Здоровьесбережение в ДОУ.Эффективные методы и приемы в физкультурно-оздоровительной работе.
консультация (средняя, старшая группа)
Забота о здоровье воспитанников занимает приорететные позиции, поскольку стоит задача воспитать и вырастить личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_effektivnye_metody_i_priemy_v_fizkulturno.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение в ДОУ.
Эффективные методы и приемы в физкультурно-оздоровительной работе.
Подготовила
старший воспитатель МДОУ «ДС №16»
Шкомлотова Т.В
В области дошкольного образования большое значение придаётся процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а так же оздоровлению детей дошкольного возраста. Поэтому особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных технологий оздоровления детей в системе дошкольного образования, оценки состояния здоровья и физического развития детей. В нашем ДОУ забота о здоровье воспитанников занимает приоритетные позиции, поскольку стоит задача вырастить личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Главным фактором укрепления и сохранения здоровья является систематическая двигательная активность, формирующаяся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОУ призвано формировать у ребёнка правильное и сознательное отношение к себе и своему здоровью. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социально благополучие. На этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Главным фактором укрепления и сохранения здоровья является систематическая двигательная активность, формирующаяся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОУ призвано формировать у ребёнка правильное и сознательное отношение к себе и своему здоровью. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой отношение детей к своему здоровью значительно меняется. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и ЗОЖ. Физическое воспитание и оздоровление дошкольников - сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физическому воспитанию, воспитателя группы и семьи.
Модель оздоровления детей дошкольного возраста в ДОУ
Воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков:
— гигиена тела и одежды;
— культура питания в детском саду и дома;
— культура поведения и общения в детском саду и дома;
— половое воспитание;
— воспитание гуманных качеств и положительных взаимоотношений;
— воспитание способности справедливо оценивать поступки свои и
сверстников, общественного поведения.
Физическая культура и спорт:
— физкультурные досуги и развлечения;
— праздники и дни здоровья;
— занятия разных форм;
— знакомство с видами спорта.
Лечебно-профилактические мероприятия.
Учебно-воспитательная работа.
Оздоровительные мероприятия:
— комплексное закаливание (солнечные ванны, воздушные процедуры, водно-солевое закаливание);
— закаливание, обливание ног;
— лечебная физкультура;
— укрепляющая фитотерапия;
— контроль часто болеющих детей;
— игровой массаж;
— проветривание — сквозное, сон с открытой форточкой (на свежем воздухе).
Внедрение новых технологий:
— использование программы оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш»;
— использование здоровьесберегающих технологий.
Работа с родителями:
— совместная систематическая работа ДОУ и семьи по закаливанию;
— традиционные физкультурные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья»;
— родительские собрания, беседы;
— дни открытых дверей, информация о развитии ребенка;
— оформление «Уголка здоровья».
Эффективные формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание работы |
1 | Физические упражнения | — утренняя гимнастика; — физкультурно-оздоровительные занятия; — подвижные и динамичные игры; —профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); — спортивные игры; — занятия в спортивном кружке «Здоровый малыш»; — дозированная ходьба; — пешие прогулки (экскурсии) |
2 | Закаливание водой | — умывание; — мытье рук; — игры с водой; — обеспечение чистоты среды; — полоскание рта и горла после каждого приема пищи и после сна водой комнатной температуры; — мытье ног перед сном (летом); — топтание в тазу после дневного сна; — хождение босиком. |
3 | Закаливание воздухом | — проветривание помещений (в том числе сквозное); — сон при открытых фрамугах; — ежедневные оздоровительные прогулки; — обеспечение температурного режима и чистоты воздуха; — кратковременные воздушные ванны перед сном; — хождение босиком. |
5 | Активный отдых | — физкультурные досуги, развлечения; — праздники и дни здоровья; — игры - забавы; — каникулы; — занятия различных форм. |
6 | Арома-фито- терапия
| — фитопитание (чаи, отвары); — аромаподушки; — аромамедальоны. |
7 | Закаливание солнцем | — световоздушные ванны; — солнечные ванны; — отдых в тени. |
8 | Свето и цветотерапия | — обеспечение светового режима; — цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса. |
9 | Аутотренинг и психогим- настика | — игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; — игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний. |
11 | Спецзакаливание | — босоножье; — игровой массаж; — профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение). |
12 | Пропаганда ЗОЖ | — оформление «Уголка здоровья»; — курс лекций, бесед, консультаций для родителей и детей; — День открытых дверей; — родительские собрания; — занятия по ОБЖ. |
13 | Питание | — рациональное питание; — витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой; — «Волшебная приправа» к 1 блюду в обед (фитонциды – лук, чеснок); — сокотерапия; — фрукты и овощи на второй завтрак; — зеленые салаты. |
Программа физкультурно – оздоровительных мероприятий
Формы работы | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
1. Пальчиковая гимнастика. | С младшего возраста индивидуально или с подгруппой детей ежедневно. | Рекомендуется всем детям. Проводится в любое удобное время. |
2. Дыхательная гимнастика. | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. | Обеспечить проветривание помещения. Дать инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. |
3. Игровой самомассаж. | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Ежедневно. | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. |
4. Психогимнастика. | В свободное время, можно во второй половине дня, в качестве динамических пауз. | Рекомендуется для всех детей с целью снятия стресса, перенапряжения. |
5. Динамические паузы. | Во время занятий от 2 до 5 мин. | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомляемости. Могут включать элементы различных форм физкультурно – оздоровительной работы. |
6. Гимнастика для глаз. | Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время, в зависимости от зрительной нагрузки. | Рекомендуется использовать показ педагога. |
7. Бодрящая гимнастика | Ежедневно после дневного сна. | Форма проведения различна. |
8. Корригирующая гимнастика. | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. |
9. Подвижные и спортивные игры. | Ежедневно на занятиях, на прогулке, в группе. | Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем проведения. |
10. Физкультурное занятие. | 3 раза в неделю. | Проводятся в соответствии с требованиями программы, по которой работает ДОУ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИДанные методы позволяют эффективно вести работу по развитию речи для разной возростной категории детей, также помогут обобщить и систематизировать ра...
«Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"
Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....
"Эффективные методы и приемы работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы по экологическому воспитанию в младшей и средней группе...
Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».
Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...
Консультация "Эффективные методы и приемы по ФИЗО в индивидуальной работе с детьми 3-4 года".
Консультация "Эффективные методы и приемы по ФИЗО в индивидуальной работе с детьми 3 - 4 года....
Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно оздоровительной работы в ДОУ...