Здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал

Галина Николаевна Зобова

ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_po_zdorovesberezheniyu.docx55.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методики по здоровьесбережению

Физическое развитие по методике Сесиль Лупан.

 

Основываясь на рекомендациях Домана, Лупан придает физическому развитию ребенка особое значение, подчеркивая, что это способствует мозговой активности ребенка. Она делит свои рекомендации относительно возрастной категории детей. Особенно интересен ее удачный опыт обучения дочерей раннему плаванию. В книге этому отведена целая глава. В книге детально описаны рекомендации относительно которых родители должны развивать физическую активность малышей. Для новорожденных Лупан предлагает самостоятельно изготовить кроватку, так чтоб ребенок мог «чувствовать каждое свое движение»: каждый раз двигаясь, малыш будет касаться стенок кроватки и таким образом опознавать для чего нужны инстинктивные движения.

 

Таким образом самым маленьким рекомендуется как можно больше времени проводить на животе лежа на большой поверхности в окружении внешних стимуляторов, а поворачивать ребенка на спину только во время игры. Следующий выделенный этап 1-4 месяцы жизни ребенка, когда малыш начинает ползать. Лупан рекомендует не ограничивать кроху манежем, а максимально приспосабливать комнату к малышу, помогать ему становиться на четвереньки и стимулировать первые шаги.

 

4-12 месяцев – фаза ходьбы в детском развитии. Тут важно поощрять и стимулировать малыша к ходьбе. Стараться выделить ребенку максимальную площадь для движения и обезопасить ее. Гуляя с малышом давать ему время для самостоятельной ходьбы (держа его за руки), а дома расставить мебель так, чтоб крохе было интересно ходить, держась за нее (можно расставить яркие кубы, прямоугольники на небольшом расстоянии друг от друга, чтоб малыш делал первые шаги передвигаясь от одного предмета к другому).Для развития равновесия Лупан предлагает приобрести гимнастическое бревно. А для развития грудной клетки – передвигаться по горизонтальной лестнице, распложенной над головой малыша.

 

Следующий этап – 8 месяцев-2 года, когда малыш начинает ходить. Лупан на практике показывает, как можно помочь малышу получать удовольствие от длительных прогулок пешком, бега и прыжков. При чем прыжкам она уделяет особое внимание и делит их на две категории: которые помогают преодолеть страх высоты и те которые просто учат ребенка прыгать.

 

Возраст от 2 до 6 лет Лупан выделяет, как особо активный, так как малыш уже очень многое умеет и на этой базе должен развиваться дальше. Она предлагает совмещать все умения малыша: ходьбу, бег, прыжки. В возрасте 2-х лет Лупан считает, что ребенку можно предложить занятия ритмическими танцами, но отмечает, что не стоит торопить события и подождать до тех пор, пока ребенок будет готов перейти от наблюдения (период адаптации к новой среде желательно проводить наблюдая за группой) к практическим занятиям. При этом важно, чтоб малыш наблюдал хотя бы раз в неделю за тем, как занимаются дети на год старше него. В такой важный для развития ребенка период, Лупан предлагает обучать малыша любому доступному для родителей виду спорта, при условии, что это не принесет крохе дискомфорта, как морального так и физического.

Методика физического воспитания Н.Н.Ефименко

 Ефименко Николай Николаевич окончил спортивный факультет Киевского государственного института физической культуры. Позднее учился в аспирантуре при Одесском государственном педагогическом институте им. К. Д. Ушинского. Кандидатскую диссертацию на тему "Особенности двигательных нарушений у дошкольников, страдающих церебральным параличом, и пути их коррекции средствами физического воспитания" защитил в Москве в НИИ дефектологии АПН СССР в 1987 г.

Автор 10 книг, 3 государственных программ, более 30 методических разработок, а также множества статей по различным аспектам диагностики физического развития детей, профилактики и коррекции имеющихся у них двигательных нарушений, инновационного подхода к физическому воспитанию, спортивной тренировке, ЛФК и реабилитации движением детей и взрослых. В течение 27 лет занимается разработкой и внедрением собственной уникальной педагогической системы "Театр физического воспитания и оздоровления детей в норме и при патологии", которая принципиально отличается от всех существующих традиционных программ своей всесторонней фундаментальной научностью и естественной природосообразностью..

В 1991 году авторская система Николая Ефименко была удостоена одной золотой и двух серебряных медалей ВДНХ СССР.

 В 1994 году авторские разработки под названием "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей" были удостоены II гранта на международном конкурсе, проводимом Фондом Сороса в городе Киев.

 Ключевыми позициями системы являются строгое следование законам Природы и всеобъемлющий игровой метод.

 В сферу интересов НикНика прежде всего входят различные аспекты:

 физического воспитания детей и взрослых

коррекционного физического воспитания детей, имеющих особенности в развитии

реабилитации движением детей-инвалидов, страдающих церебральным параличом (ДЦП). различными спинальными параличами и парезами

 Автора также интересуют общие вопросы физического, интеллектуального и духовного совершенствования детей и взрослых, проблемы энергетической подзарядки, омоложения организма, увеличение продолжительности жизни человека.

