Проект по оздоровительной физкультуре
проект (подготовительная группа)
Формирование у детей навыков правильной осанки и создание мышечного корсета, профилактика плоскостопия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ozdorovitelnoy_fizkulture_sergeevoy_e.s.docx | 86.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО)
ПРОЕКТ
«Оздоровительная физкультура»
для детей 4-7 лет
Выполнила воспитатель: МБДОУ «Детский сад»444
Сергеева Елена Сергеевна
Г.Н.Новгород 2018г
Проект «Оздоровительная физкультура»
Вид проекта: спортивно-оздоровительный
Сроки реализации: 1 год
Участники проекта: воспитатель Сергеева Е.С.
дети средней, старшей,подготовительной групп
Продолжительность проекта: 1 год.
Актуальность проекта: Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит". В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и коррекция имеющихся нарушений у детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО одной их главных задач является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением моей работы в МБДОУ. Для выработки грамотного плана действий по направлению «Оздоровительная физкультура» был составлен долгосрочный проект «Оздоровительная физкультура в ДОУ».
Цель:
Формирование у детей навыков правильной осанки и создание мышечного корсета, профилактика плоскостопия.
Задачи:
- Диагностика отклонений в состоянии здоровья воспитанников.
- Профилактика нарушений осанки, плоскостопия.
- Формирование правильной осанки, выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
- Максимальное обеспечение двигательной активности детей на занятиях.
- Воспитание в потребности занятий оздоровительной физкультурой, чувства ответственности за свое здоровье.
Законодательно-нормативное обеспечение:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
Под редакцией: Т.И.Бабаевой,А.Г.Гогоберидзе,З.А. Михайловой.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
Выбор темы в рамках здоровьесберегающих технологий.
Изучение методической литературы по предмету «Оздоровительная физкультура».
Подбор дидактического материала, наглядного материала.
Подбор, составление комплексов оздоровительной физкультуры для детей старших, средних, подготовительных групп.
Изучение медицинских назначений врача-ортопеда, деление на подгруппы детей по назначениям.
Диагностика: проведение тестирования оценки эффективности
Разработка комплексов оздоровительной физкультуры для определенных групп детей: нарушение осанки, хатка-йога для детей дошкольного возраста, игровой стрейчинг, самомассаж, тренажерная гимнастика.
2. Основной этап:
Беседа с детьми о важности проведения физкультуры.
Отработка комплексов оздоровительной физкультуры: стопотерапия, комплекс для ШОП(шейный отдел позвоночника), самомассаж, комплекс профилактики нарушений осанки, тренажерная гимнастика (приложение).
Перспективный план работы по укреплению опорно-двигательного аппарата на занятиях оздоровительной физкультуры в средней группе
Комплексы упражнений Время поведения | На что направлены |
I квартал | |
- И.п. Сидя на пятках. Подбородок на сцепленных в «замок» руках – давить головой на руки 5 – 10 сек., с отдыхом 5 – 8 сек. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Меняем руки на затылок и давим на руки головой, руками сопротивляемся. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Руки на лоб, давим лбом на руки, сопротивляемся. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Руку на щеку и давим, затем с другой стороны (стараясь головой не сделать поворот в сторону). Повторить 5-8 раз. -Расслабление. Опустить руки, плечи вниз, голову уронить – 3-5 сек. -И.п. то же. Руку на ухо и давим, стараясь наклонить голову к плечам. 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. То же на другое ухо. Отдых 3-5 сек. -И.п. то же. Повороты головы и наклоны (с обязательной задержкой и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Ладони соединить как при сдавливании ореха, локти в стороны 510 сек., давить с последующим расслаблением. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Кисти сцеплены пальцами в цепь с силой разрывать цепь 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. -И.п. сидя, руки на бедра и давить руками 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. -Расслабление лежа на спине. | Упражнения направленные на профилактику и корректировку шейного отдела позвонка
|
-И.п. стоя, руки на пояс. 1 подняться на носки, локти отвести назад, свести лопатки. 2-3 задержаться в этом положении, живот подтянут 4 отпуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на спине, руки под головой: работа ногами, как при езде на велосипеде, до утомления. Отдых 30 сек. Повторить 2 -3 раза. -И.п. то же, руки вдоль туловища ладонями в пол. 1 прогнуться в грудном отделе позвоночника, запрокинув голову, не отрывая таз от пола. 2-3 держать 4 опуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки под подбородком 1 руки вытянув над полом, ноги приподнять, смотреть прямо 2-3 держать 4 опуститься в и.п., дыхание не задерживать. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки около груди ладошками в пол, ноги вместе. 1-2 прогнуться, выпрямляя руки – вдох 3-4 опуститься в и.п. выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же, руки под подбородком. 1 поднять плечи и голову, руки к плечам, ноги не отрывать от пола. 2-3 держать 4 опуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. | Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки
|
-И.п. стоя, руки к плечам. Вытягивание рук вверх –вдох, опускание в и.п. – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Поднимание «полутаза» с переходом в «полумост» – вдох, опускание таза – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на | Упражнения, направленные на профилактику сутулости.
|
предплечье, прогнуть корпус в грудном отделе с опорой на локти – вдох, опускание грудной клетки – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки нам пояс. Разгибание корпуса с попеременным разгибанием ног. Повторить 5-8 раз. |
|
II квартал | |
Применять только в стадии стойкой ремиссии (полного затишья) -И.п. стоя, ноги врозь, руки на поясе. Пружинистые наклоны туловища влево и вправо, вперед и назад. При наклоне вдох. При возвращении в и.п. – выдох. Повторить 4 – 8 раз, в каждую сторону -И.п. то же. Вращения туловища поочередно в каждую сторону от 2 до 12 раз. При отклонении туловища назад вдох, при наклоне – выдох. -И.п. поднять выпрямленные ноги вверх (уголок) -И.п. лежа на спине, ноги выпрямить руки в стороны. Сделать предварительно вдох, с выдохом поднять прямые ноги и произвести вращения одновременно обеими ногами, поочередно в каждую сторону. Повторить 4 – 6 раз. -И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. При вдохе поднять прямые ноги и таз коснуться ступнями пола за головой, задержаться. Вернуться в и.п. -И.п. сидя на ковре, ноги врозь, ладони на полу за туловищем. В упоре на руках и пятках поднять повыше таз и прогнуть поясницу. Вернуться в и.п. -И.п. лежа на животе, ноги выпрямлены, руки вытянуты. Поднять голову, прямую руку и разноименную прямую ногу вверх. Вернуться в и.п. Повторить поочередно каждой ногой и рукой 4 – 8 раз. -И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре на предплечья около груди, отжаться на руках до стойки, но получетвереньках – вдох. Присесть на пятки, не сдвигая рук – с выдохом скользить грудью между руками. Повторить 4 – 8 раз. -И.п. лежа на животе, пальцы рук сцепить в замок на пояснице, ноги согнуты в коленях, приподнять живот надуть. Сделав глубокий вдох, выполнить перекаты на животе слева на право и наоборот. Повторить от 8 до 20 раз. -Диафрагмальное дыхание в сочетании с самомассажем. | Упражнения, направленные на укрепление мышц спины и брюшного пресса |
