Здоровьесберегающая технология "Игровой массаж"
методическая разработка (старшая группа)
Здоровьесберегающая технология "Игровой массаж"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кононова Любовь Николаевна, воспитатель, МБДОУ д/с №26, 2-11-82
«Использование здоровьесберегающей технологии «Игровой массаж» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
«Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда»
Китайская пословица
1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера.
На педсовете мной был представлен опыт и результаты применения здоровьесберегающее технологии «Игровой массаж».
Представленный опыт получил положительный отклик коллег, которые приняли решение внедрить использование данной технологии в своих группах. Представленный опыт подтвердил, что игровой массаж можно включать в индивидуальную и подгрупповую совместную так и в самостоятельную деятельность с детьми, проводить в любое время дня (после утренней зарядки, во время игры, после сна), в любой удобной позе, 2 – 3 раза в день.
На сегодняшний день творческая группа подобрала и составила картотеку игрового массажа с использованием стихов (по А.Уманской, М.Картушиной, А. Галановой), записали аудио диск по методике Сергея и Екатерины Железновых.
Для родителей часто болеющих детей проведена консультация, разработаны памятки и проведен мастер – класс по использованию игрового массажа дома.
Совместно с родителями воспитатели обогащают физкультурные центры, приобретают оборудование для массажа.
1.4. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
Учебный год | Количество часто болеющих детей в группе | |
Человек | % | |
2013 – 2014 | 8 | 40 |
2014 – 2015 | 5 | 25 |
2015 – 2016 | 5 | 25 |
В 2013 – 2014 учебном году количество часто болеющих детей в группе составило 8 человек. В 2014 – 2015 учебном году число детей входящих, в группу часто болеющих сократилось на 15 %, а на сегодняшний день можно увидеть, что количество детей не изменилось, осталось на уровне 2015 – 2016 учебного года, что говорит о правильном направлении использования выбранной здоровьесберегающей технологии, как одной из составляющих физкультурно-оздоровительной работы.
1. Организационный момент.
Встреча и размещение участников.
2.Целевые установки. Содержание мастер-класса.
-Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Использование элементов здоровьесберегающей технологии «Игровой массаж» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Сегодня мы познакомим вас с разными видами игрового массажа, а в процессе практической деятельности кто не был знаком освоит азы данной технологии, а те, кому она знакома, сегодняшнее занятие поможет использовать в своей работе элементы нетрадиционной технологии для оздоровления детей.
II. Теоретическо - демонстрационная часть.
Итак, мы начинаем.
Цели в работе с детьми при применении данной технологии:
-сохранение и укрепление психического и физического здоровья, снятие физического напряжения, нормализация эмоционального состояния детей, мышечного тонуса общей и мелкой моторики;
-формирование у дошкольников навыка оздоровления.
Задачи:
-развитие речи детей, формирование слухового восприятия, коммуникативной сферы, интонационной, темпо - ритмической и эмоциональной выразительности;
-стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания, знание названий пальцев, развитие движений рук с различными предметами;
-формирование работоспособности, усидчивости, развитие психических функций: мышления, воображения, внимания, памяти, пространственного восприятия (понятий «правая - левая рука» и т.д.);
-формирование положительных эмоций и взаимоотношений между детьми (дружелюбие, взаимопомощь), воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умений выполнять правила игры.
Предлагаем вам просмотреть ролик с элементами данной технологии, которую мы используем в повседневной работе с детьми.
ВИДЕО
Элементом здоровьесберегающей технологии является игра, которая выполняет две главные функции:
-развлекательную и мотивационную (ради удовольствия детей от самого процесса, и с целью пробудить интерес к данной деятельности);
-социально – коммуникативную (включение дошкольников в систему отношений, усвоение норм взаимодействия, управление которыми осуществляется через целенаправленно - организованную коммуникацию).
Принципы построения работы по обучению игровому массажу:
-игровая мотивация;
-от простого к сложному;
-учет индивидуального темпа детей;
-использования заданий на разных уровнях сложности:
*по подражанию,
*образцу,
*речевой инструкции;
*самостоятельное использование;
-использование аутокоманд (ребенок проговаривает все, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).
Продолжительность занятий в зависимости от возраста может составлять от 5 до 30 минут в день. От занятия к занятию увеличивать время и сложность.
Материалы, применяемые в работе:
Специализированные физкультурно-оздоровительные пособия:
-шарики Су-Джок, пружинки, массажные мячи разных размеров, различные массажёры, эспандеры.
Природный материал:
-грецкие орехи, горох, фасоль, сосновые, еловые, шишки.
Нетрадиционное оборудование:
-щётки, мочалки, шестигранные карандаши, коврики "Травка", веревка, бельевые прищепки и др.
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает воспитатель, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самостоятельному выполнению.
