Проект «Здоровый малышок» Во второй младшей и средней группе
проект (младшая группа)

Пискунова Анастасия Николаевна

 

 

Маленький ребенок достоин того,                   

                                                                                         чтобы его развитие протекало полно-

                                                                                         ценно. Для этого взрослому надо знать

                                                                                         особенности раннего возраста, уметь

                                                                                         создать благоприятные условия для

                                                                                         уникального самораскрытия 

                                                                                         возможностей каждого малыша.

 

                                   Е. Волосова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zdorovyy_malyshok.docx56.01 КБ

Предварительный просмотр:

.

        Проект

«Здоровый малышок»

Во второй младшей и средней группе

Воспитатель:

                                                                                                        Пискунова А.Н.

                                                    Славгород 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Тематический план кружка во второй младшей группе

Конспекты занятий кружка во второй младшей группе

Дополнительный материал к занятиям кружка «Здоровый малыш»

Используемая литература

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Маленький ребенок достоин того,                    

                                                                          чтобы его развитие протекало полно-

                                                                                         ценно. Для этого взрослому надо знать

                                                                                         особенности раннего возраста, уметь

                                                                                         создать благоприятные условия для

                                                                                         уникального самораскрытия  

                                                                                         возможностей каждого малыша.

                        Е. Волосова

  В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Для того, чтобы ребёнок рос и развивался, он должен быть здоровым. Здоровье - основа жизни и развития ребёнка. На занятиях дети о себе узнают не достаточно, поэтому я разработала рабочую программу кружка «Здоровый малыш».

 Цели:

     - формирование представлений о своём физическом «я» - строении и функции тела ребёнка;

     - формирование навыков показывать и называть основные части тела, лица, понимать и различать сверстников, взрослых по половому признаку, что в дальнейшем поможет формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста.

  Материалы программы помогут решить такие задачи:

     - развитие знаний о человеке через игровую деятельность (дидактические игры, сюжетно – ролевые).

     - умение устанавливать связь между органами тела человека, их назначение;

     - развитие коммуникативных способностей,  правил гигиены и безопасности.

В занятия кружка входят: загадывание и разгадывание загадок, рассказывание стихов, беседы – рассуждения, рассказывание сказок и рассказов о частях тела и лица человека, знакомство с правилами гигиены и безопасности, упражнения для частей лица, дыхательная гимнастика, закаливающие комплексы для носа и других частей лица, подвижные игры, упражнения для предупреждения плоскостопия, игры – физкультминутки, сюжетно – ролевые игры.

  Особенность занятий кружка заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

   Полученные на занятиях кружка знания и умения устойчивы настолько, что дети применяют их в повседневной жизни, Поэтому их успехи на занятиях кружка определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого материала, но и эмоциональным отношением к занятиям кружка, заинтересованностью.

  Конспекты занятий кружка в представленной программе позволят организовать и проводить работу с младшими дошкольниками по разделу программы дошкольного образования и воспитания «Здоровьесбережение».

  Тема кружка «Здоровый малыш» также актуальна для родителей. В программе разработаны консультации на тему: «Организация ухода за детьми младшего возраста(туалет носа, умывание, полоскание рта и чистки зубов», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

   Приложена картотека дополнительного материала к занятиям кружка «Здоровый малыш».

   Программа кружка «Здоровый малыш» разработана на два года. Дети от 3 до 4 лет и дети от 4 до 5 лет. Два раза в месяц, 36 занятий на учебный год.

Занятия кружка рассчитаны на 15минут во второй младшей группе и 20 минут в средней группе.

Тематический план занятий проекта

 «Здоровый малыш» (2-я младшая группа)

п/п

Месяц

Тема

1

2

3

1

Сентябрь

«Я-человек»

2

Октябрь

«Кто – я?»

3

Ноябрь

«Мои ручки»

4

Декабрь

«Мои ноги, как беречь ноги».

5

Январь

«Мои уши, как беречь уши».

6

Февраль

«Мой рот и язычок, мои зубы».

7

Март

«Мой нос»

8

Апрель

«Мои глаза»

9

Май

«Изучаем свое тело»

Конспекты занятий проекта

«Здоровый малыш» (2-я младшая группа)

Занятие 1

Тема: Я – человек

Цели:

- формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно чтобы жить»; «я отличаюсь от животных». «из каких частей состоит моё тело?»;

- закреплять понятие «один – много»);

- воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование: картинки, где изображены один человек и много;  3 – 4 картинки с изображением действий людей , игрушка кошка, картонная кукла Ваня; набор игрушек.

Ход занятия

  1. Я – человек!                

Дети садятся на коврик в кружок рядом с воспитателем.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Таня, и Ване, и Сережи.

- А как можно назвать Таню? Кто она? (Человек)

- А Ваня кто? Тоже – человек. И я человек, и Сережа тоже.

- Все вместе – мы люди!

- Когда один – называют «человек». Когда много – «люди»!

Воспитатель показывает картинки, дети рассматривают и повторяют новые понятия.

  1. Мое тело.

- Ребята, на Земле живет очень много людей. Все они имеют свое тело и похожи друг на друга.

И у каждого из вас тоже есть свое тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.

Дети встают напротив зеркал.

- Тело человека состоит из головы, туловища, двух верхних конечностей – это руки и двух нижних конечностей – это ноги.

Дети повторяют названия частей тела и показывают руками.

- посмотрите, мое тело похоже на Танино, на Ванино, мы все с вами похожи, потому что мы – люди!

- А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у нашего Вани.

Дети подходят, называют и показывают части тела: голова, туловище, руки, ноги.

  1. Приход кошечки. (Тело кошки.)

- Ребята, все люди похожи друг на друга и у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека?

Дети затрудняются в ответе.

За дверью раздается мяуканье кошки. Воспитатель приносит кошку, дети здороваются, гладят ее, рассматривают.

- У кошки – лапы, а у человека – руки и ноги.

- Кошка ходит на четырех лапах, а человек на двух ногах.

- У кошки – хвост, а у человека – нет.

- Но у кошки есть голова, и у человека есть голова.

- У кошки – пушистая шерсть, а у человека – гладкая кожа.

- Человек разговаривает, а кошка – мяукает.

- Похожи мы на кошку или нет?

- Конечно, нет. Мы – люди, а кошка – животные. У кошечки свое тело, а у человека свое.

Дети прощаются с кошкой.

  1. Игра «Где наши детки?»
  2. Тело нужно, чтобы жить!

- Ребята, а зачем нам нужно тело? (Ответы детей)

- Наше тело действует, как чудесная машина, которая умеет смеяться, плакать, ходить, бегать, а также играть, любить, рисовать, кушать кашу.

- Посмотрите на эти картинки. Что делает мальчик? Что делает девочка?

- Давайте проверим, что умеет тело каждого из вас.

Воспитатель предлагает детям набор предметов и игрушек для совершения с ними различных действий: машина на веревочке, мяч, большая пирамида, книга с картинками, бумага и карандаши и др.

- Вот видите, ребята, как много умеет ваше тело.

  1. Итог занятия.

- Как можно назвать Ваню? (Человек.)

- А когда нас много? (Люди.)

- Какие части тела вы уже знаете? (Голова, туловище, руки, ноги.)

- Зачем нам нужно тело? (Ответы детей.)

Занятия 2

Тема: Кто я?

Цели:

- учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки; называть свои имя, фамилию;

- активизировать в речи детей знакомые слова: шорты, платье, рубашка, сарафан и другие;

- развивать мышление (сравнение);

- воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: куклы Ваня и Катя; картинки с одеждой, с изображением мужчины и женщины, мальчиков и девочек; бумажный набор одежды для кукол мальчика и девочки – кукол для дидактической игры «Одень куклу»; аудиозапись.

Ход занятия

  1. У нас в гостях куклы Ваня и Катя.

Воспитатель демонстрирует детям больших картонных кукол в соответствующей одежде.

- Ребята, посмотрите, сегодня у нас опять в гостях наши друзья Ваня Катя. Поздороваемся с ними.

- Я вам уже рассказывала, что все люди различаются по полу: мальчики и девочки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. Посмотрите на наших гостей. Кто у нас Ваня – мальчик или девочка? А Катя кто?

- Да, ребята, Ваня – мальчик, а Катя – девочка. Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Ваня от Кати?

- Мальчики и девочки различаются одеждой.

- Что носят мальчики? (Шорты, рубашки, у них другая обувь.)

- Что носят девочки? (Платье, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли на каблуках и др.)

- Еще Ваня и Катя отличаются прической. Какие у Вани волосы? (Короткие.) А у Кати? (Длинные косы с бантами.)

- Еще девочки (или ваши мамы) носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. А мальчики и папы не носят таких украшений.

- Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (Красит губы, глаза, щеки.) А папы этого никогда не делают.

Воспитатель показывает картинку, где изображены мужчина и женщина.

- Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.

Дети по очереди встают.

  1. Игра «Найди девочку» (мальчика)

- Я разложу перед вами картинки с изображением мальчиков и девочек. А вы должны по очереди сначала найти мальчиков и отдать картинки Ване, а потом – девочек и отдать картинки Кате.

  1. Круг доброты.

Звучит спокойная музыка.

 Воспитатель предлагает детям встать в кружок, протянуть друг другу ладони и подарить «добро», обняться, погладить по головке, улыбнуться. Затем воспитатель проходит и каждого ребенка называет ласково по имени, одновременно гладя по голове.

- Вот видите, ребята, каждого из вас я назвала по имени. Я не говорила: мальчик или девочка, я называла только ваше имя.

С рождения каждого младенца родители дают имя и только его фамилию.

И сейчас мы с вами поиграем в игру, где будем учиться правильно называть свои имя и фамилию.

  1. Сюжетная игра «Здравствуйте, ребята!».

            Здравствуйте, ребята!

            Вы, ребята, козлята? (Дети отвечают:«Нет»).

            Здравствуйте, ребята!

            Вы, ребята, котята? (Нет.)

            Здравствуйте, ребята!

            Вы. Ребята, поросята? (Нет.)

            А кто вы?

            Как вас зовут?

Дети называют свои имя и фамилию. Воспитатель помогает.

  1. Дидактическая игра «Одень куклу».

Примечание.  В коробке вырезные из картона или бумаги куклы – мальчик и девочка – и набор одежды для них.

- Наши куклы собрались на прогулку, но не знают, что одеть. Помогите им.

Дети одевают кукол, обыгрывают ситуацию.

Занятие 3

Тема: Мои ручки

Цели:

- рассказать о значении рук для человека (о пальцах и об их именах), учить упражнениям для развития пальчиков);

- обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действие, развивать внимание;

- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и к окружающим, культуру поведения.

Оборудование: кукла, картинки с действиями детей, ленты, мяч, ложка, шапочки для пальцев.

Ход занятия

  1. Встреча с куклой.

- Ребята, а вы слышите? Кто – то плачет.

Воспитатель с детьми идут на звук, звучит грамзапись плача.

В игровой комнате на кровати сидит кукла.

- Кто это? (Наша кукла Катя.)

- Что же с ней случилось? (У нее сломалась ручка.)

- Давайте скорее поможем Кате.

Воспитатель вместе с детьми прикрепляет руку кукле.

- Как можно Катю успокоить? (Погладить по головке, обнять ее, сказать добрые слова, что она хорошая, красивая и т. д.)

Дети жалеют куклу и сажают ее рядом с собой на коврике.

Сами дети сидят на подушечках.

  1. Беседа о руках.

- Ребята, а теперь у Кати руки на месте? (Да.)

- У вас есть руки? Покажите. (Дети вытягивают руки.)

- Зачем нужны руки? (Ответы детей.)

- Теперь посмотрите на эти картинки. Что здесь делают дети с помощью рук? (Мальчик рисует; девочки играют с мячом; малыш держит ложку и кушает; девочка одевает сапожки и др.)

- Сейчас поиграем.

Воспитатель подзывает двух детей и связывает им лентой руки. Затем предлагает детям выполнить определенные действия:

- Сережа, принеси мяч.

- Алеша, дай ложку.

Дети пытаются, но ничего не получается. Остальные дети смеются и помогают им.

- Вот видите, ребята, для чего нужны руки, нам без них никак нельзя.

- Сколько у человек рук? (Две руки.)

- На каждой руке по 5 пальцев. Покажите свои пальчики.

- У человека очень хорошо развиты пальцы. Ведь с их помощью мы рисуем, и собираем из деталей конструктора дом, и застегиваем пуговицы, и умываем свое лицо.

- Посмотрите, пальцы у нас разные и имена у них разные.

Воспитатель одевает шапочки разного цвета на каждый палец и объясняет:

- большой палец;

- указательный;

- средний;

- безымянный;

- мизинец.

Во время объяснения каждый пальчик, услышав свое имя, кланяется и здоровается с ребятами (выполняет эти действия учитель).

  1. Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы наша голова и наш животик хорошо работали, мы должны делать зарядку для пальчиков. (Рука сжата в кулак.)

- Вставайте и повторяйте за мной:

             Этот пальчик – дедушка (поднимается большой палец).

         Этот пальчик – бабушка (поднимается указательный).

             Этот пальчик –папочка (средний).

             Этот пальчик – мамочка (безымянный).

             Этот пальчик – я (мизинец).

- Теперь представьте, что вы помогаете маме на кухне готовить обед. Вспомним нашу любимую физкультминутку:

Мы капусту рубим

(стучат ребрами ладоней по коленям).

Мы капусту жмем

(сжимают и разжимают пальцы).

Мы капусту солим

(имитируют движения).

Мы капусту трем

(сжимают одну руку в кулак и трут им по ладони другой).

Занятия 4

Тема: Мои ноги. Как беречь ноги?

Цели:

- формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ногами;

- учить упражнениям для предупреждения плоскостопия;

- учить составлять и повторять предложения по картинкам, соотносить действия со словами зарядки;

- развивать двигательную активность;

- воспитывать культуру поведения, доброе отношение к животным.

Оборудование: большая игрушка олененок; картинки с правилами; палки, теннисные мячики, «дорожки»; карточки с изображением предметов для дидактической игры «Что мы надеваем на ноги?».

Ход занятия

  1. Приход олененка.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Олененок.)

- Поздоровайтесь с ним, погладьте его.

- Он принес загадку, послушайте:

                              Два одинаковых столба

                              Идут по дороге.

                              Мне никак без них нельзя,

                              Ведь это мои… (ноги).

- Покажите свои ноги. Сколько их у вас? (Две.)

- А у нашего олененка есть ноги? (Да.)

- Сколько их? (Много.)

- Ребята, а зачем вам нужны ноги? (Бегать, прыгать, шагать и т.д.)

- Как вы думаете, тяжело жить человеку без ног?

- Конечно, тяжело. Чтобы совершить какое – либо действие, нам всегда нужны ноги: гулять по улице, догнать мяч, принести игрушку и т.д.

- Давайте завяжем бантом Сереже ноги и попросим его что – ни будь принести.

- Получилось у Сережи? (Нет.)

- Вот видите, ребята, без ног человеку никак нельзя.

  1. Зарядка для ног.

                 Еду, еду к бабе. Деду

(выполняются прямой галоп)

                 На лошадке в красной шапке.

                 По ровной дорожке

                 На одной ножке (меняют ногу),

                 В старом лапоточке

                 По рытвинам, по кочкам.

                 Все прямо и прямо,

                 А потом вдруг в ямку – бух!

(Дети приседают.)

  1. Как беречь свои ноги.

- Вы любите свои ножки? Пожалейте их.

- Беречь и ухаживать за ними надо? (Ответы детей.)

- Посмотрите, какие картинки принес нам олененок. Они помогут вам узнать и запомнить правила гигиены и безопасности для наших ног.

- Вспомните, какие лекарства нужны для обработки раны на вашей ноге? (Зеленка, йод.)

- Чем прикроете от пыли, грязи рану? (Вата, бинт.)

  1. Упражнения для предупреждения плоскостопия.

- Сейчас, ребята, мы с вами поиграем, будем закалять и оздоравливать наши ножки.

Ходьба на носках. Походим на носках несколько минут по группе.

Ходьба по палке. Ходим по палке, как канатоходцы.

(Палки небольшого диаметра и длиною 50см.)

Мячик. Перекатываем стопой теннисный мячик. (То левой, то правой ногой, 2-3 минуты.)

Дорожки. Ходим босиком по специальным дорожкам.

(На одной пришиты карандаши, на второй – пробки от пластиковых бутылок, на третьей – квадратами вшитый горох.)

  1. Дидактическая игра «Что мы надеваем на ноги?»

Воспитатель предлагает детям из всех карточек выбрать те, на которых изображены предметы обуви. Дети находят и называют.

Занятия 5

Тема: Мои уши. Как беречь уши?

Цели:

- формировать представление об органах слуха – ушах, о значении ушей для человека;

- учить не только узнавать разные звуки, но и называть их (хрум–хлюп – бум);

- развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, тренировать слуховой анализатор.

  Оборудование: аудиозаписи с разными звуками; рисунки о строении уха; картинки с изображением животных.

                                                      Ход занятия

  1. Мои уши!

Звучит аудиозапись с разными звуками: пение птиц, плач ребенка, лай собаки. Дети определяют и называют услышанные звуки.

- Как же вы смогли узнать и назвать услышанные звуки? Какой наш орган помог в этом? (Уши.)

- Для улавливания и различения звуков у человека существует специальный орган – уши.

- Покажите свои уши. Сколько их человека? (Два.)

- На самом деле у человека много ушей: по два наружных (ушные раковины), по два средних уха, по два внутренних.

Воспитатель показывает рисунок.

- Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Закройте свои уши. Вы ничего не слышали? (Нет.)

- Теперь что слышите? (Тиканье часов, лай собаки на улице, песни в музыкальном зале.)

- Звуки и шумы бывают самые разные. Послушайте стихотворение, которое так и называется «Жил – был шум»:

              Ел шум: хрум – хрум!

              Ел суп: хлюп – хлюп.

              Спал так: храп – храп!

              Шел шум: бум – бум!

Э. Мошковская

- Еще звуки, которые мы постоянно слышим, бывают громкие или тихие. Поиграем в такую игру.

  1. Сюжетная игра «Громко – тихо».

Воспитатель называет имя любого ребенка сначала шепотом (дети повторяют), затем очень тихо (дети повторяют), дальше чуть громче (дети повторяют), громко и очень громко. Так повторяют несколько раз. Дети учатся различать звуки по громкости и упражняются в речевом дыхании.

  1. Для чего нам уши?

- Для чего же еще нам уши?

- Представьте такую ситуацию: вы сидите с мамой на скамейке и рассматриваете картинки в книге, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем уже бежит к вам. Именно уши первые оповещают нас о приближающейся опасности.(Показ рисунка.)

- Если бы не уши, мы не смогли бы разговаривать. Ведь, чтобы научиться разговаривать, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие их люди. Я читаю вам сказки, стихотворения, потешки, вы слушаете, запоминаете, а потом сами уже рассказываете мне.

Слух животных отличается от слуха человека. Лучше всех слышат дельфины, ежи, собаки и другие животные. (Показ картинок.)

  1. Подвижная игра «Ау! Ау!».

Ведущий с помощью считалки выбирает ребенка, который прячется. Спрятавшийся ребенок время от времени говорит: «Ау! Ау!». Другие дети ищут его. Воспитатель читает стихи:

                   Ау! Ау!

                   Отгадай, где я стою?

                   Ты попробуй поищи

                   И меня скорей найди.

                   Может, спрятался в шкафу?

                   Иль залез я за софу?

                   Может, под столом сижу?

                   Ты ищи, я подожду.

Примечание. После того как спрятавшегося ребенка находят, прячется тот, кто нашел этого ребенка. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Занятия 6

Тема: Мой рот и язычок. Мои зубки.

Цели:

- формировать представление детей о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его беречь;

- активизировать в речи детей слова: рот, губы, язык, зубы;

- учить правильному звукопроизношению,  различать и называть разные эмоции;

- воспитывать культурно – гигиенические навыки.

Оборудование: картонная кукла Ваня; нарисованный рот из бумаги и фланели; две картинки с изображением эмоций человека (веселый и грустный); рисунок с изображением языка человека; набор продуктов (хлеб, яблоко, кусковой сахар и др.); зубная щетка и паста; картинка с изображением неумытого мальчика.

Ход занятия

  1. Мой ротик!

- Ребята, посмотрите на нашего Ваню. Что случилось с его лицом?

- Какой части не хватает? (У него нет ротика.)

- Давайте приставим его ротик на место. Сережа, иди помоги Ване.

- Теперь послушайте мою загадку:

             В домике этом

             Красные двери,

             Рядом с дверями

             Белые звери.

             Любят зверюшки

             Конфеты и плюшки.

- Что это (Рот.)

- У каждого человека есть рот – это губы, язык, зубы.

Воспитатель показывает на картинке, а дети на себе.

  1. Мои губы.

- Покажите свои губы.

- Для чего они нужны?

- С помощью губ можно понять настроение человека. Посмотрите на эти картинки.

- Где весёлый человек? Почему вы так решили? (Его губы улыбаются,  концы губ подняты вверх.)

- А это какой человек? (Грустный.)

- Да, ребята, его губы не улыбаются, а их концы опущены вниз.

- Покажите, как вы улыбаетесь. А когда грустите, как плачете – покажите.

- Сейчас я покажу упражнение, которое называется «Поцелуй». Вытяните губы вперёд, хоботком и представьте, что вы поцелуете маму.

   (Дети выполняют упражнение.)

- Ещё губы человека помогают произносить разные звуки. Давайте подойдём к зеркалу и посмотрим, как будут меняться ваши губы.

 Дети за воспитателем произносят разные звуки: А, У, О, Ы и другие. Воспитатель ещё раз обращает внимание на то, как двигаются и меняются губы.

  1. Мой язык.

- Покажите свой язычок.

- Зачем нам нужен язык?

- С помощью языка мы можем разговаривать и даже петь.

- Давайте поиграем в такую игру. Я говорю слово, а вы должны правильно его повторить.

- Ещё, ребята, язычок помогает различать вкус нашей пищи: горькая, сладкая, солёная, кислая. А также её качества: холодная или горячая, твёрдая или мягкая.

4. Мои зубы.

- Теперь покажите свои зубки. Сколько их у человека? (Много.)

- Какие они, наши зубы?

(Дети рассматривают в зеркале.)

- Зубы у человека белые и твёрдые. Для чего они нужны? (Чтобы жевать пищу.)

- Да, ребята, зубы помогают измельчать любую пищу: и конфеты, и хлеб, и мясо.

- Ну а чтобы зубки не болели, надо их чистить зубной щёткой и зубной пастой два раза в день: утром и вечером.

5. Игра «Что вы съели?».

У детей закрыты глаза. Воспитатель кладёт им в рот кусочек какого – либо знакомого продукта. Прожевав предложенную пищу, дети отвечают на  вопрос: «Что вы съели?».

  1. Правила гигиены и безопасности.

- Ну а как беречь свой ротик и ухаживать за ним?

- Вам опять помогут мои картинки.

(Воспитатель показывает картинки и знакомит с правилами.)

  • Нельзя брать в рот мелкие предметы (пуговицы, бусинки, и др.), потому что случайно можно проглотить пуговицу и сильно навредить своему телу.
  • Нельзя брать в рот грязные пальцы и какие – либо предметы. Ведь с ними к нам в рот попадают микробы, и может заболеть живот.
  • Нельзя кушать немытые фрукты и овощи, потому что может заболеть  живот.
  • После еды всегда надо мыть свой рот, ополаскивать.

(Воспитатель показывает картинку, где нарисован мальчик с грязным ртом.) - Послушайте стихотворение и обсуждение:

                       Замарашка рот не мыл,

                       Месяц грязный он ходил!

                       Бедный ротик всё молчал,

                       Даже слова не сказал,

                       Помоги, малыш, быстрей,

                       Вымой ротик поскорей!

                                                   Т. Смирнова

Занятия 7

Тема: Мой нос. Как беречь нос?

Цели:

- формировать представление детей о том, что такое нос, как его беречь и как за ним ухаживать;

- учить дыхательной гимнастике;

- воспитывать культурно – гигиенические навыки.

Оборудование: картонные куклы Ваня и Катя; нарисованные части лица; картинки с правилами; одноразовые салфетки; фланелеграф.

Ход занятия

  1. Мой носик!

В гости к ребятам приходят картонные куклы Ваня и Катя, на их лицах нет носиков. Дети здороваются.

- Ребята, посмотрите на Ваню и Катю. Что с ними случилось? (У них нет носиков.)

- Сережа, помоги куклам, найди их носики.

В коробке лежат разные части лица, ребенок должен найти носики и приставить их на место. Одновременно можно закрепить остальные части лица.

- Ваня и Катя говорят вам «спасибо».

- Отгадайте их загадку:

         Вот гора, а у горы

         Две глубокие норы.

         В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

(Нос.)

- Покажите свой носик. Сколько их у вас? (Один.)

- Зачем нам нужен нос?

- С помощью носа мы вдыхаем воздух, необходимый для нашей жизни. Специальные волоски задерживают пылинки и микробы. А еще наш носик помогает различать различные запахи. Понюхайте, чем пахнет?

Воспитатель за ширмой разрезает апельсин.

  1. «Как найти дорожку».

- Ребята, а теперь послушайте сказку, в которой вы узнаете, как важен нос каждому из нас.

Примечание. Можно использовать настольный театр или театр на фланелеграфе.

Чтение отрывка из рассказа В. Берестова «Как найти дорожку».

Беседа о прочитанном.

- Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на важность носа.

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Как беречь свой нос?

- Ребята, а как вы думаете, беречь носик надо? А как? (Ответы детей.)

- Пожалейте свои носики.

- Ваня и Катя принесли нам в помощь картинки. Давайте посмотрим.

Воспитатель показывает картинки и знакомит с правилами.

Правила гигиены и безопасности

  • Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом. Можно повредить слизистую оболочку носа, и тогда пойдет кровь.
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
  • Во время прогулки надо дышать носом, а не ртом. Через носик поступает теплый воздух, а через рот – холодный, что приводит к болезням.
  • При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
  • Нельзя пользоваться чужим носовым платком. А если нет платка, то можно взять одноразовую салфетку, высморкать нос и выкинуть ее.

Воспитатель раздает салфетки и предлагает высморкать свои носики.

  1. Итог занятия.

- О какой части лица мы сегодня говорили?

- Как надо беречь свой носик?

Занятия 8

Тема: Мои глаза. Как беречь глаза?

Цели:

- формировать представление детей о глазах человека, о том, как за ними ухаживать и беречь;

- вызывать положительные радостные эмоции;

- воспитывать культурно – гигиенические навыки, доброе отношение к окружающим.

Оборудование: небольшие картонные куклы – на каждого ребёнка; вырезанные из картона части лица; клей, кисти, разные игрушки, большой платок.

                                              Ход занятия

  1. Мои глаза!

                                   Это очень интересно –

                                   В барабан ли бьёт гроза?

                                   Это, это же чудесно,

                                   Что у всех, у всех детей

                                    И у всех, у всех людей

                                    На лице живут глаза!

                                                               Юнна Мориц

   - Ребята, о чём это стихотворение? (О глазах)

   - У вас есть глаза, покажите.

   - Сколько глаз у человека? (Два.)

   За дверью раздаётся стук.

   - ой, ребята, кто стучится?

   Воспитатель подходит к двери и выносит оттуда небольших картонных кукол – мальчиков и девочек (куклы без глаз).

    - Что случилось с куклами? (У них нет глаз.)

    - Помогите им, ребята. Они не видят ничего.

    Дети подходят к столу. Каждый ребёнок ищет среди предложенных картинок с изображением частей лица картинку с изображением глаз. Затем каждый приклеивает глаза своей кукле. Воспитатель обращает внимание детей на то, что оба глаза должны быть одинакового цвета.

     - Куклы говорят вам «спасибо». Ведь благодаря вам они увидели окружающий мир.

     - Так зачем нужны глаза? (Чтобы видеть.)

  1. Игра «Что ты видишь?».

Предложить детям закрыть глаза ладошками (сопровождая словами: «не видно», «темно»).

- Теперь откройте глаза. Что это? (Воспитатель показывает игрушку).

Дети радуются и называют игрушку.

  1. Как беречь наши глазки.

- Как беречь свои глазки, вы знаете?

- И опять нам помогут наши любимые картинки.

Воспитатель показывает карточки и знакомит с правилами.

                   Правила гигиены и безопасности

  • Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза (карандаши, кисти, палочки от пирамидок, ложки и т. д.
  • Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.
  • Нельзя близко смотреть телевизор.
  • Летом, когда ярко светит солнце, нужно ходить в солнечных очках.
  • Нельзя лёжа читать книгу.
  • Каждое утро надо умывать глаза тёплой водой.
  • Если заболели глазки, нужно срочно обратиться к врачу – окулисту.
  1. Игра «Прятки с платком».

