Картотека игр для развития правильного дыхания
картотека (старшая группа) на тему

Васильева Екатерина Геннадьевна

Дыхательные упражнени и игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya_i_igry.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития правильного дыхания.

"БЕГЕМОТИК".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

 Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

                     То животик опускается (выдох).

 Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

                     Сели бегемотики, потрогали животики.

                      То животик поднимается (вдох), 

                      То животик опускается (выдох).

"КАЧЕЛИ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

 Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

 Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

                       Качели вверх (вдох),

                       Качели вниз (выдох),

                       Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

"НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

"ДЫХАНИЕ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

 Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

 (Вдохи всем телом после каждой строчки).

"ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

 Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

"ЛИСТОПАД".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

 Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

"СНЕГОПАД".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: "снежки" из ваты.

 Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

"КОРАБЛИК".

 Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

 Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

"ЛЕТИ, ПЕРЫШКО!".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: перышки небольшого размера.

 Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

"МОЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК".

 Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

 Оборудование: воздушные шары.

 Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

 Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

 Вариант 1.

 Мой воздушный шарик, раз, два, три.

 Легкий, как комарик, посмотри.

 Носом я вдыхаю, не спешу,

 За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

 Каждый день я в шарик дую,

 Над дыханием колдую.

 Шарик я надуть стремлюсь

 И сильнее становлюсь.

"ЛЕСНАЯ АЗБУКА".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

 К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

 "У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

 "А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

 "Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

"ДУЕТ ВЕТЕРОК".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

 Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой  руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

"КОМАР".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 Оборудование: предметная картинка "комар".

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

 Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

 З-з-з - комар звенит.

"ЖУКИ".

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 Оборудование: предметная картинка "жук".

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

 Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

"РЫЧАЛКА".

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

 Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

"ВАРИМ КАШУ".

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

 Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

 Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

 ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

 (Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

 (Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два,три,

Горшочек, не вари!

"МЫЧАЛКА".

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

 Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

"ДРАЗНИЛКА" ИЛИ "ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ".

 Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

 Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

"ЭХО".

 Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

 Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.

 Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

"ПОЕЗД".

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.

 Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

        

 Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика.

 Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".

 Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

"ВЕСЕЛЫЕ ДВИЖЕНИЯ".

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

 Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

"ПОТЯГУШЕНЬКИ".

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.

Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями:

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).

Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).

Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка)

"ЯБЛОНЯ".

 Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

 Педагог  читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,

И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

 (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.

(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

 (Дети покачивают руками из стороны в сторону).

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

 (Дети дуют все вместе).

"ДИРИЖЕР".

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

 Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

 Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

 Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.                                                                

Сразу яблоки упали и о землю застучали,

Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

 (Топают ногами).

Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.

Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

 (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).

" ПОЛЕТ НА ШАРИКЕ".

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

 Оборудование: разноцветные мячи.

 Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

Все дети во сне летают.

 (Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

К звездам полететь мечтают.

Мы подрастаем, пока летаем.

 (Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем.

 (Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Одним из первых этапов работы специалистов с ребёнком, у которого обнаружено расстройство речи, является развитие речевых навыков через дыхательные игры и упражнения.Зачем это необходимо? Именно от пр...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста...

Картотека Игры для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

КартотекаИгры для развития правильного речевого дыхания  у детей дошкольного возраста...