МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗОЖ
материал

Удачина Наталья Вячеславовна

Валеологические сказки для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 г. ХИМКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ»

Подготовила :Воспитатель высшей категории

Удачина Н.В.

2017 г.

Почему у мышонка заболел Живот?

(Д. Минеева)

Мышонок Тема прибежал домой, быстро сел за стол и сказал:

  • Мамочка, добрый день. Я не опоздал, я уже дома и я поздоровался!
  • Да, сынок, но есть одно, о чем ты забыл. Посмотри на свои лапки, — тихо произнесла мама.

Тема посмотрел на лапки и увидел, что они очень грязные. Он вспомнил, как строил замок из песка, а потом заселял в него жуков и пауков. Еще Тема вспомнил, что перед самым домом упал в грязную лужу, но нисколько этому не огорчился, потому что там же он смыл песок с лапок и потом сразу же примчался домой.

  • Мама, я вымыл лапки в луже! Они были еще грязнее, все в песке! — сказал мышонок.
  • Темочка, в луже очень грязная вода. Твои лапки не стали чище, — ответила мама-мышь.

Тема снова посмотрел на лапки, но не пошел их мыть, потому что был очень голоден, а к тому же принесенные мамой сырные булочки, издавая приятный аромат, так и притягивали к себе.

Тем временем мама-мышь собралась идти за ягодами на ближайшую полянку: она хотела приготовить земляничный чай, который так любили папа и Тема. Мама еще раз напомнила сыну о том, чтобы он помыл лапки, и ушла.

Но мышонок продолжал кушать и виновато поглядывал на лапки. Ему стало интересно, почему нельзя садиться за стол с немытыми лапами, и он решил это проверить. Сначала Тема облизал одну лапку, затем вторую...

Вечером мышонок играл, помогал папе чинить полку, читал книгу, а к ночи стал плохо себя чувствовать — у него заболел живот. Тема подумал: «Не буду никому говорить, вдруг меня завтра не отпустят гулять!»

Но живот болел все сильнее и сильнее. Тема уже не мог даже ходить, он лег в кроватку и захныкал от боли. Услышав писк, папа прибежал в комнату сына, увидел слезы бледного, больного Темы и спросил его:

  • Что случилось?

Мышонок рассказал папе обо всем, что произошло с ним за обедом.

Тогда папа пошел на кухню и взял из аптечки лекарство. Это были таблетки.

Когда папа пришел в комнату Темы, мама была уже там, и мышонок просил у нее прощения, а та его нежно гладила и укладывала поудобнее в кроватку. Папа дал сыну три таблетки. Они были черного цвета и назывались активированный уголь. Мышонок их проглотил, запивая водой, — таблетки оказались совсем не горькие.

  • Мама, а у меня болит живот из-за того, что я облизал грязные лапки? — спросил смущенно Тема.
  • Да, сынок, ведь грязные лапки — это всегда опасно для здоровья, — ответила мама.
  • А почему? — спросил сын.

(Почему грязные руки опасны для нашего здоровья? Что произойдет, если мы не будем мыть руки ?)

Мама объяснила мышонку, что в грязи живут микробы. Они совсем крошечные и их не видно, но они очень опасны. Если микробы попадут в наше тело, мы начинаем болеть.

  • Мама, а только живот может заболеть? А голова? — поинтересовался Тема.
  • Конечно, ведь микробы могут принести вред нашему ротику, — ответила мама.
  • Микробы могут поселиться во рту и испортить наши зубки — и тогда их придется лечить, — продолжил папа и добавил: — А могут испортить и наш язык, и десны, и нёбо — на них могут появиться маленькие ранки.

(Взрослый называет части тела и органы: рот, живот, зубы, десны, язык, нёбо; дети показывают на себе, где они находятся.)

  • Мама, папа, а если микробы уже попали в рот, что нужно сделать? — спросил мышонок и получил следующий ответ от папы:
  • Если микробы попали в рот, надо прополоскать его несколько раз!
  • Можно и зубки почистить, — добавила мама.

(Как вы думаете, что надо делать, чтобы микробы не попали в рот?)

  • А если этого вовремя не сделать, то микробы попадут в животик и тогда он заболит? — спросил у родителей мышонок.

(Согласны ли вы с Темой? Почему?)

Папа и мама закивали головами и заметили, что их сынишка уже пошел на поправку. Они поняли, что в этом помогли таблетки — активированный уголь. Они-то и выгнали всех микробов из животика Темы. А вечером вся семья собралась за столом, чтобы попить ароматного земляничного чая. И Тема еще весь вечер расспрашивал у родителей о микробах и о том, что нужно делать, чтобы из-за них больше не заболеть.

Как Ваня чистым стал

(Ю. Кислицына, Н. Шадагинова)

Жил-был в одном доме мальчик Ваня. Все его называли не Ваней, а грязнулей, потому что он не любил умываться, не чистил зубы, а его грязная одежда была разбросана по всей комнате. В одно прекрасное утро Ваня проснулся и увидел совершенно пустую комнату, лишь в углу одиноко стоял грязный ботинок.

  • Что произошло? — испугался Ваня.

И ботинок рассказал, что ночью вся одежда ушла к другому мальчику — Мише, который любит чистоту. Ване ничего не оставалось, как решить самому стать чистым, чтобы вернуть всю свою одежду, а то даже на улицу погулять выйти не в чем.

