Программа дополнительного образования по профилактике нарушений осанки и плоскостопия "Крепыш"
рабочая программа
В программе представлены цели и задачи работы по профилактике нарушений осанки и развития плоскостопия, с использованием фитнес-технологий: степ-аэробики, фитболл-гимнастики, основные этапы освоения программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования по профилактике нарушений осанки и плоскостопия "Крепыш" | 218.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительной образовательной деятельности
«Профилактика плоскостопия и нарушений осанки посредством детского фитнеса»
Введение
В физическую активность дошкольника можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнес-технологий. Они включают в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с применением новейшего инвентаря и оборудования.
Фитнес – один из самых молодых видов физкультурно-спортивной деятельности, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движения и музыки. Это вид физической активности, синтезировавший все лучшее в теории и практике оздоровительной и спортивной аэробики.
Благодаря доступности занятия фитнесом стали эффективным средством пропаганды здорового образа жизни, приучать к которому детей нужно с раннего возраста.
Программа «Детский фитнес» систематизирует и обобщает педагогический опыт различных фитнес-направлений: классической аэробики, фитбол-гимнастики, йоги, степ-аэробики.
На основе нормативно-правовых документов, определяющих функции педагогов дополнительного образования, определены следующие разделы учебной программы: введение; нормативная часть и методическая часть, включающая: организационно-методические указания, содержание программного материала, контрольно-нормативные требования, воспитательная работа педагогический контроль.
- Нормативная часть программы
- Пояснительная записка
Настоящая программа является программой дополнительного образования по детскому фитнесу для детей старшего дошкольного возраста.
Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-тренировочной работы, нормативные требования по физической и технической подготовке.
Настоящая программа по детскому фитнесу реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларируемые в ст. 2 №80-ФЗ:
- непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- учет интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
- признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы, комплектованию учебных групп
Программа разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для систем дополнительного образования детей.
- Цель и задачи
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Цель дополнительной образовательной деятельности – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной многолетней физкультурной подготовки и воспитательной работы и предлагает решение следующих задач:
- привлечение максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- содействие всестороннему, гармоничному физическому и психическому развитию и укреплению здоровья занимающихся;
- воспитание высоких морально-волевых, этических и эстетических качеств.
Учебный план, рассчитанный на 2-летнее обучение, предусматривает теоретическую, физическую, техническую, психологическую и профессиональную подготовку.
- Формирование групп
Учебно-тренировочный процесс рассчитан на период обучения детей старшего дошкольного возраста в общеобразовательном учреждении – 2 года.
Учебные группы в отделении «Детский фитнес» комплектуются в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.
Группа по детскому фитнесу 1-го года обучения формируется из детей 5-6 лет старшей группы детского сада, имеющие допуск врача. Минимальная наполняемость групп -12 человек. Количество тренировочных занятий в неделю 1-2, продолжительность занятия – 30 минут. Продолжительность занятия для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального психофизиологического и физического состояния.
Группа по детскому фитнесу 2-го года обучения формируется из детей 6-7 лет подготовительной группы детского сада, имеющие допуск врача. Минимальная наполняемость групп -12 человек. Количество тренировочных занятий в неделю 1-2, продолжительность занятия – 30 минут. Продолжительность занятия для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального психофизиологического и физического состояния.
- Методическая часть программы
Методическая часть учебной программы определяет содержание учебного материала по основным разделам подготовки, его преемственность и последовательность по годам обучения и в круглогодичной подготовке, включает объемы тренировочных нагрузок, а также организацию и проведение педагогического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы.
- Организационно-методические указания
Подготовка в детском фитнесе предусматривает теоретическую, физическую, техническую, хореографическую, психологическую и профессиональную подготовку.
Распределение времени в учебном плане (в процентах) на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки (см. табл.).
Учебно-тематический план занятий детским фитнесом
для дошкольников 5-7 лет
№ | Раздел программы | Количество часов | |
1-й год обучения | 2-й год обучения | ||
1. | Основы знаний | в процессе занятия | |
2. | Классическая аэробика | 19% | 19% |
3. | Степ-аэробика | 14% | 14% |
4. | Фитбол-гимнастика | 8% | 8% |
5. | Упражнения на профилактику нарушений осанки и развития плоскостопия | 15% | 15% |
6. | Пальчиковая гимнастика | 3% | 3% |
7. | Упражнения с малым мячом | 7% | 7% |
8. | ОФП | 22% | 22% |
9. | Элементы йоги | 12% | 12% |
ИТОГО | 100% | 100% |
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
- формирование установки к здоровому и двигательно-активному образу жизни;
- содействие естественному физическому, психическому и интеллектуальному развитию детей и обеспечение гармоничности развития, укрепление здоровья, профилактика неблагоприятных состояний и заболеваний, заливание;
- общеобразовательная двигательная подготовка (школа движений).
- Методика и специфика проведения занятий
При планировании и проведении занятий в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки с детьми 5-7 лет необходимо учитывать их возрастные особенности и строго нормировать физические нагрузки. В занятия следует включать упражнения комплексного воздействия, а также обязательно включать упражнения для формирования мышечного корсета, обеспечивающего поддержание правильной осанки, и упражнения, направленные на укрепление мышц стопы.
В этом возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимо многократное повторение.
Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей еще не окончено, поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей. Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений и менять виды деятельности каждые 10-12 минут.
Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Музыка создает положительный эмоциональный фон для повышения работоспособности и дисциплины занимающихся.
Упражнения и задания в большинстве случаев должны носить сюжетный характер. Большое значение уделяется игровому варианту выполнения упражнений.
- Типы физических занятий
Учебно-тренировочные занятия. Подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, характерных для детских фитнес-занятий. Такой тип занятий составляет не менее 50%.
