Народные подвижные игры как одно из средств оздоровления и развития движений
статья

Губанова Галина Федоровна

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. 

 Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью, особенно к здоровью подрастающего поколения.

Для улучшения состояния здоровья дошкольников существуют разные пути. Наиболее эффективный из них – физическое воспитание. Именно двигательная активность, создавая энергетическую основу для роста и формирования организма, нормального физического и психологического развития, играет важную роль в укреплении здоровья детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  Самарской   области  основная общеобразовательная  школа  № 17            г. о.  Новокуйбышевск  Самарской  области  структурное  подразделение «Детский  сад «Алёнушка».

 

Народные подвижные игры

как одно из средств оздоровления

и развития движений

                                                                                  Воспитатель:

                                                                                                  Губанова Г.Ф.

2019 г.

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. 

 Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью, особенно к здоровью подрастающего поколения.

Для улучшения состояния здоровья дошкольников существуют разные пути. Наиболее эффективный из них – физическое воспитание. Именно двигательная активность, создавая энергетическую основу для роста и формирования организма, нормального физического и психологического развития, играет важную роль в укреплении здоровья детей.

        Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные  правила.

           Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

          Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

  • по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
  • по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
  • по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);
  • по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Важными характеристиками подвижной игры являются:

  • цель игры;
  • содержание игры;
  • правила игры;
  • игровые роли.

Этапы развития подвижной игры:

  1. Разучивание игры.
  2. Повторение подвижной игры.
  3. Усложнение подвижной игры.

      Любая игра начинается с ее разучивания. Воспитатель объясняет детям игровую цель, правила игры, содержание игры (ход игры), распределяет игровые роли. Разучивание игры с детьми младшего возраста дошкольного возраста отличается от разучивания игры с детьми старшего дошкольного возраста тем, что проводится на основе сюжетного рассказа с использованием большего количества атрибутов для игры. Игры с усложнением правил, целей и движений используются в основном с детьми старшего дошкольного возраста.

       К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

        Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.

         Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

            В подвижных играх дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости, а так же умению владеть собой и считаться с коллективом сверстников, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

      Подвижная игра приносит пользу, если воспитатель хорошо знает педагогические задачи (воспитательные, оздоровительные), которые решаются во время игры, условия,  анатомо – физические и психологические особенности детей, методику проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих условий. Недостаточность внимания к созданию условий для проведения игр может навредить здоровью ребенка.

      При отборе игр необходимо учитывать форму проведения, место проведения, наличие специального инвентаря. Игра обеспечивается соответствующим инвентарем: это флажки, цветные повязки, мячи различных размеров, палки, кегли, обручи, скакалки и т.д. Инвентарь  должен быть ярким, заметным в игре, а его размер и масса посильными для детей. Воспитатель поддерживает инвентарь в должном состоянии и систематически приводит его в порядок.

         Всем известно что эффективность проведения игры зависит от правильного решения следующих организационных факторов:

  • умение доходчиво и интересно объяснить игру, правила;
  • размещение игроков во время ее проведения;
  • определение ведущих, помощников;
  • умелое руководство процессом игры;
  • дозирование нагрузки, не допуская переутомления, перевозбуждения играющих;
  • подготовка необходимого оборудования и материалов;
  • учет уровня развития детей, их умений и интересов;
  • проведение игр, доступных данному возрасту и жизненному опыту воспитанников;

         Помните, что особенность подвижных игр – комплексное воздействие на организм и личность ребенка, и в них скрыты особые педагогические возможности, которые проявляются через функции игры:

  • социокультурная;
  • коммуникативная;
  • диагностическая;
  • игротерапевтическая и коррекционная;
  • развлекательная.

        Подвижные игры – прекрасное средство не только развития и совершенствования движений, но и  укрепления и закаливания организма дошкольника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего кровь интенсивно насыщается кислородом, ускоряются кровообращения, обмен веществ. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения, а так же не только удовлетворяет потребность в движении, стабилизирует эмоции, развивает физические, умственные и творческие способности. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

        Подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Процесс проведения подвижных игр характеризуется и определяется осознанием ценности здоровья, желанием узнать сведения о своем здоровье и возможности восстановить его физическими упражнениями.

       Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.  

         Но нужно помнить о том, что одевать детей необходимо в соответствии с температурными условиями; не допускать переохлаждения или перегревания организма детей.

        Предлагаю разделить подвижные игры, которые проводятся в теплое время года и холодный период.

