статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"
статья
Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oed.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Голобурдина А.Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад №96 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали многие классики педагогики (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие). Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Младшая группа.
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Средняя группа.
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т. д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).
Старший дошкольный возраст.
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки, форме (шарф - платок - косынка, цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные, материалу (платье шёлковое - шерстяное, плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, многозначностью слова (ключ, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (легкий - тяжелый, а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.
В детском саду педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать центр экспериментирования.
Литература:
1. Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» С.П.2007.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – М.: Изд-во «Дом Федорова», 2010.
3. А.И. Иванова «Методика организации экспериментов в детском саду» . Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников
С введением ФГОС ДО экспериментальная деятельность получила новый толчок в своем развитии. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности обогащается память ребенка, активизируются е...
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Под экспериментированием мы понимаем особый способ практи...
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников.
Опытно - экспериментальная деятельность....
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одним из эффективных приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им прис...
«Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"
Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и нак...
"Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"
Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изуч...