Комплексное занятие. Оно направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.
Контрольное занятие. Проводится в конце каждого полугодия и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности и физического развития занимающихся.
- Структура занятий
Типовая структура занятий включает 3 части.
- Подготовительная часть. Главная задача этой части занятия – четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия. Для содержания характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту, внимание и др.
- Основная часть. Задача основной части урока – овладение главными, жизненно необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению дисциплины «Детский фитнес». Наиболее характерны для этой части занятия не только такие традиционные упражнения, как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения, характеризующие такие виды, как классическая аэробика, фитбол-аэробика и др. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, музыкальности, применяются упражнения-задания, развивающие творческое мышление.
- Заключительная часть. Задача этой части – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства – медленная ходьба, упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
- Содержание программного материала
(1-й год обучения)
- Основы знаний
Теоретическая подготовка является неотъемлемой частью целостной системы подготовки и играет важную роль во всестороннем развитии ребенка. Она тесно связана с физической, технической и морально-волевой видами подготовки.
Теоретическая подготовка проводится в виде бесед или лекций непосредственно во время проведения занятий.
Разъяснение теоретического материала носит адаптированный для детского возраста характер.
Теоретическая подготовка включает следующие темы:
- Гигиенические требования к занимающимся детским фитнесом.
- Профилактика заболеваемости и травматизма
- Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
- Классическая аэробика
Маршевые простые шаги (simple – без смены ноги):
- Marsh – ходьба на месте.
- Basic step- шаг правой вперед, левую приставить, шаг правой назад, левую приставить.
- V-step- шаг правой вперед – в сторону по диагонали, шаг левой вперед – в сторону по диагонали, шаг правой назад, левую приставить
- Mambo- шаг правой вперед, шаг левой на месте, шаг правой назад, шаг левой на месте.
- Cross- шаг вперед правой – скрестно левой – назад правой – левой в сторону в и.п.
Приставные простые шаги (simple – без смены ноги):
- Step touch- шаг правой ногой вправо, левую приставить, касаясь носком возле правой (пятка на пол не опускается), шаг левой ногой влево, правую приставить, касаясь носком возле левой (пятка на пол не опускается).
- Knee up- шаг в сторону правой – подъем колена левой, шаг в сторону левой – подъем колена правой.
- Curl- шаг в сторону правой – захлест левой, шаг в сторону левой – захлест правой
- Kick- шаг в сторону правой – подъем левой вперед на 45 («удар»), шаг в сторону левой – подъем правой вперед на 45 («удар»).
- Lift side- шаг в сторону правой – подъем левой в сторону на 45 («удар»), шаг в сторону левой – подъем правой в сторону на 45 («удар»).
- Open step- правой шаг в сторону – левая на носок – левой шаг в сторону – правая на носок.
Маршевые шаги со сменой ноги (Alternativ):
- Marsh + Cha-cha-cha- шаг правой – шаг левой – перескок раз-два-три (ча-ча-ча).
- Marsh + Lift – три шага марш, на четвертый подъем ноги (lift).
Приставные шаги со сменой ноги (Alternativ):
- Grapevine- шаг правой в сторону, левой – скрестно назад, правой ногой в сторону, приставить левую.
- Double step touch- два приставных шага в сторону – шаг правой в сторону, левую приставить, шаг правой в сторону, левую приставить, правую на носок.
Примеры игр заданий: «А как танцует… (зайка, кошка)?», «Быстрый и медленный танец», «Придумай название танцевальному движению».
- Степ-аэробика
- Стойка на одной ноге – стоя на степе на одной ноге, руки в стороны или на пояс, другая нога в сторону.
- Стоя на степе – присед, наклон вниз руками дотянуться до пола, ноги прямые.
- Шаги на степ– поочередно с правой и левой ноги или стоя боком к ней.
- Шаги по степам, поставленным различными способами и на различном расстоянии друг от друга.
- Ходьба боком по степам в парах, стоя лицом друг к другу (движения выполняются синхронно).
- «По лесенке». Из степов можно сделать лесенку со ступеньками разной высоты.
- Прыжки – ноги врозь, ноги вместе.
- Спрыгивания – вперед, боком, назад.
- Прыжки вокруг скамеек – или огибая их
- Бег вокруг скамеек, расставленных различными способами.
- «Опорный прыжок» - как через «козла».
- «Мостики» - степы поставлены в 2 ряда. Дети передвигаются, опираясь на степы одного ряда руками, а другого – ногами. Расстояние между степами можно постепенно увеличивать.
- «Раки на тропинке» - Передвижение над степами, поставленными в одну линию. Опора на выпрямленные руки и согнутые в коленях ноги (живот вверх)
- «Мишка-лентяй». Упор на прямые или полусогнутые ноги и выпрямленные руки. Передвижение над стоящими в ряд степами.
- Приставные шаги по степам – с одновременным ведением мяча об пол.
- То же – удары мяча об пол то справа, то слева (поочередно)
- То же – подбрасывание мяча вверх.
- То же – на каждый шаг небольшой мяч (любой предмет) проносится под прямой или полусогнутой ногой.
- «Отжимание» - руки на полу, колени на степе
- «Ножницы» - сед на степе. Опора на руки позади степа. Перекрестное движение поднятыми вверх прямыми ногами.
- «Рыбка» - лежа на животе на степе, руки вытянуть в стороны, прогнуться и удержать равновесие.
- «Качалка» - стойка на правой ноге, левая нога на степе, руки на поясе. Присед то на правую, то на левую ногу (поочередно)
- «Подъемный кран» - сидя на полу и опираясь на руки сзади, поднимать степ, зажатый между ступнями.
