"Пойми меня"Консультация для родителей во время адаптации ребенка
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. То того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.
По Л.С. Выготскому кризис трех лет-это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Этот возрастной кризис относительно кратковременен: приблизительно от 2,5 до 3,5 лет.
К концу раннего возраста у ребенка появлятся стремление к самостоятельной деятельности, его интересы перемещаются от мира предметов в мир общения со взрослым. Противоречия между сложившимися у детей формами взаимоотношений с окружающими и своими новыми возможностями могут сопровождаться непродолжительными обострениями этих отношений с близкими взрослыми.
Выявлено, что у ребенка, начавшего посещать дошкольное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность), особенно у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.
Адаптация-процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от:
Типа нервной системы
Возраста
Состояния здоровья
Уровня развития
От условия воспитания в семье
Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток различают три степени адаптаций ребенка к дошкольному учреждению:
Легкую: наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Ребенок плохо спит, теряет аппетит, капризничает,отказывается от игр. Все эти проявления проходят в течение 1 месяца (или за 2-3 недели);
Среднюю: эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Дети в первый месяц могут заболеть острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений;
Тяжелую: у детей начинаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, но и с осложнениям. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше.
Параметры, определяющие процесс адаптации:
Наличие или отсутствие контактов со сверстниками;
Инициативность
Адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности
Аппетит
Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми.
Наблюдение фиксируется первые четыре дня ежедневно, затем на 8-й, 16-й, 32-й, 64-й, 128-й.
В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возращению после болезни и длится в течении трех дней.
Трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных нарушений связывают, прежде всего. С условиями воспитания, со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери, с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, социальными услвовиями, с индивидуальными особенностями ребенка.
При анализе социальной адаптации ребенка, необходимо учитывать и хорошо знать особенности психического развития детей раннего возраста.
Период раннего детства-этовремя, когда закладываются предпосылки для дальнейшего развития личности «предличностные новообразования». На протяжении этого периода детства ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром,в ходе которогоскладываются отношение к себе, другим людям и предметам.
Д.Б. Эльконин выделяет:
Непосредственно-эмоциональное общение, которое охватывает период младенчества;
Предметно-манипулятивная деятельность, охватывающая период раннего детства;
Ролевая игра, являющаяся ведущим типом деятельности для дошкольника;
Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Из выделяемых М.И. Лисиной четырех форм общения для детей раннего возраста характерны только две:
Ситуативно-личностное общение. Это, как правило, сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте.
Ситуативно-деловое общение. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве. Ребенок осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, взрослый помогает ему в этом, оказывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта и т.д.
У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности. Ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты. Поэтому слово «нельзя» часто остается без внимания ребенка. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ним.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка с полутора лет. Е.О. Смирнова выделяет, что взаимодействие детей этого возраста уже является общением на основе следующих критерий:
Проявления внимания и интереса к сверстнику;
Эмоциональное отношение к сверстнику;
Стремление привлечь внимание сверстника;
Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помощью различных действий, анализа который позволил М.И. Лисиной выделить четыре основные категории
- отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему, такие действия проявляются и по отношению к другим людям и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам. Такое отношение свойственно детям, которые пришли в детский сад сразу, как только им исполняется один год.
- Действия со сверстниками как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.
- Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий относятся взгляд глаза в глаза, улыбки, вербальная форма общения.
- Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия друг с другом. Дети прыгают вместе, хохочут, подражают друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся ссорятся.
Таким, образом, для детей 1-1,5 лет характерно отношение к сверстнику как к объекту действий. К 3 годам все чаще наблюдается субъективный подход во взаимоотношениях к ровесникам. После 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным.
В.Б. Каган отмечает, что примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму и даже плакать при приближении других детей. К 2-2,5 годам эта тревога при встрече других детей проходит, дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.
К 3 годам общение между детьми активизируется. Особенность этого общения-«яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность».
В формировании навыков общения, главную роль играет развитие речи. В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное ее формировании, которое идет в процессе совместной деятельности ребенка с ровесниками и взрослыми. Другой сторой является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям необходимо стимулировать высказывания ребенка. С развитием слушания и понимания сообщений, входящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Важнейшей способностью, формирующийся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то другие дети поддержат его в этой забаве. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка-это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2-3 лет
Являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к тому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научится действовать человеческими способами, у него складывается определнное отношение к себе (называет себя по имени, произносит местоимения «я», «мне», отделяет себя от взрослого, стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности).