         Игры на прогулке в теплое время года:

  • игры на развитие внимания, быстроты, ловкости и координации («Жмурки», «Западня», «Красная Шапочка», «Космонавты», «Птички и клетка», «Караси и щука» и т.д.);
  • игры с мячом («Зайчик», «Охотники», «Крокодильчик», «Бег с мячом», «Прокатись на мяче», «Мяч на голове», «Удержи мячик» и многие другие);
  • игры – эстафеты («Принеси предмет», «Через ручейки», «Посади и собери картофель», «Кто скорее?», «Птички в гнездышках», «Поезд» и т.д.);
  • игры для укрепления психического здоровья («Третий лишний», «Прятки», «Не попадись!», «Зайцы в огороде», «По тропинке», «По камушкам через ручеек», «Кто тише?», «Холодно – жарко» и т.д.).

      А к подвижным играм в холодное время года относятся:

  • игры и забавы («Угадай, чьи следы?», «Зимняя прогулка», «Два Мороза», «Снежная карусель», «Волк во рву», «Спящая лиса», «Снежки» и т.д.);
  • веселые зимние игры («Два города», «Мой ком больше», «Снайперы», «Снежные обгонялки», «Веселый снеговик», «Порази мишень!» и т.д.);
  • игры – эстафеты («Кто быстрее слепит снеговика?», «Флажки», «Шагай шире», «Ловкачи», «Кто выше подбросит снежок?», «Льдинка» и т.д.).

        Реализуя вариативную часть программы, широко внедряем и используем народные подвижные игры как средство приобщения к здоровому образу жизни, характерной особенностью которых является движение в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передача и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила.

          Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры – «Петя – петушок», «Вышла курочка гулять»; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры – забавы – «Бабка – ёжка»; для детей старших и подготовительных групп игры – состязания. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч». Я считаю, что использование народных подвижных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность любого народа, колорит его обычаев. Своеобразие языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.

На основе таких игр не только формируются ловкость, выносливость, быстрота, стремление к победе, но и закладываются представления о чести, смелости, мужестве, взаимовыручке и ответственности.

Особенности народной подвижной игры заключаются в том, что она доступна детям разного возраста, создает условия для самостоятельной деятельности и относительной свободы действий, дарит массу положительных  эмоций. Кроме того, характерные для народных игр зачины, считалки, жеребьевки, которые являются своего рода игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, пробудить у них стремление точно выполнять правила. Грамотное использование народных игр в воспитательно – образовательной работе с детьми особенно актуально сегодня.

В зависимости от характера отражения традиций национальной культуры  можно  сгруппировать  народные игры в четыре раздела.

Первый раздел включает игры, отражающие отношения человека к природе («Гуси- лебеди» и др.). Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру, понятны и близки детям.

Во второй раздел входят народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков («Продаем горшки», «Шишки, желуди, орехи», а также их различные варианты). В ходе игр воспитанники в доступной для них форме знакомятся с историческим наследием народа.

Третий раздел объединил в себе детские игры прошлых столетий, которые вызывают неподдельный интерес у современных дошкольников. Такие игры как «Горелки», «Ловишка» и т.д., требуют от их участников смекалки и находчивости, быстроты и координации действий.

Игры четвертого раздела отражают стремление играющих стать сильным, победить в любом состязании: «Тяни в круг», «Бой петухов» и т.д. По ходу действия дети также знакомятся с историей возникновения игр.

         В нашем детском саду мы разучиваем и проводим не только русские народные подвижные игры, но и игры народов Самарского края: мордовские, татарские, чувашские. В них отражаются отношение к окружающей природе, национальный быт, вечная борьба добра и зла, образ жизни и повадки животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

      Учитывая интересы детей, разнообразие видов и форм игр, предлагаю национальные подвижные игры, которые нравятся моим воспитанникам  и правила которых им знакомы:

Мордовские народные игры:

«В ворона» (Варакасо)

Цель: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу; развивать речевые навыки; упражнять детей в беге с увертыванием и в ловле, в приседании; воспитывать толерантное отношение к мордовским народным играм, чувство ответственности.

Правила игры: клушка должна защищать своих деток, когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

Вариант игры: можно использовать музыкальное сопровождение.

Ход игры: клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.

Ворон: Клушка, а клушка, дай-ка мне одного цыпленочка!

Клушка: Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон: Ну, тогда я всех твоих детенышей утащу!

И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка: (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон: (ловя цыплят). Пивь! Пивь! 

Материал: маски ворона,клушки,цыплят.

«РАЗОРВИ ЦЕПЬ!» (СЕЗИК РИСЬМЕНТЬ)

Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Правила игры: в игре участвуют две команды под на званием «Цепь серебряная» и «Цепь медная». Игра идет до тех пор, пока игроки одной команды не окажутся полностью в цепи второй команды. Последним бежит предводитель, чья команда уже полностью вошла в команду противника.

Вариант игры: игроки команды соперников называют одного из игроков первой команды. Он должен попытаться разорвать цепь команды, вызвавшей его.

Ход игры: каждая команда возглавляется предводителем. Он выбирается из наиболее крепких мальчиков, так как им последними приходится решать судьбу своей команды. Начинается эта борьба с представления своих достоинств, самохваления.

