Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников.
статья (младшая группа)

Климович Ирина Вячеславовна

Опытно - экспериментальная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Климович И.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №58 Кировского района

Санкт – Петербурга

Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной  активности дошкольников.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни, от человека требуется не только  владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

     Н.Н.Поддьяков (кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор)  считает, что опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все  виды деятельности и все стороны воспитания, развивает  наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

     Л.С.Выготский (психолог) говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически  единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

     Экспериментирование – это не  самоцель, а средство (способ) познания окружающего мира, в котором ребенок живет.

    Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых знаний и сведений о том или ином предмете, таков основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

    Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи,  которые ставит перед собой  дошкольное образование.

     Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.

       Опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость

         Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

- формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном  виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов,  условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития познавательной деятельности детей путем  включения их  в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

      Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением  ФГОС ДО. В требованиях к выпускнику детского сада  выделены ориентиры, в которых отмечено:  

- ребенок проявляет  любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,  пытается  самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

 - ребенок способен  к принятию собственных  решений, опираясь на свои знания  и умения в различных видах деятельности.

     Формирование исследовательских умений дошкольников одна из  важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС. Также детское экспериментирование тесно связано с другими  видами деятельности – наблюдением, развитием речи, с изобразительной деятельностью,   с формированием элементарных математических представлений.

    Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают  детям реальные  представления о различных сторонах изучаемого объекта.

     В процессе опытно-экспериментальной деятельности идет  обогащение памяти ребенка, активизируются его   мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать  операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщение. Необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы. Включение опытно-экспериментальной деятельности в жизнь дошкольников помогает обогатить представление об окружающей действительности, и, как следствие, повышается познавательная активность ребенка.

       Сказанное позволяет сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является  необходимым условием не только общего умственного развития дошкольников, но и развития их личности в целом.

Литература.

  1. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое  пособие для педагогов ДОУ. /И. Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.-М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. –СПБ: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь ; М. : Сфера, 2010.
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПБ: ООО  «Издательство  Детство – Пресс», 2011.
  4. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. Л.С. Выготский. Вопросы психологии. – 1966 - №6.
  5. http://www.mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников

С введением ФГОС ДО экспериментальная деятельность получила новый толчок в своем развитии. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности  обогащается память ребенка, активизируются е...

Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Под экспериментированием мы понимаем  особый способ практи...

статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"

Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из эффективных приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им прис...

«Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"

Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и нак...

"Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"

Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изуч...