Шахматы № 22. «Как правильно начинать игру».
план-конспект занятия (старшая группа)
«Как правильно начинать игру».
Цель: Знакомство с законами шахматной игры, а именно законом дебюта (началом) партии и его задачами: атака, оборона. Воспитать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Материал: шахматные доски с комплектами шахматных фигур, настенная шахматная доска.
Методика проведения.
Воспитатель: Ребята, вы можете задавать вопрос: «Как правильно начинать игру? Как играть дебют?». Главная задача дебюта быстро подготовить необходимые силы и соответствующие резервы для скорейшего перехода к атаке, наступлению, а при неудаче и к активной обороне. Дебют – первоначальная фаза партии. Для вас начинающих игроков основные задачи в дебюте я бы сформулировала так:
1.Развивать пешки и фигуры, чтобы быстрее занять центр доски. В первую очередь выводить легкие фигуры – коней и слонов – или контролировать центральные поля фигурами.
2. Постоянно ограничивать действия фигур противника, их маневренность и то же время стараться не допускать каких – либо слабостей в собственных боевых порядках: сдваивания пешек, разобщенности, разрозненности фигур, полного или частичного отсутствия взаимодействия между ними.
3.Своеврменно, в течение примерно 12-15 первых ходов, обезопасить короля, уводя его в укромное убежище, и выводить на активную позицию одну из ладей. Этому как раз и служит совместный ход короля и ладьи – рокировка. Затем быстро, энергично и решительно перейти в наступление на противника всеми силами, иначе атака может быть обречена на неудачу. Все действия, как при наступлении, так и при защите должны проходить по заранее намеченному плану. Для этого желательно делать только хорошие ходы и избегать плохих.
Какие бывают дебюты? Шахматисты применяют следующую классификацию дебютов:
Открытые дебюты, начинающиеся с ходов 1. е4 е5
Полуоткрытые
Закрытые. Когда партия начинается ходами 1. d4 d5. Если черные делают другой ход в ответ на 1. d4 – дебют называют полузакрытыми
Фланговые. Например, 1. с4 или 1. Кf3
Игра «Почтальон»
Цель: Умение ориентироваться на доске, безошибочно находить нужную клетку; закрепление шахматной нотации.
Детям даются конверты с квадратами по величине шахматной клетки. На карточках изображены адреса каждой клетки. Предлагается быть почтальонами и разнести квадраты точно по адресам, например: а1, в2, с3,h4, g5? d6, е8 и т.д.
Физминутка:
Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)
Дружно встали у меня – (остановились)
Тут ферзь - (хлопают)
Здесь два коня – (топают)
Защищайтесь от меня! – (разбегаются по напольным клеточкам). А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли,
Пальцы сжать, потом разжать,
Наклониться вправо, влево,
И садиться вновь за дело.
Воспитатель: А сейчас, я вам расскажу и в шахматной доске покажу, какие ходы надо считать хорошими:
- если ход открывает дорогу, дает выход двум своим фигурам;
-если ход создает угрозу королю;
- все ходы по выведению своих фигур на активные боевые позиции;
- если своей фигурой или пешкой сковываешь подвижность и дальнобойность; неприятельского войска, мешаешь их взаимодействию;
- если своими ходами занимаешь или осуществляешь контроль над центральными, ключевыми нолями шахматной доски;
- если одним своим преследуешь одновременно несколько задач;
- если совершаешь нападение на противника несколькими единицами своего войск;
- если опережаешь противника в развитии своих фигур, одновременно противодействуя ему сделать то же самое.
А какие ходы считаются плохими, давайте посмотрим в шахматной доске, как они выглядят? – продолжает воспитатель.
- как правило, не следует ходить несколько раз подряд одной и той же пешкой или фигурой;
- не заниматься «пешкоедством», забывая о главном принципе в дебюте;
- плох ход с ранним выводом ферзя, потому что на него, как на более ценную фигуру, как правило, начинается настоящая охота с целью отогнать или уничтожить, загнать в западню.
- плохие ходы, когда ходят крайними пешками, выводят коней на вертикали «a» и «h».
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Шахматы», при помощи этой игры мы сможем понять, о чем мы сегодня с вами говорили. Конечно, вы все молодцы, слушали внимательно, но нам пора уже начинать играть. Теперь вы будите знать ценность, каждого хода и фигуры.
Дети садятся за столы, начинают играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_22.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы № 22.
«Как правильно начинать игру».
Цель: Знакомство с законами шахматной игры, а именно законом дебюта (началом) партии и его задачами: атака, оборона. Воспитать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Материал: шахматные доски с комплектами шахматных фигур, настенная шахматная доска.
Методика проведения.
