Дифференциация российского общества и состояние здоровья детей из различных социальных групп
статья
АННОТАЦИЯ
Дифференциация российского общества обусловила определенную специфику состояния детского здоровья. Различия в экономическом потенциале социальных групп населения формируют неодинаковые возможности адаптации детей к природной и социальной среде. Определенные признаки детских заболеваний образуют некую типологию: у каждой социальной группы существуют характерные для неё признаки детских заболеваний. В этих условиях состояние здоровья детей становится важным интегральным показателем уровня, качества и стиля жизни различных социальных групп населения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференциация российского общества и состояние здоровья
детей из различных социальных групп
Горбенко Е.А. (Перевертайло)
Russian society differentiation and child’s health condition in different social groups
Е.А. Perevertaylo
АННОТАЦИЯ
Дифференциация российского общества обусловила определенную специфику состояния детского здоровья. Различия в экономическом потенциале социальных групп населения формируют неодинаковые возможности адаптации детей к природной и социальной среде. Определенные признаки детских заболеваний образуют некую типологию: у каждой социальной группы существуют характерные для неё признаки детских заболеваний. В этих условиях состояние здоровья детей становится важным интегральным показателем уровня, качества и стиля жизни различных социальных групп населения.
ANNOTATION
Russian society differentiation provided for a special child’s health condition. Differencies in the social groups’ economic potential forms unequal possibilities of child’s adaptation for the natural and social environment. The certain signs of child’s diseases make a typology: each social group has its own appropriate features. Under these circumstances the child’s health condition becomes the real effective rate of life’s level, quality and style for different social groups of people.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Состояние здоровья детей, бытовые условия проживания, качество питания, регионально-климатические условия, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, психо-эмоциональный стресс, типология детских заболеваний.
KEY WORDS
Child’s health condition, living conditions, food quality, regional weather conditions, living standards, life quality, life style, mental stress, child’s diseases typology.
Социальная дифференциация российского общества, структуризация населения по уровню доходов, обеспеченности необходимыми материальными благами затрагивает не только экономический, социальный, культурный, образовательный аспекты жизнедеятельности, но и такой важный фактор как состояние здоровья детей. Чтобы разобраться в причинах влияния условий жизни той или иной группы населения на здоровье дошкольников, необходимо опираться на известные признаки социальной стратификации населения: отношение к собственности, к власти, доход, образование, престиж.
В данном контексте понятие «состояние здоровья» приобретает социологическое содержание, поскольку рассматривается в качестве своеобразного показателя уровня жизнедеятельности той или иной социальной группы. При этом следует уточнить, что определенные признаки заболеваний детей образуют некую типологию: у каждой социальной группы существуют более характерные для её представителей признаки детских заболеваний и менее характерные для представителей группы населения с другим социальным статусом. Зависимость определенной группы признаков заболеваний у детей от социального статуса их родителей объяснятся, прежде всего, тем, что на состояние здоровья влияет множество факторов, в том числе:
- бытовые условия проживания,
- качество питания,
- качество медицинского обслуживания,
- условия организации отдыха,
- климатические условия региона проживания,
- экологическая ситуация.
Существуют определенные признаки детских заболеваний, непосредственно связанных с образом жизни их родителей, а точнее – с условиями жизни той социальной группы, к которой они относятся. Более того: дети разных социальных групп, как правило, отличаются по типам заболеваний.
Таким образом, состояние здоровья детей обусловлено не только физико-биологическими факторами, но и социальными. Оно определяется целостной системой материальных и духовных отношений, существующих в обществе.
В целях оптимизации исследования влияния социальных изменений, происходящих в современном российском обществе, на состояние здоровья детей дошкольного возраста воспользуемся основными положениями концепции социальных изменений П. Штомпки:
- общество постоянно подвергается изменениям;
- социальные изменения имеют в основном внутреннее происхождение и принимают форму самотрансформации;
- в качестве конечного двигателя изменений выступают индивиды и социальные группы [1; С. 96].
