"Столовый этикет для малышей"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного истории… «Этикет» — французское слово, означающее «установленный порядок поведения где-либо». Не удивляйтесь, но не случайно оно стоит рядом со словами «этика» и «этикетка» Этика занимается нормами поведения, а этикетками изначально назывались специальные карточки, на которых фиксировались основные правила. Такие этикетки раздавались во Франции при королевском дворе Людовика XIV , чтобы каждый мог свериться, — правильно ли он поступает в той или иной ситуации. Но, конечно же, общие правила этикета — те, которые мы применяем и сейчас — появились задолго до «этикеток». От того, как мы себя ведем, во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам. Вопросы воспитанности, поведения, манер волновали людей давно — первая книга об этом так и называлась — «О правилах поведения» и была издана еще в 1204 году. С тех пор, естественно, много воды утекло — и мы уже другие, и правила не совсем те. Но хорошее осталось хорошим, а плохое — плохим, тут и само время не властно . Как сервировать стол, встречать и провожать гостей? Как правильно вести себя за столом, есть те или иные блюда? И т.д.
Поговорим о сервировке… В жизни мы за столом проводим достаточно много времени, в первую очередь - за столом мы едим. Одним из секретов хорошего аппетита является сервировка. Сервировка стола — это не просто подготовка его к завтраку, обеду, ужину или чаю. Это своего рода искусство, которое в большей степени зависит от вкуса человека, накрывающего стол. Сервировать стол – это значит, разумно, аккуратно и обязательно симметрично расставить на нем все предметы сервировки. Правила сервировки продиктованы требованиями наибольшего удобства. Существуют различные виды сервировки стола: для завтрака, обеда и, наконец, праздничная, торжественная.
Примеры сервировки
Как сервировать стол? Тарелка ставится напротив стула . От края стола до тарелки - 1,5-2 см . На расстоянии 5-15 см слева от тарелки - хлебница. Справа от тарелки - нож, лезвием к тарелке, слева – вилка. Если ножа нет, то ложка и вилка - справа. Расстояние между тарелкой и приборами - 0,5 см. Чашка всегда ставится на блюдце ручкой влево, а ложка должна находится на блюдце ручкой вправо. После еды столовые приборы: ложку, нож, вилку нужно положить на тарелку параллельно, ручками влево.
СЕКРЕТЫ ХОРОШЕГО АППЕТИТА Красиво, чисто, вкусный вид – Вот что рождает аппетит! Не делайте за столом замечаний. Не рассказывайте страшных историй. Не говорите о проблемах. Не запугивайте, не упрекайте. Накладывайте еды столько, сколько сможете съесть. Украсьте блюдо. Хвалите предлагаемое блюдо, а ребенка за старанье, воспитанность.
Приятного аппетита !!! Из морковки и петрушки и вареных овощей. Эти кушанья – игрушки. Детям кажутся вкусней.
Перед едой Обязательно – вымой руки перед едой! И после…
Как сидеть за столом… Если театр начинается с вешалки, то прием пищи… нет, даже не с салфетки, а с одежды, в которой мы сели за стол. И с осанки…
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ Правильно держат вилку, ложку, нож. Не стучат ложкой, вилкой о прибор. Не едят с целого куска. Не выбирают кусок на тарелке. Не вылизывают тарелку, не выливают остатки супа в ложку, не пьют из тарелки. Суп сначала пробуют, набирая треть ложки, а направляют ложку в рот боковой частью. Суп помешивают бесшумно. Не наклоняются низко над тарелкой. Не чавкают. Дичь, мясо, блины, пироги, птицу едят с помощью ножа, отрезая по кусочку, а не делят на части сразу всю порцию.
Как пользоваться столовыми приборами
О правилах поведения за столом Помешивать чай следует бесшумно. Вначале следует попробовать чай с ложечки. Косточки из компота, варенья следует положить сначала на ложечку, а затем на блюдце. Блины, пироги едят с помощью вилки и ножа, причем отрезать следует по одному кусочку. Булочки, печенье, яблоки не выбирают, а берут те, которые лежат ближе. Допивая оставшийся чай или компот, голову не запрокидывают. Неприлично брать чашку, отставляя при этом мизинец. Нельзя облизывать пальцы.
Когда я ем , я глух и нем А теперь проследим за тем, что делает язык. Он тоже не остается без работы: подталкивает куски пищи, перемешивает ее. Когда пища хорошо пережевана и смочена, язык делает из нее мягкий шарик и толкает его в пищевод. Но раз все идет само собой и никаких усилий не требуется, то многие дети, не обращая внимания на еду, начинают разговаривать. Маленькие дети не знают, а старшие забывают про «маленький язычок», который вместе с мягким нёбом то закрывает, то открывает отверстие между полостью рта и полостью носа. А ведь если разговаривать с полным ртом, маленький язычок и мягкое нёбо могут в это время приоткрыть полость носа, и кусочки пищи окажутся в носу. Есть и другая — большая опасность: пища может попасть в дыхательное горло. Особый хрящ — надгортанник — прикрывает вход в гортань, когда мы глотаем пищу. Если же смеяться, разговаривать, глубоко вздыхать в то время, когда собираешься проглотить пищу, надгортанник приоткрывает отверстие, ведущее в гортань, и пища может оказаться в дыхательном горле и даже в легких. А чтобы удалить попавшую в легкие пищу, потребуется срочная и сложная операция. Узнав обо всем этом, вы вряд ли будете торопливо есть, разговаривать во время еды или отвлекаться. Помните, что старая русская пословица «когда я ем, я глух и нем» — мудрая пословица.
После еды…
ссылки http://nkozlov.ru/library/s318/d3330/?resultpage=8#. WIpHxFOLSM9 «Питание детей от года до пяти» И. Панкеев «Энциклопедия этикета» Москва «ОЛМА» - ПРЕСС 2003 г. Н.М. Метенова «О правилах хорошего тона за столом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...
Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»
История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...
по столовому этикету в старшей группе по теме «Застольное поведение»
Главные задачи цикла занятий по столовому этикету.Формирование этикетного поведения у детей ст. дошкольного возраста.Обучение детей на специальных занятиях в игровой форме с привлечением родител...
Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...
Проект "Столовый этикет для малышей". Средняя группа.
Материал представляет собой разработку проектной деятельности по теме "Столовый этикет для малышей" для средней группы дошкольного образовательного учреждения, включая перспективное планиров...
Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Проект "Этикет с малых лет" разработан с целью формирования у детей культуры личности, соблюдения правил и норм этикета....
Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)...