- «На лодках» - сед в перевернутых степах, в руках гимнастические палки – «весла». Наклоны поочередно вправо и влево с возвращением в и.п.
- Сед на полу, ноги на скамье – потянуться вперед (ноги в коленях прогибать)
- Фитбол-гимнастика
Гимнастические упражнения: ходьба, бег, прыжки, ОРУ с мячом (наклоны, повороты, приседания, махи, выпады) и в положении сидя, лежа на спине, животе, боку с мячом и на мяче. Составление связок и комбинаций на фитбольном мяче.
Упражнения массажа и самомассажа с использованием мяча как массажера.
Упражнения «школы мяча», элементы баскетбола, футбола: броски, ловля, ведение мяча рукой, ногой.
Шаги классической аэробики сидя на мяче:
- Marsh- ходьба на месте.
- Step touch- приставной шаг вправо, влево, вперед, назад с поворотом.
- Knee up – подъем согнутой ноги, колено вверх.
- Lunge- выпад вперед, в сторону.
- Kick- выброс ноги вперед разгибая ногу вперед, выполнить мах.
- Jack – прыжки: ноги врозь – ноги вместе.
Примеры игр и эстафет: «Сторож и тыквы», «Горячая картошка», «Кузнечики».
- Упражнения на профилактику нарушений осанки и развития плоскостопия
- Пальчиковая гимнастика
Упражнения на работу мышц пальцев рук. Упражнения на подвижность суставов, вращательные движения. Упражнения на координацию движений пальцев рук. Упражнения пальчиками с предметами. Упражнения пальчиками с речетативами, стихами, рассказами, сказками.
Примеры игр: «Фонарики», «Солнышко-заборчик», «Пальчики здороваются», «Изобрази букву (цифру) пальцами», сказка пальчиками «Колобок».
- Упражнения с малыми мячами
Упражнения для мелкой моторики рук: катание по полу ладонью, пальцами, вращение, зажимая ладонями; поднимание двумя (тремя) пальцами, надавливание на мяч пальцами (ладонью).
Упражнения на крупные группы мышц: в положении сидя, зажимая мяч стопами, подъем и опускание ног, ноги влево-вправо, сгибание-выпрямление ног, прокатывание мяча от стопы при подъеме ног и обратно, наклоны, взятие группировки; в положении лежа, зажимая мяч стопами (кистями), перекаты со спины на живот, подъем ног, подъем и опускание мяча на животе.
Самомассаж стоп и ладоней «фигурным» мячом.
Примеры игр-заданий: «Удержи ежа за иголку», «Переправь ежа в лодочке», «Почувствуй иголки носочком и пяточкой».
- Общая физическая подготовка (ОФП)
- Общеразвивающие упражнения без предметов (для рук, для шеи и туловища, для ног, упражнения в парах, круговая тренировка с ранее изученными упражнениями ОФП )
- Общеразвивающие упражнения с предметами (с мячами разного диаметра, со скакалкой, с обручем)
- Упражнения на снарядах (на гимнастической скамейке, на степах, на гимнастической стенке)
- Упражнения из других видов спорта.
- Элементы йоги
Пассивное расслабление после напряжения отдельных мышечных групп. Пассивное раскачивание расслабленной части тела. Потряхивание.
Асаны йоги. В положении сидя: поза «бабочки», поза полулотоса
На равновесие: поза «дерева»
Обучение диафрагмальному дыханию, грудному дыханию, смешанному дыханию. Восстановление дыхания после физической нагрузки.
Пример игр: «Листья опадают», «Медузы на мяче», «Мороженое тает».
- Содержание программного материала
(2-й год обучения)
- Основы знаний
Теоретическая подготовка является неотъемлемой частью целостной системы подготовки и играет важную роль во всестороннем развитии ребенка. Она тесно связана с физической, технической и морально-волевой видами подготовки.
Теоретическая подготовка проводится в виде бесед или лекций непосредственно во время проведения занятий.
Разъяснение теоретического материала носит адаптированный для детского возраста характер.
Теоретическая подготовка включает следующие темы:
- Гигиенические требования к занимающимся детским фитнесом.
- Профилактика заболеваемости и травматизма
- Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
- Классическая аэробика
Маршевые простые шаги (simple – без смены ноги):
- Marsh – ходьба на месте.
- Basic step- шаг правой вперед, левую приставить, шаг правой назад, левую приставить.
- V-step- шаг правой вперед – в сторону по диагонали, шаг левой вперед – в сторону по диагонали, шаг правой назад, левую приставить
- Mambo- шаг правой вперед, шаг левой на месте, шаг правой назад, шаг левой на месте.
- Pivot- шаг мамбо с поворотом
- Cross- шаг вперед правой – скрестно левой – назад правой – левой в сторону в и.п.
Приставные простые шаги (simple – без смены ноги):
- Step touch- шаг правой ногой вправо, левую приставить, касаясь носком возле правой (пятка на пол не опускается), шаг левой ногой влево, правую приставить, касаясь носком возле левой (пятка на пол не опускается).
- Knee up- шаг в сторону правой – подъем колена левой, шаг в сторону левой – подъем колена правой.
- Curl- шаг в сторону правой – захлест левой, шаг в сторону левой – захлест правой
- Kick- шаг в сторону правой – подъем левой вперед на 45 («удар»), шаг в сторону левой – подъем правой вперед на 45 («удар»).
- Lift side- шаг в сторону правой – подъем левой в сторону на 45 («удар»), шаг в сторону левой – подъем правой в сторону на 45 («удар»).
- Open step- правой шаг в сторону – левая на носок – левой шаг в сторону – правая на носок.
- Toe touch - шаг в сторону правой – левая скрестно вперед на носок, шаг в сторону левой – правая скрестно вперед на носок.