Николай Николаевич Ефименко

 

«Уважаемые коллеги, вопросами физического воспитания детей я занимаюсь ровно 30 лет и уже давно настаиваю на том, что традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 80-х годов прошлого века, а прежние методики физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и начальной школе требуют своего кардинального пересмотра. По большому счету необходимо полностью перестроить научно-методологический фундамент теории и методики физического воспитания детей, создать совершенно новые методики физического воспитания подрастающего поколения. Почему я так уверен в этом? Да потому, что традиционный подход даже при небольшом научном анализе не выдерживает никакой критики. Например, для чего мы всегда в начале занятия или урока строим детей в шеренги и занимаемся строевыми действиями? Разве нет других методов организации, кроме армейского? Для чего в подготовительной части занятия (урока) всегда присутствует бег? Почему сама подготовительная часть занятия остается неизменной, хотя содержание основной части занятия значительно варьируется? Зачем нужны общеразвивающие упражнения (ОРУ)? Разве основные двигательные режимы (их восемь) не развивают у ребенка все необходимые физические качества? Почему на занятии (уроке) по физической культуре основные движения применяются в хаотическом порядке, не имеющем под собой никакого методического обоснования: очень часто мы сначала бежим, а затем лежим, сначала прыгаем, а затем ползаем? Почему в традиционной методике так стойки тенденции к одновременности и одинаковости в выполнении физических упражнений, в то время как каждый ребенок нуждается в индивидуальном дозировании нагрузки? Почему педагоги по-прежнему мало играют с детьми и не реализуют огромный потенциал игрового метода? Я бы мог задать еще много вопросов, на которые представители традиционной системы физического воспитания так и не смогли дать мне аргументированных ответов за последнее десятилетие. Как видите, актуальность предлагаемой статьи весьма значима.

Я предлагаю вам совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет. Такой широкий диапазон ее действия не должен вас удивлять – ведь основные биологические законы развития и совершенствования человеческого тела едины и универсальны для любого контингента детей. Эти общие законы и более частные принципы физического воспитания детей уже давно существуют в жизни – они выработаны самой Природой! Остается только следовать ее заветам и не вступать с ними в противоречие. В идеале частные педагогические методики должны базироваться на более общих биологических закономерностях.

В связи с этим мной была сформулирована первая педагогическая заповедь – «СЛЕДУЙ ЛОГИКЕ ПРИРОДЫ!» Да-да, именно матушка-природа всегда стоит в основе всех процессов жизнедеятельности. Авторы серьезных и проверенных временем систем оздоровления всегда начинали свои книги с гимна законам Природы. А у нас на первом месте стоит инструкция из министерства, которая довольно часто является следствием чего угодно, но только не глубокого знания закономерностей человеческого естества. Знаменитый Борис Павлович Никитин (который в свое время наделал много шума нестандартными подходами к обучению и воспитанию своих маленьких детей) так однажды написал в одной из книг: «Мы меняем обычаи, условия и стиль жизни с детьми и зовем поступать в тон и в такт природе. Иначе музыка жизни перестает быть гармоничной».

В своей первой заповеди «Следуй логике природы!» я сформулировал восемь золотых формул двигательного развития детей, которые и стали методическим фундаментом того нового подхода к физическому воспитанию детей, к которому я вас и призываю.

 

ПОМЕНЯТЬ В СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДАХ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕ НУЖНО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ!

Начнем с первой золотой формулы: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражняться из «лежачих» или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) – с постепенным увеличением нагрузки к положению прямостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям)! (рис. 1)

 

Такая последовательность чередования основных движений предложена не случайно. Если взять за основу эволюционную теорию Ч.Дарвина и его сторонников о происхождении человека (а она сегодня является доминирующей в мире), то мы ясно увидим путь формирования физического (телесного) статуса всего живого на земле: от рыб – к земноводным (амфибиям), рептилиям (пресмыкающимся), затем – к млекопитающим, птицам, приматам и, наконец, к «Homo erektus» («человеку прямостоящему»), нашему с вами предшественнику. Данная эволюционная логика, не случайно отобранная природой, не исчезала от одного вида животных к другому, а закреплялась и передавалась в генном коде. Такую же программу двигательного развития имеет каждый рождающийся ребенок, независимо от наших желаний. Так, вынашивание женщиной зародыша, находящегося в околоплодных водах (особенно на последних месяцах беременности), соответствует «рыбьему» периоду эволюции живого; первые движения новорожденного в положении лежа – напоминают действия древних земноводных, чувствующих себя еще беспомощно на суше, последующее ползание на животе очень похоже на перемещения у пресмыкающихся. Далее, примерно в полгода, малыши пытаются самостоятельно сидеть, высвобождая при этом руки-«крылья», что очень похоже на птиц и т.д.

В этом плане особое значение приобретает биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем – онтогенез повторяет филогенез, – что означает: в своем индивидуальном развитии (особенно на ранних этапах) ребенок как бы ускоренно повторяет всю предшествующую этапность своего исторического становления от простейших животных форм к человеку разумному.

Если же снова вернуться назад, к внутриутробному развитию плода, то в эмбриологии уже давно существует закон рекапитуляции признаков, согласно которому на определенных стадиях развития человеческий зародыш напоминает рыбу, амфибию, рептилию и, наконец, млекопитающее. По словам известного ученого-эволюциониста Айзека Азимова: «Человеческий зародыш по-прежнему на определенной стадии развития имеет хвост и жаберные щели»!