Пошел Ваня в ванную, но, кроме мочалки, ничего там не увидел.

(Что еще должно быть в ванной комнате?)

Ваня вспомнил, что когда-то в ванной комнате были душистое мыло, приятно пахнущий шампунь, зубная паста со щеткой, полотенце и пр.

Мочалка сказала мальчику:

  • Чтобы вернуть все вещи на место, ты должен ответить на мои вопросы:
  1. Сколько раз в день нужно чистить зубы? (Два.)
  2. Когда необходимо мыть руки? (После прогулки, посещения туалета, перед едой.)
  3. Как часто нужно мыть голову и тело? (Два раза в неделю.)

Ваня ответил на все вопросы, и все вещи вернулись к нему.

С радостью мальчик стал мыться, чистить зубы. Одежда решила вернуться к Ване при условии, что мальчик будет за ней ухаживать.

(Как нужно ухаживать за одеждой?)

Ваня торжественно пообещал мочалке, что он всегда будет чистым, будет ухаживать за собой (чистить зубы, уши, нос, мыть руки, тело) и своей одеждой (стирать ее, чистить щеткой, аккуратно складывать, вешать на плечики). Вот так Ваня из грязнули превратился в чистюлю.

Про Ивана и Бабу Ягу

(Д. Дербенёва)

Жили-были Старик со Старухой, и был у них единственный сын Иван. Они так любили его, холили и лелеяли, что лишний раз ручку поднять не давали, все за него делали. А Иван лежал на печи, бока пролеживал. Проснется в обед, а мама ему уже новый горшок каши несет, поест Иван и снова на боковую. К ужину опять проснется, а она ему уже горшок каши подает, поужинает Иван и вновь спать ложится.

Так и жили они, пока не исполнилось Ивану восемнадцать лет. Тут Старик говорит сыну:

— Пора тебе, сынок, невесту искать, а то мы со Старухой старые уже стали, не ровен час, помрем, останешься ты совсем один.

Собрала Старуха сына, благословил его отец, и пошел Иван невесту искать. Начал путь-дорогу Иван с радостью, идет и нарадоваться не может — вокруг красота неземная! Долго ли, коротко ли шел, про то нам неведомо, однако оказался перед ним лес темный, дремучий, ни одного звука не слышно в нем. Подумал Иван, посмотрел по сторонам — нет вокруг никакой дороги, и стал он пробираться сквозь чащобу.

Трудно шел Иван, медленно, дышал тяжко и думал про себя: «Ох, сейчас бы каши горшок да спать лечь!»

Вдруг ни с того, ни с сего деревья перед Иваном начали смыкаться и сплетать его руки и ноги. Недолго он сопротивлялся да и сдался: быстро силы кончились, потерял сознание...

Очнулся Иван, открыл глаза и увидел: находится он в избе деревянной, темной, на печке кот сидит огромный и черный-пречерный, на окошке — сова со сверкающими глазами, котел посредине избушки, а оттуда пар на весь дом. И вдруг слышит голос человеческий:

  • Очнулся, милок! Ну, готовься давай — сейчас в суп ко мне на обед пойдешь! Давно у меня такого сытного обеда не было: пухленький, кругленький, толстенький ты какой! Небось, всю жизнь на печи валялся да щи ел!
  • Бабушка, пощади меня! Я — единственный сын Старика и Старухи, пошел себе невесту искать. А дома я и вправду все на печи лежал, ел да спал, — стал Иван жалостливо просить Бабу Ягу.
  • Да, жалко мне что-то тебя стало! Молодой такой, а сил и здоровья совсем нет, все молодцы через мой лес дремучий пробирались живыми и невредимыми, ты один попался! Хорошо, дам я тебе возможность спастись. Будешь у меня жить и помогать мне, а когда наберешься сил и здоровья, отпущу к старикам твоим. Слушай меня внимательно: будешь каждое утро вставать с восходом солнца, водой ледяной из колодца обливаться, по хозяйству мне помогать. Кормить буду по распорядку — три раза в день и только здоровой пищей, а с закатом солнца будешь спать ложиться.
  • Спасибо, бабушка! Все буду делать, как ты сказала, только не ешь меня!

Так и остался Иван у Бабы Яги жить-поживать. Ох, тяжело на первых порах ему было, привык до обеда спать, ничего не делать. Сначала никак не мог привыкнуть рано вставать и ледяной водой обливаться, да и по хозяйству помощником никудышным был. Да только Баба Яга присматривала за ним и заставляла делать то, что определила.

Постепенно начал Иван замечать, что силы у него прибавляются: вставать рано в радость стало, и вода ледяная уже обжигающей не кажется и бодрит; по хозяйству стал Бабе Яге в два раза больше помогать, а сила не убывает, и дышать стало легче, и бегать начал быстрее!

Как-то раз сказала ему Баба Яга:

  • Вижу, Иван, набрался ты сил и здоровья! Иди, невесту себе ищи да благословения родительского проси! Только перед тем как уйдешь, ответь мне: лучше ли ты стал себя чувствовать и почему это произошло?
  • Благодарен я тебе, бабушка! Чувствую себя здоровым и полным сил. А причина тому — соблюдение режима дня, закаливание, правильное питание, физические нагрузки! Спасибо тебе!

