
  • Способствует снятию психоэмоционального напряжения

 Что побудило обратиться именно к этому методу?  Во-первых,  простота, доступность, минимальные затраты. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь.

Во- вторых, идею использования этого метода подсказали и сами дети. На площадке для прогулок  воспитатели оборудовали дорожку для коррекции стоп, где в одной из ячеек были морские камни. Дети доставали оттуда камешки и начинали выкладывать фигуры на песке. Им это было очень интересно. И, наконец, игры с камнями позволяют охватить  большой спектр  коррекционных задач - от дифференциации звуков до связной речи.

Примеры использования элементов литотерапии  логопедом.

  • перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
  • в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
  • массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
  • пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
  • логопедические игры с использованием камней.

Игра «Чудесный мешочек» - охарактеризовать камень наощупь (Размер, форму, вес)

 «Балансирующие камни» -  известная китайская игра, в которую могут играть дети младшего возраста. Задача - выстроить из плоских и гладких камешков  башенку как можно выше.

Игра «Построй дом (двор) для животных» (из киндерсюрпризов)

Игра «Дорисуй картинку»   - имеется рисунок на песке половины предмета –(рыбки, елочки), вторую  половину дети выкладывают из камешков.

«Укрась пластилиновую картинку» (например, аквариум, дорожки и т.п.)

 «Зоркий глаз» выложить 5 любых камешков в  ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить

«Ходилка». Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему

«Гирлянда». Выкладывание  последовательно камешками по заданному образцу,  обязательно соблюдение целостность гирлянды и периодичность рисунка, например, большой круглый, маленький овальный, маленький темный.

Морские камни можно отлично раскрашивать акриловыми красками, привлекать к этому детей.

1.Раскрасить камешки  в однотонные цвета и использовать их в качестве символов для составления рассказов: желтый камень- солнышко, синий- небо, ручей, зеленый- дерево и т.д.

2. Игра «Собери фигурку животного».  Раскрашиваем камешки  туловища и отдельно лапы, хвосты, уши .Например, черепаху- коричневым цветом, лису- оранжевым, зайца –белым и т.д.

2Раскрашиваем сказочных персонажей, про которых можно сочинять фантастические и реалистические истории. Например, Маша и Мишка.

4. Раскрасить камешки круглой формы в красный, синий, зеленый цвет и использовать их для звукового анализа слов.

5.Раскрасить камни  в красный  (отлично), желтый ( не очень), коричневый ( надо стараться!) цвет и использовать при автоматизации звуков в словах.

6. Игра «Лифт» на дифференциацию 2 звуков. Камешки ребенок выкладывает двумя руками: например, звук «С» -светлые камешки левой рукой, звук «з» темные  правой рукой.

Эти  игры использую  в индивидуальной работе с детьми в помещении и на прогулке, в свободой деятельности , но обязательно под контролем - нужно помнить о технике безопасности.

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод.пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «Детство-Пресс», 2009. - 64 с.

3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М.: Когито-Центр, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность в работе учителя-логопеда"

Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыкоа подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самлконтроля....

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

Статья "Современные технологии в работе учителя - логопеда"

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При и...

Статья « Песочная терапия в работе учителя – логопеда».

Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно- образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрыть...

Использование камнетерапии в работе учителя-логопеда.

    В системе требований ФГОС  для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками. ...

Статья "Использование биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"

В статье рассматриваются термины «биоэнергопластика», «биоэнергия», «пластика». Автором описан метод использования биоэнергопластики в работе специалиста, его преим...