Формирование двигательных навыков у дошкольников
консультация (младшая группа)

Звягина Диана Александровна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста.

Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых невозможна двигательная активность ребёнка.

Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, в разнообразных жизненных ситуациях, в труде и быту.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений, предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной системы, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, особенно циклических, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция.

Разнообразие основных движений и их вариантов даёт возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременность развития двигательных качеств при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи и нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребёнок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом, так же ловко, быстро и технически правильно. При этом обогащается и эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, от проявленных двигательных действий. Дети воспринимают красоту совместных, дружных движений – прошли ровной колонкой, одновременно и чётко выполнили подскоки.

Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.

Основой всестороннего развития ребенка является физическое воспитание на организованных физкультурных занятиях.

Обучение в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.

Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

Процесс формирования правильных двигательных навыков у детей дошкольного возраста делится на три стадии.

I стадия - формирования первоначального умения - короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением. У детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и во времени.

II стадия - более продолжительная по времени. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных двигательных рефлексов и всей их системы в целом. В связи с этим ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.

Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий, пока не выработается — динамический стереотип.

III стадия - стабилизация навыка, идёт упрочение динамического стереотипа, Ребенок уже овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной).

Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.

 На первом этапе: (начальное разучивание). Разучивая с детьми новый вид движения, ставлю задачу по усвоению у детей новых двигательных действий; созданию целостного представления о движении; выполнению его.

Сначала даю показ образца движения; потом детальный показ, с пояснением всех составляющих элементов движения; затем предлагаю выполнить это движение детям, и слежу за правильностью его выполнения. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, уточняю, разъясняю или показывает эти движения. Прохожу между детьми и смотрю, как выполняется упражнение.

 Сопровождая показ выполнения движения словом, создаю у детей предварительную ориентировку в движении: способствую усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т. д.; даю представление об исходном положении рук, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево— прямо», «вправо—прямо». После этого дети выполняют упражнение, а я слежу за правильностью его выполнения.

В младших группах для обучения, использую в основном игровые приемы или показ образца движения т.к. дети этого возраста еще не обладают достаточной концентрацией внимания и получают удовлетворение от простого подражания

Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым сопровождаю выполнение движения.

На втором этапе обучения (углубленное разучивание движений), движения ребенку уже знакомы, поэтому предлагаю в зависимости от их сложности изменить исходное положение. Прошу ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Как выполняют упражнение дети, кто правильно его выполнил. Что понравилось? Кто делал ошибки, какие?».

Предлагаю вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, наклоны влево и вправо: «Вспомни, какое исходное положение рук, ног; в какую сторону нужно наклоняться вначале: влево или вправо, в какую потом». Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения показываю ещё раз и даю пояснение к их выполнению.

Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.

На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) Дети сознательно воспринимают задания, целенаправленно действуют, действия уже автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У детей появляется точность, красота, выразительность движения. Выполнение движений идёт уже по названию.

На этом этапе использую счет, музыку, творческие задания. Предлагаю детям внести изменение в упражнения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них. Для активизации творчества предлагаю придумать упражнение, в том числе имитационное.  Один ребенок показывает, а дети пытаются узнать, какое упражнение он придумал, кого изобразил. Интересны коллективные действия детей. Таким образом, методика обучения движениям направляется на развитие творчества ребенка.

Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности.

Важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.

Для закрепления у детей двигательных навыков, развития физических качеств и укрепления здоровья использую различные формы работы:

  1. Утреннею гимнастику;
  2. Физкультминутки;
  3. Подвижные игры;
  4. Физкультурные досуги; а также
  5. Гимнастика после сна;
  6. Дыхательная гимнастика;
  7. Пальчиковая гимнастика;
  8. Массаж.
  9. Закаливание.