К особенностям социальных изменений российского общества постсоветского периода можно отнести:
- усиление стратификационных процессов (поляризация общества);
- углубление дифференциации доходов населения в его социально-территориальной структуре;
- увеличение объема платных услуг в системе здравоохранения;
- обострение дефицита мест в системе дошкольного воспитания;
- увеличение доли детей, лишенных родительской опеки и семейного воспитания.
Все эти особенности отражаются на особенностях здоровья детей из разных социальных групп населения.
Итак, здоровье социума - не только биологическое понятие. Одним из основных условий развития общества является биологическое и социальное воспроизводство, замещение естественно убывших членов общества, а также защита общества, и в первую очередь - наиболее уязвимой его части – детей от опасности тяжелых заболеваний. Если этого нет или если уровень охраны здоровья не отвечает современным требованиям, то общество теряет свою жизнеспособность. Именно поэтому состояние здоровья детей во многом определяется уровнем, качеством и стилем жизни.
При этом под уровнем жизни мы понимаем, прежде всего, экономическую категорию, определяющую степень удовлетворенности материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни подразумевается степень комфорта человека, поэтому данный показатель преимущественно рассматривается как социальная категория. О качестве жизни говорят такие критерии, как уровень рождаемости, смертности, заболеваемости. Одним из важнейших социальных показателей качества жизни общества является уровень заболеваемости детей дошкольного возраста. Стиль жизни – это социально-психологическая категория, которая характеризует поведенческие особенности представителей той или иной социальной группы. Стиль жизни подразумевает определенный стандарт, под который подстраивается психика и психофизиология личности.
Методической предпосылкой исследования поставленной проблемы служат представления о механизмах связи здоровья с неравенством в социально-экономическом положении различных групп населения. В этой связи представляется интересной точка зрения B.C. Тапилиной о том, что «социально-экономические различия – это неравенство, которое, будучи связано со стратификацией общества, имеет социальный характер и социальную природу. Социальное неравенство определяет неравенство и в таком важном показателе, как состояние здоровья» [2; С. 126]. При этом, если брать за основу статистические данные, то связь между показателями состояния здоровья и социально-экономическим положением часто выражается в форме прямой зависимости: чем лучше экономическое положение, тем лучше состояние здоровья. Низкое социально-экономическое положение негативно сказывается на состоянии здоровья не только через депривацию и материальные лишения, но и через субъективное восприятие «неравного» положения и связанные с этим оценки, отношения и эмоциональные переживания.
В связи с этим представляется целесообразным указать на основные обстоятельства столь стремительных социально-экономических и демографических изменений, произошедших в России в последние два десятилетия и обусловивших нынешнюю критическую ситуацию состояния детского здоровья.
Переходный период, начавшийся в середине 90-х годов, сопровождался многими издержками в экономической, социальной и культурной сферах общества. К неблагоприятным макроэкономическим тенденциям, произошедшим в 90-е годы, относим:
- снижение объема ВВП;
- сокращение объема промышленного производства более чем на 53%;
- существенное снижение валового объема производства в сельском хозяйстве и строительстве;
- рост безработицы;
- значительное снижение уровня доходов населения.
Так, например, доходы населения к 2000 году по сравнению с 1980 годом снизились на 39 %. В 1996 году по данным официальной статистики в России было зарегистрировано 24,7 % граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Свыше 60 % за последние годы ухудшили свое материальные состояние и жизненные условия. Как показали результаты опросов населения (данные ВЦИОМ), проведенных в 2010 году, ситуация существенно не улучшилась. Результаты самооценки уровня жизни населения (2010 год) выглядят следующим образом: 70 % респондентов оценивают свой уровень жизни как «ниже среднего» или «низкий»; 26,5% — «средний» и только 3,5 % — «выше среднего» или «высокий». В этой последней группе населения несколько больше мужчин (39,5 %), чем в группах с более низким уровнем жизни (33 % и 24,5 % соответственно). При этом среди бедных наблюдается большая доля лиц, относящихся к молодому возрасту (до 30 лет) и имеющих высшее образование [3; С. 420].
