ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
методическая разработка на тему

Чебан Наталья Павловна

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Данные методы позволяют эффективно вести работу по развитию речи для разной возростной категории детей, также помогут обобщить и систематизировать работу по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_metody_i_priemy_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

  1. Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).
  2. Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии).
  3. Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.
  4. Воображаемая ситуация.
  5. Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов «почему, из-за чего, как, сравните» и т.д., они требуют размышлений, умозаключений.
  6. Вопросы репродуктивные, более простые, начинаются со слов «какой, что, когда». Эти вопросы не требуют мышления,  ребенку не надо соображать, размышлять.
  7. Демонстрация движений, артикуляционных позиций.
  8. Дидактические игры «Чей домик», «Мешочек», «Домино») - имеют несколько игровых правил или действий.
  9. Дидактические рассказы с включением учебных заданий.
  10. Дидактические упражнения — проще чем дидактические игры, имеют одно правило или действие («Скажи наоборот»).
  11. Замечание.
  12. Заучивания.
  13. Звукоподражания (при освоении звуков).
  14. Имитация действия, движения (на физминутках).
  15. Инсценировки.
  16. Исправление.
  17. Интонационное выделение слова.
  18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.).
  19. Конструирование (букв и др.).
  20. Моделирование (структуры текста, строения слова).
  21. Мотивация заданий (например, поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.).
  22. Наблюдение.
  23. Напоминание.
  24. Образец правильного произношения.
  25. Образная физкультурная пауза.
  26. Образное называние звука (например, ЗЗЗ — звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.) и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.).
  27. Объяснение (например, правил поведения, игры).
  28. Отраженная речь — повтор за воспитателем речевого образца.
  29. Оценка (мотивированная).
  30. Пересказ.
  31. Индивидуальные повторы ребенком.
  32. Хоровые повторы.
  33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель).
  34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры (каравай).
  35. Подсказ (начала слова).
  36. Показ артикуляционных движений.
  37. Пояснение (самосвал — сам сваливает).
  38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).
  39. Разговор — неподготовленная беседа, возникшая случайно, по ходу дела.
  40. Рассказ (о чем-либо: об авторе,  о явлении природы и др.).
  41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.
  42. Речевой образец.
  43. Речевые поручения -  поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть таким образом: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».
  44. Речевые ситуации — специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы будем ее поздравлять?». Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют именно эти слова.
  45. Ролевые игры.
  46. Совет.
  47. Сопряженная речь — повтор вместе с педагогом.
  48. Составление плана высказывания — чаще устное, про что сказать вначале, про что далее.
  49. Схема ответа (моделирование) — про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например, с помощью схем.
  50. Толкование слов (значения слова «аквариум» - стеклянный ящик).
  51. Указание.
  52. Утрированное произношение (усиленное).
  53. Утрированное артикулирование (усиленный показ, где находятся зубы, губы, язык в момент произнесения различных звуков, слогов).
  54. Чтение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Использование инновационных методов и приемов работы по развитию связной речи детей

Данная работа обобщает мой опыт работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники....

"Эффективные методы и приемы работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Опыт работы по экологическому воспитанию в младшей и средней группе...

«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...

Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНР

Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНР...

Доклад "Эффективные методы и приемы работы по развитию речи детей на музыкальных занятиях"

Логоритмическая работа направлена на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, способствует музыкальному развитию детей....

Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»

Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...