-И.п.: сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз). -И.п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1 - активно согнуть пальцы ног (посмотреть, на сколько уменьшилась длина стопы); 2 вернуться ви.п. -И.п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6-8 раз). -И.п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз) 5 раз. -Упражнение “Весѐлые ножки”. Дети сидят на стульчиках, руки на поясе. На “раз” - выставить правую ногу на пятку, сильно согнув еѐ в подъѐме (носок смотрит вверх), на “ два” - выпрямить подъѐм и коснуться пола концами пальцев; на “ три “ - ногу на пятку; на “ четыре” - приставить ногу. То же с другой ногой. Следить.чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4 - 8 раз). -И.п.: сидя на стульчике (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой). -И.п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6 -8 раз). -И.п.: сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении 5 -10 сек. То же с другой ноги. | Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия |
-И.п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз). -И.п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги (6-8 раз). -И.п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация). -И.п.: то же. 1 - согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и.п.3 - 4 - то же с другой ноги (8-10 раз). -И.п. : стоя на коленях, руки на поясе. 1 - 2 - сед на пятки. 3-4 - и.п. (6-8 раз). -И.п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15 -20 сек.). -И.п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно.(8-10 раз). -И.п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте высоко поднимая бедро с “ подошвенным сгибанием” стопы (15 сек.). -Ходьба с фиксированным перехватом с пяток на носок (15-20 сек.) -Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек.). -И.п.: о.с. 1-4 - четыре шага на носках, руки вверх ( смотреть на руки). 5-8 - четыре шага в полуприседе (приседе), руки на поясе ( игра “ Великаны карлики”). 4-8 раз. -Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу. -Ходьба по ребристой доске. -Ходьба приставным шагом в сторону по канату. То же, но по узкой стороне скамейки ( упражнение для детей старшего дошкольного возраста). -Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием еѐ перекладины пальцами ног . -Ходьба крадучись ( бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню. -Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики. -Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед ( бесшумно, на носках). -Упражнение “ Воробей”. Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок - вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз. -Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших дошкольников - 10-15 см, детей 4-5 лет - 20-25 см, для старших дошкольников - 30-35 см. -То же, но спрыгивания в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него. -Прыжки с доставанием ориентира. -Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста). -Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста). -Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т.д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования. | |
III квартал | |
-КОШЕЧКА И.п. Встать на колени, прямые руки на полу на уровне плеч 1.опустить голову, максимально выгнуть спину вверх (кошечка сердится) 2.прднять голову, максимально прогнуть спину вниз (кошечка добрая) – СОБАКА И.п. Сесть на пятки, руки в упоре сзади, параллельно бокам. 1.Выгнуть спину и откинуть голову назад, прогнуться. 2.И.п. | Игровой стретчинг
|
-РЫБКА И.п. Лечь на пол на живот, ноги чуть развести в стороны, руки вытянуты вперед, ладони вместе. 1.Плавно прогнуться в пояснице, руки и ноги поднять вверх, задержаться. 2.И.п. -КУКУШКА И.п. Лечь на живот, ноги вместе, пальцы упираются в пол, руки согнуты в локтях, ладони лежат на уровне плеч. 1.Поднять туловище, опираясь только на ладони и пальцы ног. 2.И.п. -ЦАПЛЯ И.п. о.с. Плавно поднимаем правую ногу в вверх, задержаться, руки на поясе. То же с левой ноги. -МЕЛЬНИЦА И.п. о.с. Вращательные движения руками в правую в левую стороны. -ЗАМОЧЕК И.п. о.с. 1.Левая рука, согнутая в локте, переносится через плечо ладонью внутрь. Правая рука, согнутая в локте заводится за спину. Взять пальцы обеих рук в «замок», правой рукой потянуть как можно сильнее вниз потом левой наверх. 2.И.п. 3 – 4. Повторить все движения, сменив руки. -ПАУЧОК И.п. Сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. 1.Плавно поднимаем живот и таз вверх, задержаться. 2. И.п. |
Перспективный план работы по укреплению опорно-двигательного аппарата на занятиях оздоровительной физкультуры в старшей группе
Комплексы упражнений Время поведения | На что направлены |
I квартал | |
-И.п. Сидя на пятках. Подбородок на сцепленных в «замок» руках – давить головой на руки 5 – 10 сек., с отдыхом 5 – 8 сек. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Меняем руки на затылок и давим на руки головой, руками сопротивляемся. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Руки на лоб, давим лбом на руки, сопротивляемся. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Руку на щеку и давим, затем с другой стороны (стараясь головой не сделать поворот в сторону). Повторить 5-8 раз. -Расслабление. Опустить руки, плечи вниз, голову уронить – 3-5 сек. -И.п. то же. Руку на ухо и давим, стараясь наклонить голову к плечам. 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. То же на другое ухо. Отдых 3-5 сек. -И.п. то же. Повороты головы и наклоны (с обязательной задержкой и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Ладони соединить как при сдавливании ореха, локти в стороны 5-10 сек., давить с последующим расслаблением. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Кисти сцеплены пальцами в цепь с силой разрывать цепь 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. -И.п. сидя, руки на бедра и давить руками 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. -Расслабление лежа на спине. | Упражнения направленные на профилактику и корректировку шейного отдела позвонка
|
-И.п. Лежа на спине, голова, ноги согнуты, руками обхватить колени. «Покататься» на спине вперед- назад. Повторить 5 –8 раз -И.п. Лежа на спине ноги разведены, одна нога согнута в коленном суставе. Ротация согнутого бедра внутрь и наружу, то же другой ногой. Повторить 5 – 8 раз -И.п. Лежа на боку спина разогнута. Нижняя нога выпрямлена, верхняя согнута, стопа в подколенной ямке, колено прижато к полу. На выдохе – отводить плечо назад. Повторить 5 –8 раз -И.п. Лежа на боку спина согнута. Движения те же. Повторить 5 –8 раз. -И.п. Стоя шея вытянута. Круговые движения головой. Повторить 5 –8 раз -И.п. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладони в пол. Поочередно поднимать ноги, разогнутые в коленных суставах, таз прижат к полу. Повторить 5 –8 раз. -И.п. Лежа на животе. 1-8 напрягать ягодичные мышцы, мышцы живота и промежности. Повторить 5 –8 раз. -И.п. то же. Удерживать выпрямленные ноги. Повторить 5 –8 раз. -И.п. то же. 1-2 поднять правую руку и левую ногу. 2-3 удержать 4 опустить. Затем левую руку и правую ногу. Повторить 5 –8 раз. | Упражнения на укрепление мышц спины
|
-И.п. лежа на боку. 1-8 отвести ногу вверх и задержать ее на весу, и.п., тоже на другом боку. Повторить 5 –8 раз. -И.п. Лежа на спине 1-2-3-4 – имитация ходьбы с внутренней ротацией нижних конечностей и супинацией стоп. Повторить 5 –8 раз. -Расслабление лежа на спине. |
|
II квартал | |
