Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА"
статья на тему
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, образование, здоровье сберегающие технологии, дошкольники.
.
Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.
Формирование, сохранение и укрепление индивидуального здоровья стало сегодня приоритетным направлением в системе физического воспитания подрастающего поколения. Развитие государства, ее дальнейшее развитие напрямую зависит от здоровья населения, от увеличения количества здоровых, крепких, сильных телом и духом людей.
Особенно это актуально в современных условиях, все возрастающих нагрузках на человеческий организм, ухудшение экологии, распространения заболеваний и пагубных привычек.
По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу.
Поэтому очень важно наличие у каждого человека определенного знания о том, что такое здоровый образ жизни, мотивации и сформированных полезных привычек. Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства — наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
В настоящее время происходят существенные изменения в теме дошкольного образования. Модернизация отечественного образования ориентирована на существенное обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса на всех ступенях непрерывного образования человека.
Одной и приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество.
Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно – способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной.
В последние годы проблемы здоровья детей приобрела новое осмысление. Если раньше её решение связывалось преимущественно с медико-биологическими или санитарно-гигиеническими факторами, то сегодня доказано, что здоровье человека – это целостное, системное явление природы, которое обусловлено, как естественными и социальными внешними факторами, так и внутренними, определяющими психологическое отношение человека к себе и к тем обстоятельствам, в которых он реализует собственную жизнь.
Медицина, физиология, психология и педагогика упорно занимаются вопросами проблем формирования здорового образа жизни у детей. Направленность ребенка на здоровый образ жизни определяется рядом факторов. К ним относятся:
- особенности развития государства;
- общественное мнение;
- технологическая обстановка;
- воспитательно-образовательный процесс;
-семейное воспитание.
Особое место в данном списке должна занять система дошкольного и школьного воспитания детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников является одной из главных направлений развития образовательной системы современного детского сада, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Деятельность детских садов ориентирована на становление и развитие интеллектуальных и психофизических способностей детей. И осуществление данной цели возможно лишь при условии сохранения и укрепления здоровья детей. Каждый ребенок сталкивается с многообразием современных образов жизни. Не всегда эти образы сочетаются с здоровым образом жизни, в результате чего представление ребенка о здоровой жизнедеятельности разобщается, разрушается сложившееся у ребенка представление о ЗОЖ. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Проблема формирования здорового образа у детей не столько медицинская, сколько педагогическая. Правильно организованная воспитательная работа с детьми обеспечивает формирование у них здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:
- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
- исследование состояния здоровья детей и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
- создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей. Социализация личности также обуславливает проблемы формирования здорового образа жизни. Окружающая социальная среда ребенка является важной в формировании его поведения.
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители
Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями, поэтому в учреждении создано детско — взрослые сообщество (дети — родители — педагоги) .
Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей — это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер.
Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
Поэтому, целью нашего эксперимента было повышения уровня формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
В ходе эксперимента нами была составлена микропрограмма по формированиюпредставлений детей о здоровом образе жизни. В процессе исследования мы включали в режим ребёнка двигательную активность, к которой относятся: физминутки, подвижные игры малой и средней интенсивности, пальчиковые игры, активное слушание музыки, и оздоровительные компоненты. В ходе работы, старались заботиться о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывали в работе сами педагоги и настраивали на это родителей детей – в консультациях, в совместной деятельности, в организации различных мероприятий. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Поэтому, для формирования здорового образа жизни детей нами был разработан проект, в котором участвовали не только дети, но и родители. В процессе реализации проекта с детьми проводилась предварительная работа, которая велась в свободное от занятий время, подбирались дидактические игры, в книжном уголке раскладывали книги, иллюстрации, выставляли муляжи фруктов и овощей. Дети готовили сообщения и знакомили нас с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
Итак, среда, созданная нами в условиях детского сада, способствовала обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. В итоге сформировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Результатом эксперимента является снижение заболеваемости детей. Также у детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, повысились знания о значимости образа жизни, расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
Воспитание здорового образа жизни является длительным, целенаправленным и напряженным педагогическим процессом, осуществляемым педагогами, родителями совместно с врачом и психологом, он должен носить системный характер. Только при таких подходах и условиях можно добиться положительного результата.
Литература
1. Анохина, И.А. формирования у культуры в ДОУ / И.А.Анохина. – М. : Феникс, 2008г. – 34с.
2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный / Ахутина,Т.В. // Школа здоровья. – 2000г. – №2. – С. 42. – 43.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Воробьева, М.В. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / Воробьева М.В. // Дошкольное воспитание. – 1998г. - № 7. – С.5.
5. Маханева, М.С. Новые подходы к организации физического воспитания детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanya.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, образование, здоровье сберегающие технологии, дошкольники.
.
Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.