- Heel touch- шаг в сторону правой – левая в сторону на пятку, шаг в сторону левой – правая в сторону на пятку.
- Lunge – выпад на левой, правая в сторону на носок – приставить правую, выпад на правой левая в сторону на носок – приставить левую.
Маршевые шаги со сменой ноги (Alternativ):
- Marsh + Cha-cha-cha- шаг правой – шаг левой – перескок раз-два-три (ча-ча-ча).
- Marsh + Lift – три шага марш, на четвертый подъем ноги (lift).
- Basic step + Cha-cha-cha- шаг правой вперед, левую приставить, шаг правой назад, ча-ча-ча.
- Basic step + Lift- шаг правой вперед – подъем левой – шаг левой назад – правую приставить.
Приставные шаги со сменой ноги (Alternativ):
- Grapevine- шаг правой в сторону, левой – скрестно назад, правой ногой в сторону, приставить левую.
- Double step touch- два приставных шага в сторону – шаг правой в сторону, левую приставить, шаг правой в сторону, левую приставить, правую на носок.
- Сhasse mambo front – ча-ча-ча с продвижением в сторону с правой, мамбо левой только вперед.
- Сhasse mambo back- ча-ча-ча с продвижением в сторону с правой, мамбо левой только назад.
- Repeat- повтор любого приставного простого шага (два движения)
Примеры игр заданий: «Соедини два шага», «Веселый и грустный танец», «Придумай движения рук».
- Степ-аэробика
- Стойка на одной ноге – стоя на степе на одной ноге, руки в стороны или на пояс, другая нога в сторону.
- Стоя на степе – присед, наклон вниз руками дотянуться до пола, ноги прямые.
- Шаги на степ– поочередно с правой и левой ноги или стоя боком к ней.
- Шаги по степам, поставленным различными способами и на различном расстоянии друг от друга.
- Ходьба боком по степам в парах, стоя лицом друг к другу (движения выполняются синхронно).
- «По лесенке». Из степов можно сделать лесенку со ступеньками разной высоты.
- Прыжки – ноги врозь, ноги вместе.
- Спрыгивания – вперед, боком, назад.
- Прыжки вокруг скамеек – или огибая их
- Бег вокруг скамеек, расставленных различными способами.
- «Опорный прыжок» - как через «козла».
- «Мостики» - степы поставлены в 2 ряда. Дети передвигаются, опираясь на степы одного ряда руками, а другого – ногами. Расстояние между степами можно постепенно увеличивать.
- «Раки на тропинке» - Передвижение над степами, поставленными в одну линию. Опора на выпрямленные руки и согнутые в коленях ноги (живот вверх)
- «Мишка-лентяй». Упор на прямые или полусогнутые ноги и выпрямленные руки. Передвижение над стоящими в ряд степами.
- Приставные шаги по степам – с одновременным ведением мяча об пол.
- То же – удары мяча об пол то справа, то слева (поочередно)
- То же – подбрасывание мяча вверх.
- То же – на каждый шаг небольшой мяч (любой предмет) проносится под прямой или полусогнутой ногой.
- «Отжимание» - руки на полу, колени на степе
- «Ножницы» - сед на степе. Опора на руки позади степа. Перекрестное движение поднятыми вверх прямыми ногами.
- «Рыбка» - лежа на животе на степе, руки вытянуть в стороны, прогнуться и удержать равновесие.
- «Качалка» - стойка на правой ноге, левая нога на степе, руки на поясе. Присед то на правую, то на левую ногу (поочередно)
- «Подъемный кран» - сидя на полу и опираясь на руки сзади, поднимать степ, зажатый между ступнями.
- «На лодках» - сед в перевернутых степах, в руках гимнастические палки – «весла». Наклоны поочередно вправо и влево с возвращением в и.п.
- Сед на полу, ноги на скамье – потянуться вперед (ноги в коленях прогибать)
- Фитбол-гимнастика
Гимнастические упражнения: ходьба, бег, прыжки, ОРУ с мячом (наклоны, повороты, приседания, махи, выпады) и в положении сидя, лежа на спине, животе, боку с мячом и на мяче. Составление связок и комбинаций на фитбольном мяче.
Упражнения массажа и самомассажа с использованием мяча как массажера.
Упражнения «школы мяча», элементы баскетбола, футбола: броски, ловля, ведение мяча рукой, ногой.
Шаги классической аэробики сидя на мяче:
- Marsh- ходьба на месте.
- Step touch- приставной шаг вправо, влево, вперед, назад с поворотом.
- Knee up – подъем согнутой ноги, колено вверх.
- Lunge- выпад вперед, в сторону.
- Kick- выброс ноги вперед разгибая ногу вперед, выполнить мах.
- Jack – прыжки: ноги врозь – ноги вместе.
- V-step- ходьба ноги врозь – вперед, ноги вместе – назад.
Примеры игр и эстафет: «Вышибало большим мячом», «Футбол паучков» (в упоре лежа сзади), импровизация «Танцующие лягушки»
- Упражнения на профилактику нарушений осанки и развития плоскостопия
- Пальчиковая гимнастика
Упражнения на работу мышц пальцев рук. Упражнения на подвижность суставов, вращательные движения. Упражнения на координацию движений пальцев рук. Упражнения пальчиками с предметами. Упражнения пальчиками с речетативами, стихами, рассказами, сказками.
Примеры игр: «Рожки да ножки», «На стене висит замок», сказка пальчиками «Репка».
- Упражнения с малыми мячами
Упражнения для мелкой моторики рук: катание по полу ладонью, пальцами, вращение, зажимая ладонями; поднимание двумя (тремя) пальцами, надавливание на мяч пальцами (ладонью).