Поклонился Иван Бабе Яге в ноги и пошел своей дорогой. А как только из леса вышел, так и встретил судьбу свою — красна девица в поле рожь убирала. Как увидел ее Иван, так влюбился без памяти, руку и сердце предложил!

Пришли молодые домой, а на пороге их уже Старик со Старухой дожидаются! Так они и стали вместе жить-поживать да добра наживать, и здоровый образ жизни поддерживать!

Принцесса яблонь

(Н. Аккуратова)

Жила на свете принцесса Памелла. Она никогда не капризничала, как другие прнцессы, а целыми днями трудилась в яблоневом саду. Прекрасный сад Памеллы был царством яблонь. Осенью по ее приказу слуги за ограду сада выносили огромные корзины яблок, и ими угощались все жители королевства. Каждый раз король недовольно спрашивал свою дочь:

  • Разве это королевское дело — за садом ухаживать?
  • Ах, папочка, — отвечала родителю принцесса, — я мечтаю вырастить яблоньку, которая не будет бояться засухи, мороза и садовых вредителей: тли да плодожорки. И чтобы яблочки на ней были румяные, сочные и хранились целый год.
  • Фу! — морщился король. — Почему у тебя голова занята грубыми яблоками, а не сладчайшими блюдами, достойными королевского стола?

Король каждый день устраивал во дворце роскошные пиры — огромные торты, пирожные и конфеты едва помещались на столах. После этих сладостей все гости страдали от болей в желудках. Но через день хвори забывались, и король с королевой снова отдавали придворным кондитерам распоряжение готовиться к новому пиру. Король с каждым днем толстел и со временем стал походить на настоящую бочку. По утрам с кровати его поднимали несколько слуг.

Вскоре он серьезно заболел. Консилиум знаменитых врачей поставил страшный диагноз — ожирение сердца и печени. Лучшие врачи королевства принялись лечить своего господина сильными лекарствами, однако от них у короля появилась чесотка. Тут и у королевы подскочило давление, и министры начали болеть один за другим. К тому же у всех подданных начался сильный авитаминоз, потому что в течение многих лет во дворце не ели ни овощей, ни фруктов.

Управлять королевством стало некому. Тогда юная принцесса решительно взяла все в свои руки. Прежде всего она посадила короля и весь его двор на строгую яблочную диету.

С утра она диктовала повару следующее меню:

  • Завтрак — яблочный сок, обед — пюре из свежих яблок и яблочный чай, ужин — печеные яблоки.

Король с королевой так ослабли, что у них не было сил возражать дочери, а министры во всем старались подражать своему королю. Памелла лечила больных отборными яблоками из своего сада, и через некоторое время король с королевой почувствовали себя лучше: прошли головные боли и отеки, снизилось давление, лучше стали работать сердце и печень. Королева радовалась еще и тому, что она сбросила лишний вес.

Яблочное меню помогло и министрам: они помолодели и радовались непривычной легкости в теле.

Все поправились, но продолжали есть яблоки. Памелла научила королевских поваров готовить из яблок самые разнообразные блюда: из кислых яблок делали салаты и варили супы, кисло-сладкие шли на компоты и соки, из сладких готовили желе, пудинги и джемы. Помелла научила поваров даже печь яблочный хлеб.

В королевском дворце принцесса каждый день проводила яблочный совет, на котором рассказывала о чудесных свойствах яблок:

  • Сварите яблоки в молоке, растолките их и получившуюся кашицу накладывайте на лицо. Отваром из яблоневых листьев полощите волосы. Если у вас появились ранки, особенно на губах, вам поможет кашица из яблок с жиром. При первых признаках простуды заварите чай из яблоневых лепестков и пейте по стакану каждый час.

Фрейлины старательно записывали каждое слово принцессы и тут же бежали исполнять ее советы. Скоро во всем королевстве не осталось ни одной женщины с увядшим лицом. Король же с восхищением слушал свою мудрую дочь и издал указ:

  • Объявляю яблоню священным деревом нашего королевства и приказываю всем подданным посадить ее возле своего дома.

Мудрая груша

(Н. Аккуратова)

Во дворе школы росло одинокое грушевое дерево. После летних каникул груша с нетерпением поджидала детей с урожаем сладких желтых плодов. Скамейка под грушей редко пустовала: по утрам на ней сидели мамы с младенцами, а по вечерам влюбленные парочки, и груша замирала, слушая их нежные признания. В майские деньки, нарядившись в воздушное белое платье, дерево весело встречало пчелок:

  • Угощайтесь на здоровье пыльцой с моих цветов.

Однажды груша услышала чьи-то всхлипывания. На скамейке

плакала девушка.

  • Кто вас обидел? — встревожилась груша.
  • Ах, грушенька, дети в школе меня совсем не уважают. Сегодня в классе я сделала замечание одному рыжему вихрастому шалуну, а он в отместку обозвал меня прыщавой.
  • Не плачь, милая. Шалуна этого я знаю. Непоседа он, но меня за сочные плоды всегда благодарит и про животных своих любит рассказывать: дома у него кошка, собака и попугай. Как-то я ему ссадину на лбу вылечила: груши мои лучше всякой зеленки ранки заживляют! С тех пор он, пробегая мимо, всегда меня по стволу гладит. Так может делать только человек с добрым сердцем. Он, не подумав, сказал глупость. А кожу привести в порядок совсем нетрудно: сорви мой самый сочный плод, разомни его и приложи к лицу, а через пятнадцать минут смой теплой водой. Несколько раз так сделаешь, и лицо станет чистым, — объяснила груша.