Цепь медная (хором). Наша цепь из меди предков — Разорвать нас невозможно.

Цепь серебряная (хором). Слышишь, звон стоит в округе,  Серебро нам даст всем силы.

Предводитель цепи медной:  В пустом звоне нету силы, Сила — в нас, и мы докажем.

Названный предводителем игрок из цепи медной стремительно бросается разрывать цепь серебряную. Если ему удастся, то он уводит в свою команду и ставит рядом с собой того игрока, чью цепь он разорвал при нападении. Если цепь разорвать не удастся, то нападающий пристраивается к команде, на которую он наступал. Очередь переходит к цепи серебряной.

Предводитель цепи серебряной:  Разорвем мы медь на части, Стоит нам лишь к ней коснуться. Так по очереди игроки то одной, то другой команды пытаются разорвать цепь противоположной команды и увести с собой игрока разорванной цепи. 

Материал: монета

Чувашские народные игры:

Луна или солнце (Уйохпа хэвель)

Цель и задачи: Развивать силу мышц верхних и нижних конечностей, ловкость, выносливость.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Ход игры: Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными. 

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

Цель и задачи: Упражнять в умении перепрыгивать через вращающуюся веревку; развивать скоростно-силовые качества ног, ловкость, координационные способности.

Правила игры:

1.  Задетые веревкой рыбки выходят из игры.

2.  Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу.

3.  Веревка должна быть постоянно натянута.

Ход игры:  В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Атрибуты: веревка длиной 2- 3м

Татарские  народные игры:

Займи место (Буш урын)

Цель и задачи: Упражнять в умении быстро бегать в заданном направлении; развивать быстроту реакции и быстроту передвижения, ориентировку в пространстве.

Правила игры: 

1.  Круг должен сразу остановиться при слове беги.

2.  Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его.

3.  Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Ход игры: 

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу -

Беги!

Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Серый волк (Сары буре)

Цель и задачи: Упражнять умении начинать бег после звукового сигнала; развивать быстроту реакции, пространственную ориентировку, ловкость, целеустремленность, внимание.

Правила игры.

1.  Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать.

2.  Ловить убегающих можно только до черты дома.

Ход игры: Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

  • Вы, друзья, куда спешите?                                                    
  • В лес дремучий мы идем.
  • Что вы делать там хотите?                                                            
  • Там малины наберем.
  • Вам зачем малина, дети?                                                              
  • Мы варенье приготовим.
  • Если волк в лесу вас встретит?                                                    
  • Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье, милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,  а волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать - серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Русские народные игры:

«Жмурки»

Цель:  воспитывать внимание, развивать быстроту и ловкость движений

Правила игры: воспитатель назначает ведущего – жмурку. Он встает на середину площадки, ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем все дети разбегаются по команде, а  жмурка старается кого – нибудь поймать. При виде какой – либо опасности играющие должны предупредить жмурку словом «огонь». Если игра проходит на открытом воздухе, выбирают ровную площадку и очерчиват границы, за которые играющие выходить не имеют  права. Поймав кого – нибудь, жмурка передает свою роль пойманному. Игрок, переступивший условленную черту, считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

Оборудование: платок.

«Ручеек».

Цель и задачи: Упражнять в умении быстро передвигаться в заданном направлении, выполнять ускорении; развивать быстроту и точность передвижения, ловкость, честность.

Правила игры:

1.  Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

2.  Бегущие не должны пересекать круг.

Ход игры: 

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

       Включение народных игр в прогулку, в совместную деятельность воспитателя с детьми способствует решению комплекса задач:

  • укрепление здоровья воспитанников;
  • гармоничное развитие и повышение уровня их физической подготовленности;
  • обучение навыкам самостоятельного выполнения физических упражнений;
  • выбору подвижных игр в процессе самостоятельной игровой деятельности;
  • воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
  • ознакомление с традициями русской народной культуры в игровой форме.

          В  картотеке предложены  и разграничены игры для теплого и холодного времени года (Приложение 1), а так же подвижные игры народов Самарского края (Приложение 2).

Список использованной литературы:

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013г.

Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.  М., 1999

Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.,1996

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. М.,  2011.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 7/2014

Интернет ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...

Знакомство дошкольников с народным ремеслами, как одно из средств гражданско-патриотического воспитания.

История родной страны, знакомство с обычаями, традициями предков, знакомство с их ремеслами и промыслами не теряют своей актуальности и  занимают особую роль среди средств гражданско-патриотическ...

Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....

Консультация на тему: "Народная игрушка как одно из средств патриотического воспитания"

Консультация на тему: "Народная игрушка как одно из средств патриотического воспитания"...

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Новикова М.В.,Воспитатель I младшей группыМБДОУ «ДС №469»Г.Челябинск Добрый день, уважа...