Самостоятельно характеризуя свой уровень жизни, респонденты описывают материальное состояние и финансовые проблемы семьи, исходя из собственных представлений об обеспечении необходимых потребностей. 70 % из тех, кто считает свой уровень жизни «высоким» или «выше среднего» (первая группа), могут позволить себе осуществить все свои жизненные потребности и ни в чем не отказывать себе. Остальные указывают на те или иные ограничения. Среди тех, кто рассматривает свой уровень жизни как «средний» (вторая группа), 40,8 % расходуют свои доходы в основном на продукты питания, а 36 % - должны экономить на приобретении продуктов питания и одежды. Большая доля лиц испытывает ограничения среди тех респондентов, кто оценил свой уровень жизни как «ниже среднего» и «низкий» (третья группа): 44,3 % из них указали, что в семье ощущается нужда; 8,2 % покупают только дешевые продукты; 4,2 % недоедают и даже голодают. Таким образом, эти семьи испытывают серьезные экономические трудности даже в обеспечении основной жизненной потребности — питания. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) по регионам России. Данные опроса показали, что постоянно отказывать себе в покупке необходимых продуктов питания приходилось 4 % респондентов; время от времени - 46,3 %; очень редко - 30 %; никогда - 8,7 %. Половина опрошенных указали, что три четверти и более от общего дохода семьи уходит на продукты питания; у 23,6 % респондентов - примерно две трети; у 9,9 % - примерно половина; у 4,2 % - примерно одна треть; у 8 % - четверть доходов и менее.
Долгосрочное отсутствие необходимых для организма веществ в рационе питания в конечном итоге не может не отразиться на состоянии здоровья. Результаты ухудшения питания можно выявить на основе роста социальных болезней или, как их часто называют, «болезней бедности». Недостаток семейного бюджета заставляет отдавать приоритет в приобретении продуктов питания, одежды, обуви. Вклады в перспективу: покупка и строительство жилья, образование детей, становятся невозможными для многих семей.
Таким образом, социальное расслоение общества, ускоренная дифференциация населения по материальному состоянию - это важные социальные проблемы, определяющие материальные возможности и психосоциальные условия, в которых развиваются дети и протекают их возрастные биологические процессы. Поэтому для государства и общества важно иметь четкое представление о том, каким группам населения жизненно необходима социальная поддержка и защита.
Для решения этого вопроса, несомненный интерес представляет схема социальной стратификации современного российского общества, предложенная Л.А. Беляевой. Известный отечественный ученый считает, что условно можно выделить три группы критериев социальной стратификации: 1) социально-политические (власть, управление в государственной и политической сферах);
2) социально-экономические (собственность и управление ею, доходы, занятость по секторам, профессиональная деятельность, территория проживания);
3) социо-культурные (образование, квалификация, потребности, интересы, ценности, престиж, качество и стиль жизни) [4; С. 33-34].
В последние два десятилетия в жизни российского общества произошли существенные изменения в сфере материального обеспечения и в социально-психологической сфере. К социально-психологическим факторам относятся:
- возрастающая динамика распространения стрессовых ситуаций среди населения,
- неудовлетворенность своим социальным статусом,
- чувство одиночества.
70 % населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств. Однако статистика не всегда адекватно отражает изменение психического статуса населения. Сокращение числа лиц, взятых под диспансерное наблюдение, сочетается с ростом числа больных, прибегающих к консультативной помощи, что свидетельствует только об изменении тактики нашей психиатрии. Услугами психиатров в России пользуются около 6 млн. человек - и это лишь пятая часть действительно нуждающихся в этих услугах. Заболеваемость болезнями нервной системы и органов чувств в расчете на 10 тыс. человек населения выросла с 1993 года по 2003 год с 54 до 60 человек [5; С. 9].
Движение демографического потенциала страны развернулось в сторону убыли населения. Коэффициент рождаемости за 1998 - 2000 годы снизился до 28 чел. на 10 тыс. населения, а смертности — повысился до 36 человек. По мнению экономиста Я.В. Симчерра, «снижение уровня жизни явилось главной причиной общего понижения численности населения России в условиях общего ухудшения условий жизни, спада производства, потери веры в завтрашний день и общего разочарования» [6; С. 65].
