закаливание в детском саду
консультация
Предварительный просмотр:
Закаливание
Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Поэтому мы используем систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.
Закаливание эффективно, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в яслях или детском саду.
Для этого необходимы:
четкая организация теплового и воздушного режима помещения;
рациональная, неперегревающаяся одежда для детей;
соблюдение режима прогулок во все времена года (4 – 5 ч. в день при температуре воздуха до 15 – 20 С);
сон при открытых фрамугах;
гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой с добавлением лекарственных трав и др.);
хождение босиком в группе (при температуре пола 18 С).
Кроме того, необходимы и специальные меры закаливания:
воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по гальке;
контрастные воздушные ванны;
контрастное обливание ног (температура 36 – 26 -36) в комплексе с профилактическим самомассажем стоп.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур даёт врач, отмечая их в «Журнале здоровья» в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.
При работе с детьми мы соблюдаем основные принципы:
осуществлять закаливание при условии, что ребенок здоров;
не проводить закаливающих процедур при наличии у ребенка страха, плача, беспокойства;
осуществлять закаливание постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени закаливания; систематичность и постоянство; обеспечить комплексное использование всех природных факторов, тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим можно использовать следующую памятку для воспитателей и родителей:
обеспечивать в период подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключать шумные игры за 30 мин. до сна;
первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным здоровьем, чтобы за тем, их первыми укладывать в постель;
проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры воздуха на 3 – 5 ;
для быстрого засыпания использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.
Обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов, четко организованного медико – педагогического контроля, в который входят:
медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;
медико – педагогическое наблюдение за методикой физического воспитания и закаливание детского организма, физиологической реакцией ребенка, соответствием нагрузке его возрастным и индивидуальным возможностям.
Для этого на основе индивидуальных медицинских карт врач нашегоь садика по каждой возрастной группе составляет сводную схему о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в отдельности, чтобы воспитатель планировал физкультурно – оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
План закаливания
Первая младшая группа
1 квартал. Постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.
2-й квартал. Ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20сек.
3 –й квартал. Ходьба по мокрым дорожкам до 1 мин.
4 –й квартал. Солнечные и воздушные ванны.
Вторая младшая группа
1 – е полугодие. Влажное обтирание после утренней гимнастики, ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 мин. во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания.
2 – е полугодие. Ходьба по мокрым дорожкам до 2- 2,5мин.Обширное умывание после дневного сна.
Средняя группа
Сухое растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия.
Ходьба по мокрым дорожкам во время гимнастики после сна до 4 мин., обширное умывание.
Старшая группа
1 –е полугодие. Обширное умывание и обтирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия. Обливание прохладной водой ( температура 18 С).
2 – е полугодие. Погружение ног в прохладную воду (температура 18 С).
Подготовительная к школе группа
Обширное умывание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; погружение ног в воду по окончании гимнастики после сна. Начиная со второй младшей группы, дети после обеда и полдника полощут рот.
В летний период врачом детского учреждения определяется количество солнечных и воздушных ванн для каждой возрастной группы, а также место и время их проведения. Для ослабленных и пришедших после болезни детей, схема закаливания изменена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание в детском саду
Закаливание является одним из важных элементов здорового образа жизни. Существует множество традиционных средств и методов закаливания. Все процедуры закаливания в детском саду проходят на фоне веселы...
Закаливание в детском саду
Закаливание в детском саду - один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеаний.Указаны принципы , правила и противопоказания, признаки и формы закаливания, гимнастика после с...
Закаливание в детском саду
Некоторые правила закаливания детей....
Закаливание в детском саду.
Закаливать ребенка в детском саду или нет-польза или вред?...
закаливание в детском саду
необходимость закаливания...
Методическая разработка "Закаливание в детском саду"
Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на рез...