Здоровьесбережение в ДОУ.Эффективные методы и приемы в физкультурно-оздоровительной работе.
консультация (средняя, старшая группа)

Татьяна Владимировна Шкомлотова

Забота о здоровье воспитанников занимает приорететные позиции, поскольку стоит задача воспитать и вырастить личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Здоровьесбережение в ДОУ.

Эффективные методы и приемы в  физкультурно-оздоровительной работе.

Подготовила

старший воспитатель МДОУ «ДС №16»

Шкомлотова Т.В

       В области дошкольного образования большое значение придаётся процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а так же  оздоровлению детей дошкольного возраста. Поэтому особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных технологий оздоровления детей в системе дошкольного образования, оценки состояния здоровья и физического развития детей.   В нашем ДОУ забота о здоровье воспитанников  занимает  приоритетные позиции, поскольку стоит задача вырастить  личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.                                                                                                                 Главным фактором укрепления и сохранения здоровья является систематическая двигательная активность, формирующаяся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОУ призвано формировать у ребёнка правильное и сознательное отношение к себе и своему здоровью. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социально благополучие.                                                                 На этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Главным фактором укрепления и сохранения здоровья является систематическая двигательная активность, формирующаяся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОУ призвано формировать у ребёнка правильное и сознательное отношение к себе и своему здоровью.                                          При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой отношение детей к своему здоровью значительно меняется.           На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и ЗОЖ.                                              Физическое воспитание и оздоровление дошкольников - сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физическому воспитанию, воспитателя группы и семьи.

Модель оздоровления детей дошкольного возраста в ДОУ

Воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков:

— гигиена тела и одежды;

— культура питания в детском саду и дома;

— культура поведения и общения в детском саду и дома;

— половое воспитание;

— воспитание гуманных качеств и положительных взаимоотношений;

— воспитание способности справедливо оценивать поступки свои и

сверстников, общественного поведения.

Физическая культура и спорт:

— физкультурные досуги и развлечения;

— праздники и дни здоровья;

— занятия разных форм;

— знакомство с видами спорта.

Лечебно-профилактические мероприятия.

Учебно-воспитательная работа.

Оздоровительные мероприятия:

— комплексное закаливание (солнечные ванны, воздушные процедуры, водно-солевое закаливание);

— закаливание, обливание ног;

— лечебная физкультура;

— укрепляющая фитотерапия;

— контроль часто болеющих детей;

— игровой массаж;

— проветривание — сквозное, сон с открытой форточкой (на свежем воздухе).

Внедрение новых технологий:

— использование программы оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш»;

— использование здоровьесберегающих технологий.

Работа с родителями:

— совместная систематическая работа ДОУ и семьи по закаливанию;

— традиционные физкультурные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья»;

— родительские собрания, беседы;

— дни открытых дверей, информация о развитии ребенка;

— оформление «Уголка здоровья».

Эффективные формы и методы оздоровления детей

Формы

и методы

Содержание работы

1

Физические упражнения

— утренняя гимнастика;

— физкультурно-оздоровительные занятия;

— подвижные и динамичные игры;

—профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

— спортивные игры;

— занятия в спортивном кружке «Здоровый малыш»;

— дозированная ходьба;

— пешие прогулки (экскурсии)

2

Закаливание водой

— умывание;

— мытье рук;

— игры с водой;

— обеспечение чистоты среды;

—  полоскание рта и горла после каждого приема пищи и после сна водой комнатной температуры;

— мытье ног перед сном (летом);

— топтание в тазу после дневного сна;

— хождение босиком.

3

Закаливание воздухом

— проветривание помещений (в том числе сквозное);

— сон при открытых фрамугах;

— ежедневные оздоровительные прогулки;

— обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

— кратковременные воздушные ванны перед сном;

— хождение босиком.

5

Активный отдых

— физкультурные досуги, развлечения;

— праздники и дни здоровья;

— игры - забавы;

— каникулы;

— занятия различных форм.

6

Арома-фито- терапия

 

— фитопитание (чаи, отвары);

— аромаподушки;

— аромамедальоны.

7

Закаливание солнцем

— световоздушные ванны;

— солнечные ванны;

— отдых в тени.

8

Свето и цветотерапия

— обеспечение светового режима;

— цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.

9

Аутотренинг и психогим-

настика

— игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

— игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.

11

Спецзакаливание

— босоножье;

— игровой массаж;

— профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение).

12

Пропаганда ЗОЖ

— оформление «Уголка здоровья»;

— курс лекций, бесед, консультаций для родителей и детей;

— День открытых дверей;

— родительские собрания;

— занятия по ОБЖ.

13

Питание

— рациональное питание;

— витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой;

— «Волшебная приправа» к 1 блюду в обед (фитонциды – лук, чеснок);

— сокотерапия;

— фрукты и овощи на второй завтрак;

— зеленые салаты.

Программа физкультурно – оздоровительных мероприятий

Формы работы

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1. Пальчиковая гимнастика.

С младшего возраста индивидуально или с подгруппой детей ежедневно.

Рекомендуется всем детям. Проводится в любое удобное время.

2. Дыхательная гимнастика.

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения. Дать инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

3. Игровой самомассаж.

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы.

Ежедневно.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

4. Психогимнастика.

В свободное время, можно во второй половине дня, в качестве динамических пауз.

Рекомендуется для всех детей с целью снятия стресса, перенапряжения.

5. Динамические паузы.

Во время занятий от 2 до 5 мин.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомляемости. Могут включать элементы различных форм физкультурно – оздоровительной работы.

6. Гимнастика для глаз.

Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время, в зависимости от зрительной нагрузки.

Рекомендуется использовать показ педагога.

7. Бодрящая гимнастика

Ежедневно после дневного сна.

Форма проведения различна.

8. Корригирующая гимнастика.

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы.

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

9. Подвижные и спортивные игры.

Ежедневно на занятиях, на прогулке, в группе.

Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем проведения.

10. Физкультурное занятие.

3 раза в неделю.

Проводятся в соответствии с требованиями программы, по которой работает ДОУ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИДанные методы позволяют эффективно вести работу по развитию речи для разной возростной категории детей, также помогут обобщить и систематизировать ра...

«Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

"Эффективные методы и приемы работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Опыт работы по экологическому воспитанию в младшей и средней группе...

Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...

Консультация "Эффективные методы и приемы по ФИЗО в индивидуальной работе с детьми 3-4 года".

Консультация "Эффективные методы и приемы по ФИЗО в индивидуальной работе с детьми 3 - 4 года....

Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно оздоровительной работы в ДОУ...