Немного о детской психосоматике
статья

Лобанова Алена Александровна

Понятие «психосоматика» сейчас на слуху у каждого. Что же оно означает? На самом ли деле существует связь между телом и психикой? Откуда берутся психосоматические заболевания? И можно ли их вылечить

Психосоматика - «психо» (душа) и «сома» (тело). В психологической и  медицинской науке под этим термином понимают направление, которое занимается изучением воздействия психологических факторов на возникновение и течение заболеваний, имеющих телесное (соматическое) выражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihosomatika.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каждая семья, имеющая маленького ребенка, сталкивается с  такой проблемой, как детские заболевания, причем заболеваемость часто не зависит от уровня доходов семьи и качества заботы о ребенке.  Дети могут часто болеть и в социально благополучных семьях.

Несмотря на то, что в последнее время медицина предлагает родителям лекарства нового поколения, принципиально новые методы лечения и профилактики, уровень детской заблеваемости неумолимо возрастает.

Также заболевание ребенка не зависит от того сидит ли он дома или посещает детский сад. Так в чем же кроются причины частых детских болезней?

Многие случаи заболеваний у детей объясняет такое понятие, как психосоматика.

Психосоматика («психе» - душа, «сома» - тело, греч.) – отрасль науки, изучающая взаимосвязь между психологическими и физическими расстройствами. Психосоматикой также называют и влияние психологического состояния на телесное.

Среди возможных причин возникновения психосоматических реакций можно выделить следующие:

  1. Внутренний конфликт – это борьба двух желаний. В ситуации, когда совместить их невозможно, одно из них уходит в подсознание и начинает угнетать организм.
  2. Уловная выгода – когда человек не в состоянии найти рациональное решение той или иной проблемы, его это подавляет, что вызывает психосоматическое заболевание, которое оказывается очень кстати и избавляет от принятия решения.
  3. Идентификация – человек переживает за болеющего близкого и перенимает у него симптомы болезни.
  4. Самонаказание – когда человек долгое время мучается чувством вины.
  5. Прошлый опыт – это какие-либо травмирующие ситуации, пережитые в детстве, которые откладываются в подсознании и накладывают отпечаток на физическое здоровье.
  6. Внушение – это ситуация, когда человек (чаще ребенок) на подсознательном уровне принимает мысль о том, что болен. Как правило, эту мысль закладывают близкие взрослые, говоря, например, о том, что у малыша обязательно заболит живот, если он не поест суп или съест много вредных чипсов.

С раннего детства ребенок получает от родителей много установок как прямых, так и косвенных. Косвенные установки чаще преподносятся в виде предостережений или назиданий. Например:

«Нельзя так говорить! Тебе не стыдно?» - на самом деле мы даем установку «не живи!». Когда мы  не готовы к трудностям в воспитании ребенка, и  таким образом мы перекладываем ответственность на него, заставляя его стыдится. В результате ребенок может озлобится и начать вредничать.

«Не балуйся!»- что означает - «не будь ребенком!». Тем самым мы требуем от ребенка быть серьезным, перекладываем ответственность. Дети развиваются в играх, если они берут или делают что-то недозволенное, то, как правило, по недосмотру взрослых.

«Нельзя есть мороженое, горло заболит!» - в этом случае, если горло и заболит, то скорей всего от сдерживаемой обиды. Болезни горла часто возникают от невысказанных эмоций, когда родители заставляют замолчать или не разрешают плакать.

«Перестань беситься!» - это запрещение естественного для детей спонтанного проявления эмоций, что непременно вызывает предпосылки для болезней.

«Перестань реветь! Успокойся!» - на самом деле мы говорим – «не чувствуй!». Подавление и накопление негативных эмоций, мы заставляем ребенка сдерживать свою боль.

«Осторожно! Споткнешься и упадешь», что означает «не делай!». Тем самым мы не помогаем ребенку стать уверенным, отказываем в поддержке при проявлении самостоятельности и заставляем сомневаться в своих силах.

Это лишь некоторые родительские установки, которые заставляют ребенка «не быть собой», мешают развитию самостоятельности, заставляют прибывать в состоянии неудовлетворенности и внутреннего конфликта, что зачастую приводит к развитию психосоматики.

Не жалейте теплых чувств по отношению к ребенку как в словах, так и невербально. В семье ребенку необходимо получать внимание, одобрение, поддержку и сопереживание. Воспитание ребенка должно быть последовательным, не стоит давать разные реакции на одно и то же действие. Давайте уважать в ребенке личность и помогать достойно выходить из его сложных детских ситуаций, чтобы сохранить  детское самоуважение.

Помочь ребенку в выздоровлении может только ясность в семейных и детско-родительских отношениях.

Любите своих детей! И будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Детская психосоматика"

В статье говорится о причинах детских соматических заболеваний,их видах ....

ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА

В матерале раскрываются  причины развития психосоматических расстройств в детском возрасте,  психотравмирующие ситуации в семье, влияющие на развитие психосоматики у детей дошколшь...

Презентация для семинара педагогов-психологов ДОО на тему ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА

Презентация для семинара педагогов-психологов ДОО на тему  "ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА"...

Детская психосоматика

В материале указано, что же такое психосоматика, каковы ее одни из причин, а также, профилактика и коррекция психосоматических проявлений. Материал буде полезен педагогам детских дошкольных учреждений...

Детская психосоматика

Болезнь - это не просто поломка, которая происходит случайно. У неё есть какая-то первопричина, в статье вы можете понять, насколько просто с точки зрения природы устроена Психосоматика. Сменить Ваш с...

Детская психосоматика

Почему болеют наши дети?...

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ОБСТАНОВКИ НА ДЕТСКУЮ ПСИХОСОМАТИКУ.

Взаимоотношение родителей с ребенком,напрямую  отражается на его психосоматическом состоянии....