Успокоившись, молоденькая учительница побежала в класс к ученикам.

После уроков на скамейку под деревом плюхнулся рыжий мальчик и растерянно сказал:

  • Знаешь, груша, сегодня я обидел нашу учительницу. Думал, что она приведет директора, но она через некоторое время подошла ко мне и... сказала, что была не права, а затем спросила про моих питомцев. Интересно, откуда она про них узнала?

Груша лишь пожала красивыми ветками и протянула мальчику самый сочный плод.

Тема: «Орган зрения» (средняя группа)

    «Разноцветные кубики». Жили в коробке четыре кубика разного цвета: желтый, синий, зеленый, красный. Желтый кубик дружил с зеленым, а синий с красным (посмотри и запомни). А теперь закрой глаза. Вдруг поссорились кубики между собой и поменялись местами (открой глаза и угадай, какие кубики поменялись местами).

      Тема: «Расслабление и напряжение»

     Как-то грелась моя ладошка на солнышке. Ласковые лучики легко касались ее и приносили теплый привет. Вдруг на ладошку опустилась божья коровка: видимо, тоже решила погреться. Лапки у нее такие маленькие, она передвигает ими, будто топчется на месте. Напряглись мышцы моих пальчиков, словно в замке металлическом сомкнулись.

     Но неуютно в кулаке моей гостье – темно, тесно. Жалко мне ее стало, и я раскрыла ладошку, лети, божья коровка. К деткам, я тебя не обижу. И расслабились мои пальчики, нет больше темницы в кулаке.

      Тема: «Мышцы»,  «Правильная осанка»

        Мы все в детстве, конечно же, читали сказку «Три поросенка». У ленивых поросят, которые не хотели приложить силы для улучшения своего домика, жилища разрушались от легкого дуновения ветерка, а у трудолюбивого поросенка домик не смог разрушить и сильный ураган.

        Так представь, что твой организм – это маленький домик, внутри которого живут наши органы: сердце, лёгкие, печень и др., где каждый житель имеет своё место, и помогают ему в этом крепкие стены – наши мышцы. Если мышцы будут слабыми, то жители не будут надёжно защищены. Они начнут болеть, а значит, будешь болеть и ты сам. Поэтому необходимо укреплять свои мышцы – тренировать их, выполнять физические упражнения.

        Что же может произойти, если хозяин домика – организма лентяй и не хочет его укреплять? Мышцы станут слабыми, они не смогут удержать позвоночник в прямом положении.

        У человека ухудшится осанка, голова опустится вниз, плечи и спина станут сутулыми. У него всегда будет плохое настроение. Из – за болезней человек будет выглядеть угрюмым, непривлекательным, с ним никто не захочет дружить.

        А давайте проведём такой эксперимент: измените осанку, выпрямите туловище, разверните плечи, поднимите голову – и ваше настроение непременно улучшится. Не зря говорят о людях с правильной осанкой, твёрдой походкой: это гордый, красивый человек, он уверен в себе, значит, с ним можно иметь дело, можно дружить.

          Тема: «Спорт – здоровье»

          «Мишутка – спортсмен» (по мотиву мультфильма)

          В одном лесу жили – были зверята: лисёнок, волчонок, бобрёнок, медвежонок, барсук, бельчонок, ёжик. В лесу этом им было нескучно. И каждый на маму, и папу похож.

      Лишь утро раздвинет листочками лучами,

      Коснётся травинок, пошутит цветами,

      Бегом, кувырком, на двух лапах, прыжками

      На зарядку бежит вся честная компания.

      Солнце выше над лесом поднимается,

      Каждый своим делом занимается:

      Кто орехи в дупло запасает впрок,

      Кто строит дом, кто ищет зёрнышки,

      По лесу скок да скок.

      В этом лесу жил Мишка – Топтыжка, и такой он был толстый, неловкий. За что ни возьмётся, ничего не получается: то забор завалит, то молоток сломает.

      Пойдёт играть в футбол – отдавит малышам все лапы. А в чехарду  зовут играть – бурчит: «У меня сил не хватает».

      Ребята! А как вы думаете, можно Мишке помочь?

      Стал Мишка физкультурой заниматься, а, чтобы ловким стать, всё время про себя бурчал волшебные слова:

       «Я Мишутка – нетопчумба,

       Я гимпамбо – научумбо,

       Намбо томбо захотембо

       И немного попотембо.

       Наклонямбо, приседамбо.

      Будет Миша здоровамбо!

        То ли волшебные слова помогли, то ли волшебные упражнения, но изменился наш Мишка: стал сильным, ловким. А на лесных олимпийских играх занял первое место. Не зря его выбрали символом Олимпиады в Москве, в 1980 году.

        С тех пор ни одна игра, ни одно большое дело в лесу не обходилось без Мишки, теперь уже спортсмена.

         А вы, как  думаете, помогло нашему Мишке?

         Тема: «Гигиена кожи» (по мотивам мультфильма)

         В одном городе, на соседних улочках, жили два друга – Весельчак и Угрюмчик. Весельчак – неугомонный хлопотун, всё делал с сияющей улыбкой. Проснётся утром, откроет окошко: «Здравствуй, солнышко! С  добрым утром все, все, все!» Протянет солнышко свою тёплую руку, и засветится Весельчак, как солнышко, одаривая всех своим прекрасным настроением. Любая работа ему в радость. Сделает зарядку – эх, хорошо! Включает холодный душ – эх, здорово! Лучшие его друзья – мыло, мочалка, зубная щётка.