Упражнения на крупные группы мышц: в положении сидя, зажимая мяч стопами, подъем и опускание ног, ноги влево-вправо, сгибание-выпрямление ног, прокатывание мяча от стопы при подъеме ног и обратно, наклоны, взятие группировки; в положении лежа, зажимая мяч стопами (кистями), перекаты со спины на живот, подъем ног, подъем и опускание мяча на животе.
Самомассаж стоп и ладоней «фигурным» мячом.
Примеры игр-заданий: «Перекати ежа от кисти до плеча», «Удержи фигурный мяч пальцами», «Футбол стопами» (сидя).
- Общая физическая подготовка (ОФП)
- Общеразвивающие упражнения без предметов (для рук, для шеи и туловища, для ног, упражнения в парах, круговая тренировка с ранее изученными упражнениями ОФП )
- Общеразвивающие упражнения с предметами (с мячами разного диаметра, со скакалкой, с обручем)
- Упражнения на снарядах (на гимнастической скамейке, на степах, на гимнастической стенке)
- Упражнения из других видов спорта.
- Элементы йоги
Пассивное расслабление после напряжения отдельных мышечных групп. Пассивное раскачивание расслабленной части тела. Потряхивание.
Асаны йоги. В положении сидя: поза «бабочки», поза полулотоса
На равновесие: поза «дерева»
Обучение диафрагмальному дыханию, грудному дыханию, смешанному дыханию. Восстановление дыхания после физической нагрузки.
Пример игр: «Шалтай-болтай», «Волны на животе», «Прикоснусь - проснись».
- Воспитательная работа
Одной из основных задач дополнительного образования детей является обеспечение необходимых условий для личностного развития.
На протяжении многолетней учебно-тренировочной подготовки занимающихся, педагог решает задачу формирования личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма и нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпимость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность, воспитание трудолюбия).
Воспитательная работа поводится повседневно, в процессе учебно-тренировочных заданий, соревнований, массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, а также в свободное от занятий время.
К воспитательным средствам можно отнести: беседы, встречи с интересныи людьми, личный пример и педагогическое мастерство, высокую организацию учебно-тренировочного процесса, атмосферу трудолюбия, взаимопомощи, творчества, дружный коллектив.
Основные воспитательные мероприятия: проводы выпускников, соревновательная деятельность учащихся и ее анализ, регулярное подведение итогов учебно-тренировочной деятельности учащихся, проведение тематических праздников и досугов, оформление спортивных стендов, газет, фотоотчетов.
- Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
1. спортивный зал;
2. спортивное оборудование и инвентарь:
- гимнастические стенки, скамейки, маты;
- гимнастическое бревно (напольное);
- коврики для аэробики;
- мячи;
- мягкие модули, модульные «туннели», «кочки»;
- скакалки;
- обручи;
- барьеры для перелезания;
- канат;
- ребристые дорожки, дорожки со следами, массажные коврики, ориентиры.
3. музыкальная аппаратура.
Перспективный план
Месяц | № п/п | Тема | Оздоровительная деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | 1 | Наше тело | «Точка, точка, запятая…» |
2 | Конструирование тела | «Это что за птица?» | |
3 | Укрепи свое здоровье | «Радуга здоровья» | |
4 | Опасности в лесу и на воде | «Зеленая аптека» | |
Октябрь | 5 | Мышцы | «Новые приключения Буратино» |
6 | Что такое правильная осанка | «Если бы я был деревом» | |
7 | Берегите свой позвоночник | «Маугли» | |
8 | Правила дорожного Движения | «Уважайте светофор» | |
Ноябрь | 9 | Знакомство с фитнес-направлениями (аэробика, ритмическая гимнастика с предметами) | «Ритмическая гимнастика с предметами» |
10 | Знакомство с фитнес-направлениями (фитбол-гимнастика) | «Учебная-тренировка по детскому фитнесу» | |
11 | Знакомство с силовыми упражнениями | «Фитнес в осеннем лесу» | |
12 | Здоровый образ жизни в семье | Мастер-класс по фитнесу «Я+ мама» | |
Декабрь | 13 | Чем мы дышим | «Путешествие в страну Носарию» |
14 | Сам себя я полечу | «Заяц-хваста» | |
15 | Мое волшебное горлышко | «Двенадцать месяцев» | |
16 | Закрепление полученных знаний | Мастер-класс для родителей и воспитателей «Новогодний фитнес» | |
Январь | 17 | Такие разные языки | «Пряничная избушка» |
18 | Береги свое горло | «Такие разные насекомые» | |
19 | Кто такие микробы | «Приключения в королевстве микробов» | |
20 | Как защитить себя от микробов | «Доктор Айболит» | |
Февраль | 21 | Чистота – залог здоровья | «Федорино горе» |
22 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | «Мойдодыр» | |
23 | Строение зуба | «Жил да был крокодил» | |
24 | Чтобы зубы были здоровыми | «Королева Зубная Щетка» | |
Март | 25 | Органы пищеварения | «Котята-поварята» |
26 | Полезная еда | «Приключения Чиполлино» | |
27 | Опасности в природе весной | «Медведь и Великий колдун» | |
28 | Мой мотор | «Кораблик» | |
Апрель | 29 | Поможем сердцу работать | «Снежная королева» |
30 | Как мы видим | «Азбука» | |
31 | Чьи глаза лучше | «Петух и краски» | |
32 | Будем видеть хорошо | «Краденое солнце» | |
Май | 33 | Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка | «Как медвежонок стал сильным» |
34 | Опасности в общении с людьми | «Бармалей» | |
35 | ОБЖ | «Кошкин дом» | |
36 | Итоговое | «Крошка Енот» |
Оздоровительная интегрированная деятельность.