Следует отметить и другой распространенный взгляд на происхождение человека – библейскую версию о его сотворении «Создателем». Не углубляясь в существо спора о первопричине появления Человека, приведем лишь последовательность сотворения всего живого на земле из Библии (глава 1 «Бытие»): «И сказал Бог да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (20). И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (21). Это было в день четвертый сотворения. А вот что происходило согласно Библии в день пятый: «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их…» (25). В шестой день: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (26). «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (27).

Как видим, не смотря на принципиальные разногласия о способе происхождения человека, библейская версия иллюстрирует аналогичную теории эволюционного развития последовательность происхождения видов животных от простейших организмов – к более сложным. А это для нас с вами и является сейчас самым важным.

Обобщая все сказанное выше, я взял на себя смелость дополнить с позиции педагога-методиста основной биогенетический закон Э.Геккеля, чтобы представить его теперь в более адаптированном к педагогике виде:

«Онтогенезис повторяет филогенезис, а разумная система физического воспитания детей должна повторять в своей основе логику онтогенеза!»

Ведь Природа-мать или Господь уже отобрали для развивающегося ребенка самую оптимальную последовательность становления его двигательных функций – ее демонстрируют младенцы в течение первого года жизни: лежание – ползание – сидение – вставание – стояние – ходьба – лазание – бег – прыжки! (рис. 1). Вот почему нам необходимо положить в основу всех программ (в том числе и государственных) именно такую методическую последовательность формирования основных движений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Можно уверенно утверждать, что именно эволюционный принцип должен стать основополагающим в теории и методике физического воспитания детей, в разработке программ и учебных пособий, планов-конспектов занятий (уроков) физкультуры и перспективного планирования.

Само занятие или урок по физической культуре будут проводиться в стиле «эволюционного ролика», всякий раз повторяя в своей основе логику развития и совершенствования животного мира и человека. Я уверен, что более совершенной методики не существует – все уже давно есть, Вселенная главное нам уже дала! В традиционном же проведения занятий (уроков) по физической культуре все происходит с точностью наоборот: в начале проводятся построения, перестроения, различные строевые действия, затем выполняются разновидности ходьбы, бег и даже прыжки, после чего в основной части дети могут упражняться в положении сидя, ползают различными способами и выполняют физические упражнения в положении лежа. Выходит, что мы бросаем вызов самой Природе, вместо того, чтобы следовать ее естественной мудрости…

 

Вторая золотая формула двигательного развития ребенка трансформируется из первой, как бы продолжая и уточняя ее. Заключается она в следующем: в любом из исходных положений (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и т.д.) разумно начинать упражнения с более низких поз (с минимальной высотой общего центра масс над опорой) и лишь затем переходить к максимально высоким в данном положении позам .

В основе этого утверждения лежит известное положение биомеханики: чем ниже высота общего центра масс (ОЦМ) человека, расположенного в крестцовом отделе позвоночника, над опорой, тем легче в энергетическом плане исходная поза или упражнение; и наоборот, чем выше ОЦМ над опорой, тем сложнее в плане энергетического обеспечения данная поза или упражнение. Наглядно этот постулат можно рассмотреть на примере ползания. Методически верно будет начинать упражнения с малышами в позе на низких четвереньках (с опорой на локти и колени), далее – продолжать тренинг в позе на средних четвереньках (с опорой на ладони и колени), затем переходить к высоким четверенькам (на ладонях и стопах) и, наконец, к выполнению самых энергоемких упражнений – бегу и прыжкам на высоких четвереньках, когда высота общего центра масс над опорой достигает своего максимума!

 

Третья золотая формула может быть сформулирована следующим образом: в любом исходном положении (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и др.) разумно начинать упражняться из «позы эмбриона» (позы группировки, позы «закрытого цветочного бутона») – с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей!

Данное утверждение явилось результатом «подсмотренной» у Природы закономерности, суть которой сводится к тому, что при вынашивании плода (беременности), в период раннего онтогенеза, во время сна, при усталости, болезни и прочих неблагоприятных условиях среды (для растений – засуха, для животных – холод) все живое отдает преимущество сгибательным позам. Так, мы знаем, что у беременной женщины плод находится в околоплодных водах в «позе эмбриона», в собранном, сгибательном положении, – так удобно и для него, и для матери. Наблюдая новорожденного первых недель жизни, обращает на себя внимание выраженная сгибательная установка конечностей. Пеленание младенцев как раз и направленно на выпрямление, выравнивание рук и ног. Правда, в свете нового взгляда на естественное физическое развитие малышей (третья золотая формула) традиционный подход к принудительному пеленанию должен быть пересмотрен. Отрадно, что целым рядом авторов уже предложен более естественный, свободный стиль пеленания младенцев.

Серию аргументов пополнят и данные специалистов НИИ физиологии АПН СССР, которые еще в начале 80-х годов прошлого века доказали, что у дошкольников первых лет жизни мышцы-сгибатели туловища и конечностей развиты лучше, чем мышцы-разгибатели – значит это для чего-то было заложено самой Природой. Не может не заинтересовать и утверждение анатомов о том, что самой оптимальной для отдыха человека является полусогнутая поза лежа на боку, при которой практически все мышцы максимально расслабленны. Еще один аргумент в пользу третьей золотой формулы: английский естествоиспытатель Лайоэлл Уотсон в своей книге «Ошибка Ромео» выдвинул версию, поясняющую преимущество сгибательных поз у животных и человека. Ее суть заключается в следующем: всякий живой организм обладает определенным зарядом и может быть представлен в виде условной электрической цепи. Когда в согнутом положении верхние и нижние конечности соединяются – цепь замыкается, и электрическая разница потенциалов возрастает, что повышает общую энергетику организма и создает лучшие условия для жизнедеятельности. Вот почему уставшие, больные, размышляющие над сложными проблемами люди, неосознанно принимают сгибательные («замкнутые») позы. Естественно, что актуальность этих поз тем большая, чем ниже и горизонтальнее исходное положение ребенка – с выпрямлением туловища к прямостоянию, ходьбе и т.д. значение данной закономерности снижается.

