Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста использованием ИКТ на занятиях. "
статья

Мельникова Людмила Валерьевна

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством современной технологии на занятиях в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_isaeva_l.v.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством цифрового микроскопа на занятиях в ДОУ.

                                                Исаева Л.В.

                                                                      Воспитатель, I категории

         МАДОУ №34 «Дюймовочка»

                                                          г. Нижневартовск

Программа дошкольного образования включает различные образовательные области, содержание которых варьируются в зависимости от возрастных и  индивидуальных особенностей детей. Так, для дошкольного старшего возраста может использоваться цифровой микроскоп для более полного исследования объектов мира и экспериментирования с ними.

Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта.[4, стр. 39]

Самым доступным способом изучение окружающего мира является наблюдение, умение видеть, замечать, а в конце анализировать результаты наблюдения, в этом и лежит  основа научного явления. [2, стр.5]

Разглядеть в деталях,  как устроена  кожа человека или простой лист с дерева, крылышко насекомого или чешуйка лука, что плавает в маленькой капле воды, как выглядит пыльца на цветке и многие другие удивительные картины, которыми так богат микромир – все это легко позволяет сделать детский цифровой микроскоп.

Цифровой микроскоп для детей дошкольного возраста прост в использовании, но при этом педагог в организованной совместной деятельности с детьми учит ребенка правильно обращаться с инструментом, экспериментировать, наблюдать и развивать тягу к знаниям. А различные аксессуары, такие как стеклышки, колбочки и прочие материалы сделают исследования более увлекательными.

Цифровой  микроскоп достаточно мощная цифровая камера, которая передает фиксируемое ею увеличенное изображение различных предметов и объектов на широкий монитор компьютера, поэтому наблюдателю не приходится щуриться и старательно приглядываться, как это происходит при работе с обычным микроскопом. Цифровой микроскоп позволяет видеть различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший предмет, но и сделать его цифровое фото, а затем создать целый альбом маленького исследователя. Не менее познавательно использовать микроскоп для видеозаписи объектов, используя замедленную съемку. Фиксировать изображение мы можем в любом заданном интервале времени - от одного снимка в секунду до одного снимка в час. Используя возможности программного обеспечения микроскопа, мы с детьми создаем короткие фильмы. Например, фильм «Один день из жизни муравья» или любого другого насекомого. [3, стр. 87]

Опыты с детьми с использованием цифрового микроскопа [1]

1. «Будь здоров»

Задача: формирование навыков у детей элементарных правил гигиены.

Предоставление материала по ЗОЖ с детьми будет намного проще, если использовать для этих целей цифровой микроскоп. Педагогу стоит только показать, как выглядят грязные руки под микроскопом и, будьте уверены: ребенок сам, без подсказки взрослых, будет бегать к умывальнику каждый раз, когда это потребуется и даже чаще. Можно показать микробов и бактерий на немытых овощах и фруктах, что тоже спровоцирует дошкольника соблюдать правила гигиены перед едой.

2. «Секреты красивой упаковки»

Задача: формировать представления старших дошкольников о пользе и вреде продуктов питания.

На данном занятии педагог знакомит детей с составом продуктов питания (чипсы, кока-кола, чупа-чупсы и т.д.) указанных на этикетке продукта мелким шрифтом.

 3. «Изучаем символы»

Задача: познакомить детей с мелкими деталями, изображенных на символах. Педагог на данном занятии может познакомить детей с особенностями строения денежных банкнот (наличие «водных знаков» и других защитных символов неподдельных купюр), символами Югры и России и т.д., имеющих трудноразличимые мелкие детали.

4. «Изучаем мир неживой природы»

Задача: познакомить детей с составом воды, почвы, песка.

На занятиях педагог предлагает сравнить свойства воды, почвы, песка.

5. «Мир живой природы»

Задача: знакомство детей со строением насекомых, растений.

Объекты живой природы являются отличным объектом для детских исследований. Летом всегда можно найти на улице крыло бабочки, паутину, опавшие листья, лишайник, лепестки цветов, кору дерева и т.д. Для экспериментирования в зимний период, педагогу вместе с детьми следует запастись гербарием.

Таким образом, использование  цифрового микроскопа в работе с дошкольниками позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта на большом экране, что особенно актуально при работе с группой детей. В игровой деятельности с  цифровым микроскопом  создаются необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за живыми и не живыми объектами.

 

Список литературы

1.  Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.; Детство – Пресс, 2008. -128с.

3. Цифровой микроскоп. Инструктивно – методические материалы для педагога, М.: «БизнесМеридиан», 2011.

4. Как знакомить дошкольников с природой  /Под. ред. П.Г. Саморуковой.- М., просвещение, 1983, с.42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах

Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...

Использование экологических игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: познакомить педагогов с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми в развитии позновательной активности дошкольниковЗадачи: 1. Познакомить с экологическими игровыми обучающими ...

Презентация для воспитателей"Использование деятельностного метода обучения в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР""

Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;- с 2010 года новой информации создано больше, чем за последние тыся...

Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Мастер-класс для педагогов: «Использование интерактивных тематических папок в образовательном процессе ДОУ, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста»

Все дальше и дальше люди отдаляются от своего главного источника знаний – книга. Перед педагогом всё чаще стоит вопрос. Как, привить у ребёнка любовь к книге и поддержать познавательную ак...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...