Сентябрь
№1 «Точка, точка, запятая…»
Задачи:
- Воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать двигательную память ребенка, научить запоминать движения с одного показа.
- Закрепить знания о строении тела человека.
Оборудование: игрушки – мышонок и карандаш; фломастер, 2 листа бумаги; мячик. Запись песни «Точка, точка, запятая…» Г. Гладкова
№2 «Это что за птица?»
Задачи:
- Воспитывать негативное отношение к зависти.
- Развить слуховое восприятие.
- Разучить упражнения на развитие дыхания.
Оборудование: игрушка – карандаш, мяч, маска волка. Фонограмма песни «Точка, точка, запятая…» Г. Гладкова.
№3 «Радуга здоровья»
Задачи:
- Воспитать осознанное отношение к своему здоровью.
- Развить коммуникативные качества, научить преодолевать барьеры в общении.
- Обучить приемам массажа биологически активных точек.
Оборудование: Незнайка, фланелеграф и пособие «Радуга», кукла для каждого ребенка, маска лисы. Фонограмма песни В. Шаинского «Вместе весело шагать».
№4 «Зеленая аптека»
Задачи:
- Воспитать у детей чувство сострадания.
- Развить зрительное восприятие.
- Познакомить детей с лекарственными растениями.
Оборудование: иллюстрации растений – аптечная ромашка, зверобой, медвежье ушко, заячья капуста, подорожник, морошка, черника, земляника, волчья ягода; бочонок меда, маски – сова, волк; дудочка, бубен. Фонограммы песен «Ежик резиновый» С. Никитина и «Вместе весело шагать» В. Шаинского.
Октябрь
№5 «Новые приключения Буратино»
Задачи:
- Воспитать у детей желание оказать помощь.
- Научить переключать внимание.
- Познакомить детей с анатомо-физиологиеским понятием о функциональном значении мышц и важности упражнений для их укрепления.
Оборудование: игрушка – Буратино; пиктограммы; схемы проекций прыжков. Запись песни В Шаинского «Кукла».
№6 «Если бы я был деревом»
Задачи:
- Воспитать бережное отношение к природе.
- Развить фантазию детей.
- Закрепить знания о строении дерева и птицах, живущих в наших лесах; продолжить прививать навык дыхания.
Оборудование: иллюстрация дерева с прорезями, куда будут вставляться изображения птиц – совы, кукушки, дятла, воробья, филина, чечетки, снегиря, синицы; под деревом вставляют в прорези изображения утки, гуся, ежика; березовый, кленовый, дубовый листья. Фонограмма песни «Ежик резиновый» С. Никитина, «Волшебство природы».
№7 «Маугли»
Задачи:
- Воспитать храбрость, уверенность в своих силах.
- Развить двигательную память детей, ловкость и гибкость.
- Дать представление о гимнастике йогов; закрепить умение выполнять статические упражнения, сосредоточивать внимание на дыхании.
Оборудование: фланелеграф и картинки – Маугли, тигр, черная пантера, медведь, волк, удав, обезьяна, паук; иллюстрация «Сокровища древнего города»; ленточки. Музыкальная пьеса «Играют маленькие волны» (кассета «Волшебство природы»).
№8 «Уважайте светофор»
Задачи:
- Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.
- Развивать быстроту реакции.
- Закрепить у детей знания правил дорожного движения, развить способность к умозаключениям.
Оборудование: игрушки – зайчик, лисенок с мячиком, кот, курица, мышка, свинка, обезьяна, филин; иллюстрации – мостовая, легковая машина, велосипед, грузовая машина, трамвай, автобус; светофор с прорезями для метания, малые мячи, 3 круга красного, желтого, зеленого цвета. Фонограммы песен «Кукла»
В. Шаинского и «Зеленый свет» Р. Паулса.
Ноябрь
№9 «Ритмическая гимнастика с предметами»
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Содействовать профилактике плоскостопия и развитию креативных способностей.
- Тренировать детей в овладении элементами движений современных фитнес-направлений (аэробика, ритмическая гимнастика с предметами).
Оборудование: коврики, мячи «ежики», обручи, флажки, магнитофон.
№10 «Учебно-тренировочное занятие по детскому фитнесу».
Задачи:
- Содействовать формированию чувства коллективизма и взаимовыручки посредством выполнения командных заданий.
- Содействовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки и развитию креативных способностей.
- Обучить элементам движений современных фитнес-направлений (фитбол-гимнастики).
Оборудование: гимнастические маты, фитбольные мячи, мягкие модули.
№11 «Фитнес в осеннем лесу».
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Содействовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки развитию креативных способностей.
- Обучить комплексу силовых упражнений и пальчиковой гимнастике с мячами «ежиками»
Оборудование: коврики, султанчики, фигурная гирлянда, малые мячи, мячи «ежики», модули.
№12 Мастер-класс по фитнесу «Я+ мама».
Задачи:
- Способствовать формированию детско-родительской общности, приобщать к здоровому образу жизни родителей и их детей посредством занятий фитнесом.
- Тренировать детей в овладении элементами движений современных фитнес-направлений.
- Обучить элементам движений современных фитнес-направлений (йоги).
Оборудование: гимнастические маты, мячи «ежики», фитбольные мячи, скамейка, скакалка, гимнастическая лестница, туннели, дорожка со следами, ориентиры, кочки, мягкие модули.
Декабрь
№13 «Путешествие в страну Носарию».
Задачи:
- Воспитать доброжелательность.
- Развить устойчивость внимания.
- Сформировать у детей анатомо-физиологические представления о строении носа.
Оборудование: иллюстрации – волк, аист, слон, заяц, пеликан, утка; игрушка- Буратино; платочки и обручи, Кассета «Волшебство природы», фонограммы песен «Вместе весело шагать» В. Шаинского, «Песенка про носы» А. Островского, русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет», «Песни Сольвейг» Э.Грига.