 

Четвертая золотая формула двигательного развития детей может быть представлена в следующем виде: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой (шейным отделом позвоночника), затем в плечевом поясе и руками, далее упражняются мышцы туловища (груди, живота, спины), потом тазового пояса (подвздошно-поясничные сгибатели, затем ягодичные разгибатели) и нижние конечности; и, наконец, все вместе взятое в таких глобальных двигательных проявлениях как ходьба, лазание, бег и прыжки! .

Такая естественная последовательность формирования движений у детей изначально определена особенностями строения и развития центральной и периферической нервных систем. В медицине уже давно известна кранио-каудальная последовательность формирования движений у новорожденных, таким же образом строится процесс восстановления (реабилитации) у детей-инвалидов, страдающих церебральными или спинальными параличами. Более просто и понятно это правило можно сформулировать так: в каком бы положении ни находился ребенок, движения должны выполняться по направлению «от темечка – к пяткам». Причем, чем ниже двигательный режим (лежачий-ползательный-сидячий), тем актуальнее для занимающегося будут движения головой и руками; и наоборот, чем выше и вертикальней положение или поза – тем более значимыми становятся движения в тазовом поясе и нижних конечностях. Это правило я образно назвал «феноменом двух кувшинов»: чем горизонтальней расположен кувшин, тем больший прилив условной жидкости-энергии происходит к верхней части кувшина (горлышку); чем вертикальней стоит кувшин, тем больше жидкости (энергоносителей) концентрируется в нижней его части. Именно это естественное перераспределение энергии в человеческом теле в зависимости от его положения в пространстве и определяет методическую последовательность физических упражнений. При традиционном подходе к физкультуре педагог вместе с детьми довольно часто в положении стоя выполняет упражнения для мышц и суставов шеи, плечевого пояса и рук, что методически некорректно.

 

Пятая золотая формула двигательного развития дошкольников дополняет и уточняет предыдущую. Выглядит она так: работая над конечностями ребенка (руками, а затем ногами), первыми надо выполнять движения в крупных, близлежащих к туловищу суставах (плечевых, тазобедренных), затем подключать средние и несколько отдаленные от туловища суставы (локтевые, коленные) и, наконец, задействовать самые мелкие и наиболее отдаленные от туловища суставы (кистевые, голеностопные).

Такая природная последовательность также определена особенностями строения и развития нервной системы человека (ребенка) – ведь нервные двигательные пути идут от центра к периферии. Сигнал, посланный из коры головного мозга, по стволу мозга достигает шейного утолщения спинного мозга, где «перебрасывается» на периферические нервные окончания, иннервирующие руки. Если же упражняются нижние конечности – сигнал из коры головного мозга проходит по центральному нейрону до поясницы, где в соответствующем утолщении спинного мозга переключается на периферические нейроны, обеспечивающие чувствительность и двигательную активность ног.

Данная золотая формула убедительным образом подтверждается первыми двумя, суть которых для краткости можно выразить так: «начинать упражняться с детьми целесообразно от горизонтальных положений и следовать к вертикальным, от низких поз – к высоким». Так вот, чем ниже и горизонтальнее положение ребенка, тем более задействованы в движениях крупные, близлежащие к туловищу суставы – это наглядно видно при ползании по-пластунски и на низких четвереньках. С дальнейшей вертикализацией позы (например, при ползании на высоких четвереньках) в движениях задействуются более отдаленные от туловища суставы.

В неврологии, ортопедии, ЛФК уже давно известно правило восстановления травмированной, паретичной конечности: от проксимальных (близлежащих к туловищу) отделов – к дистальным (отдаленным от туловища)! Это еще один аргумент в пользу предлагаемого методического подхода.

 

Шестая золотая формула заключается в следующем: чем ниже положение или поза ребенка во время его упражнения, тем более естественным для него будут относительно медленные, спокойные и плавные движения (в стиле ползущего питона) и наоборот, чем выше положение тела занимающегося (в ходьбе, беге, подскоках, прыжках), тем более характерными для него должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения (в стиле скачущего коня)!

Данную закономерность я позаимствовал из зоологии. Примитивные классы животных (земноводные, пресмыкающиеся) имеют низкое расположение тела над поверхностью опоры, которая оказывает ощутимое сопротивление при их перемещении – вот почему абсолютная скорость передвижения у них сравнительно низкая. У тех же видов животных, у которых имеются длинные и развитые конечности, а также более высокое расположение общего центра масс над опорой, – скорость перемещения в пространстве в десятки раз больше (млекопитающие, парнокопытные). В своем эволюционном двигательном развитии от лежаче-горизонтированных положений к вертикальным основным движениям (как на одном физкультурном занятии, так и в течение учебного года) ребенок должен правильно использовать соответствующие стили двигательно-игровой активности, обозначенные выше.