Формирование, сохранение и укрепление индивидуального здоровья стало сегодня приоритетным направлением в системе физического воспитания подрастающего поколения. Развитие государства, ее дальнейшее развитие напрямую зависит от здоровья населения, от увеличения количества здоровых, крепких, сильных телом и духом людей.
Особенно это актуально в современных условиях, все возрастающих нагрузках на человеческий организм, ухудшение экологии, распространения заболеваний и пагубных привычек.
По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу.
Поэтому очень важно наличие у каждого человека определенного знания о том, что такое здоровый образ жизни, мотивации и сформированных полезных привычек. Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства — наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
В настоящее время происходят существенные изменения в теме дошкольного образования. Модернизация отечественного образования ориентирована на существенное обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса на всех ступенях непрерывного образования человека.
Одной и приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество.
Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно – способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной.
В последние годы проблемы здоровья детей приобрела новое осмысление. Если раньше её решение связывалось преимущественно с медико-биологическими или санитарно-гигиеническими факторами, то сегодня доказано, что здоровье человека – это целостное, системное явление природы, которое обусловлено, как естественными и социальными внешними факторами, так и внутренними, определяющими психологическое отношение человека к себе и к тем обстоятельствам, в которых он реализует собственную жизнь.
Медицина, физиология, психология и педагогика упорно занимаются вопросами проблем формирования здорового образа жизни у детей. Направленность ребенка на здоровый образ жизни определяется рядом факторов. К ним относятся:
- особенности развития государства;
- общественное мнение;
- технологическая обстановка;
- воспитательно-образовательный процесс;
-семейное воспитание.
Особое место в данном списке должна занять система дошкольного и школьного воспитания детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников является одной из главных направлений развития образовательной системы современного детского сада, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Деятельность детских садов ориентирована на становление и развитие интеллектуальных и психофизических способностей детей. И осуществление данной цели возможно лишь при условии сохранения и укрепления здоровья детей. Каждый ребенок сталкивается с многообразием современных образов жизни. Не всегда эти образы сочетаются с здоровым образом жизни, в результате чего представление ребенка о здоровой жизнедеятельности разобщается, разрушается сложившееся у ребенка представление о ЗОЖ. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Проблема формирования здорового образа у детей не столько медицинская, сколько педагогическая. Правильно организованная воспитательная работа с детьми обеспечивает формирование у них здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:
- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
- исследование состояния здоровья детей и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
- создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей. Социализация личности также обуславливает проблемы формирования здорового образа жизни. Окружающая социальная среда ребенка является важной в формировании его поведения.
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители
Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями, поэтому в учреждении создано детско — взрослые сообщество (дети — родители — педагоги) .
Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей — это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер.
Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
Поэтому, целью нашего эксперимента было повышения уровня формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
В ходе эксперимента нами была составлена микропрограмма по формированиюпредставлений детей о здоровом образе жизни. В процессе исследования мы включали в режим ребёнка двигательную активность, к которой относятся: физминутки, подвижные игры малой и средней интенсивности, пальчиковые игры, активное слушание музыки, и оздоровительные компоненты. В ходе работы, старались заботиться о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывали в работе сами педагоги и настраивали на это родителей детей – в консультациях, в совместной деятельности, в организации различных мероприятий. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Поэтому, для формирования здорового образа жизни детей нами был разработан проект, в котором участвовали не только дети, но и родители. В процессе реализации проекта с детьми проводилась предварительная работа, которая велась в свободное от занятий время, подбирались дидактические игры, в книжном уголке раскладывали книги, иллюстрации, выставляли муляжи фруктов и овощей. Дети готовили сообщения и знакомили нас с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
Итак, среда, созданная нами в условиях детского сада, способствовала обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. В итоге сформировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Результатом эксперимента является снижение заболеваемости детей. Также у детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, повысились знания о значимости образа жизни, расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
Воспитание здорового образа жизни является длительным, целенаправленным и напряженным педагогическим процессом, осуществляемым педагогами, родителями совместно с врачом и психологом, он должен носить системный характер. Только при таких подходах и условиях можно добиться положительного результата.
Литература
1. Анохина, И.А. формирования у культуры в ДОУ / И.А.Анохина. – М. : Феникс, 2008г. – 34с.
2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный / Ахутина,Т.В. // Школа здоровья. – 2000г. – №2. – С. 42. – 43.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Воробьева, М.В. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / Воробьева М.В. // Дошкольное воспитание. – 1998г. - № 7. – С.5.
5. Маханева, М.С. Новые подходы к организации физического воспитания детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...
Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ".
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать в...
Статья на тему "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников."
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональной сист...
Статья на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга Статьяна тему: «Формирование навы...
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
Аннотация. В работе представлена актуальность здорового образа жизни; даются определения здоровья разными авторами; вводится термин "валеология". Автор выделяет основные принципы здорового о...
Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»
Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»...