№14 «Заяц-хваста».
Задачи:
- Воспитать отрицательное отношение к хвастовству, желание прийти на помощь другу в трудной ситуации.
- Развить устойчивость внимания.
- Закрепить навык правильного выполнения массажа спины.
Оборудование: игрушки – зайчик, воздушный шар, гармошка, бутафорский перочинный ножик, машина, кукла, барабан; иллюстрации – грибок, цветы, рысь, жук, кузнечик, улитка, божья коровка, уж, белка, комар; погремушки, зайчики на палочке, бубенчик. Фонограммы песен «Вдоль по улице метелица метет», колыбельной «Пушистые облачка».
№15 «Двенадцать месяцев».
Задачи:
- Воспитать любовь к природе.
- Увеличить объем внимания.
- Закрепить знания о сезонных изменениях в природе, месяцах года.
Оборудование: иллюстрации-пейзажи, характеризующие каждый месяц года, букет цветов, 5-6 зонтов.
№16 Мастер-класс для родителей и воспитателей «Новогодний фитнес»
Задачи:
- Способствовать формированию детско-родительской общности, приобщать к здоровому образу жизни родителей и их детей посредством занятий фитнесом.
- Тренировать детей в овладении элементами движений современных фитнес-направлений.
- Обучить элементам движений современных фитнес-направлений (черлидинга).
Оборудование: фитбольные мячи, коврики, Шапки «Деда Мороза», султанчики, батут, мягкие мячи, парашют; гимнастический мат; обруч; скакалка; «кочки»; массажный коврик, мячи-«ежики».
Январь
№17 «Пряничная избушка»
Задачи:
- Воспитать умение находить выход из сложной ситуации.
- Увеличить объем внимания.
- Научить детей самостоятельно снимать зрительное напряжение.
Оборудование: иллюстрации – речка, лес, дождик, пряничная избушка, Ваня и Маша, медведь; бутафорский осколок стекла, обручи, бубен. Фонограмма песни «Разноцветная игра» Б. Савельева.
№18 «Такие разные насекомые»
Задачи:
- Воспитать бережное отношение к миру природы.
- Развить творческие способности детей, побуждая их создавать в движении выразительную картину пробуждения природы.
- Обобщить знания детей о насекомых.
Оборудование: разноцветные «стекла» для танца, иллюстрации – пчела, божья коровка, жук, муравей, оса, комар, бабочка, муха, паук; 2 каната. Фонограммы песни «Разноцветная игра» Б. Савельева, венгерской народной мелодии; кассета «Волшебство природы».
№19 «Приключение в королевстве микробов»
Задачи:
- Воспитать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.
- Развить слуховое восприятие.
- Сформировать представление, что большинство болезней носит инфекционный характер; разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.
Оборудование: иллюстрации «Мальчик болеет», «Мальчик выздоровел», «Король микробов», большой мяч. Фонограмма песни «Аэробика».
№20 «Доктор Айболит»
Задачи:
- Воспитать сострадание.
- Развить двигательную память детей.
- Развить у детей двигательные навыки.
Оборудование: 3-4 каната, мяч. Запись произведения «Море» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова; фонограмма песни «Аэробика».
Февраль
№21 «Федорино горе»
Задачи:
- Воспитать нетерпимое отношение к неряшливости, неаккуратности.
- Развить творческие способности детей, побуждая их к импровизации танцевально-игровых движений.
- Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Оборудование: шумовые инструменты – ложки, банки с крупой, металлические крышки, кастрюльки; мяч. Фонограммы русской плясовой и любой музыки в стиле диско без слов.
№22 «Мойдодыр»
Задачи:
- Воспитать потребность в чистоте и аккуратности.
- Развить мелодико-интонационные и просодические компоненты речи
- Совершенствовать общую и мелкую моторику; закрепить у детей гигиенические знания и навыки.
Оборудование: погремушка, бубен; схемы с изображением геометрических фигур (круг квадрат, треугольник); мяч.
№23 «Жил да был крокодил»
Задачи:
- Вызвать чувство восхищения смелостью маленькой птички.
- Развить зрительное восприятие; обогатить словарь детей: десны, микробы, птичка-тиркушка, хамелеон, лиана.
- Научить детей ответственно относиться к состоянию своих зубов; научить владеть мимическими мышцами; расширить знания детей об африканских животных.
Оборудование: иллюстрации- слон, черепаха, обезьяна, лев, крокодил, зебра, хамелеон, улитка, птичка-тиркушка; 2 каната; мячик; пиктограммы, изображающие разные эмоции. Фонограмма «Танца слонов» К. Сен-Санса и спокойной музыки на фоне звуков джунглей.
№24 «Королева зубная щетка»
Задачи:
- Воспитать потребность в чистоте и опрятности.
- Развить у детей способность к обобщению.
- Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью; закрепить правила личной гигиены, навык правильной чистки зубов.
Оборудование: цветы – по одному на каждого ребенка, 4 стула, веревка (или скакалка). Фонограмма песни В. Шаинского «Волшебный цветок».
Март
№25 «Котята-поворята»
Задачи:
- Воспитать желание помочь маме.
- Научить быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
- Научить детей определять полезные для здоровья продукты.
Оборудование: игрушки – кошка-мама и 5 котят; для эстафеты – 2 подноса, овощи – по одному каждому ребенку, 2 поварешки; иллюстрации или муляжи овощей – морковь, помидор, редис, капуста, свекла, огурец, лук, горох; мяч. Фонограмма песни «Волшебный цветок» В. Шаинского.
№26 «Приключения Чипполино»
Задачи:
- Воспитать чувство взаимовыручки.