Выполнение упражнений лучше сопровождать стихами или счетом. На начальном этапе используется от 3 до 5 упражнений, затем 5-7. После упражнений дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.
При проведении массажа обучаем детей не надавливать с силой на указанные зоны, а массировать их мягкими движениями, слегка надавливая или легко поглаживая. При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:
-легкое вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
-растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При массаже других частей тела используем приемы:
-поглаживание,
-растирание,
-разминание,
- легкое поколачивание.
Противопоказания:
- гнойничковые и грибковые заболевания кожи у выполняемого или ребенка;
- гематомы на массируемом участке тела;
- активная форма туберкулеза;
- болезни крови и капилляров;
- тромбоз сосудов;
- острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;
- онкологические заболевания;
- инфекционные раны;
- фурункулез;
- ОРЗ;
- гиперчувствительность;
- эпилепсия;
- если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления.
3-й шаг. Имитационная игра.
3.1. Учитель-Мастер проводит совместную деятельность со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с воспитанниками.
Ознакомление и самостоятельное выполнение слушателями следующих видов массажа.
Аурикулярный массаж
Большинство ученых представляют аурикулу, как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в работу с детьми. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж (в том числе и самомассаж) можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз. Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, в положении лежа или сидя. Массаж следует продолжать до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущения тепла (5 – 7 минут).
Предлагаем выполнить массаж вместе с нами.
Взяли ушки за макушки Потянули… Пощипали… Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать: Пальцами скорей размять… Вверх по ушкам проведём И к макушкам вновь придём. | (большим и указательным пальцами с обеих сторон) (несильно потянуть вверх) (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз) (пощипывание в такт речи) (приятным движением разминаем между пальцами) (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) |
Массаж кистей рук
На кисти руки расположены рефлексогенные зоны:
-позвоночника;
-верхних лимфатических путей;
-области головы;
-головного мозга;
-полости черепа.
Регулярный массаж этих зон улучшает кровообращение в области головы. Они помогают устранить невнимание и нервозность.
Аудио пособие из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям. Используются педагогами ведущих детских центров Москвы и других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. Игровой массаж можно проводить с 12 месяцев. Он обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора, способствует развитию фантазии детей. Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
Предлагаем выполнить массаж вместе с нами. (Зонтик, Ладошка, Пальчики - 1 растираем, 2 покручиваем, 3 сжимаем, 4 нажимаем на подушечки, встряхнуть)
Дети выполняют упражнения самомассажа с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру. Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Детям очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют его в свободной деятельности.
4-й шаг. Моделирование.
Предлагаем участникам разделиться на 4 подгруппы по 3 человека.
Каждой подгруппе предлагается карточка – задание, содержащая игровой массаж, к которому они должны подобрать необходимое оборудование, с помощью которого демонстрируют предложенный массаж остальным участникам.
Варианты игрового массажа:
1. «Все узлы переберу»
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру.
Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».
Чувство ритма и координацию движений хорошо развивает ритмичный перехват узлов, завязанных на веревке натянутой горизонтально или связанной в кольцо.
2. «Котенок»
Кусается сильно котёнок – глупыш,
он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».
3. «Кольцо»
Я сожму свое кольцо
Буду сильным молодцом
Буду младшим помогать,
Буду слабых защищать.
Крутят пальчики колечко,
Едем к маме на крылечко.
Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».
4. «Колючка»
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой.
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать.
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
Есть у нас на них горошки?
Потрясём свои ладошки.
Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».
4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.
Каждой подгруппе предлагается ответить на вопрос: «Имеет ли данный игровой массаж варианты использования другого оборудования, какого?».
5-й шаг. Рефлексия.
Литература
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий/авт.-сост. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская, канд.психол.наук.-Волгоград:Учитель, 2014.
- Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников/авт.-сост.Л.Н.Волошина, Е.В. Гавришова, Н.М. Елецкая, Т.В.Курилова.-Волгоград:Учитель, 2013.
Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. Москва. Сфера.2004.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Москва. Сфера.2005.
- Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ.-СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.
- Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост.О.Н.Арсеневская.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426091-1395836586.jpg)
Здоровьесберегающие технологии Данный материал может быть использован при проведении консультаций с родителями, педагогами. Слайды использузуются при проведении самомассажа с детьми Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от ар
Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одни...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-696943-1569160616.jpg)
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/23/picture-780271-1461395485.jpg)
Точечный массаж как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании
Польза точечного массажа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-827787-1706435871.jpg)
Мастер-класс. «Применение здоровьесберегающей методики - массажа БАТ на занятиях (с использованием нестандартных пособий).
Цель применения методики: активизировать работу по укреплению здоровья детей, поднятию их жизненного тонуса; учить ребят выполнять упражнения массажа БАТ в игровой форме с применением нестандартных по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-607317-1458138249.jpg)
Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1071828-1547957107.jpg)
Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж
Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж...