Двигательная активность детей раннего возраста
консультация по физкультуре

Уржумцева Валентина Владимировна

Данная информация построена на основе опыта работы в детьми раннего возраста. Здесь можно познакомиться с деятельностью педагога с детьми по развитию движений и детей, а также даны рекомендации родителям по использованию развивающей предметно-пространственной среды для двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost_detey_rannego_vozrasta.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области»

Тема: «Двигательная активность детей раннего возраста»

Воспитатель первой младшей группы Уржумцева Валентина Владимировна

Проблема здоровья наших детей стоит уже давно. Наиболее распространённым заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого - малая подвижность малышей. Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал.

Покупаем ему игрушки, включаем мультики, а теперь ещё и компьютер. А у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.

Малыши ещё не осознают значимость укрепления здоровья, поэтому научить их заботиться о нём должны взрослые. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко.

Основными движениями, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, являются бег, ходьба, ползание - для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для преодоления препятствий, катание и метание для передвижения предметов.

Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять  равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения применяем различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру организовываем так, чтобы ребёнку было интересно это делать - не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек (зайка, мишка).

Чаще всего самым первым движением, которым овладевает ребёнок, это ползание. Это очень полезное движение. Работает плечевой пояс, нагрузка на позвоночник невелика, что благотворно влияет на развитие правильной осанки. В будущем, овладев ходьбой, дети редко пользуются ползанием. Но мы развиваем у детей это движение. Для этого используем игру «Проползи в ворота», «Переползи через брёвнышко», «К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч).

Следующим движением является ходьба.Многие дети начинают ходить, пропуская период ползания, что отрицательно влияет на развитие осанки.

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками. При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к выполнению помогают игровые приёмы: «Идём в гости к зайке, мишке», «Пройди по дорожке». Здесь мы используем дорожки, сделанные своими руками, Например, из пробок - дорожки, цветные коврики. Чтобы задать ритм, помогают различные слова:

                   Топ-топ-топ, зашагали ножки

                  Топ-топ-топ, прямо по дорожке.

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, мы предлагаем ему перешагнуть через лежащие на полу верёвку, скакалку, палку.

Любимое движение у малышей это бег. Если ему предложить «Догнать собачку», «Убежать от дождика» или «Подбежать к маме или папе», ребёнок с большой радостью это выполнит при речевом сопровождении:

Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки.

Очень сложным движением являются прыжки. Прыжок связан с отрывом от земли и сохранением равновесия при приземлении. Можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его, приговаривать. «Высоко, высоко подпрыгнем». Самому подпрыгивать и предлагать малышу. «Попрыгаем как зайчики, воробышки».

«Мы попрыгаем немножко

Веселей пляшите ножки».

Важно помнить, что, приподнимая ребёнка, нельзя брать его за кисть, только выше запястья, так как у детей очень слабые суставы и можно нанести травму.

Мы приподнимаем над головой ребенка какой-нибудь предмет и предлагаем: «Достань дождинку, снежинку, колокольчик».

        Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением вперёд – «перепрыгни через верёвочку, ленточку» (положенные на пол) «ручеёк», спрыгнуть с «горки».

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание. Вначале ребёнок бросает игрушку, стоя в кроватке и следя за её падением. Затем зажимает в руке мячик и бросает его вперёд - вниз. Потом пытается катать мяч. Сев напротив, можно помочь малышу, предложив «покатился мяч к тебе, покатился мяч ко мне». Мы не спешим показывать все движения ребёнку - пусть он сам догадается, что ещё можно сделать, например - прокатить мяч в воротики, бросить мяч вперёд и попытаться догнать его.

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей».

Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.

Для развития интереса детей к выполнению движений, есть много литературы. Мы используем аудиокассеты, диски с пальчиковыми, подвижными играми с музыкальным сопровождением. Это привлекает внимание малышей, и они с удовольствием выполняют различные упражнения.

        Мы предлагаем родителям развивать двигательные умения ребёнка дома, где есть много полезных вещей. Например, из обрезков ковра или покрывала можно сделать такие цветные дорожки и коврики. Изготовив вязаные мячики, вы получите прекрасное пособие, от которого не пострадает интерьер, а ребёнку подойдёт для бросания и катания. Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные гантели и наполнить их песком. Бросив подушки или пуфики на пол, можно получить прекрасное препятствие, которое ребёнок с удовольствием попытается перелезть. Поставив в ряд несколько стульев, получается тоннель, в который обязательно поползёт ребёнок.

         Для развития у детей силы и ловкости мы используем такие упражнения:

  •  держать любую палку так, чтобы ребёнок, ухватившись за неё обеими руками, повис в воздухе, и поднимаем палку;
  •  встаем вместе с ребёнком лицом к лицу, и пусть каждый поднимает одну ногу, и останется стоять на другой - это прекрасное упражнение для развития равновесия;
  •  встать напротив ребёнка и предложить повторять за вами различные движения как обезьянка.

Главный принцип при работе над развитием движений - нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы мы взрослые сами принимали в этом активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста

Данные рекомендации могут использоваться как родителями так и педагогами для развития двигательной активности детей раннего возраста....

«Использование подвижных игр для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста и создания благоприятных условий для общения»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе.«Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» Образовательная область: Физическое развитиеИ...

Приемы оптимизации двигательной активности детей раннего возраста.

Ранний возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка.Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям,а, заболев справляется...

Двигательная активность детей раннего возраста

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь...

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....


 

Комментарии

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВОЛЬДЕМАРОВНА

Благодарю за прекрасные конспекты, работаю с малышами.очень помогают в моей работе