-И.п.: сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз). -И.п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1 - активно согнуть пальцы ног (посмотреть, на сколько уменьшилась длина стопы); 2 вернуться в и.п. -И.п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6-8 раз). -И.п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами ( 8-10 раз) 5 раз. -Упражнение “Весѐлые ножки”. Дети сидят на стульчиках, руки на поясе. На “раз” - выставить правую ногу на пятку, сильно согнув еѐ в подъѐме (носок смотрит вверх), на “ два” - выпрямить подъѐм и коснуться пола концами пальцев; на “ три “ - ногу на пятку; на “ четыре” - приставить ногу. То же с другой ногой. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4 - 8 раз). -И.п.: сидя на стульчике (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой). -И.п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6 -8 раз). -И.п.: сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении 5 -10 сек. То же с другой ноги. -И.п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз). -И.п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги. (6-8 раз). -И.п. : лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация). -И.п.: то же. 1 - согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и.п.3 - 4 - то же с другой ноги (8-10 раз). -И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1 - 2 - сед на пятки. 3-4 - и.п. (6-8 раз). -И.п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15 -20 сек.). -И.п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно.(8-10 раз). -И.п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте высоко поднимая бедро с “ подошвенным сгибанием” стопы (15 сек.). -Ходьба с фиксированным перехватом с пяток на носок (15-20 сек.) -Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек.). -И.п.:о.с. 1-4 - четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8 - четыре шага в полуприсяде (приседе), руки на поясе (игра “ Великаныкарлики”). 4-8 раз. -Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу. -Ходьба по ребристой доске. -Ходьба приставным шагом в сторону по канату. То же, но по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста). | Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия |
-Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием еѐ перекладины пальцами ног. -Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню. -Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики. -Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках). -Упражнение “ Воробей”. Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок - вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз. -Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню , эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших дошкольников - 10-15 см, детей 4-5 лет - 20-25 см, для старших дошкольников - 30-35 см. -То же, но спрыгивания в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него. -Прыжки с доставанием ориентира. -Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста). -Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста). -Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т.д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования. | |
ПРИВЕТСТВИЕ СОЛНЦУ -Встать прямо, ступни вместе, ладони сложить вместе, держать их под сердцем, пальцы вверх. -Вытянуть руки над головой и прогнуться назад на сколько можно. -Нагнуться вперед и положить ладони на пол рядом со ступнями. Ноги выпрямлены, постарайтесь коснуться лбом колени. -Держа ладони плотно прижатыми к полу, вытянуть прямо назад и согнуть левое колено перед грудью. Правое колено лежит на полу и ноги образуют прямую линию. То же с другой ноги. -Опустите туловище и коснитесь коленями, грудью и лбом пола. -Поднимите голову и грудь над полом, выпрямив руки. Нагните голову назад, плечи приподнять, посмотреть верх. -Поднимите бедра, руки и ноги выпрямлены, голова опущена вниз, постарайтесь пятками коснуться пола. -Подтяните правую ногу вперед между руками, левая нога вытянута назад. Посмотрите вверх. -Поднимите руки над головой и прогнитесь насколько можно. -Опустите руки и сложите ладони под сердцем. БОЖЕСТВЕННАЯ ПОЗА -И.п. сидя на пятках, плечи отвести назад, руки завести назад, ладони соединить, пальцы вверх. ПОЗА КОБРЫ -И.п. лежа на животе, ноги вместе. Руки согнуты в локтях, ладони на полу на уровне груди. Пятки соединены, пальцы ног упираются в пол. На вдохе, опираясь на выпрямленные руки, медленно поднимите верхнюю часть туловища, плавно прогнитесь, посмотрите в потолок. Задержитесь 6-7 сек. и и.п. ПОЗА ПРЯМОГО УГЛА -И.п. лежа на спине, руки под головой, спокойно поднимаем прямые ноги до образования ими с туловищем угла 90 градусов. ПОЗА САРАНЧА -И.п. лежа на животе подбородком коснитесь пола, руки вдоль туловища, ладони в пол. Упираясь ладонями в пол поднимите как можно выше левую ногу задержитесь, и.п. То же с правой ноги. Удерживайте позу 5-10 сек. | Хатха – йога |
ПОЗА КНИЖКА -И.п. сядьте прямо вытянув руки вверх. Выполняя наклон вперед стараемся достать лбом до колен, руками достать пятки, задержаться и.п. ПОЗА ЛЯГУШКА -И.п. встаньте на колени, поставьте колени и пятки на ширину плеч, сядьте на пол между пятками. Медленно ложимся на живот руки вытянуть вперед. ПОЗА НОСОРОГ -И.п. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях. Руки вытянуты вперед ладони вместе. Медленно поднимаем плечи и голову вверх, ладони над коленями. Задержаться 5-10 сек. ПОЗА ТЮЛЬПАН -И.п. лежа на животе, ноги согнуты в коленях, обхватить руками ноги за щиколотки. Медленно тянуть руками ноги вверх. | |
III квартал | |
-И.п. стоя, руки на пояс. 1 подняться на носки, локти отвести назад, свести лопатки. 2-3 задержаться в этом положении, живот подтянут 4 отпуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на спине, руки под головой: работа ногами, как при езде на велосипеде, до утомления. Отдых 30 сек. Повторить 2 -3 раза. -И.п. то же, руки вдоль туловища ладонями в пол. 1 прогнуться в грудном отделе позвоночника, запрокинув голову, не отрывая таз от пола. 2-3 держать 4 опуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки под подбородком 1 руки вытянув над полом, ноги приподнять, смотреть прямо 2-3 держать 4 опуститься в и.п., дыхание не задерживать. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки около груди ладошками в пол, ноги вместе. 1-2 прогнуться, выпрямляя руки – вдох 3-4 опуститься в и.п. выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же, руки под подбородком. 1 поднять плечи и голову, руки к плечам, ноги не отрывать от пола. 2-3 держать 4 опуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. стоя, руки к плечам. Вытягивание рук вверх –вдох, опускание в и.п. – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Поднимание «полутаза» с переходом в «полумост» – вдох, опускание таза – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечье, прогнуть корпус в грудном отделе с опорой на локти – вдох, опускание грудной клетки – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки нам пояс. Разгибание корпуса с попеременным разгибанием ног. Повторить 5-8 раз. | Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки
|
-КОШЕЧКА И.п. Встать на колени, прямые руки на полу на уровне плеч 1.опустить голову, максимально выгнуть спину вверх (кошечка сердится) 2.прднять голову, максимально прогнуть спину вниз (кошечка добрая) | Игровой стретчинг
|
-СОБАКА И.п. Сесть на пятки, руки в упоре сзади, параллельно бокам. 1.Выгнуть спину и откинуть голову назад, прогнуться.2.И.п. -РЫБКА И.п. Лечь на пол на живот, ноги чуть развести в стороны, руки вытянуты вперед, ладони вместе. 1.Плавно прогнуться в пояснице, руки и ноги поднять вверх, задержаться. 2.И.п. -КУКУШКА И.п. Лечь на живот, ноги вместе, пальцы упираются в пол, руки согнуты в локтях, ладони лежат на уровне плеч. 1.Поднять туловище, опираясь только на ладони и пальцы ног. 2.И.п. -ЦАПЛЯ И.п. о.с. Плавно поднимаем правую ногу в вверх, задержаться, руки на поясе. То же с левой ноги. -МЕЛЬНИЦА И.п. о.с. Вращательные движения руками в правую в левую стороны. -ЗАМОЧЕК И.п. о.с. 1.Левая рука, согнутая в локте, переносится через плечо ладонью внутрь. Правая рука, согнутая в локте заводится за спину. Взять пальцы обеих рук в «замок», правой рукой потянуть как можно сильнее вниз потом левой наверх. 2.И.п. 3 – 4. Повторить все движения, сменив руки. -ПАУЧОК И.п. Сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Плавно поднимаем живот и таз вверх, задержаться. -БРАСС И.п. лежа на животе, ноги вместе выполняем руками движения как во время плавания брассом. Повторять до утомляемости. -ЯЩЕРИЦА И.п. лежа на животе, руки под лоб, понимаем прямые руки вверх, держать до утомляемости. -КУЗНЕЧИК И.п. то же руки согнуты в локтях, ладони на спине, ноги прямые, пятки соединить. Поднимаем грудь, смотрим в пол, держать до утомляемости. -ЗВЕЗДОЧКА И.п. то же 1-4 руки и ноги разводим в стороны поднимаем от пола 5-8 и.п. -СЕД ПО ТУРЕЦКИ И.п. сидя по-турецки, руки на поясе, разводим прямые ноги в стороны. До утомляемости. -БРЕВНЫШКО И.п. лежа на спине, руки над головой, ноги вместе. 1-4 перекатываемся в правую сторону 4-8 и.п. -ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК И.п. стоя на коленях, руки вдоль туловища прижаты к ногам. Отклоняемся туловищем назад, не прогибаясь. Повторить 8 – 10 раз. -ЛИСИЧКА И.п. то же, руки на поясе 1 сели с правой стороны , не задевая ног на пол 2и.п. 3сели с левой стороны 4и.п. -ХА ДРЕНАЖ И.п. стоя, руки над головой. Вдох, задержка, мощный выдох «ха». Выбрасываем неприятности. |