 

Седьмая золотая формула отражает еще одну интересную биологическую закономерность: чем ниже и горизонтальней положение тела человека – тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений (напоминающий брошенную на пол веревку), и наоборот, чем выше и вертикальней положение тела относительно опоры, – тем более напряженным должен быть режим мышечной деятельности (напоминающий прочно стоящую вертикально колонну).

В основе этого методического правила лежит уже давно известный в медицине ортостатический эффект, наблюдающийся у человека: в лежачем положении все жизненные функции (частота сердечных сокращений, частота дыхания, артериальное давление, мышечный тонус, тонус сосудов, гравитационное раздражение скелета, иррадиация возбуждения в коре головного мозга) снижаются до определенного минимума. И, наоборот, в вертикальном положении все перечисленные выше показатели устремляются к максимальным значениям (сравните мышечное напряжение и пульс лежащего и бегущего человека). Другими словами, горизонтальные положения являются более пассивными и релаксационными (расслабляющими, характерными для медитации), в то время как вертикальные положения по сути своей более активные, тонические, характерные для напряжения (т.е. концентрации). Не имеет методического смысла напрягать скелет и мышечный корсет в лежачих положениях. В то же время некорректными будут упражнения на расслабление всего тела в положении стоя. В традиционной системе физического воспитания такое распространенное упражнение как отжимание в упоре лежа как раз и выполняется в режиме максимального мышечного напряжения. Педагоги, в соответствие с инструкцией, добиваются того, чтобы тело детей при выполнении данного упражнения было полностью выпрямленным и жестким (туловище и ноги составляли единую прямую линию), а этого можно достичь только за счет значительного мышечного напряжения. Наши дети ближе к Природе и ее законам, а потому большинство из них предпочитает отжиматься по-другому: или поднимая таз, или же, наоборот, опуская живот вниз. Оба эти приема позволяют в значительной степени снять мышечное напряжение, столь неестественное для лежачего положения. Нам нужно чаще наблюдать за движениями детей и многому у них учиться в методическом плане…

 Восьмая золотая формула двигательного развития детей гласит: для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) естественными являются относительно медленные, спокойные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые, частые и хлесткие движения.

Эту закономерность можно объяснить «принципом баллистической волны» (или «феноменом кнута») В.В.Клименко. Так, если отснять на видео, а затем проанализировать движение кнута в руках умелого пастуха, то откроются поразительные вещи: относительно медленное движение массивной рукоятки кнута посредством передачи кинетической энергии трансформируется на конце в щелчок, похожий на пистолетный выстрел – скорость на кончике кнута в 15-20 раз превышает начальную скорость движения рукоятки! Ученый, открывший этот феномен, предложил рассматривать тело человека как условный кнут: туловище и таз в качестве рукоятки, а конечности – как кнутовище. Известный из школьной программы закон сохранения кинетической энергии гласит: чем больше масса тела в отдельно взятой замкнутой системе, тем меньше его скорость и наоборот, чем меньше масса, тем больше скорость. Вот почему методически неправомерными видятся теперь быстрые движения, осуществляемые крупными мышечными массивами туловища – тот же стандартный тест на скоростное сокращение мышц брюшного пресса из положения лежа на спине при переходе в положение сидя.

К тому же, из анатомии известно, что в крупных мышцах человека преобладают красные или медленные мышечные волокна (миофибриллы), в то время как в мелких – белые или быстрые мышечные волокна. Все это и определяет выбор правильного режима мышечного сокращения для тех или иных групп мышц.

Исходя из данной формулы, можно сразу же дать педагогам следующий методический совет: не делайте с детьми очень быстрых движений туловищем (позвоночником), а также в плечевых и тазобедренных суставах, особенно прямыми конечностями. Это – неестественный режим движений, а, значит, он не несет максимальной пользы организму ребенка. 

Итак, уважаемые коллеги, я предлагаю вам запомнить самое главное – в своей педагогической деятельности воспитатель, инструктор по физической культуре или учитель должны следовать не столько искусственным инструкциям, которые нам время от времени «спускают верху», сколько логике Природы, т.е. основывать свои частные педагогические методики на более глобальных законах биологического развития человека (в частности, ребенка). Представленный выше (хоть и в кратком изложении) научно-методологический базис позволит вам в корне изменить всю систему физического воспитания спортивной тренировки у детей, а также систему коррекции и реабилитации имеющихся у них двигательных нарушений.» .                                                                                                                                                                         Методика закаливания Никитиных 

 

 

            Никитины — муж и жена — педагоги со стажем, многодетные родители в течение длительного времени разрабатывали собственную систему воспитания, образования, укрепления здоровья своих детей.

Вот основные постулаты методики Никитиных.

  — Организм новорожденного ребенка обладает громадным резервом прочности (в 50-70 раз превышающим необходимые пределы), это «принцип функциональной избыточности организма». В условиях цивилизованного мира этому принципу противостоит «закон свертывания функций за ненадобностью». Раньше у многих народов новорожденного ребенка обтирали в проруби безо всякого вреда для его здоровья. Современные дети сразу после рождения попадают в чрезмерно комфортные условия, и в результате все совершенные механизмы саморегуляции, заложенные самой природой, оказываются ненужными и с течением времени атрофируются, что и ведет к высокой детской заболеваемости с преобладанием простудных заболеваний.

