ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
методическая разработка на тему
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Данные методы позволяют эффективно вести работу по развитию речи для разной возростной категории детей, также помогут обобщить и систематизировать работу по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_metody_i_priemy_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
- Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).
- Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии).
- Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.
- Воображаемая ситуация.
- Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов «почему, из-за чего, как, сравните» и т.д., они требуют размышлений, умозаключений.
- Вопросы репродуктивные, более простые, начинаются со слов «какой, что, когда». Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо соображать, размышлять.
- Демонстрация движений, артикуляционных позиций.
- Дидактические игры «Чей домик», «Мешочек», «Домино») - имеют несколько игровых правил или действий.
- Дидактические рассказы с включением учебных заданий.
- Дидактические упражнения — проще чем дидактические игры, имеют одно правило или действие («Скажи наоборот»).
- Замечание.
- Заучивания.
- Звукоподражания (при освоении звуков).
- Имитация действия, движения (на физминутках).
- Инсценировки.
- Исправление.
- Интонационное выделение слова.
- Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.).
- Конструирование (букв и др.).
- Моделирование (структуры текста, строения слова).
- Мотивация заданий (например, поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.).
- Наблюдение.
- Напоминание.
- Образец правильного произношения.
- Образная физкультурная пауза.
- Образное называние звука (например, ЗЗЗ — звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.) и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.).
- Объяснение (например, правил поведения, игры).
- Отраженная речь — повтор за воспитателем речевого образца.
- Оценка (мотивированная).
- Пересказ.
- Индивидуальные повторы ребенком.
- Хоровые повторы.
- Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель).
- Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры (каравай).
- Подсказ (начала слова).
- Показ артикуляционных движений.
- Пояснение (самосвал — сам сваливает).
- Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).
- Разговор — неподготовленная беседа, возникшая случайно, по ходу дела.
- Рассказ (о чем-либо: об авторе, о явлении природы и др.).
- Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.
- Речевой образец.
- Речевые поручения - поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть таким образом: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».
- Речевые ситуации — специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы будем ее поздравлять?». Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют именно эти слова.
- Ролевые игры.
- Совет.
- Сопряженная речь — повтор вместе с педагогом.
- Составление плана высказывания — чаще устное, про что сказать вначале, про что далее.
- Схема ответа (моделирование) — про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например, с помощью схем.
- Толкование слов (значения слова «аквариум» - стеклянный ящик).
- Указание.
- Утрированное произношение (усиленное).
- Утрированное артикулирование (усиленный показ, где находятся зубы, губы, язык в момент произнесения различных звуков, слогов).
- Чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Использование инновационных методов и приемов работы по развитию связной речи детей
Данная работа обобщает мой опыт работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники....
"Эффективные методы и приемы работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы по экологическому воспитанию в младшей и средней группе...
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов "Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС"
quot;Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС"...
«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...
Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНР
Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНР...
Доклад "Эффективные методы и приемы работы по развитию речи детей на музыкальных занятиях"
Логоритмическая работа направлена на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, способствует музыкальному развитию детей....
Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»
Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...