Проект "Маленькие туристы"
проект (старшая, подготовительная группа)
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_turizm.docx | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Разработчик:
инструктор по физической культуре
Антонова Т.С.
Реализатор:
воспитатель Нурудинова М.А.
инструктор по физической культуре
Антонова Т.С.
2016 год
День, проведенный «ребенком без прогулки,
потерян для его здоровья».
Обоснование
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
МАДОУ детский сад «Золушка» уже ни первый год работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Острота проблемы состоит в том, что:
- анализ заболеваемости детей в нашем ДОУ за последние 3 года выявил острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты решения данной проблемы;
- показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;
- многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.
Изучение специальной литературы, практического опыта наших коллег из других регионов, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.
Актуальность проекта
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.
Исследование физического здоровья детей нашего учреждения показывает, что на протяжении 3 последних лет единицы детей имеют 1 группу здоровья, стала «прогрессировать» 3 группа здоровья.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – развивать потребность воспитанников ДОУ и их родителей в здоровом образе жизни посредством туристской деятельности.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия для развития туризма в ДОУ.
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, вырабатывая индивидуальный способ валеологически обоснованного поведения посредством туризма.
3. Мотивировать родителей на взаимодействие с ДОУ в укреплении здоровья своего ребенка.
Подходы к реализации проекта:
– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;
– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление плана – схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
7. Разработка этапа общественной презентации проекта.
Перспективный план работы
Форма организации детей | Название | Задачи | Работа с родителями | Сроки проведения |
Просмотр презентации на видео. | «Что такое туризм?» | Познакомить детей с значением слов туризм, туристы. Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. | «Детский туризм - дело серьёзное». Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм, учить детей правилам безопасного поведения в природе. | 1 неделя июня |
ООД | «На туристической прогулке» | Поднять эмоциональный настрой и настроение детей. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков. | Провести анкетирование родителей с целью выяснения их отношения к туризму, к организации отдыха на свежем воздухе. | 2 неделя июня |
Литературная гостиная на свежем воздухе. | «Наша Планета» Я. Аким «Хитрые ласки» Г. Шалаева | Сформировать представление о том, что красота природы бесценна и её надо беречь и охранять. | Привлечь родителей к организации литературной гостиной | 3 неделя июня |
Дидактическая игра. Практическое занятие «Как поступить в опасной ситуации» | «Угадай и расскажи». | Закрепление знаний о разновидности туризма. | 4 неделя июня | |
Организация похода по территории детского сада | ||||
ООД | «На туристической прогулке. Знакомство с палаткой. | Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков. | 1 неделя июля | |
Литературная гостиная на свежем воздухе | Загадки о ягодах и грибах Сказка «На лесной тропинке» Т. Шорыгина, «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г. Шалаева «Советы лесной мышки» Т. Шорыгина | Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами. | Консультация «Безопасное лето» | 2 неделя июля |
ООД | «О глобусе и земле» | Углубить представление о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию уникальности нашей планеты. Воспитывать стремление беречь нашу землю. | 3 неделя июля | |
Игра - исследование. | «Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями» | Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором. | 4 неделя июля | |
Организация похода за территорию детского сада | ||||
Дидактическая игра | «Найди по заданному направлению» | Совершенствовать умение детей определять местонахождение предмета, с помощью компаса. | ||
Литературная гостиная | «Наказание за незнание» М. Фисенко «Ландыш» Е. Серова | Познакомить детей с ядовитыми растениями. | ||
Творческая мастерская. Изготовление макета. | «На туристической прогулке» | Познакомить детей с материалом из которого будем лепить макет. Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути. | 1 неделя августа | |
Игра - исследование. | «Наш Детский сад» | Привлечь родителей к участию в проектной деятельности. Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада. | Привлечь родителей к участию в проектной деятельности. Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада. | 2 неделя августа |
Игра - исследование | «Ориентировка на местности» | Выявить умение детей применять полученные знания при ориентировке на макете детского сада. Закрепить умение находить север, юг, запад, восток с помощью компаса. | 3 неделя августа | |
Выставка рисунков. | «Если с другом вышел в путь» | Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы. |
| |
Разучивание туристских речёвок, песен. | Речёвка «Мы туристы» Песни «Когда мои друзья со мной», «Вместе весело шагать» | Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их, объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа. | «Как научить детей любить и беречь природу» Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание. Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться. | |
Организация похода за территорию детского сада. Оформление итогов работы по проекту в фотогазету. |
Требования к минимально необходимому уровню туристической подготовленности дошкольника
Знать:
- характерные признаки различных видов туризма
- свой организм – как он устроен
- о гигиене туриста
- правила питания
- особенности физической подготовки юного туриста
- ядовитые и несъедобные растения и грибы
- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения
- что такое поход, малый и большой привал
- что взять с собой в поход
- что такое “нормы и правила поведения в природе”
- дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных
- правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки
- характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города) - характерные признаки топографической карты и туристической карты - устройство компаса
- стороны горизонта
- около 10 условных топографических знаков
- кто такой исследователь природы
Понимать:
- какую пользу приносят походы и экскурсии
- как пешеходный туризм влияет на природу
- роли зелёных растений в укреплении здоровья
- необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья
- что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения природы - что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья - плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху
- длительность периода “заживления ран” на земной поверхности.
Уметь:
- применять свои знания о явлениях природы
- определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения
- определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения - выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики
- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях
- укладывать рюкзак
- завязывать простейшие узлы
- выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении - определять свою точку стояния на плане
- рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических
знаков или своих значков
- определять север, юг с помощью компаса
- изображать основные условные знаки
- определять место нахождения предметов на плане микрорайона
- выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов
- выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян
- заготавливать корм для птиц
- оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.) - помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров” - выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.
Организация походов для дошкольников
При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака.
Весеннее – летний период от 1часа до 3 часов
Расстояние до 5 километров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туристы
Сценарий интерактивного театрализованного представления экологической направленности...
Туристы
Сценарий интерактивного театрализованного представления на экологическую тему....
праздник "Мы- туристы"
работа с родителями. ходили в поход. учились раскладывать костер, ставить палатку....
Первый турпоход туристят с/к "Мы - Туристы"
17.03.2014 прошёл первый поход за пределы детского сада. Комбинированный турпоход (часть пути на автобусе и вторая часть пеший маршрут). Во время похода соблюдались все правила безопасности для жизни ...
«Туристы» (театрализованное экологическое представление.) (По мотивам сказки Д. Самойлова «Слоненок-турист»)
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)....
Турист - квест «Школа настоящих туристов»
Сценарий туристического похода для воспитанников старшего дошкольного возраста....
Фестиваль туристов "Привет, туристы!"
Туризм в детском саду тема не новая, но всегда актуальная. Дети с родителями часто путешествуют на автомобилях, пешком, иногда в лес с палатками. Жизнь туристов полна приключений, новыми событиями, эм...