  — С самого, рождения не надо кутать ребенка. Пусть полежит голышом или в одной распашонке, побегает или поползает по полу в одних трусиках, пробежится босиком по земле.

  — Очень полезна в любом возрасте ходьба или бег по снегу в течение 1-2 мин. После такой процедуры надо не забыть досуха растереть ноги и надеть сухую обувь. Ступни горят, а в ногах такое ощущение — как после массажа.

  — По возможности стараться на время сна размещать ребенка в прохладном помещении, а во время бодрствования периодически выносить (или выводить) ребенка из теплого (+25 °С) в прохладное (до 10 °С) помещение.

  — Очень полезны в любом возрасте воздушные ванны (даже для ребенка

первых месяцев жизни). Надо оставлять малыша в распашонке или в трусиках (зимой — в комнате, в теплые времена года, при температуре воздуха + 15-25 °С — на улице). Продолжительность воздушной ванны — по 20-30 мин. несколько раз в день (во время кормления и в промежутках между ними). Если малышу становится дискомфортно на свежем воздухе, он начинает хныкать, гримасничать, нужно одеть его в распашонку, подгузник, большую пеленку и завернуть теплой пеленкой ножки.

  — Умывать и подмывать ребенка надо холодной водопроводной водой, предварительно набрав ее в горсть. С рождения очень полезны солнечные ванны. Ребенка укладывают на пеленку голышом, прикрыв краем пеленки головку. Регулярно переворачивают малыша с бока на бок, с живота на спинку. Начинать надо с 5-6 мин., постепенно увеличивая время нахождения на солнце до 30-60 мин.

  — Залог успеха в любом деле — уверенность в своей правоте.

         

 

 

 

 

 

Физическое развитие по Г.Доману

 

Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное.

 

Место и время: конец 1940, США, Филадельфия

 

Личность: Гленн Доман – американский военный врач-нейрохирург, психотерапевт

 

Как все начиналось: В основанном им Институте развития человеческого потенциала Доман занимается проблемами лечения и обучения детей, получившими травмы мозга и имеющими отклонения в развитии. В ходе работы ему удалось сделать открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные. После такого воздействия утраченные функции, связанные с поврежденной зоной мозга, начинают восстанавливаться. Парализованным детям стимулировали зрение, показывая картинки и карточки со словами – дети учились читать, после этого понемногу начинали ползать, а затем и ходить. «Приговоренные» дети быстро развивались, догоняли своих здоровых сверстников в физическом развитии и перегоняли в интеллектуальном – больные четырехлетние дети читали и считали лучше, чем «нормальные» семилетние.

 

Результаты:Разработанные им упражнения по физическому развитию необычных малышей оказались настолько эффективными, что он решил перенести свои методы и на здоровых детей.

 

На что направлена методика: На как можно более раннее развитие всех возможностей человеческого организма – и интеллектуальных и физических. Дети, занимавшиеся по этой методике, уже в пять лет хорошо плавают, бегают кроссы, занимаются гимнастикой и балетом. Темпы развития малышей по методике Домана значительно опережают темпы развития «обычных» детей. В три месяца –  ребенок начинает ползать, в шесть – ходить, в девять – успешно преодолевать препятствия на пути.

 

Распространенность и признание методики: На Западе к методам Домана отношение неоднозначно. Ряд научных исследований отмечают задержку навыков развития чтения и счета у детей, занимавшихся по его методу. Многие ведущие западные психологи современности призывают родителей воздержаться от применения этих методов.  Несмотря на это, система по-прежнему широко распространена и имеет большое количество довольных результатами последователей-родителей, в том числе в России.

 

На какой возраст (когда начинать занятия): с первых минут жизни. Но можно присоединиться к программе в любое время до 6,5 лет.

 

Противопоказания: сам Доман считал, что их нет. Сам же он начинал работу с больными детьми, в том числе с очень тяжелыми заболеваниями. На практике даже его последователи рекомендуют проконсультироваться с врачом перед началом занятий по методике.

 

Основные идеи: Выделил 6 функций головного мозга:

 

1. моторная (ходьба, бег, прыжки) 2. речь 3. письмо 4. зрение 5. слух 6. ощущения.

 

При этом развитие первой тройки полностью зависит от сензитивных 4, 5 и 6 функции.

 

В результате многолетних наблюдений сотрудники института выявили, что каждая из функций в своем развитии проходит семь стадий. На каждой стадии ребенок обучается определенным двигательным навыкам. На первых стадиях управление слухом, зрением, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга. На каждой новой стадии – руководить движениями начинает новый мозговой уровень, вытесняя предыдущий. На последнем – в работу включается верхний отдел спинного мозга. В семь лет рост мозга практически завершен. В этом возрасте предопределено, что будет представлять собой человек в интеллектуальном и физическом плане. После этого возраста он сможет чему-то научиться, но потребуется гораздо больше времени и сил.

 

Правила и принципы: Главное правило – создать идеальную среду для детской подвижности.

 

Чем раньше ребенок начнет двигаться – тем быстрее будет расти и развиваться мозг. В основе развития всех функций – движение: ползание, ходьба, бег, прыжки. Чем раньше поползет – тем раньше научится читать, чем раньше научится читать – легче и быстрее освоит высшую математику.

Практические упражнения:

Сразу после рождения: малыш должен большую часть времени лежать не на спине, а на животе. Ведь животные никогда не лежат на спине, беспомощно барахтая лапками. Правда, в коляске тогда придется вырезать окошко, чтобы лежащий малыш мог обозревать мир.

Не пеленать и минимум одежды. И вообще одежда не должна стеснять движений.

ПОЛЗАНИЕ

Это – главное упражнение для новорожденных с первых минут жизни. Поэтому основное время родители со своими детьми проводят на полу – идеально ровном, чистом, безопасным и без ковров. Опускать ребенка на пол нужно не менее 10 раз в день и всячески поощрять его двигаться. Например, расставлять привлекательные предметы далеко друг до друга – чтобы ребенок самостоятельно до них добирался. Ученики Домана и спали на полу с детьми. Ведь во сне он тоже может ползать.

Для побуждения к ползанию как родителями, так и детскими специалистами активно используется так называемый «трек Домана». Это – доска длиной 1 метр, шириной 40 см и с бортиками высотой около 15 см. Вся эта конструкция обклеивается поролоном и устанавливается наклонно. Ползать в нем можно сначала с горки, а позже – и в горку. Действительно, очень удобная конструкция.

ХОДЬБА.

Первые  шаги должны быть сделаны босиком.

Как и в ползании – задача создать максимально открытое пространство. Поэтому никаких манежей, колясок, ходунков и даже за руку при обучении ходьбе ребенка не рекомендуется водить. Ходить с задранной выше головы рукой неудобно, и формирование чувства равновесия задерживается. Можно лишь расставить невысокую устойчивую мебель.

А после усвоения навыка ходьбы – устраивать препятствия: бордюры, канавки. И обязательно минимум 15 минут в день – ходить вверх и вниз по лестнице.

БЕГ.

Четырехлетка «по Доману» может пробежать 5 км без остановок за 40 минут.

Сразу после того, как малыш начинает ходить – родители устраивают совместные пробежки с ним. Первоначально пробежки короткие, но частые.  Постепенно дистанция и время увеличиваются. И первоначальные 20 пробежек на 90 метров в день перерастают в 2 на 900 метров.

Бегать лучше в одном и том же месте – чтобы малыш привык к окружающему и не отвлекался. Но и «рваный» бег полезен – например, во время прогулок. Шли-шли, а потом пробежались немного.

БРАХИАЦИЯ. За этим непонятным для большинства термином скрывается очень понятное упражнение – вИсы на руках и хождение (перемещение) на руках по горизонтальной лестнице.

Сразу после рождения у ребенка активно закрепляют хватательный рефлекс – не менее 10 раз в день вкладывая пальцы в его ладошки и давая ему за них ухватиться. Чуть позже – ребенку дают ухватиться за гладкий деревянный штырь. Постепенно палку поднимают все выше и выше. Таким образом ребенок приучается удерживать часть собственного веса на руках.

После этого – время полного виса. Сначала в кроватке – ухватившегося за пальцы родителя на пару секунд. А затем  - на турнике в проеме двери, установленном на высоте равном росту ребенка плюс 5 см. На полу – мат или маленький матрац. Руки ребенка прикладываются к турнику, а его самого поддерживают за бедра. Не менее 15 раз в день, время висения до 10 секунд.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА.

По ней ребенок будет перемещаться только если увидит пример взрослого. Так что она должна выдержать и вес родителя. Или придется завести две – взрослую и детскую.  Первоначально руки и ноги ребенка переставляются взрослым (или двумя взрослыми) – не менее 10 раз по 20-30 секунд. После освоения метода перемещения ребенок должен заниматься на ней без участия взрослых. Так что установить ее Доман рекомендует на высоте 5 см выше роста ребенка. И заниматься не менее 30 раз в день.

РАСКАЧИВАНИЯ и «КАРУСЕЛИ».

Для развития чувства равновесия – всевозможные раскачивания и верчения. Для совсем маленьких: носить по кругу, плавно покачивая вверх-вниз… покачивания с малышом в кресле-качалке… прыжки и танцы с ним… можно скатить ребенка с подушки или одеяла, осторожно приподняв один конец…

Для детей постарше – различные карусели: положить ребенка животом на свое и покрутиться в разные стороны…  а потом сделать также, положив его боком… раскачивать малыша за руки и за ноги… покрутить в разные стороны, держа за левое запястье и левую лодыжку… а потом правые… подбрасывать вверх, повернув лицом к себе… покрутить, держа за ноги…

КУВЫРКИ и ПЕРЕКАТЫ

Сначала взрослых должен их показать, а потом помочь малышу это повторить. Можно начать с показа кувырков через бок в разные стороны на ровной поверхности. Стоя на четвереньках ребенок может сам упираться головой и руками в пол. Его лишь надо подтолкнуть и убедиться, что при кувырке подбородок упирается в грудь. Начинают с одного кувырка 10 раз в день, доводя до нескольких кувырков не менее 15 раз в сутки.

ХОЖДЕНИЕ ПО БРЕВНУ.

Сначала доска  - рисованная на полу (ширина 10 см, длина – 20 см). Затем – тряпичная туго набитая  »колбаска». Потом – бревно лежит на полу. Ребенка за руку не поддерживают, лишь страхуют для того, чтобы подхватить при падении. На следующем этапе – бревно приподнимается, начинается обучение хождению спиной вперед.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

преодоление препятствий, карабканье на различные объекты;

лазание по канату и деревьям;

прыжки через препятствие (в длину и в высоту), спрыгивания вниз, прыжки на одной ноге, через скакалку, перепрыгивание с камня на камень;

подъем по различным лестницам (веревочным, металлическим, деревянным, винтовым);

качание на качелях;

приседания, перемещение на корточках;

упражнения на батуте;

различные гимнастические упражнения и наклоны.;

подвешивание разнообразных мячей на веревках и битье по ним импровизированной битой (пластиковой бутылкой и т.д.) для отработки удара.

Плюсы:

1. Здоровый и прекрасно физически развитый ребенок.

2. Гармоничное физическое развитие делает ребенка готовым к занятиям любым видом спорта во взрослой жизни с максимальным успехом и высокими результатами.

3. Занимаясь самостоятельно на своем детском стадионе дети сами занимают себя с максимальной пользой для физического развития и здоровья.

4. »Трек Домана» активно используется для лечения детей с серьезными родовыми травмами, замедленным развитием. И здоровым детям он позволяет полностью реализовать двигательные потребности и потенциал.

 

Минусы:

 

1. Требует постоянной поглощенности и времени. Сам Доман говорил, что его система  - для «профессиональных родителей, то есть для тех, у которых занятия и воспитание ребенка – главный смысл жизни. При применении системы в полном объеме ни у родителя, ни у ребенка ни на что другое времени не останется.

 

2. Требует создания полноценного «домашнего стадиона». По сути весь дом должен стать таким стадионом. Но даже если сфокусировать его в одном месте (например, детской) – необходимо изготовить все эти спортивные приспособления. Конечно, существуют прекрасно разработанные специальные комплексы (например, Пирамида), но они требуют финансовых затрат.

 

3. Ряд психологов утверждают, что бесконтрольная свобода движений (отсутствие пеленания, выкладывание на открытое пространство) может навредить психическому и эмоциональному развитию ребенка. Выросший в свободе – он не знает границ и не имеет опыта пребывания в замкнутом пространстве. Это может привести к клаустрофобии, появлению социальных проблем, отсутствии дисциплины. Кроме этого, в первых год жизни у ребенка формируется «базовое доверие» к миру в целом. Оно формируется в тесном эмоциональном и телесном контакте с мамой и папой. А все приспособления и устройства могут напугать малыша, разорвать контакт с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРАСТНЫЕ ВОДНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ РУК

Автор Алямовская В.А.


Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом.
Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут

ХОЖДЕНИЕ ПО МОКРЫМ СОЛЕВЫМ ДОРОЖКАМ
(Ю.Ф. Змановский)

 

Условия проведения

Технология проведения

Сроки

Технические средства

Исполнители

После дневного сна дети выполняют гимнастические упражнения, проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами.

Вода для замачивания одеяла от 38 до 40 град каждые два дня снижается на 1 град до 20град. Состав раствора: вода 10 л, поваренная соль 400г.

По мокрому одеялу с 30 секунд до 2 минут топчутся дети

Ведро для замачивания одеяла, одеяло, ребристая доска, резиновый коврик с шипами.

Воспитатель, медсестра, обязательный контроль.

ЛЬДИНКА»
Автор Кузнецова М.И.


«Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий кровеносные сосуды и тренирующий иммунную систему ребенка.


Дети лежат в кроватках. Воспитатель берет кусочек льда (в пакете) и по часовой стрелке круговыми движениями делает три поворота по ступне ребенка, тут же закрывает ножки ребенка одеялом и переходит к следующему. Так она выполняет три раза. Через неделю воспитатель каждому ребенку делает уже четыре круговых движения, так доводится до десяти раз. После того, как воспитатель закончит растирание, медсестра начинает проводить массаж стоп детей махровой рукавичкой.


Далее включается спокойная музыка, на фоне которой воспитатель ходит от ребенка к ребенку и поглаживает их, кого по ручке, кого по головке, кого по тельцу, приговаривая слова:


Реснички опускаются,


Глазки закрываются.


Мы спокойно отдыхаем (2 раза),


Сном спокойным засыпаем.


Дышится легко… ровно… глубоко…


Наши руки отдыхают,


Ноги тоже отдыхают,


Отдыхают. Засыпают (2 раза),


Дышится легко… ровно… глубоко…


Если ребенок заболел в период проведения закаливания, то после его возвращения начинать закаливание нужно с массажа сухой рукавичкой и только после двух недель сухого массажа - закаливание льдинкой, но опять с трех раз.


Часто болеющим детям проводится только сухой массаж.

ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей

А. Уманской и К. Динейки

                                                            

Закаливающее дыхание


Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.


«Поиграем с носиком»


1. Организационный момент


а) «Найди и покажи носик» 
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.


2. Основная часть


Игровые упражнения с носиком.


б) «Помоги носику собраться на прогулку» 
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.


в) «Носик гуляет» 
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.


г) «Носик балуется» 
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.


д) «Носик нюхает приятный запах» 
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.


е) «Носик поет песенку» 
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».


ж) «Погреем носик» 
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем, вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.


3. Заключительный этап


з) «Носик возвращается домой» 
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.


Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:


—Подходи ко мне, дружок, 
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй. 
Вот так носик- баловник! 
Он шалить у нас привык.
—Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть, 
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой, 
Возвращается домой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...