Йога как основа формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья
В статье рассматриваются преимущества йоги для детей дошкольного возраста перед другими физическими упражнениями; структура проведения; результаты воспитанников к концу обучения по программе "Йога для малышей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_portal.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Йога как основа формирования здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Несмотря на все достижения медицины, заболеваемость детей в нашей стране растет с каждым годом. Уже среди воспитанников детских садов многие страдают хроническими заболеваниями, имеют нарушения осанки, опорно-двигательного аппарата.
Поэтому, очень важно приучить ребёнка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поскольку современные дети постоянно испытывают дефицит движений.
Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Это – полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. Программа дополнительного образования детей «Йога для детей» имеет физкультурно-спортивную направленность, способствует формированию у дошкольников положительной мотивации к занятиям физической культурой, приобретению навыков здорового образа жизни. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в последние годы йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В результате освоения программы (к семи годам) у детей формируется способность переносить статические нагрузки, умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике «Йога для детей» основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан (поз) является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка. Важная особенность йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой.
Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений. В результате двигательная деятельность становится естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности, что позволяет легко переносить статические нагрузки, с которыми ребенок столкнется в школьной жизни, самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств, и, в конечном счете, будет способствовать укреплению здоровья детей.
При организации занятий йогой учитываются их возрастные особенности. Программа «Йога для детей» предназначена для детей старшего дошкольного возраста; продолжительность занятий 20-35 минут в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода, ориентировки на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений ведется наблюдение за самочувствием детей, варьируется содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого воспитанника. Знакомство детей с новыми упражнениями происходит постепенно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Освоение каждого вида движения происходит в несколько этапов, начиная с упрощённой формы, с постепенным усложнением техники выполнения. Очень важно соблюдать баланс: более сложные упражнения чередуются с менее сложными.
Структура занятий йогой состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть (разминка) выполняется с умеренной нагрузкой; задача – подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке. Здесь используются различные комплексы общеразвивающей, дыхательной, пальчиковой гимнастики, гимнастика для глаз.
В основной части выполняются комплексы поз, дети обучаются новым упражнениям, закрепляют ранее изученные. Здесь в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5-6 основных асан (поз), оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. В нечетные занятия проводятся статические асаны и гимнастика для глаз, а в четные – динамические комплексы асан и пальчиковая гимнастика. В основной части дыхательные упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета.
В заключительной части занятия проводятся релаксационная гимнастика и игра. Релаксационная гимнастика направлена на формирование у детей умения расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние при помощи использования мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойных сказок и рассказов.
Игра строится на основе сюжетно-игровой ситуации. Здесь решаются задачи постепенного перехода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности.
К концу обучения по программе «Йога для детей» у воспитанников достигаются следующие результаты:
развивается подвижность, гибкость, эластичность связок, мышц, суставов;
формируется точность и правильность в выполнении упражнений;
появляется самостоятельность и настойчивость, творческий подход в выполнении упражнений;
освоен большой объём разнообразных асан и дыхательных упражнений;
появляется способность к импровизации, творчеству с использованием оригинальных и разнообразных движений;
повышается уровень физической подготовленности и развития физических качеств;
стабилизируется эмоциональный фон;
формируется потребность в здоровом образе жизни.
Кроме того, йога способствует тому, чтобы дети росли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...
Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
"Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Консультация для педагогов...
Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...
ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...
Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...