Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников.
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Климович И.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №58 Кировского района
Санкт – Петербурга
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Н.Н.Поддьяков (кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор) считает, что опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Л.С.Выготский (психолог) говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
Экспериментирование – это не самоцель, а средство (способ) познания окружающего мира, в котором ребенок живет.
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых знаний и сведений о том или ином предмете, таков основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.
Опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость
Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
- формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. В требованиях к выпускнику детского сада выделены ориентиры, в которых отмечено:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС. Также детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщение. Необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы. Включение опытно-экспериментальной деятельности в жизнь дошкольников помогает обогатить представление об окружающей действительности, и, как следствие, повышается познавательная активность ребенка.
Сказанное позволяет сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием не только общего умственного развития дошкольников, но и развития их личности в целом.
Литература.
- Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ. /И. Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.-М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. –СПБ: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь ; М. : Сфера, 2010.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПБ: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2011.
- Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. Л.С. Выготский. Вопросы психологии. – 1966 - №6.
- http://www.mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников
С введением ФГОС ДО экспериментальная деятельность получила новый толчок в своем развитии. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности обогащается память ребенка, активизируются е...
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Под экспериментированием мы понимаем особый способ практи...
статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"
Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одним из эффективных приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им прис...
«Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"
Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и нак...
"Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"
Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование. Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изуч...