Воспитатель: Ребята, вы можете задавать вопрос: «Как правильно начинать игру? Как играть дебют?». Главная задача дебюта быстро подготовить необходимые силы и соответствующие резервы для скорейшего перехода к атаке, наступлению, а при неудаче и к активной обороне. Дебют – первоначальная фаза партии. Для вас начинающих игроков основные задачи в дебюте я бы сформулировала так:
1.Развивать пешки и фигуры, чтобы быстрее занять центр доски. В первую очередь выводить легкие фигуры – коней и слонов – или контролировать центральные поля фигурами.
2. Постоянно ограничивать действия фигур противника, их маневренность и то же время стараться не допускать каких – либо слабостей в собственных боевых порядках: сдваивания пешек, разобщенности, разрозненности фигур, полного или частичного отсутствия взаимодействия между ними.
3.Своеврменно, в течение примерно 12-15 первых ходов, обезопасить короля, уводя его в укромное убежище, и выводить на активную позицию одну из ладей. Этому как раз и служит совместный ход короля и ладьи – рокировка. Затем быстро, энергично и решительно перейти в наступление на противника всеми силами, иначе атака может быть обречена на неудачу. Все действия, как при наступлении, так и при защите должны проходить по заранее намеченному плану. Для этого желательно делать только хорошие ходы и избегать плохих.
Какие бывают дебюты? Шахматисты применяют следующую классификацию дебютов:
Открытые дебюты, начинающиеся с ходов 1. е4 е5
Полуоткрытые
Закрытые. Когда партия начинается ходами 1. d4 d5. Если черные делают другой ход в ответ на 1. d4 – дебют называют полузакрытыми
Фланговые. Например, 1. с4 или 1. Кf3
Игра «Почтальон»
Цель: Умение ориентироваться на доске, безошибочно находить нужную клетку; закрепление шахматной нотации.
Детям даются конверты с квадратами по величине шахматной клетки. На карточках изображены адреса каждой клетки. Предлагается быть почтальонами и разнести квадраты точно по адресам, например: а1, в2, с3,h4, g5? d6, е8 и т.д.
Физминутка:
Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)
Дружно встали у меня – (остановились)
Тут ферзь - (хлопают)
Здесь два коня – (топают)
Защищайтесь от меня! – (разбегаются по напольным клеточкам). А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли,
Пальцы сжать, потом разжать,
Наклониться вправо, влево,
И садиться вновь за дело.
Воспитатель: А сейчас, я вам расскажу и в шахматной доске покажу, какие ходы надо считать хорошими:
- если ход открывает дорогу, дает выход двум своим фигурам;
-если ход создает угрозу королю;
- все ходы по выведению своих фигур на активные боевые позиции;
- если своей фигурой или пешкой сковываешь подвижность и дальнобойность; неприятельского войска, мешаешь их взаимодействию;
- если своими ходами занимаешь или осуществляешь контроль над центральными, ключевыми нолями шахматной доски;
- если одним своим преследуешь одновременно несколько задач;
- если совершаешь нападение на противника несколькими единицами своего войск;
- если опережаешь противника в развитии своих фигур, одновременно противодействуя ему сделать то же самое.
А какие ходы считаются плохими, давайте посмотрим в шахматной доске, как они выглядят? – продолжает воспитатель.
- как правило, не следует ходить несколько раз подряд одной и той же пешкой или фигурой;
- не заниматься «пешкоедством», забывая о главном принципе в дебюте;
- плох ход с ранним выводом ферзя, потому что на него, как на более ценную фигуру, как правило, начинается настоящая охота с целью отогнать или уничтожить, загнать в западню.
- плохие ходы, когда ходят крайними пешками, выводят коней на вертикали «a» и «h».
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Шахматы», при помощи этой игры мы сможем понять, о чем мы сегодня с вами говорили. Конечно, вы все молодцы, слушали внимательно, но нам пора уже начинать играть. Теперь вы будите знать ценность, каждого хода и фигуры.
Дети садятся за столы, начинают играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Веселись детвора-начинается игра!"
В ходе развлечения дети знакомятся с разными играми, в том числе старинными народными. Вспоминают различные праздники и беседуют о них....
НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ
Книга -источник знаний! Любовь к чтению нужно прививать детям с самого раннего возраста. В статье представлены несколько советов, как развить у детей любовь и интерес к чтению....
НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ
НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ...
НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ
Не целессобразно готовить детей к школе путём усвоение ими "школьных" технологий, пусть даже "развивающих", с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения необх...
Рекомендации родителям по обучению дошкольников зимним спортивным играм «Пришла зима – начинается игра!»
Рекомендации родителям по обучению дошкольников зимним спортивным играм «Пришла зима – начинается игра!»...