           Ещё мгновение, и сияет чистотой его комнатка, ловят солнечных зайчиков умытые окошки и зеркала. Не дружат с ним лишь пылинки: прогоняет он их из комнатки.

           После жаркого трудового дня ожидает его банька натопленная. Убегайте, все микробы, уходи, усталость!

           А вот и Угрюмчик! Солнце уже высоко – а его всё нет. А окна, двери закрыты. Не то, что человеку, а солнечному лучику, капельке свежего воздуха не проникнуть в эту крепость. И слышится из – за двери только ах! И ох!

           Постучимся и зайдём. Здесь так темно, что и не увидишь, куда идти. Всё разбросано, пыль и грязь кругом.

            Апчхи! Так и заболеть недолго. Лежит Угрюмчик под кучей одеял – немытый, нечёсаный. Насморк, кашель, голова болит. Что же делать? Решил Весельчак другу помочь. Ребята, давайте вместе продолжим эту сказку и подскажем Весельчаку, как помочь его другу.

          Тема: «Правила личной гигиены»

          «Колдунья – грязь»

          Если ты бывал в лесу, то знаешь, что всегда после яркой солнечной полянки можно попасть в тёмную чашу, где тебя встретят старые гнилые пни, болотный мох, сырость и грязь.

          Там, оказывается, где – то в таком потаённом, хмуром уголке леса, находятся владения старой колдуньи Грязи.

          Но беда в том, что никто не знает, где она живёт, ведь таких укромных мест очень много. Поэтому справиться с этой колдуньей никто не может. Пользуется она этим всё время, рассылает своих слуг разносить грязь, микробов, болезни, приносить уныние и скуку в дома.

           Взмахнёт своим чёрным плащом, и полетят микробы во все стороны. А ведь они такие маленькие, что глазами ты их никогда не увидишь.

           Ты срываешь яблоко с ветки, а они уже там; берёшь в руки любимую игрушку, а они и на ней спрятались: пользуются своей невидимостью.

           Малейшая неосторожность – и микробы смогут проникнуть внутрь организма. Теперь держись! Войско микробов с каждой минутой будет увеличиваться. Беда для всех живущих в маленьком доме твоего организма. Теперь своими силами не справиться с грозным войском колдуньи Грязи, придётся обращаться за помощью за волшебными пилюлями, которые теперь выпишет доктор Айболит.

           Волшебная пилюля – это маленький кораблик, на борту которого находятся сотни защитников – борцов против войска колдуньи.

           Но не бойся, малыш! Хочешь совет: подружись с Мойдодыром. Оказывается, против любого колдуна есть маленькое простое средство, маленькое волшебство.

           Все микробы и даже сама колдунья Грязь страшно боятся простой воды и мыла. Они просто уничтожают войско колдуньи, не позволяют им проникнуть внутрь человеческого домика – организма.

           Будь аккуратен всегда. Каждый раз, перед тем, как что – нибудь съесть вкусненькое, хорошо вымой руки с мылом, обязательно промой кипячёной водой фрукты и овощи.

           Следи за чистотой своей одежды. И я уверена, что колдунья Грязь испугается и не будет тебя беспокоить своими опасными набегами.

           Здоровья и радости тебе, малыш!

           Тема: «Почему мы видим мир цветным?»

           «Хмурое утро»

           Проснувшись рано утром, я выглянула в окно. Моему огорчению не было предела: небо было затянуто сплошной пеленой облаков. Они были такими плотными, что даже маленький лучик не мог выскользнуть из грозового заточения. Всё вокруг стало хмурым, серым, скучным.

           Ещё секунда, и дождь бесцветными нитями начал сшивать небо и землю. Дождь так старался, что его дождевые нити понемногу становились тоньше, пока, наконец, совсем не кончились. В полотне из туч образовались дырки, самые обыкновенные.

           И, конечно же, солнечные лучи не замедлили туда нырнуть, увлекая свои волшебные краски за собой. Но, сверху от облаков до земли так далеко, но лучи – то не простые, а волшебные, разноцветные – красные, жёлтые, синие. И решили они построить мост, мост до земли. Взялись за руки и… о, чудо! Где соединился желтый, и красный лучик получилась оранжевая дорожка, где соединился жёлтый и голубой – получилась зелёная дорожка. А чтобы лучики не сбились и не упали с мостика – кран мостика обозначили самыми яркими цветами: красным и фиолетовым.

           Что же это за волшебный мост образовался? Конечно, радуга!

           А в нашем организме, а именно на сетчатке глаза, находятся разноцветные окошки. Разыгрываются зелёные лучики, и откроются на сетчатке зелёные окошки, пустят в дом зелёных зайчиков, и мы видим зелёную траву, листья на деревьях. Разыграются красные лучики, и мы увидим  красную рубашку божьей коровки, красные головки тюльпанов, красный глазок светофора.

           Ну, а если разыграются все лучики, то мир предстанет перед нами во всём многообразии красок и цветов.