Большим платком накрывают ребёнка.

Воспитатель с кошкой в руках ходит по залу, ищет ребёнка

                      Я по залу хожу,

                       Вовы (Тани, Маши…) я не нахожу.

                       Где же Вова?

                       Где же Вова?

                       Где искать, куда пойти?

                       Помогите мне, ребятки,

                       Поскорей его найти!

Затем сдёргивает платок с ребёнка, удивляется, радуется, что нашла. Ребёнок гладит кошку.

Воспитатель ещё раз обращает внимание детей на значимость глаз в нашей жизни.

Занятие 9

Тема: Изучаем своё тело

Цели:

- закреплять представления детей о частях тела человека,  о различиях между мальчиками и девочками;

- развивать слуховое внимание, координацию движений;

- Воспитывать бережное отношение к своему телу и здоровью.

Оборудование и материал: две картонные куклы и набор одежды для них; плакат «Человек»; материал для аппликации.

                                         Ход занятия

  1. Сюжетно – ролевая игра «Гости к нам пришли!»

Стук в дверь, воспитатель заносит двух больших картонных кукол Ваню и Катю. Куклы без одежды, в одних трусиках.

- Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл.

Дети называют имена кукол и здороваются с ними.

- Наши гости забыли, кто из них мальчик, кто – девочка. А ещё они перепутали всю одежду. Давайте им поможем разобраться.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, он показывает  на Ваню, говорит, что это – мальчик, и подбирает ему соответствующую одежду. Другой ребёнок одевает Катю.

- Так чем же отличается мальчик от девочки?

- Встаньте только девочки.

- А теперь встаньте мальчики.

- Молодцы, я приглашаю вас поиграть!

  1. Малоподвижная игра  «Повторяй за мной»

Звучит негромко бодрая музыка.

Воспитатель предлагает детям выполнять команды.

- Закройте глаза, откройте!

- Поднимите руки

- Помашите головой!

- Покажите нос!

- Возьмите себя за уши!

- Погладьте свои щёки!

- Покажите язык!

- Постучите зубами!

После игры воспитатель предлагает ещё раз повторить по плакату основные части тела человека (туловище, голова, ноги) и части лица (глаза, рот, нос и др.).

  1. Аппликация «Я – человек!»

Воспитатель предлагает фигурки человека (на картинках изображены части: голова, руки, ноги). Дети должны собрать человека на листе бумаги и правильно приклеить все детали тела человека. Девочкам – силуэты девочек (туловище с платьицем), а мальчикам – силуэты мальчиков (шортах).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Галанова, А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.
  2. Мазнин, И. А. Стихи – загадки для детей.  – М., 2004. – 96 с.
  3. Павлова, Л.М. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Рылеева, Е.В. Вместе весело. – М.: Линка – Пресс, 2000.
  5. Смирнова, Т.В.  Ребенок познает мир/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 167 с.
  6. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми. – М.: Просвещение, 1986. – 200 с.
  7. Фесюкова, Л.Б. От трех до семи. – Харьков: Фолио, 1996. – 446 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по лексическим темам для второй младшей и средней групп.

У детей  довольно часто наблюдается задержка  в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи?...

В помощь воспитателю. "Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений" (вторая младшая и средняя группа)

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических           фигурах,...

Комплексы бодрящей гимнастики для детей первой младшей, второй младшей и средней групп

Комплекс №1"Мы проснулись"1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Подни-мать руки в стороны и опускать вниз (4 раза).2. «Резвые ножки» - и...

Проект "Здоровым быть легко" вторая младшая группа

Паспорт проекта на тему:«Здоровым быть легко» Ф.И.О. автораЯнкевич Ирина Николаевна, воспитательназвание учебного заведениямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж...

Аналитический и статистический отчет о проведении «Месячника психологического здоровья воспитанников» в МБДОУ «ЦРР – д/с «Кустук» второй младшей и средней группы «ЧЭЧИР»

Задачи Месячника:- реализация образовательных программ и проведения мероприятий, направленных на формирование у детей коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков само...