- Развить способность к обобщению.
- Научить детей выполнять массаж стоп; обобщать знания о пользе растительных продуктов для здоровья человека.
Оборудование: Иллюстрации героев сказки «Чипполино»; на подносе равное количество фруктов и овощей, 2 корзины. Фонограмма песни «Волшебный цветок» В. Шаинского.
№27 «Медведь и великий колдун»
Задачи:
- Воспитать чувство уважения и послушания взрослых.
- Развить смекалку, обогатить словарь детей: стойбища, киса, саамы, тупа.
- Развить меткость: научить точно выполнять правила в эстафете.
Оборудование: 3-4 маленьких мяча, большая корзина, мешочки с песком – каждому ребенку; деревянные бруски – каждому; иллюстрации – медведь, медведица, медвежонок, мальчик, рыбаки в саамской одежде, земляника.
№28 «Кораблик»
Задачи:
- Воспитать доброжелательность.
- Научить детей точно выполнять словесные указания педагога.
- Сформировать умение снимать мышечное напряжение.
Оборудование: пособие- нарисованный на большом листе бумаги кораблик, на котором сделаны прорези, куда вставляются изображения пассажиров (кота, воробья, лягушки, козленка, зайца, собаки, белки, мышки, ежика, медведя, в рубке – утенок-капитан). Фонограмма песни «Волшебный цветок» В. Шаинского.
Апрель
№29 «Снежная королева»
Задачи:
- Вызывать чувство восхищения верностью девочки Герды, ее целеустремленностью.
- Развить творческую фантазию детей.
- Научить детей создавать выразительные образы, передавая в движении их характеры.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Снежная королева»; гимнастические палки, бабочки на палочке, 2 комплекта букв слова «вечность», 2 фланелеграфа. Фонограммы «Песни разбойников» Г. Гладкова, и песни «Волшебный цветок»
В. Шаинского.
№30 «Азбука»
Задачи:
- Воспитать любознательность, привить желание учиться в школе.
- Развить слуховое внимание, зрительную память и фонематическое восприятие.
- Научить правильной артикуляции при произношении гласных и согласных звуков. Закрепить умение читать знакомые буквы.
Оборудование: игрушка – кот, бычок, «Азбука», иллюстрации к дыхательному упражнению с буквами; маски зайца и волка, буква для составления слова «заяц» и «волк».
№31 «Петух и краски»
Задачи:
- Сформировать осознанные, взаимно доброжелательные отношения с ровесниками.
- Развить зрительное восприятие.
- Научить детей воспроизводить речевой материал в заданном темпе; совершенствовать мелкую моторику.
Оборудование: Фонограммы песен Гр. Гладкова «Закрывать и открывать глаза» и «Песенка Львенка и Черепахи»; пьеса «Месяц в небе засиял» (кассета «Волшебство природы»).
№32 «Краденое солнце»
Задачи:
- Воспитать храбрость, желание защитить слабых.
- Развить эмоционально-волевую сферу и слуховое восприятие.
- Научить детей взаимодействовать со сверстниками, совместно выполнять игровые действия, доверять друг другу.
Оборудование: барабан, бубен, металлофон. Фонограмма песни Гр. Гладкова «Закрывать и открывать глаза»
Май
№33 «Как медвежонок стал сильным»
Задачи:
- Пробудить желание заниматься физкультурой.
- Развить аналитические способности; повысить двигательную активность, отрабатывая с детьми методику упражнений, развивающих подвижность.
- Сформировать привычку к здоровому образу жизни; научить детей заботиться о своем здоровье.
Оборудование: математические схемы – 7 елочек, 8 кружков, 5 коров, 6 шариков. Фонограмма песни «Аэробика», кассета «Колыбельные».
№34 «Бармалей»
Задачи:
- Научить детей пользоваться моральными оценками, сформировать осознанное понимание значимости советов старших.
- Вызывать у детей чувство сострадания, уметь анализировать действия и поступки сверстников и соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
- Научить детей выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами
Оборудование: Фонограмма песни Гр. Гладкова «Закрывать и открывать глаза»
№35 «Кошкин дом»
Задачи:
- Воспитать желание пожалеть, посочувствовать в беде, оказать действенную помощь
- Развить эмоциональную память детей.
- Развить у детей понятие о мерах предосторожности при обращении с огнем.
Оборудование: колокольчик, кубики. Фонограммы песни «Закрывать и открывать глаза» Гр. Гладкова.
№36 «Крошка Енот»
Задачи:
- Воспитать желание быть вежливым, дружелюбным.
- Развить зрительное восприятие и образную память детей; научить точно выполнять словесные указания педагога.
- Научить детей передавать эмоции разнообразными мимическими движениями.
Оборудование: иллюстрации – енот, лев, жираф, тигр, крокодил, удав, слон, пиктограммы. Фонограммы песни «Зарядка для хвоста» Гр. Гладкова и «Макарены».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по правовому образованию для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста
Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личност...
Правильная осанка и профилактика нарушений осанки.
Помощь молодым родителям. Как правильно формировать правильную осанку у детей....
Профилактика нарушений осанки и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений Рабочая программа
Рабочая программа по коррекции и профилактики осанки и плоскостопия...
Применение программы "Статус"для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей.
Применение компьютерной системы "Статус", метод ФБУ-ЭМГ, принцип биологически обратной связи (БОС),...
Программа дополнительного образования по профилактики пожарной безопасности «Юный пожарный».
Программа дополнительного образования по профилактики пожарной безопасности «Юный пожарный»....
Программа дополнительного образования по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста «Здоровячок»
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому,...
Буклет "Как уберечь себя от нарушений осанки? Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Осанка – это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития. Наша задача – обеспечить условия для двигательной активности ребёнка....