            Тема: «Прекрасный мир звуков»

            «Путешествие маленького звука»

            Жил – был маленький звук. Он очень любил путешествовать. У него не было постоянного дома, и жил он, где захочет. То заберётся в трубу и начнёт завывать, как зверь неведомый, то прячется в ракушку и начнёт подражать звуку моря, спрячется в свисток и начнёт свистеть, заглушая всех.

             И вот однажды решил наш звук попутешествовать по организму малыша. Малыш капризничал, плакал, никак не хотел спать. Как только мама его не успокаивала, ничто не помогало.

          Но только, как проникнуть внутрь: залез в нос, но неуютно стало звуку – сыро, вокруг какие – то незнакомые обитатели, и вылез он оттуда.

          Решил проникнуть через рот, но и там его постигла неудача. Там обитало огромное количество трудяг, и каждый был занят своим делом. С огорчением звук вернулся наружу.

          А вот, что это ещё за пещера? Да там такие же жильцы, как и я. Может, попробовать пройти через это отверстие?

          По пути от других звуков он узнал, что эта пещера называется «ушная раковина». А и правда: она, как морская раковина, вся извитая. Ушная раковина – как звукоулавливатель, ловит звук и отправляет его дальше, в глубь уха. У человека оно почти не движется. А вспомните, как животные поворачивают ухо в сторону звука: заяц навостряет уши, собака настораживают их.

           Ну что же наш путешественник? Попав в ушную раковину, он переместился в наружное ухо. А тут в наружном слуховом проходе выстроилась целая очередь звуков: оказывается, впереди преграда, и называется она «барабанная перепонка».

           Возьмите барабан и ударьте по нему: он издаёт громкий звук потому, что натянутая поверхность его будет двигаться вперёд и назад.

            Оказывается, чтобы проникнуть звуку дальше, нужно заставить двигаться барабанную перепонку. За барабанной перепонкой находится пещера среднего уха, там живут три хозяйки – три слуховые косточки. Они имеют такую причудливую форму, что по своему виду и получили название: молоточек, наковальня и стремечко. Они такие маленькие, что все три можно разместить на конце большого пальца.

            Поздоровавшись с хозяйками среднего уха, наш звук продолжал свой путь и оказался во внутреннем ухе. Во внутреннем ухе всегда, и днём и ночью, несут дежурство посланники центрального пункта управление всем организмом – головного мозга, и по слуховому нерву они сообщают все новости о том, что происходит. И, как только весть о том, что малыш неспокоен, дошла до ЦПУ, был дан ответный сигнал – малыш успокоился, прикрыл глаза, а наш знакомый звук тихо запел: «Спи, ребёнок, сладко, сладко, баюшки, баю! Дрёма сон подарит сладкий, а я песенку спою».

           

Тема: «Как мы ощущаем вкус пищи»

            «Капризная принцесса» (по И.Стременовой)

            У одного короля была одна дочка, которую он обожал больше всех на свете. На завтрак, обед и ужин ей приносили только самые изысканные лакомства.

             Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, раковые шейки, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у  принцессы.

              Но почему – то принцесса не была ни весёлой, ни румяной, а наоборот она чахла на глазах. Все эти лакомства она видеть не могла. Отведает через силу того, другого – и всё.

              Тогда король велел объявить повсюду, что отдаст принцессу замуж за того, кто её вылечит. Съехались в королевство лекари со всего света. Но какие – то лекарства они ни выписывали, ничего не помогало. Принцесса хворала ещё больше.

               Тогда один крестьянин предложил принцессе выпить стакан молока и съесть горбушку чёрного хлеба. Откусила она раз, другой, выпила молока, и захотелось ей кушать, проснулся у неё аппетит. Каким же волшебством обладает чёрный хлеб?

               Для этого нам надо ближе познакомиться с языком, который живёт у нас во рту. Верные его помощники – это четыре основных вкуса: горький, сладкий, солёный, кислый. Все эти вкусы дружны между собой, и если какой – то вкус работает больше других, то друзья всегда поддерживают его, давая отдохнуть, если следующая порция еды другого вкуса. Живут вкусы на вкусовых сосочках, у каждого из них своя площадь, свой участок. Сладкий вкус живёт на кончике языка, по бокам – солёный вкус, горький на задней части языка.

               Так вот, когда принцесса ела только сладкую пищу, работали только вкусовые сосочки, отвечающие только за сладкий вкус, а его друзья – кислый, солёный и горький просто отдыхали. Но сладостей было так много, что сладкий вкус устал и перестал работать, а значит, пропал аппетит.

               А чёрный хлеб и молоко разбудили остальных вкусовых помощников, заставили их работать, вернули аппетит принцессе. Но это не значит, что нужно питаться только чёрным хлебом и молоком. Пища должна быть разнообразной: фрукты, овощи, мясо, молоко. Чтобы у всех вкусовых помощников была работа, тогда  и аппетит никуда не уйдёт.

               Тема: «Состав крови»

               «Жильцы крови» 

               Жили – были клеточки крови. Каждая имела своё имя: красную звали – эритроцит, а белую – лейкоцит.

               Как – то раз стали они спорить между собой, кто из них важней и нужней человеческому организму.

               Стал говорить эритроцит: «Если бы у меня не было, то клеточки организма не смогли бы получать кислород, питание и не смогли бы избавляться от вредного углекислого газа. Клеточки стали бы слабыми и больными и, в конце концов, погибли бы».