Утреннею гимнастику и гимнастику после сна я провожу в проветренном помещении. В результате у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день, выполнять физкультурные упражнения, закаливание же снижает уровень заболеваемости. Систематическое контрастное воздушное закаливание проводится ежедневно. Дети заходят из тёплой групповой комнаты в прохладную спальню босиком по массажным коврикам. После сна – из тёплой спальни в прохладную групповую комнату. Разница в температуре колеблется от 3 до 5 градусов. Кроме того, ежедневное выполнение определённых комплексов физкультурных упражнений, способствует совершенствованию двигательных способностей.   А систематическое контрастное воздушное закаливание повышает устойчивость организма к температурным колебаниям окружающей среды. Босохождение по полу и массажным коврикам даёт раздражение нервных окончаний для стимулирования работы жизненно важных органов, и профилактику от плоскостопия. Так же гимнастика заканчивается массажем, самомассажем или дыхательной гимнастикой. Что в купе способствует развитию двигательных навыков.

Физминутки на занятиях с детьми, провожу с различным содержанием и с применением различных предметов (Су-джоки, карандаши, счётный материал и др.).  Заранее подбираю небольшие, лёгкие, весёлые стихотворения для того чтобы динамично обыграть их с применением какой-либо гимнастики, с учётом возраста детей. Это способствует развитию мелкой моторики, снижению нервно-психического напряжения на занятии, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности.

Подвижные игры провожу на прогулках, включаю в занятия. В играх дети не просто двигаются, выполняя какие-либо движения, они передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. В игре дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом самостоятельно выбирают способы игровых действий, обеспечивающие результативность игры.

Прежде чем провести сюжетную игру знакомлю детей с содержанием сюжета, разучиваем стихотворный текст, выполняем имитационные движения. Объясняя несюжетную игру объясняю последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, местоположение атрибутов. С помощью вопросов проверяю как дети поняли игру. В играх с элементами соревнования уточняю правила, игровые приёмы, условия соревнования. Одна и та же игра может проводится в различных вариантах с усложнением. Первоначально усложнение в игре и различные варианты придумываю сама, затем к изменению и усложнению игры подключаются дети. Что подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Так же провожу игры эстафеты и спортивные игры.

Выбор ведущих в игре проводится с помощью считалки или выбирается самими детьми с объяснением, почему этого ребёнка назначили ведущим.

Использование подвижной игры в формировании двигательной деятельности способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений; предоставляют возможность развивать познавательный интерес; формируют умение ориентироваться в окружающей действительности; развивают ловкость, быстроту, координацию движений; благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Огромную роль для развития двигательных навыков и умений играют физкультурные досуги.

Дети очень любят принимать участие в физкультурных досугах т.к. они строятся на использовании достаточно усвоенного детьми материала; удовлетворяют их интересы; способствуют поддержке хорошего настроения, доставляют детям радость; дают каждому ребёнку проявить свои способности и умения; дружно действовать в коллективе сверстников; приобщают детей к деятельности соревновательного характера; побуждают к самостоятельности и творческому использованию приобретённых знаний, умений, навыков.

 Для совершенствования двигательных навыков создаются такие условия, в которых дети могут усвоенное на физкультурных занятиях движение выполнять в необычной обстановке: в форме соревнований и творческих заданий; с использованием нестандартных физических оборудований.

Т.О. при закреплении двигательных навыков целесообразно использовать различные формы работы с детьми: физический досуг; физминутки; подвижные игры; утреннюю гимнастику и др., в которые необходимо включать движения освоенное детьми, но выполнять их на скорость, в новых комбинациях, с усложнениями.

В сельской местности дети с раннего возраста, много бегают, прыгают, метают, лазают. Они ловкие, выносливые, но не в полной мере владеют всеми доступными данному возрасту движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование культурно – образовательного пространства групповых помещений для формирования двигательных навыков.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начально...

Формирование двигательных навыков у дошкольников

Данная статья посвящена теме формирования двигательных навыков у дошкольников....

Формирование двигательных навыков у дошкольников Методика обучения детей основным движениям.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социально...

Формирование жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре

Опыт работы по формированию жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников  на занятиях  по физической культуре...

Консультация: "Взаимодействие с родителями по формированию двигательных навыков дошкольников"

Мною была проведена консультация для родителей,как с интересом и пользой для ребенка сформировать двигательные навыки....

Педагогическая практика: Формирование двигательных навыков и умений у дошкольников через практику «Игровая ритмика»

Игровая ритмика вносит новизну и разнообразие в двигательную деятельность ребёнка на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Игровая ритмика  рассматривается как важн...