|
Перспективный план работы по укреплению опорно-двигательного аппарата на занятиях оздоровительной физкультуры в подготовительной группе
Комплексы упражнений Время поведения | На что направлены |
I квартал | |
-И.п.: сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз). -И.п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1 - активно согнуть пальцы ног (посмотреть, на сколько уменьшилась длина стопы); 2 вернуться ви.п. -И.п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6-8 раз). -И.п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз) 5 раз. -Упражнение “Весѐлые ножки”. Дети сидят на стульчиках, руки на поясе. На “раз” - выставить правую ногу на пятку, сильно согнув еѐ в подъѐме (носок смотрит вверх), на “ два” - выпрямить подъѐм и коснуться пола концами пальцев; на “ три “ - ногу на пятку; на “ четыре” - приставить ногу. То же с другой ногой. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4 - 8 раз). -И.п.: сидя на стульчике (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. ( по 10-15 сек. каждой ногой). -И.п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях ( 6 -8 раз). -И.п.: сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении 5 -10 сек. То же с другой ноги. -И.п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз). -И.п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги. (6-8 раз). -И.п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация). -И.п.: то же. 1 - согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и.п.3 - 4 - то же с другой ноги (8-10 раз). -И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1 - 2 - сед на пятки. 3-4 - и.п. (6-8 раз). -И.п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15 -20 сек.). -И.п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно.(8-10 раз). -И.п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте высоко поднимая бедро с “ подошвенным сгибанием” стопы ( 15 сек.). -Ходьба с фиксированным перехватом с пяток на носок (15-20 сек.) -Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек.). -И.п.:о.с. 1-4 - четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8 - четыре шага в полуприсяде (приседе), руки на поясе (игра “ Великаныкарлики”) 4-8 раз. -Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу. -Ходьба по ребристой доске. -Ходьба приставным шагом в сторону по канату. То же, но по узкой стороне скамейки ( упражнение для детей старшего дошкольного возраста). -Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием еѐ перекладины пальцами ног. | Упражнения направленные на профилактику плоскостопия
|
-Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню. -Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики. -Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках). -Упражнение “ Воробей”. Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок - вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз. -Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших дошкольников - 10-15 см, детей 4-5 лет - 20-25 см, для старших дошкольников - 30-35 см. -То же, но спрыгивания в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него. -Прыжки с доставанием ориентира. -Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста). -Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста). -Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т.д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования. | |
-И.п. Сидя на пятках. Подбородок на сцепленных в «замок» руках – давить головой на руки 5 – 10 сек., с отдыхом 5 – 8 сек. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Меняем руки на затылок и давим на руки головой, руками сопротивляемся. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Руки на лоб, давим лбом на руки, сопротивляемся. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Руку на щеку и давим, затем с другой стороны (стараясь головой не сделать поворот в сторону). Повторить 5-8 раз. -Расслабление. Опустить руки, плечи вниз, голову уронить – 3-5 сек. -И.п. то же. Руку на ухо и давим, стараясь наклонить голову к плечам. 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. То же на другое ухо. Отдых 3-5 сек. -И.п. то же. Повороты головы и наклоны (с обязательной задержкой и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Ладони соединить как при сдавливании ореха, локти в стороны 5-10 сек., давить с последующим расслаблением. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же. Кисти сцеплены пальцами в цепь с силой разрывать цепь 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. -И.п. сидя, руки на бедра и давить руками 5-10 сек. Повторить 5-8 раз. -Расслабление лежа на спине. | Упражнения, направленные на профилактику и корректировку шейного отдела позвонка
|
-КОШЕЧКА И.п. Встать на колени, прямые руки на полу на уровне плеч 1.опустить голову, максимально выгнуть спину вверх (кошечка сердится) 2.прднять голову, максимально прогнуть спину вниз (кошечка добрая) -СОБАКА И.п. Сесть на пятки, руки в упоре сзади, параллельно бокам. 1.Выгнуть спину и откинуть голову назад, прогнуться. 2.И.п. -РЫБКА И.п. Лечь на пол на живот, ноги чуть развести в стороны, руки вытянуты вперед, ладони вместе. 1.Плавно прогнуться в пояснице, руки и ноги поднять вверх, задержаться. 2.И.п. | Игровой стретчинг
|
-КУКУШКА И.п. Лечь на живот, ноги вместе, пальцы упираются в пол, руки согнуты в локтях, ладони лежат на уровне плеч. 1.Поднять туловище, опираясь только на ладони и пальцы ног. 2.И.п. -ЦАПЛЯ И.п. о.с. Плавно поднимаем правую ногу в вверх, задержаться, руки на поясе. То же с левой ноги. -МЕЛЬНИЦА И.п. о.с. Вращательные движения руками в правую в левую стороны. -ЗАМОЧЕК И.п. о.с. 1.Левая рука, согнутая в локте, переносится через плечо ладонью внутрь. Правая рука, согнутая в локте заводится за спину. Взять пальцы обеих рук в «замок», правой рукой потянуть как можно сильнее вниз потом левой наверх. 2.И.п. 3 – 4. Повторить все движения, сменив руки. -ПАУЧОК И.п. Сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Плавно поднимаем живот и таз вверх, задержаться. -БРАСС И.п. лежа на животе, ноги вместе выполняем руками движения как во время плавания брассом. Повторять до утомляемости. -ЯЩЕРИЦА И.п. лежа на животе, руки под лоб, понимаем прямые руки вверх, держать до утомляемости. -КУЗНЕЧИК И.п. то же руки согнуты в локтях, ладони на спине, ноги прямые, пятки соединить. Поднимаем грудь, смотрим в пол, держать до утомляемости. -ЗВЕЗДОЧКА И.п. то же 1-4 руки и ноги разводим в стороны, поднимаем от пола 5-8 и.п. -СЕД ПО-ТУРЕЦКИ И.п. сидя по-турецки, руки на поясе, разводим прямые ноги в стороны. До утомляемости. -БРЕВНЫШКО И.п. лежа на спине, руки над головой, ноги вместе. 1-4 перекатываемся в правую сторону 4-8 и.п. -ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК И.п. стоя на коленях, руки вдоль туловища прижаты к ногам. Отклоняем туловищем назад, не прогибаясь. Повторить 8 – 10 раз. -ЛИСИЧКА И.п. то же, руки на поясе 1 сели с правой стороны , не задевая ног на пол 2 и.п.