                Стал говорить лейкоцит: «Если бы не было меня, то организм бы погиб от нашествия микробов и бактерий. А я их могу уничтожить. Я их просто пожираю».

                 Так кто же из них важней? Конечно же, они нужны обе, и обе важны для организма человека, а значит, им нужно жить в мире.      

                                                

Путешествие в страну Умывай-ка

(Е. Михалицына)

Жил-был мальчик Вася. Он не любил умываться, чистить зубы, мыться, поэтому всегда ходил неумытым и неопрятным.

Однажды, посмотрев на себя в зеркало, он увидел только черное пятно. Даже зеркало испугалось отражения мальчика, рассердилось и отправило Васю в тридевятое царство, тридесятое государство, в страну Умывай-ка, где облака из мыльных пузырей, а озера наполнены шампунем.

В той стране правил король Чистюля, который не любил грязных и неряшливых людей. Как только король увидел Васю, он очень разозлится и велел своим слугам немедленно отвести грязнулю в ванную и как следует вымыть. Но Вася вырвался от них и убежал. Пулей вылетел он из королевского замка и бежал до тех пор, пока не оказался около странного домика, который напоминал мыльницу. Постучал Вася в дверь, чтобы спрятаться за его стенами, но даже и предположить не мог, что в домике живет мудрый и добрый дедушка Мыло. Дедушка Мыло открыл дверь, посмотрел на Васю и сказал ему:

  • Ну что ж, заходи в дом, раз пришел!

Так Вася рассказал хозяину, как попал в страну Умывай-ка. Пожалел дедушка Мыло мальчика и решил ему помочь.

  • Если хочешь вернуться домой, то тебе нужно научиться содержать себя в чистоте и опрятности.

Уж очень хотел Вася вернуться домой и решил послушаться дедушку Мыло. Дедушка собрался, взял с собой Васю, и они пришли к пруду, где жили подружки-веселушки мочалки. Посмотрел Вася на подружек-веселушек и призадумался:

  • А для чего нужны мочалки?

(Помогите Васе ответить на вопрос.)

Вася узнал, что мочалки нужны для того, чтобы мыться.

  • Но мыться только одной мочалкой бесполезно, нужно еще и мыло, — сказал дедушка мальчику.
  • Зачем? — удивился Вася.

(Как вы думаете, для чего нам нужно мыло? Почему люди умываются с мылом?)

Понял Вася, что мыло нужно, чтобы быть чистым, что оно убивает бактерии. Взял он мыло, мочалку, вымылся как следует и стал чистым и красивым мальчиком.

  • Но только лишь умываться и мыться мало, нужно еще следить за своими зубами, — сказал дедушка Мыло и повел мальчика к доброй волшебнице Зубной Щетке. Жила она в красивом домике, за высоким забором. Зубная Щетка очень обрадовалась приходу гостей.

Вася шепотом спросил дедушку Мыло:

  • А для чего нужна зубная щетка?

(Ребята, для чего нужна зубная щетка? Зачем нужно чистить зубы?)

Так Вася понял, что зубы нужно чистить для того, чтобы они были здоровыми, красивыми, не болели.

  • А ты знаешь, как правильно чистить зубы? — спросила мальчика волшебница Зубная Щетка.

Вася призадумался и, отрицательно покачав головой, тихо ответил:

  • Нет.

(Ребята! Давайте поможем Васе!)

Так мальчик узнал, что зубы нужно чистить и снаружи, и внутри, сверху вниз и снизу вверх, и при этом брать немного зубной пасты. Не стоит забывать чистить зубы два раза в день: утром и вечером.

После того как Вася уяснил, как правильно чистить зубы, они с дедушкой Мыло отправились обратно.

По пути мальчик сказал дедушке по секрету, что теперь он больше не будет бояться пользоваться мылом, мочалкой, зубной пастой и щеткой. Но тут у Васи возник вопрос:

  • А как же называются все эти предметы, которыми необходимо пользоваться каждый день?

(Как называются все предметы: мочалка, мыло, зубная щетка и зубная паста?)

  • Все эти предметы являются туалетными принадлежностями. Они должны быть у каждого человека. И если с ними дружить, то всегда будешь оставаться чистым и опрятным, — объяснил дедушка Мыло.

Так за разговорами они не заметили, как пришли к дедушкиному домику, а там их уже ждал король Чистюля. Он не сразу узнал в Васе того неумытого и неопрятного мальчика, но как следует разглядев его, обрадовался, что Вася изменился, и по этому поводу решил устроить праздник в стране Умывай-ка. В конце торжества Вася попросил Чистюлю лишь о том, чтобы как можно скорее оказаться дома. Король на радостях исполнил желание мальчика: подарил ему набор туалетных принадлежностей и отправил домой.

Оказавшись дома, Вася в первую очередь посмотрел в зеркало и увидел там опрятного, аккуратного, чистого и красивого мальчика. Теперь-то уж он понял, как важно следить за собой!

Где живут витаминки

(М. Орлова)

Далеко-далеко, в сказочной стране Витаминии жили добрые витаминки. Самым веселым и жизнерадостным из них был Витамин С. Он был румяным, красивым и никакая болезнь была ему не страшна.

У этого Витамина было много разных домиков. Он жил в апельсине, лимоне, черной смородине, малине и других ягодах и фруктах, а также в овощах — капусте, луке, томате.

