Сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного учреждения
статья
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание». В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного учреждения
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание». В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений - качественного улучшения детского здоровья, но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют выступления и сообщения представителей системы здравоохранения, в частности, доклад С.Р. Коновой - начальника отдела медико-социальной помощи детям и подросткам Минздрава России, сделанный на Всероссийском совещании по проблемам здоровья и физического развития детей в 2002 году.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5-20 лет. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.
«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции,- является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, Рунова, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и многие другие.
Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для профильных дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы. Перед дошкольными учреждениями теперь открыты большие позитивные возможности в плане обеспечения условий оптимизации физкультурно-оздоровительной работы.
«Государственно-политические и социально-экономические преобразования 1980-1990-х годов оказали существенное влияние на развитие дошкольного образования. За сравнительно короткий срок удалось преодолеть устаревшее содержание образования детей дошкольного возраста (в том числе и содержание физического воспитания), не отвечающее реалиям сегодняшнего дня», - говорится в Решении участников Всероссийской конференции «Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» [23, с. 45].
Вместе с тем пока еще рано говорить о том, что предлагаемые для использования в дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительные технологии совершенны и, вследствие этого, эффективны. Для этого необходимо время и катамнез. А то, что в целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении определились, что сложился системный подход к организации этой деятельности, утверждать можно. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться.
Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Методическая работа...
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников....
Использование ИКТ в решении задач. Сохранение и укрепления здоровья воспитанников.
Цель: Познакомить детей с основными органами человеческого организма: сердце, легкие, желудок их названиями и функциями.Задачи: Формировать представления о работе отдельных органов человек...
Здоровый образ жизни воспитателя, как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.В совр...
"Современные технологии, используемые в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР"
Статья, которая поможет выбрать технологию для использования в работе по укреплению здоровья воспитанников в ДОУ....
Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»
laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...