Характер взаимоотношений взрослого и ребенка оказывает большое влияние на эмоциональное развитие ребенка. В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка.
Эмоции являются показателем общего состояния ребенка его физического и психического самочувствия, способствует раскрытию потенциальных творческих способностей; выполняют регулирующую и охранную функции, препятствуют осуществлению како-либо деятельности из чувства страха.
Поступая в детский сад, ребенок вынужден вступать в контакт с незнакомыми людьми, некоторые дети испытывают тревожность, эмоциональную неустойчивость, страх, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими, и как следствие, напряженные отношения в семье и в детском коллективе.
Специально организованная работа по профилактике дезадаптации ребенка в социуме способствует.
Данная работа строится с учетом как возрастных, так индивидуальных способностей.
- Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды раннего дошкольного детства. Учет интересов детей, определяются их возрастом (сказки, игры, экспрессивное выражение).
- Системность организации психики ребенка.
- Развитие предметно-практической деятельности.
Игровая и предметная деятельность как ведущий вид деятельности способствует развития сенсорной, эмоциональной, волевой сферы, формирует новые формы поведения.
Адаптационная группа
Цели,задачи, содержание
Организация встреч детей друг с другом и со взрослыми в специально организованной обстановке и ситуации.
Встреча родителей друг с другом и с педагогами.
Основные цели организации адаптационной группы:
- организация ребенка жизнедеятельности в группе и в коллективе сверстников. Формирование и усвоение навыков общения с ними.
- Привлечение родителей к жизнедеятельности в группе (присутствие в на детских утренниках, развлечениях и принимать в них участие).
- Совместно с родителями создавать условия театрально-игровой деятельности, умственного развития.
- Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком.
Программа сопровождения
по профилактике дезадаптации ребенка в группе детского сада.
Цель: Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Развитии еобраза «Я». Способствовать развитию у ребенка представления о себе как о творческом начале, не только подражающим взрослым, но и создающим новое, социально одобряемое и значимое для других людей.
- Развитие коммуникативных навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, через невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомимика, звукоподражание).
- Фомирование эмоционально-волевой сферы (снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги)
- развитие познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления, воображения)
- Развитие двигательной активности (общей и мелкой моторики, координации движений)
Формы работы:
- Занятия проводятся индивидуально и с группой детей (3-5 дней).
- Консультация для родителей (общегрупповые собрания, индивидуальные встречи)
- консультация для педагогов (психолого-педагогические консилиумы, индивидуальные встречи, проведение бесед).
- Взаимосвязь со специалистами (психолог, музыкально-игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительная деятельность).
Методы:
- Игры с песком, с водой.
- Эмоционально-экспрессивные игры.
- сенсорные игры
- Театрально-игровая деятельность, музыкальные развлечения.
- Психогимнастика
- Психодинамические игры и упражнения.
Методы оценки:
- Использование похвалы, поощрения, полоительная оценка преобладает над отрицательной оценкой.
- Адекватно оценивать достижения ребенка. Необходимо пояснять свою оценку задавая критерии успеха и неуспеха в каждом конкретном случае.
Структура и формы занятий
Занятия проводятся в свободной игровой форме, с чередованием умственной и двигательной активности (10-15 минут)
1.Приветствие
2.Пальчиковая гимнастика (Двигательная разминка)
3.Основная часть (использование предметно-практической деятельности «игровая мотивация»)
4. Заключение (анализ выполняемой работы)
5. Прощание (подвижная игра)
Заключение
Таким образом, данная программа строится на совместном сотрудничестве взрослого (педагог, родитель) и ребенка, способствует безболезненному вхождения его в коллектив детей, регулирует его психо-эмоциональное состояние, что во многом сказывается на его личностном и индивидуальном развитии.
Программа поможет педагогу-психологу (педагогам, родителям) развить у детей положительный эмоциональный фон, повысит речевую и двигательную активность, поможет настроиться на совместную групповую работу.