Исследования показывают, что складывается парадоксальная ситуация, когда проблемы здоровья перемещаются с группы престарелого населения в группы детей, что, очевидно, противоречит естественным процессам. Кроме того, замечено, что происходит ухудшение здоровья каждого последующего поколения. А это, в свою очередь, чревато снижением качества человеческого потенциала всей нации на длительную перспективу. Специальные расчеты, как отмечает Ж.Т. Тощенко, свидетельствуют о том, что «население России ежегодно теряет около 1 % своего потенциального здоровья» [7; С. 6]. На социальное здоровье влияет общество, характер общественного взаимодействия в рамках социальных институтов. Поэтому «здоровье является результатом не только наследственности (генетический уровень), но и взаимодействия с внешним миром. Такое взаимодействие, выражающееся в форме влияния окружающей среды, питания, медицинского обслуживания, поведения и т.д. – перманентно» [7; С. 6].
Объективными факторами роста заболеваемости и смертности среди детей, непосредственно связанными с проведением реформ, можно считать, во-первых, распад системы всеобщего бесплатного здравоохранения и перенос основной ответственности за состояние здоровья с государственных структур на самих граждан; во-вторых, ухудшение материального благосостояния граждан, повлекшее за собой проблемы с питанием, снижение социальных условий жизни. Кроме того, доказано негативное влияние на здоровье детей непригодных санитарно-гигиенических условий проживания. Как показывают социологические исследования, уровень заболеваемости сельского населения выше городского, а качество оказания медицинской помощи на селе значительно ниже, чем в городе.
Охрана детского здоровья — это неотъемлемая часть культуры общества и одна из его важнейших характеристик. Однако, на данном этапе развития общества приходится констатировать, что «социальная политика государства неадекватна состоянию здоровья детей. Ситуация, сложившаяся в области детского здравоохранения, представляет угрозу успешному выживанию и активному развитию населения России» [8; С. 5-6].
Таким образом, экономическое неравенство оказывает как текущее, так и перспективное воздействие на состояние здоровья детей. Различия в экономическом потенциале социальных групп населения формируют неодинаковые возможности адаптации детей к природной и социальной среде. Определенные признаки детских заболеваний образуют некую типологию: у каждой социальной группы существуют более характерные для её представителей признаки детских заболеваний и менее характерные для представителей группы населения другого социального статуса. В условиях дальнейшей дифференциации общества по экономическим показателям значительно возрастает роль профилактического наблюдения детей и раннего предупреждения заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА:
- Штомпка П. Социология социальных изменений// Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 265 с.
- Тапилина B.C. Социально-экономический статус и здоровье населения// Социологические исследования. - 2004. - №3. - С. 126-137.
- Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: детально-структурная концепция. - М.: Дело, 2002. - 568 с.
- Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10
лет постсоветского развития. - М.: Академия, 2001. - 184 с.
- Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. – М: Наука, 2005. – 180 с.
- Симчерр Я.В. К оценке численности населения и масштабов человеческого потенциала в России за 10 лет// Вопросы статистики. -2001. - № 12. - С. 63-67.
- Тощенко Ж.Т. Социальное настроение. - М.: Наука, 2006.
- Онищенко Г.Г. Особенности санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в РФ// Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: Материалы конференции РАМН. - М., 2008. - С. 5-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные ценности российского общества: духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников...
Здоровье как социально-педагогическая проблема в современном российском обществе
Выступление на методическом совете...
Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...
«Стратегия воспитания личностного развития дошкольников для создания условий их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества»
Современные стратегии и подходы к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, предъявляемые в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления воспитания, определяют необходимость в...
Проблемы современной семьи в Российском обществе
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень че...
МАСТЕР-КЛАСС «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
C утверждением рабочей федеральной программы воспитания, которая является частью федеральной образовательной программы, возвращается термин воспитательно-образовательный процесс, несколько утраченный ...
Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ...