Конспект интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе "На ярмарке народных игр"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тюнина Олеся Анатольевна

Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли и способствуют расширению кругозора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_yarmarke_narodnyh_igr.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе. Тема: «На ярмарке народных игр»

Цель: совершенствование и обогащение двигательного опыта дошкольников посредством народных подвижных игр, создание условий для развития основных видов движений и формирования положительных эмоций.

Задачи:

  1. Посредством подвижных народных игр совершенствовать и развивать физические качества детей: ловкость, равновесие, быстроту.
  2. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре.
  3. Формировать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями.
  4. Воспитывать интерес детей к народному творчеству родного края.
  5. Привить любовь к Родине, к традициям русского народа;
  6. Продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;
  7. Создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями.

Предварительная работа:

‒ чтение художественных произведений;

‒ разучивание загадок, пословиц, поговорок.

Ход НОД:

Инструктор: Ребята, посмотрите как много гостей у нас сегодня. Давайте их поприветствует. Какими словами можно поприветствовать гостей?

Дети: Здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, добро пожаловать.

Инструктор: Ребята, а вы любите путешествовать? Мы с вами сегодня отправимся путешествовать в прошлое на машине времени.

          Ребята игры, как и сказки, созданы народом. Они передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней. Они требуют много движений, находчивости, смекалки, ловкости и упорства, творческой выдумки, красоты движений. Мы узнаем, в какие игры играли наши мамы, бабушки, прабабушки и даже прапрабабушки. И, конечно же, поиграем.

Инструктор: Приглашаю вас ребята занять места в машине времени (дети садятся).

Выполняют зарядку под русскую народную музыку.

Инструктор: вот мы с вами и прилетели. Выходите из машины времени.

Петрушка (входит под музыку):

Добрый день, девчонки и мальчишки. Какие вы все хорошенькие, веселые.

Инструктор: А веселые мы оттого, что любим играть, веселиться, оттого, что к нам в гости пришел наш любимый сказочный персонаж.

Петрушка:

Девчонки – внимание!

Мальчишки – внимание!

Есть для вас сегодня

Веселые – задания.

Здесь веселые забавы

Будут весь народ смешить

Не придется вам скучать,

Время игрища начать.

Вы хотите поиграть свою удаль показать?

Дети: Да конечно хотим поиграть.

Петрушка (говорит закличку)

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю

А в какую, не скажу!

Я загадку  расскажу.

Весь мир кормит, а сама не ест.

Игра «Мельница».

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

Крутись, крутись, жернов,

Съеден хлеб наш черный!

Съеден белый хлебчик,

Мели новый, мельник!

(На последнем слове песни все должны остановиться и застыть, не шевелясь. Кто из игроков упадёт или не сумеет вовремя остановиться, из игры выбывает, остальные повторяют песню и опять кружатся.)

Инструктор: остались самые выносливые, вы и выиграли.

Петрушка: Я предлагаю поиграть в игру «Гори, гори ясно»

Но сначала мы выберем ведущего считалкой.

Я куплю себе дуду

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию и держит над головой платочек. Все говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, и кто из  них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».

Инструктор: Просто удивительные дети! Озорные, ловкие, да смекалистые, молодцы.

Петрушка (говорит закличку):

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем

А того кто не придёт,

Мигом кошка задерёт

Игра «Матрешки гармошки».

Посередине площадки проводят линию, по обе стороны от нее в 20-30 шагов отмечают два города. Играющие делятся на две равные группы: одна из них – матрешка, другая – гармошка. Встают на расстоянии 1м от середины линии, в 2 шеренги спиной друг к другу. Против каждой группы находится дом противника. Когда все встали на свои места, ведущий говорит: «Матрешка» («Гармошка»). Игроки из группы «Матрешка» поворачиваются и бегут за «Гармошками» и стараются их запятнать, а «Гармошки» бегут к своему дому. Запятнанные переходят в группу матрешек. Ведущий вновь громко говорит: «Матрешка» («Гармошка»), игра продолжается. Побеждает команда, где больше игроков.

Инструктор:

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

Игра «Гонка мячей».

Дети встают в круг, рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие, они берут мячи и по сигналу бегут в противоположные стороны за кругом. Обежав круг, встают на свое место, быстро передают мяч игрокам с тем же номером, т.е. через одного. Игра продолжается. Побеждает команда, игроки которой первыми пробегут с мячом по кругу и меньше уронят мячей.

Правила. Играющему разрешается передавать мяч игроку своей команды, только когда он встанет на свое место.

Инструктор: Вы успешно выполнили это задание, поздравляю!

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Инструктор: Ребята а сейчас нам надо выбрать с вами водящего. Все палочки лежат в коробочке, на одной стоит заметка, вы по очереди будете брать по одной палочке. Кто вытянет жребий  с условной заметкой, тому и быть ведущим.

Петрушка держит обруч с прикрепленными лентами. Каждый берется за ленту. Один из участников игры – водящий, он стоит вне круга.

 Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Раз, два – не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту (или платочек) на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Инструктор: Молодцы, удальцы. А я в вас и не сомневалась.

Послушайте загадку.

В яркой он беретке красной

В черной курточке атласной,

Не болтает, не рычит.

Все стучит, стучит, стучит.

Дети: дятел

Инструктор: В этой игре водящий выбирается жребием – перехватом: игроки по очереди хватаются за палку (гимнастическую). Кто из игроков перехватит палку последним и накроет ее как крышкой, тот становится ведущим (дятлом).

Ребенок одевает маску дятла, дети идут по кругу и поют: (звучат звуки леса, пение птиц)

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Тук, тук, тук, тук! (Под музыкальное сопровождение, дети кладут руку на впереди стоящего ребенка и ходят  вокруг дерева)

После этого дятел берет палку и, считая про себя, стучит по дереву задуманное им количество раз. Кто из игроков первым  правильно назовет количество ударов и столько раз обежит вокруг дерева, тот становится новым дятлом, и игра повторяется.

Инструктор: Ребята наши внимательные, знающие, организованные.

Петрушка:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, поигрались,

Много новых сил набрались.

Нагуляли аппетит

Вот теперь и подкрепиться

Нам совсем не повредит!

(у Петрушки на шее вязанка с баранками, которые он  передает инструктору для угощения детей).

Инструктор:

Ребята на этом заканчивается наше путешествие, мы теперь знаем, что дети во все времена играли, и всегда будут играть в народные игры. Они вечно живут в памяти русского народа и передаются от поколения к поколению, давайте попрощаемся с Петрушкой, а нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад, вернемся к машине времени. Машина времени отправляется. Пора возвращаться в настоящее время.

Дети садятся «в машину времени» релаксация под музыку

Давайте, скажем спасибо нашим гостям и до новых встреч.

Список литературы

1. Литвинов М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие, 2006.

3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе " На экскурсию в лес"

В данном конспекте интегрируемые области : физическая культура, ознакомление с природой и окружающим миром , социально-коммуникативное развитие, развитие речи....

Конспект интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе "Я и мяч - друзья"

Конспект ООД по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на остров «Здоровячков»

Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на остров «Здоровячков»...

Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на остров «Здоровья»

Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на остров «Здоровья»...

Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на остров «Здоровья»

Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на остров «Здоровья»...