Цикл игровых занятий по профилактике дезадаптации ребенка в Доу
(см занятия Роньжина)
Тема | Формы | Игры-упражнения Виды деятельности | Цель |
Знакомство «Детский сад» | Пальчиковые игры Игры-упражнения «Семья» «В гости к пальчику большому» | Рисунок «Ладошки» | |
«Мячики» | Пальчиковые игры | ИЗО Мячики Разукрасим мячики (полосками) | |
«Мыльные пузыри» | Психогимнастика | ||
«Листики» | Психогимнастика | Лисовичек пришел в гости Изобразительная деятельность «Разукрасим листики (прожилки) (пальчиковая живопись) | |
«Дождик» | Игра «Дождик и солнышко» | Изобразительная деятельность 1. дождик (пальчиковая живопись) | Развитие координации движений общей и мелкой моторики |
«Солнышко» | Изобразительная деятельность 1.Солнышко (пальчиковая живопись), дорисуй лучики у солнышка | Создание положительного настроя в группе Умение действовать по правилам игры | |
«Божья коровка» | Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки» «Божья коровка улети на небо» | Нарисовать черные точки на спинках коровки | Умение действовать совместно со взрослым. Развитие слухового внимания Развитие пространственных представлений |
«Колобок» | Игра-упражнение «Колобок-колобок тоненькие ножки» | Нарисуй дорожку для колобка (карандаш или пальчиковая живопись) | Развитие двигательного внимания, произвольности, умение согласовывать свои действия с правилами игры. |
«Игрушки» | Подвижная игра «Игрушки» Пальчиковая игра «Не плач куколка моя» |
Содержание и направления работы по профилактике дезадаптации детей раннего развития в дошкольном учреждении
Индивидуальные направления в работе педагога-психолога | Работа с родителями | Работа с педагогами |
1.Отслеживание динамики возрастного развития детей 1,5-3 лет. | 1.Индивидуальные беседы педагога-психолога с родителями (Составление карты индивидуального развития ребенка данного возраста. История развития (беременность, роды,перенесенные заболевания, стили воспитания родителей, любимые занятия) | 1Проведение психолого-педагогических консультаций |
2.Составления карты прохождения периода адаптации (учет заболеваемости и определение группы адаптации) | 2. Проведение родительских общегрупповых собраний | 2.Оценка особенностей развития ребенка раннего возраста (заполнение карты нервно-психического развития 1,5-3 лет) |
3Отслеживание адаптации: Эмоциональное состояние ребенка Деятельность Взаимоотношения со взрослыми и детьми | 3. Организация наблюдения и посещение родителей режимных моментов, занятий, игр, самостоятельной деятельности детей | 3. Лист адаптации (отслеживание характерных особенностей протекания периода адаптации) |
4 Карта развития и поведения ребенка раннего возраста (анализируется период адаптации) Личностное развитие Эмоциональная сфера Деятельность | 4. Проведение анкеты «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду») | 4. Беседа с педагогами «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации» (Выработка совместных рекомендаций) |
5Диагностика умственного развития раннего развития Е.А. Стребелева (в конце года апрель-май) | 5. Оформление родительских уголков, папок-передвижек. Знакомить семьей с актуальными вопросами воспитания, составления памятки «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению». Темы по просвещению родителей: «Игрушки в жизни ребенка», «Как сказать ребенку Нет!», «Ребенок поступает в детский сад», «Возрастные особенности детей 2-3 лет». | 5.Содержание общения педагога с ребенком в период адаптации (определение группы по характеру поведения и общения у ребенка во время адаптации к детскому саду.) |
6Индивидуальные консультации с родителями (ежемесячно) | 6. Педагогические консультации. Знакомить родителей с результатами продуктивной деятельности детей: работы детей по изобразительной деятельности, конструирование, ручному труду. | 6. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами групп раннего возраста. Цель: Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам раннего развития |
7 Беседы с педагогами (Выработка рекомендаций по адаптации детей к ДОУ) | 7 Работа с семьей по организации приема детей. | |
8Проведение на начальном этапе адаптации коррекционно-развивающих игр и упражнений (комплексная программа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка к детскому саду».
Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка к детскому саду»....
Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребенку»
Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей «Уделяйте время своему ребенку»...
Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ.
В уголок для родителей....
Консультация для родителей «Особое время» для ребенка
Понятие «особое время» поначалу может вызвать недоумение у многих родителей, ведь они и так проводят со своим ребенком значительную часть времени. И чем младше ребенок, тем больше род...
Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ
Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ...
Ошибки родителей во время адаптации ребенка к детскому саду.
Краткое описание ошибок родителей во время адаптации ребенка к детскому саду....
Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребенку»
Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребенку»...