-ХА ДРЕНАЖ И.п. стоя, руки над головой. Вдох, задержка, мощный выдох «ха». Выбрасываем неприятности.
| |
II квартал | |
-И.п. Лежа на спине, голова, ноги согнуты, руками обхватить колени. «Покататься» на спине вперед- назад. Повторить 5 –8 раз -И.п. Лежа на спине ноги разведены, одна нога согнута в коленном суставе. Ротация согнутого бедра внутрь и наружу, то же другой ногой. Повторить 5 – 8 раз -И.п. Лежа на боку спина разогнута. Нижняя нога выпрямлена, верхняя согнута, стопа в подколенной ямке, колено прижато к полу. На выдохе – отводить плечо назад. Повторить 5 –8 раз -И.п. Лежа на боку спина согнута. Движения те же. Повторить 5 –8 раз. -И.п. Стоя шея вытянута. Круговые движения головой. Повторить 5 –8 раз -И.п. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладони в пол. Поочередно поднимать ноги, разогнутые в коленных суставах, таз прижат к полу. Повторить 5 –8 раз. -И.п. Лежа на животе. 1-8 напрягать ягодичные мышцы, мышцы живота и промежности. Повторить 5 –8 раз. -И.п. то же. Удерживать выпрямленные ноги. Повторить 5 –8 раз. -И.п. то же. 1-2 поднять правую руку и левую ногу. 2-3 удержать 4 опустить. Затем левую руку и правую ногу. Повторить 5 –8 раз. -И.п. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони в пол. Прижать голову к полу, прижать стопы, ягодицы, лопатки к полу, задержаться. -И.п. то же, руки под головой. Прижать тыльную поверхность к полу, затем отводить их на 15 градусов и тоже прижать. И так по окружности до приведения их к туловищу. -И.п. лежа на боку. 1-8 отвести ногу вверх и задержать ее на весу, и.п., тоже на другом боку. Повторить 5 –8 раз. -И.п. Лежа на спине 1-2-3-4 – имитация ходьбы с внутренней ротацией нижних конечностей и супинацией стоп. Повторить 5 –8 раз. -Расслабление лежа на спине. | Упражнения направленные на укрепление мышц спины и брюшного пресса
|
ПОСТРОЕНИЕ, ПРОВЕРКА ОСАНКИ -И.п. о.с., палка на лопатку 1-2 подняться на носки, руки вверх 3-4 и.п. Повтор 6 – 8 раз. -И.п. о.с., палка в согнутых руках перед грудью 1-2 присесть на носках палка вперед 3-4 и.п. Повтор 6 – 8 раз. -И.п. о.с. палка внизу 1-2 наклон вперед, руки с палкой вытянуты вперед, прогнуться в пояснице 3-4 и.п. Повтор 6 – 8 раз. -И.п. лежа на спине, палка внизу на вытянутых руках 1-2 палка на грудь, поднимая голову, подбородок прижат к груди, стопы на себя 3-4 и.п. Повтор 6 – 8 раз. -Расслабление. -И.п. лежа на спине, палка вверху 1-2 подтянуть палкой колени к груди 3-4 и.п. Повтор 6 – 8 раз. | Комплекс упражнений с гимнастической палкой
|
-И.п. лежа на спине, палка вверху над головой
3-4 лечь. Повтор 6 – 8 раз. -Поворот на живот «бревнышком». -И.п. лежа на животе, палка на лопатках 1-2 прогнуться, приподнимая голову и плечи 3-4 и.п. Повтор 6 – 8 раз. -И.п. лежа на животе, руки вверху с палкой 1-2 приподнимая руки и ноги удерживать 3-4 и.п. Повтор 6 – 8 раз. -И.п. лежа на животе, руки вверху, прижаты к полу на 4 счета выполнить «кроль» ногами 5-10 сек. Повтор 5-6 раз с отдыхом. -И.п. встать на четвереньки «кошечка сердится, кошечка добрая». Повтор 6 – 8 раз. -И.п. стоя, палка в руках 1-2 подняться на носки, палка вверх – вдох. 3-4 и.п. выдох. Повтор 2-3 раза. -Проверка осанки | |
III квартал | |
-И.п. стоя, руки на пояс. 1 подняться на носки, локти отвести назад, свести лопатки. 2-3 задержаться в этом положении, живот подтянут 4 отпуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на спине, руки под головой: работа ногами, как при езде на велосипеде, до утомления. Отдых 30 сек. Повторить 2 -3 раза. -И.п. то же, руки вдоль туловища ладонями в пол. 1 прогнуться в грудном отделе позвоночника, запрокинув голову, не отрывая таз от пола. 2-3 держать 4 опуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки под подбородком 1 руки вытянув над полом, ноги приподнять, смотреть прямо 2-3 держать 4 опуститься в и.п., дыхание не задерживать. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки около груди ладошками в пол, ноги вместе. 1-2 прогнуться, выпрямляя руки – вдох 3-4 опуститься в и.п. выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. то же, руки под подбородком. 1 поднять плечи и голову, руки к плечам, ноги не отрывать от пола. 2-3 держать 4 опуститься в и.п. Повторить 5-8 раз. -И.п. стоя, руки к плечам. Вытягивание рук вверх –вдох, опускание в и.п. – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Поднимание «полутаза» с переходом в «полумост» – вдох, опускание таза – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечье, прогнуть корпус в грудном отделе с опорой на локти – вдох, опускание грудной клетки – выдох. Повторить 5-8 раз. -И.п. лежа на животе, руки нам пояс. Разгибание корпуса с попеременным разгибанием ног. Повторить 5-8 раз.
| Упражнения направленные на профилактики плоскостопия
|
ПОЗА НАТЯНУТОГО ЛУКА -И.п. сидя правую ногу тянем к правому уху, левая нога прямая, тянемся к ней левой рукой. То же выполняем меняя ноги и руки. РАСТЯЖКА -И.п. лежа на спине, руками и ногами тянемся в разных направлениях. ПОЗА СЛОНА -П.и. то же. Руками обхватываем правое колено и подтягиваем его к носу, одновременно поднимая плечи и голову, левая нога прямая. То же с левой ноги до утомляемости. ПОЗА ЦИРКУЛЯ -И.п. Лежа на боку, рука под голову. Поднимаем прямые ноги в сторону. До утомляемости. ПРИВЕТСТВИЕ СОЛНЦУ -Встать прямо, ступни вместе, ладони сложить вместе, держать их под сердцем, пальцы вверх. -Вытянуть руки над головой и прогнуться назад на сколько можно. -Нагнуться в перед и положить ладони на пол рядом со ступнями. Ноги выпрямлены, постарайтесь коснуться лбом колени. -Держа ладони плотно прижатыми к полу, вытянуть прямо назад и согнуть левое колено перед грудью. Правое колено лежит на полу и ноги образуют прямую линию. То же с другой ноги. -Опустите туловище и коснитесь коленями, грудью и лбом пола. -Поднимите голову и грудь над полом, выпрямив руки. Нагните голову назад, плечи приподнять, посмотреть верх. -Поднимите бедра, руки и ноги выпрямлены, голова опущена вниз, постарайтесь пятками коснуться пола. -Подтяните правую ногу вперед между руками, левая нога вытянута назад. Посмотрите вверх. -Поднимите руки над головой и прогнитесь на сколько можно. -Опустите руки и сложите ладони под сердцем. . ПОЗА КОБРЫ -И.п. лежа на животе, ноги вместе. Руки согнуты в локтях, ладони на полу на уровне груди. Пятки соединены, пальцы ног упираются в пол. На вдохе, опираясь на выпрямленные руки, медленно поднимите верхнюю часть туловища, плавно прогнитесь, посмотрите в потолок. Задержитесь 6-7 сек. и и.п. ПОЗА ПРЯМОГО УГЛА -И.п. лежа на спине, руки под головой, спокойно поднимаем прямые ноги до образования ими с туловищем угла 90 градусов. ПОЗА САРАНЧА -И.п. лежа на животе подбородком коснитесь пола, руки вдоль туловища, ладони в пол. Упираясь ладонями в пол поднимите как можно выше левую ногу задержитесь, и.п. То же с правой ноги. Удерживайте позу 5-10 сек. ПОЗА КНИЖКА -И.п. сядьте прямо вытянув руки вверх. Выполняя наклон вперед стараемся достать лбом до колен, руками достать пятки, задержаться и.п. ПОЗА ЛЯГУШКА -И.п. встаньте на колени, поставьте колени и пятки на ширину плеч, сядьте на пол между пятками. Медленно ложимся на живот руки вытянуть вперед. -Поза носорог И.п. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях. Руки вытянуты вперед ладони вместе. Медленно поднимаем плечи и голову вверх, ладони над коленями. Задержаться 5-10 сек. ПОЗА ТЮЛЬПАН -И.п. лежа на животе, ноги согнуты в коленях, обхватить руками ноги за щиколотки. Медленно тянуть руками ноги вверх. | Хатха – йога |
3. Заключительный этап: Диагностика
Показательные занятия по оздоровительной гимнастике для родителей средних, старших и подготовительных групп.
Результаты:
- Родители ознакомились с информацией о значении оздоровительной физкультуры в жизни ребѐнка, поучаствовали на открытых показах.
- Двигательный опыт детей пополнился игровыми упражнениями, дети овладели ими.
Задачи на будущее:
- Активно привлекать родителей к участию в совместных спортивных мероприятиях.
- Совершенствовать развитие физических качеств у детей.
- Продолжать обогащать двигательный опыт детей на занятиях оздоровительной физкультуры.
Информационное обеспечение:
- Латохина Л.И. Хатка-йога для детей. М.: Просвещение, 1993
- Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. М.: ДДТ, 2010
- Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. С-Пб.: ТС СФЕРА, 2009
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2002
Приложения
Примерный перечень и описание подражательных движений для игрового стретчинга
№ п/п | Образ и вид движения | Исходное положение | Начальный этап обучения | 1-ый этап усложнения | 2-ой этап усложнения | Творческое исполнение движений |
1. | Мышка: ходьба на семенящим шагом. | Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз. | Знакомство с повадками и характерными чертами мышки через движения рук с поворотом головы и всего туловища. Попытка имитационного движения мышки. | Ходьба на носках с имитационными движениями рук, в чередовании с обычной ходьбой. | Ходьба на носках семенящим шагом, с высоким подниманием от пола пяток и имитационными движениями рук и головы, подражая мышке и изменяя темп движения в разных направлениях. | Самостоятельно и точно выполнять технику ходьбы на носках семенящим шагом с изменением темпа и направления. Творчески передавать характер и повадки мышки мимикой и движением туловища. |
2. | Цыплѐнок: ходьба на пятках, с ритмическими движениями рук в стороны. | Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук – стороны. | Знакомство с образом . Попытка имитационного движения.
| Ритмическая ходьба со взмахом рук в стороны. | Чередование ходьбы на пятках с обычной ходьбой и движением рук в стороны. | Уверенная ходьба на пятках с чѐткой координацией рук и передачей характера образа цыплѐнка. |
3. | Котѐнок: ползанье с опорой рук и колен. | Стоя на коленях, коснуться руками пола. | Знакомство с образом. Попытка передать характер и повадки котѐнка через движения и звукоподражание. | Ползанье с опорой на руки и колени, с изменением темпа и направления. Эмоциональная передача образа мимикой лица и движением туловища. Уметь вставать с колен на задние лапки (ноги) и ходить на них. | Ползанье с прогибанием спины вниз, а головы вверх и наоборот. Подлезать под шнур, прогибая позвоночник. | Выполнять разные имитационные упражнения: «Посмотри на хвостик справа – слева, сверху – снизу», «подними правую заднюю лапку» и т.д. Упражнения на поднимание разноимѐнных рук и ног. |
4. | Корова: ползанье с опорой на руки и стопы. | Стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх. | Знакомство с образом и попытка имитационного движения с передачей характера образа через звукоподражание. | Ползанье с изменением темпа, направления, поворотом головы в разные стороны, вверх – вниз, с кружением. | В данной позе поднимать то одну, то другую руку и ногу. | Творческая передача мимикой лица, движением туловища, звукоподражанием. |
5. | Петушок : ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны. | Стоять с опущенными руками. | Знакомство с образом и попытка имитационного движения: согнутые в локтях и с опущенными вниз ладонями; на уровне плеч ровно выпрямить руки в стороны. Попытка ходить с высоко поднятыми коленями и оттянутым носком вниз. Попытка удержать равновесие, стоя на одной ноге, с поднятыми вверх руками (крыльями). | Попытка поднимать в стороны руки, согнутые в локтях и с опущенными вниз ладонями; на уровне плеч ровно выпрямить руки в стороны, а опускать вниз сначала локти, потом Удерживать статическое равновесие, стоя на одной ноге с поднятыми руками. У поднятой ноги оттянуть носок вниз.ладони. | Попытка соединить технику движения ног и рук. Твѐрдо стоять в позе, удерживая равновесие. Попытка ходить как петух, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая. | Творческая передача образа петуха в статическом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным положением и мимикой. |
6. | Аист: ходьба с высоким подниманием колен, при этом нога выпрямляется вперѐд. | Стоять с опущенными руками. | То же, но при поднимании колена пытаться выпрямить ногу и оттянуть носок. | То же, но не забывать выпрямлять ногу вперѐд и оттягивать носок. | Попытка соединить технику движения ног и рук. Твѐрдо стоять в позе, удерживая равновесия. Попытка ходить как аист, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить ногу ставить на носок, как бы подпрыгивая | Творческая передача образа аиста в статическом положении и ходьбе с движением головы, поворотом туловища, разным положением рук и мимикой лица. |
7. | Утѐнок: ходьба в приседе. | Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены. | Знакомство с образом, попытка имитационного движения в приседе и передаче характера через звукопроизношение. | Ходьба в приседе с согнутыми в локтях руками и широко расставленными пальцами. Пытаться ходить в приседе с выпрямленной спиной. | Попытка ходить в приседе с выпрямленной спиной, переваливаясь из стороны в сторону (как утка). | Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения ходьбы в приседе с выпрямленной спиной. |
8. | Белка: прыжки в приседе с продвижением вперѐд. | Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз. | Знакомство с образом белки и попытка имитационного движения по показу инструктора или воспитателя. | Попытка выполнения прыжка в приседе с одновременным движением рук рывком вперѐд, не разъединяя ладоней. | Попытка выполнения прыжка, но с выпрямленной спиной и продвижением вперѐд с изменением темпа. | Творческая передача образа белки через имитационные и технику выполнения прыжка в приседе с выпрямленной спиной. |
9. | Заяц: прыжки на двух ногах с продвижением вперѐд. | Стоять с руками, согнутыми в локтях, а ладони соединить перед грудью и опустить вниз. | Знакомство с образом и попыткой имитационного движения с передачей образа мимикой лица и движением туловища. | Прыжки на двух ногах с продвижением вперѐд, с сохранением положения рук перед грудью и выпрямленной спиной. | Движения с выполнением поворотов прыжком в стороны, вперѐд – назад, кругом на 180 градусов, с разной длиной и высотой прыжка. | Творческая передача образа зайца через точные имитационные движения. |
10. | Кенгуру: прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперѐд. | Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз. | Знакомство с образом кенгуру и попытка выполнения имитационного движения. | Из исходного положения попытаться прыгнуть вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперѐд – вверх, продвигаясь вперѐд. | Выполнять те же (предыдущие) движения в прыжках, но с высоким подниманием колен. | Попытка выполнения данного прыжка на батуте. С наклонной высоты, с бума, школьного козла и т.д. |