В один из летних вечеров сгустились над Витаминией тучи, завыл грозный ветер, все вокруг закрутилось в серой мгле. Ураган бушевал всю ночь. Утром Витамин С проснулся в незнакомом месте, посмотрел по сторонам и горько заплакал... Все кругом было незнакомым. Витамин даже не знал, как ему теперь отыскать свои домики.

(Ребята, давайте поможем нашему сказочному другу найти его домики. Назовите ягоды, фрукты и овощи в которых живет Витамин С.)

Так веселый Витамин С нашел свои любимые домики.

С тех пор все в сказочной стране Витаминии тихо и спокойно. Витамины помогают друг другу и всем своим большим и маленьким друзьям быть здоровыми, умными и красивыми.

Добрые дела маленькой феи

(Н. Шулепова)

В далеком-предалеком Ромашковом королевстве жила-была маленькая фея Медулина. Она была очень известной, потому что могла вылечить любого больного. Лечила фея тайными зельями, приготовленными из лекарственных трав. Все лечебные травы Медулина тщательно собирала сама, сушила и складывала в отдельные мешочки.

Однажды в королевство привезли мальчика Артемку, который простудился, гуляя зимой без шарфа и шапки.

Медулина достала мешочки с лекарственными растениями: ромашкой, зверобоем и листьями смородины и приготовила волшебное лечебное зелье. Артемка выпил его и выздоровел.

Перед тем как попрощаться с мальчиком, маленькая фея дала один верный совет: «Всегда, собираясь на прогулку, одевайся по погоде».

Артемка поблагодарил Медулину и вернулся к себе домой, а маленькая фея осталась в своем Ромашковом королевстве и продолжала лечить больных и помогать им своими советами.

Вопросы к сказке

  1. Какие лекарственные растения вы знаете?
  2. Как отличить лекарственные растения от обычных?
  3. Какими свойствами обладают ромашка, зверобой?
  4. Почему Артемка заболел?

5*. Что нужно делать, чтобы не болеть?

  1. Какой совет дала Медулина мальчику?
  1. Как вы одеваетесь на прогулку?

Ночное путешествие

(Е. Занозина)

Девочка Маша лежала в кроватке и слушала сказку, которую ей читала мама. Мама очень переживала за дочку, ведь она была очень слабенькой, часто болела и почти ничего не кушала.

Маша представила себе все то, о чем рассказывалось в сказке, и вдруг очутилась в незнакомом и интересном месте. Ей сразу же захотелось узнать, где она находится и что это за сказочный мир. Стоило только девочке об этом подумать, как откуда ни возьмись появился один из жителей неведомой страны, подошел к ней и сказал:

  • Здравствуй, меня зовут Кальций.
  • Здравствуйте, меня зовут Маша, — ответила девочка. — А что это за место, куда я попала? — спросила она у нового знакомого.
  • Ты очутилась в волшебной стране Минералии. Здесь живут самые разнообразные минеральные элементы. У каждого жителя, как и у меня, есть свои имена. Все вместе мы несем здоровье людям.
  • Я никогда о вас не слышала. Как же вы влияете на наше здоровье?
  • Я — Кальций, являюсь основным строительным материалом для костей, зубов, ногтей и отвечаю за их здоровье. Для того чтобы меня в организме всегда хватало, надо есть зеленый горошек, морковь, яблоки, вишню, землянику, виноград, творог, сметану, кефир и другие продукты.

В то время как Кальций все это рассказывал Маше, мимо проходил другой житель Минералии — Йод. Он тоже решил немного рассказать о себе.

  • А меня зовут Йод. Я поддерживаю иммунитет, то есть слежу за общим состоянием здоровья людей, уничтожаю вредные микробы, которые могут вызвать самые разные болезни. Я встречаюсь в морской рыбе и морской капусте, репе, дыне, чесноке, моркови, картофеле, луке, щавеле и других продуктах и растениях.
  • Большое спасибо, Кальций и Йод, за ваши рассказы. Очень интересно, но мне бы хотелось узнать еще и о других элементах, — сказала девочка двум друзьям.
  • Пойдем, я тебя познакомлю с некоторыми из них, — сказал Маше Кальций.

И они тотчас же отправились в гости к Железу. Когда они зашли к нему в дом, то увидели стол, заставленный самыми разнообразными и очень аппетитными кушаньями. Тут были блюда, приготовленные из печени, почек, рядом лежали редиска, щавель, капуста и много-много разных фруктов и ягод.

  • Почему вся эта еда стоит на столе? — спросила Маша.
  • Это для того, чтобы каждый знал, в каких продуктах содержится железо, — важно ответил хозяин дома. — Ведь я выполняю важную функцию в организме человека — доставляю кислород ко всем органам и способствую созданию клеток крови.

Так девочка побывала в гостях у разных жителей страны Мине- ралии и узнала очень много интересного о питании людей.

В конце путешествия Маша сказала:

  • Я поняла: чтобы быть здоровой и не болеть, нужно есть разную еду, так как в различных продуктах содержатся множество элементов, необходимых для здоровья людей.

И тут девочка проснулась. Она открыла глазки и увидела, что лежит в своей кроватке, а мама на кухне готовит вкусный питательный завтрак, который Маша будет есть с большим удовольствием.

 

Литература:

Л.Н. Вахрушева         Познавательные сказки для детей 4-7 лет с. 28    Методическое пособие

              Сфера М.: ТЦ Сфера, 2011.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...