Плавание и речь. «Коррекционная направленность работы инструктора по плаванию с детьми с ОНР»
материал (подготовительная группа) на тему

Осипова Ольга Федоровна

Хочу поделиться небольшим своим опытом взаимодействия специалистов в работе с детьми ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_i_rech.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание и речь.

«Коррекционная направленность работы инструктора по плаванию с детьми с ОНР»

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать – давать детям возможность приобретать знания, умения и навыки использовать их в жизни. Общей основной воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сфер. У таких детей отличается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Поэтому мы организовали творческую группу, состоящую из воспитателей, учителя – логопеда, инструктора по плаванию, педагога-психолога и музыкального руководителя. Наша группа разработала систему занятий по развитию речи, включающую физкультурную и музыкально - ритмическую деятельность детей. На них закрепляются, обобщаются, систематизируется знания детей, полученные за неделю по определенной лексической теме.
Необходимость широкого коррекционно-оздоровительного воздействия обусловлена не только недоразвитием компонентов речи, но и наличием вторичных (неречевых) отклонений здоровья. В последние время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решения образовательных задач. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей:
Поверхностное (ключичное) дыхание, которой сказывается, жизненной емкости легких следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз. Кроме того, такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.
Нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела. Следствием этого являются монотонность, «смазанность» речи, отсутствие ее тембровой выразительности.
Недостаточность в понимании усвоении речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции кроме того, это создает дополнительные трудности в условие учебного материала, т.к отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.
Общеизвестно,
что плавание оказывает укрепляющее воздействие на детский организм, а безопорное положение туловища благотворно влияет на процесс расслабления. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.
Использование бассейна в решении вопросов речевого недоразвития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и способствует: повышению закаливающих процедур; усилению оздоровительной направленности учебного процесса. Снимает нервное напряжение и укрепляем общий тонус организма;
А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать нетрадиционные оздоровительные формы и методы работе:
-  Массаж биологические активных зон
- Дыхательная гимнастика
- Коррекционные упражнения
- Босохождение по массажным дорожкам
- Логоритмические упражнения
-  Закаливание воздухом и водой
- Пальчиковая гимнастика
Таким образом, использование бассейна в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материал с использованием здоровье-сберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

Комплексный план работы инструктора по плаванию с родителями на год

Работа с  родителямиГруппыСроки проведенияОтветственныйОтметка о выполнении1.2.3.4.5.Анкетирование родителей. Оформление наглядного материала в родительских уголках «Задачи обучения плаванию...

Конспект открытого занятия по плаванию для детей старшей группы Вишенки инструктора по плаванию Кривченко А.А. 28.04.2016 года.

Конспект открытого занятия по плаванию для детей старшей группы Вишенки с элементами интеграции в речевое развитие и познавательную область.подготовительная часть на суше, с использованием дыхательной...

Консультация для инструкторов по плаванию "Взаимодействие детского сада и семьи по обучению плаванию детей на глубокой воде"

В консультации подробно описано содержание работы с семьей по созданию условий, при которых дошкольники наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения. Разобраны про...

Коррекционная направленность работы инструктора по физической культуре с детьми с ОНР

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая мо...

План по самообразованию инструктора по плаванию на тему: «Подвижные игры как средство обучения плаванию»

Программа по самообразованию раскрывает способы решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников через подвижные игры на воде. ...