11. | Лошадка: бег и ходьба с | Стоять с руками, согнутыми в локтях, | Знакомство с образом лошадки через | Ходьба и бег с высоким | Сохраняя положение рук, чередовать | Творческая передача образа лошадки с точной техникой |
высоким подниманием колен. Прямой и боковой галоп. | ладони опустить вниз. | звукоподражание и попыткой имитационного движения. | подниманием колен и сохранением положения рук. | ходьбу и бег прямым и боковым галопом, изображая лошадку. | выполнения движения. | |
12. | Лягушка: прыгание прыжковым шагом с опорой на руки и стопы. | Ноги расставить на ширине плеч, присесть и соединѐнные ладони поставить вместе между ног. | Знакомство с образом лягушки и попыткой имитационного движения с передачей характера образа мимикой лица и движением всего туловища. | Из исходного положения продвинуть соединѐнные руки вперѐд, затем прыжком ноги переставить к рукам, но сохранить пространство между ними. | Движения, но с разной длиной прыжка, т.е. руки продвигаются вперѐд на короткое или более дальнее расстояние (вперѐд от ног). | Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения. |
13. | Паучок: ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной. | Сесть, отвести руки назад за спину и поставить ладони на пол за спиной. Упираясь на стопы ног и рук сзади, приподнять ягодицы и всѐ туловище вверх. | Знакомство с образом паучка и попытка имитационного движения с передачей характера образа мимикой лица и движением всего туловища. | Из исходного положения ползти, сохраняя «висячее» положение туловища. Изменять темп движения и направления. Выполнять кружения вокруг себя. | Подпрыгивая двумя ногами, подскоки с ноги на ногу, с выпрямлением их вверх. Поднимание вверх одноимѐнных рук и ног, сохраняя равновесие. | Вращаться вокруг себя на одной одноимѐнной руке ноге. Творческая передача образа через имитационные движения.
|
14. | Медведь: ходьба на внешней стороне стопы. | Стоять с слегка расставленными ногами с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони к груди. | Знакомство с образом медведя и попытка имитационного движения с передачей характера образа через мимику и движения всем туловищем. | Из исходного положения выполнить наклоны туловища из стороны в сторону, при этом одну ногу приподнимать от пола. Сохраняя наклонное положение туловища в стороны, пытаться | Пытаться приподнятую ногу от пола чуть сгибать в коленном суставе, сохраняя положение носка в сжатом состоянии; согнутые руки у груди ладонями вовнутрь. | Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения. Выполнять различные повороты, прыжки, танцевальные упражнения, приседания, кувырки. |
передвигаться вперѐд на внешней стороне стопы.
| ||||||
15. | Пингвин: ходьба с развѐрнутыми носками ног во внешнюю сторону до прямой линии. Семенящий шаг. | Стоять с сильно Разведѐнными носками ног в стороны; руки внизу с отведѐнными ладонями в стороны. | Знакомство с образом пингвина и попытка имитационного движения с передачей характера образа. | Из исходного положения пытаться выполнить семенящие ритмичные шаги, сохраняя положение носков и ладоней в стороны. Движение рук и ног направлены вперѐд. | Пытаться координировать ритмичные семенящие движения ног и рук, сохраняя исходное положение. | Творческая передача образа через точные движения (имитационные) и технику выполнения. |
16. | Лиса: ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню. | Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз. | Знакомство с образом лисы и попытка имитационного движения. | Из исходного положения пытаться ходить мягко, ступая с носка на всю ступню, при этом разноимѐнную руку плавно направлять вперѐд перед грудью, ладонями как бы что – то гладить. | Движения с плавным разворотом туловища и головы (хитрая улыбка на лице). | Творческая передача образа лисы через имитационные движения и технику их выполнения. Выполнять различные танцевально – спортивные плавные движения. |
17. | Птица: бег на носках, плавный и лѐгкий. | Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями. | Знакомство с образом птицы и попытки имитационного движения с передачей характера образа. | Из исходного положения пытаться выполнять плавные движения с передачей характера образа. | Движения с лѐгким плавным бегом на носках. Пытаться при движении рук приводить в движение пальцы. | Творческая передача образа птицы. При движении рук приводить в движение плечи. |
18. | Собачка: бег с остановками и | Стоять с согнутыми в локтях руками и | Знакомство с образом собаки через принятие | Бег с остановками, поворотами в | Выполнять бег с изменением темпа и | Творческая передача образа собаки через имитационные |
резкими поворотами головы и туловища в стороны. | опущенными вниз ладонями, голова немного вытягивается вверх; тело как бы «готово» к любым движениям и поворотом. | исходного положения и звукоподражание, с поворотом головы в разные стороны начать входить в образ. | стороны головы и туловища; кружение на месте и в движении, сохраняя положение рук у груди. | направления, имитируя образ собаки. Во время бега выполнять дыхательные движения (как собака). | движения и технику бега. Усложнить бег сильным подъѐмом пяток (собачка пляшет) и, опустив руки, касаться ими поднятых пяток во время бега. | |
19. | Волк: бег широким шагом. | Стоять как стартовым забегом , только ладони опущены вниз. | Знакомство с образом волка и попытка имитационного движения с передачей образа. | Начинать бег с высокой стартовой стойки, бежать широким шагом на скорость. | Выполнять бег, ставя перед собой цель: до чего – то добежать, кого – то догнать, перегнать. | Творческая передача образа волка через имитационные движения и технику бега широким шагом на скорость. |
20. | Тигр и лев: бег широким прыжковым шагом. | Стоять как перед стартовым забегом; ладони опущены вниз. | Знакомство с образом тигра и льва. Попытка имитационного движения с передачей образа. | Выполнять резкие и сильные руками (поочерѐдные) движения руками вперѐд. Бег широким шагом с движением рук. | Координировать движение разноимѐнных рук и ног, выполняя бег широким прыжковым шагом. | Творческая передача образа через имитационные движения и технику бега широким шагом с движением рук вперѐд. |
21. | Обезьянка: бег подскоками с ноги на ногу. | Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расставить и направить в стороны на уровне плеч. | Знакомство с образом обезьянки и попытка имитационного движения с передачей образа. | Выполнять подскоки с ноги на ногу, имитируя движения обезьянки. | Попытка координировать движение ног при подскоках и при этом ещѐ наклонять в стороны голову. | Творческая передача образа обезьянки через имитационные движения, мимику.
|
22. | Крокодил: ползанье с опорой рук. | Лежать на животе, ноги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо; | Знакомство с образом крокодила и попытка его имитационных движений. | Ползать с опорой рук, поочерѐдно продвигая их вперѐд, при этом ноги остаются соединѐнными и прямыми. | Ползать с опорой на руки и касанием пола только соединѐнными вытянутыми носками ног, все остальные части тела находятся | Творческая передача образа крокодила и техники ползания с опорой на руки. |
в приподнятом положении. | ||||||
23. | Разведчик: ползанье с опорой на руки и ноги и на всѐ туловище. Ползанье по– пластунски. | Лежать на животе с опорой на локти и ладони, ноги выпрямить свободно с развѐрнутыми носками; голову наклонить к ладоням. | Знакомство с образом разведчика и попытка имитационного движения с передачей характера образа, поэтому сначала движения выполняются медленно и плавно. | Ползать с поочерѐдным продвижением вперѐд разноимѐнных рук и ног. Туловище при ползании не приподнимается от пола, а стопы остаются развѐрнутыми в стороны. | Ползать попластунски и координировать движение разноимѐнных рук и ног. При ползании руки и ноги касаются пола, даже голова не приподнимается высоко. | Творческая передача образа разведчика с точной техникой ползания попластунски. Умение изменять темп и направление ползания по звуковому сигналу. |
24. | Маугли: прыжки с разведением прямых ног в стороны. | Стоять с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз. | Знакомство с образом Маугли. Попытка имитационного движения, прыжки с разведением прямых ног в полѐте. | Из исходного положения толчком и взмахом развести в стороны прямые ноги, а руки вытянуть прямо в полѐте; приземляться на соединѐнные, чуть полусогнутые ноги и опущенные вниз руки. | Прыгать с увеличением подъѐма прямых ног и рук в стороны, при приземлении на пол успевать соединять ноги и опускать руки. Пытаться прыгать с продвижением вперѐд. | Выполнять прыжки на батуте при спрыгивании с наклонной высоты; технику разведения прямых ног использовать при опорном прыжке. |
25. | Космонавт: прыжки с прогибанием туловища назад. | Стоять с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз. | Знакомство с образом космонавта. Попытка имитационного движения(движения туловища с прогибанием его назад в полѐте). | Из исходного положения толчком и взмахом развести в стороны прямые ноги, а руки вытянуть прямо в полѐте; приземляться на соединѐнные ноги и опущенные вниз | Координировать движения рук и ног при прыжке. Прыгать вверх с продвижением вперѐд. | Обрабатывать технику прыжка при спрыгивании с высоты, на батуте и т. д., сохраняя заданный образ. |
руки. | ||||||
26. | Лебедь: прыжки с разбега. | Исходное положение может быть разное, так как прыжок выполняется во время движений или с разбега. | Знакомство с образом лебедя. Попытка «полетать» как лебедь, т.е. выполнять разные прыжки вверх. | Разбежаться и выполнить прыжок космонавта в движении прыжок Маугли, затем попытаться придумать свои прыжки, выполняя в полѐте разные гимнастические фигуры. | Попытаться с разбега выполнить прыжок выпадом с разным положением рук. | Соединять плавные движения лебедя с прыжками, тем самым развивая творческую двигательную деятельность детей, чувство полѐта и умение владеть телом. |
27. | Балерина: гимнастическая ходьба с носка на всю стопу. | Стоять прямо, плечи чуть отвести назад, голову чуть приподнять. | Знакомство с образом балерины. Попытка ходить плавно как балерина. | Попытка ходить мягко, (ступая с носка) и слегка размахивая руками вперѐд – назад, сохраняя при ходьбе осанку. | Координировать движение разноимѐнных рук и ног, сохраняя осанку гимнастической ходьбы. | Развивать и закреплять технику гимнастической ходьбы и умение сохранять правильную осанку. |
28. | Машина: ползанье на ягодицах. | Сидя на ягодицах, ноги свободно выпрямить, руки – перед грудью. | При первоначальном знакомстве взять в руки руль или кольцо и, имитируя движения рулѐм, пытаться передвигаться на ягодицах. | Эти и последующие движения выполняются в один этап. Из исходного положения передвигаться на ягодицах вперѐд – назад. Затем то же ползанье на ягодицах. Но с разным положением рук: вперѐд, вверх, к плечам и т.д. | ||
29. | Ракета: прыжки с колен на всю ступню. | Стоять на двух коленях, руки отвести назад, чуть присесть на пятки. | Знакомство с образом ракеты, попытка имитационного движения.
| Из исходного положения пытаться, резко взмахнув руками вверх и сильно оттолкнувшись всем туловищем, подпрыгнуть вверх и приземлиться на ступни ног. Затем прыжком вернуться в исходное положение и повторять подпрыгивая несколько раз. Прыжки выполнять с продвижением вперѐд и на батутах. | ||
30. | Рыбка: перекаты. | Лежать на спине, прямые руки соединить в замок за | Знакомство с образом рыбки. Попытка перекатываться, | Из исходного положения пытаться медленно перекатываться на бок – живот – другой бок – спину, при этом сохранять прямое, сомкнутое положение ног и прямых, соединѐнных в замке рук за головой. При перекате вправо – влево | ||
головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе. | сохраняя прямое положение туловища (как рыбка). | голову держать так, чтобы лицо не касалось пола. | ||||
31. | Колобок: перекаты. | Лежать на спине, плотно поджать ноги, согнутые в коленях ; руки, согнутые в локтях, плотно прижать к груди со сжатыми кулаками; голову прижать к груди – «сгруппироваться». | Знакомство с образом колобка. Попытка имитационного движения перекатом, как колобок. | Из исходного положения пытаться выполнять перекаты вправо – влево, сохраняя «группировку» до конца переката. Попробовать перекатываться в заданном направлении на скорость. | ||
32. | Верѐвочка: бег скрѐстным шагом. | Стоять с слегка приподнятыми руками. | Знакомство с тем, как вьѐтся верѐвка. Попытаться изобразить скрест – переплѐт ногами. | Из исходного положения пытаться выполнять бег, переплетая ступни ног друг за друга, помогая движением рук. Стоя боком по направлению движения, пытаться бегать скрѐстным шагом. | ||
33. | Спортсмен: ходьба спортивная. | Стоять, поставив на носок одну ногу и чуть приподняв вперѐд к себе разноименную руку, а другую чуть назад. | Передвигаться вперѐд спортивной ходьбой. | Из исходного положения приподнять одновременно ногу, согнутую в колене, вверх, а руку вперѐд до уровня пояса. Вернуться в исходное положение ногу и руку, приподнимать другие(разноименные) ногу и руку. | ||
Дети всех возрастных групп могут выполнять эти движения, за редким исключением. Так, некоторые подражательные движения – воспроизвести образ аиста, белки, разведчика, Маугли, космонавта, лебедя, балерины, ракеты и верѐвочки – детям 3 - 4 лет сложны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лечебно-оздоровительная физкультура
Практическая консультация для родителей по лечебно-оздоровительной физкультуре...
Оздоровительная физкультура для часто болеющих детей (консультация для педагогов)
Острые респираторные инфекции — самые частые заболевания, как у детей, так и у взрослых, но наиболее высокий уровень заболеваемости отмечается у детей дошкольного возраста, посещающих организованные к...
Аннотация Программы "Оздоровительная физкультура с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие".
Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении, благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры....
Программа для детей, имеющих с нарушениями осанки и плоскостопие "Оздоровительная физкультура"
Программа "Оздоровительная физкультура"...
Картотека оздоровительной физкультуры
Оздоровительная физкультура при наиболее распространённых заболеваниях детей дошкольного возраста.Актуальность. Наши дети.… Сколько радости и надежд связано с их появлением на свет. Мы хотим, ч...
Информационный лист. Оздоровительная физкультура для часто болеющих детей
Занятия с детьми проводятся дома или на прогулках в тёплое время года в облегчённой одежде не менее чем за два часа до сна и не раньше, чем через час после приёма пищи....
#домалучше "Оздоровительная физкультура"
#домалучше "Оздоровительная физкультура" Что поможет ребенку расти здоровым? Конечно, физическая активность. Недаром о пользе физкультуры для детей говорят многие педиатры. Занятия физи...