Проект "Умывайка"
проект (младшая группа) на тему

Бондаренко Мария Васильевна

Проект направлен на формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umyvayka.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 33 комбинированного вида»

по формированию культурно-гигиенических навыков у детей

«Умывайка»

(краткосрочный)

                               

                             Автор:

Бондаренко Мария Васильевна

г. Новосибирск 2017 год

Паспорт проекта.

        Участники проекта: дети второй младшей группы, педагог, родители.

Вид проекта: социально-коммуникативный.

Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела.

Задачи:  

Обучающие:  Учить детей следить за своим внешним видом, умению правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. Закреплять понятие потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Развивающие: Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.). Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением (предметы гигиены). Познакомить детей со свойствами воды, мыла.

Воспитательные:  Поощрять участие детей в совместных играх со взрослым и друг с другом, развивать интерес к различным видам игр. Поощрять желание жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены дома.

Сроки реализации проекта: краткосрочный с 05.09.2017 по 05.10.2017

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Актуальность проекта.

        Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой проект «Умывайка».

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.

На данном этапе подобрали художественную литературу: сказки (К.И. Чуковский «Мойдодыр»), загадки, стихи, потешки (Приложение № 1). Составили подборку дидактических игр и игр малой подвижности по данной теме (Приложение № 2). Дети узнали о свойствах воды, мыла, что если не соблюдать правила личной гигиены, то можно нанести вред своему здоровью.

Провели работу с родителями: в ходе утренних бесед рассказывали о том, что нужно мыть руки после прихода с улицы, перед едой и полоскать рот после еды. Дали родителям задание, чтобы они и дома продолжали формировать культурно-гигиенические навыки, которые дети закрепляют в детском саду.

  1. Познавательный.

Весь месяц дети узнавали какова роль воды в здоровье людей и соблюдение при этом культурно-гигиенических навыков. Детям рассказывалось о вреде грязных рук и как их нужно правильно мыть, о вреде грязной воды. Во время чтения сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» воспитатель на эмоциональном уровне старался вызвать у детей ответную негативную реакцию на неопрятный вид мальчика.

Игры-забавы с водой и игры малой подвижности были направлены на закрепление положительного эмоционального настроя в играх между сверстниками и на закрепление имеющихся знаний о свойствах воды и гигиенических навыках.

  1. Заключительный.

На данном этапе обобщили знания, полученные в ходе познавательной деятельности (проговорили о том, что правильное соблюдение гигиенических навыков – это залог здоровья в целом). Была проведена НОД на тему «Мы умеем чисто мыться, не боимся мы водицы!»  (Приложение № 3).

Результат.

У детей развилась устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни. Дети проявляли умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, правильно пользоваться полотенцем, расчёской; следить за своим внешним видом. Достигнуто обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом, их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.

Повышена педагогическая культура родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Приложение № 1.

СТИХИ О ВОДЕ

 Водичка

Булькает водичка?
Нечего бояться!
Это наша внучка
Любит умываться,
Чтоб блестели зубки,
Чтоб смеялся ротик,
Чтоб алели щечки,
Не болел животик!
                  Т. Каменев

  Хлюп-хлюп

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

               С. Капутикян

 

 

Потешки о воде

«Водичка, водичка!»

Водичка, водичка!   

подставить ладони «под струю воды»)

Умой мое личико,         

«помыть водой» лицо)

Чтобы глазки блестели,  

потереть глаза кулачком)

Чтобы щечки горели,      

слегка потереть щечки ладонями)

Чтоб смеялся роток,        

улыбнуться)

Чтоб кусался зубок.         

(сомкнуть губы: «ам»)

***

Зайка начал умываться 
Видно в гости он собрался 
Вымыл ротик  (показываем рукой)
Вымыл носик  (показываем рукой)
Вымыл ухо (показываем руками)

Вот и сухо

***

"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!"

 

Артикуляционная гимнастика «Кран откроем»:

Давайте откроем кран:                                     (круговые движения рукой)

«Чик, чик, чик!»

Полилась горячая вода: «Ш-ш-ш…»

«Ой!!!»

- Надо открыть какую воду? (холодную)                          2 раза

«Чик, чик, чик!»

Полилась холодная вода: «С-с-с…»

Холодная вода соединилась с горячей и стала какой? (теплой)

- Теперь мы можем умыться.                            

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Поиграем ручками»

Знаем, знаем, да, да, да,                   Поочерёдно массируют каждый палец

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться.

Лейся на ладошку

По - нем – нож – ку!             Энергично растирают ладошки и кисти рук

Нет, не понемножку –

Посмелей!

Будем умываться веселей.


Загадки 

 

1.Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)

2. Вытирало я, старалось после бани паренька.

Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (полотенце)

3. Кто нам самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. ( вода)

4.Я и гладко и душисто,
Вашу кожу мою чисто. (мыло)

5.У нее с утра дела,
Чистить зубы до бела. (зубная щётка)

6.Есть четыре уголка,
Ты сморкаешься в меня. (носовой платок)

7.Должен быть всегда в кармане

У Надюши, Бори, Тани,

Тети Веры, дяди Пети

и у всех людей на свете.

Без него никак нельзя!

Надо брать с собой, друзья,

В театр, парк иль на каток

Чистый носовой. (платок)

8.Возле зеркала на полке

Поселился хитрый ёж.

С ним расчешешь куклу Катю

И косичку заплетёшь.

Станет модною причёска,

Если трудится (расческа)

9.Костяная спинка,

Жестяная щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (зуб.щетка)

10. Белое, душистое, моет ручки чисто. (Мыло)

 

 

Приложение № 2.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

«Чистоплотные дети»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

"Аккуратная прическа"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

«Куклы вернулись с прогулки»

Задачи игры: Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия:  Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, (мыло, полотенце).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем берет куклу и говорит детям: «Наша куколка пришла с прогулки и хотела бы умыться, но чем?»

"Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Ах, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Игры малой подвижности

«Зайка серый умывается»

Зайка серый умывается,

видно в гости собирается.

вымыл ротик, вымыл носик,

вымыл глазки, вымыл лобик,

вымыл ручки, вымыл ножки,

вымыл ухо, вытер сухо. (Действие выполняется по тексту)

 «Топ-хлоп»

Ход: Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

а) полотенцем вытирают лицо ... (хлоп)

б) мыло чистят зубы ... (топ)

в) зубной щеткой расчесываются ... (топ)

г) мочалкой моют тело ... (хлоп)

 «Пузырь»

Ход. Раздувайся пузырь, надувайся большой и не лопайся! (Дети держась за руки образуют большой круг, руки не отпускают). Лопнул пузырь С-С-С-С-С. (Дети держась за руки сближаются к друг другу, образуя маленький кружочек). Повторяется несколько раз.

 

Учим пользоваться полотенцем. Игровое упражнение «Полотенце пушистое». Снять полотенце с крючка. Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку. Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица. Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним. Вытереть вторую руку. Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик": Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! При чтении потешки, побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик. Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Приложение № 3.

Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков

во второй младшей группе «Мы умеем чисто мыться, не боимся мы водицы!»

Цель: формировать и воспитывать у детей навыки самообслуживания и

 гигиены, развивать речевую активность.

Задачи: учить детей безопасному обращению с предметами окружающего мира: мелкими предметами, в умении решать проблемную ситуацию через игру; упражнять в различении количества предметов не только зрительно, но и по звуку (на слух не пересчитывая их); закреплять понятия один – много, основные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий; форму: круг, квадрат, треугольник; развивать мышление, речь; воспитывать доброе отношение, сочувствие к другим.

Материал: кукла, принадлежности для умывания (расческа, зеркало).

Содержание: дети заходят в группу и воспитатель обращает внимание детей на куклу (здесь и далее говорит за куклу).

Кукла:

Посмотрите на меня

Я – кукла Маша.

Посмотрите на меня

Нет меня краше!

У меня есть глазки

Глазки голубые.

У меня есть щечки

Щечки наливные.

Есть ладошки, ушки,

Длинная коса.

Вот какая я

Куколка – краса!

Воспитатель:

На тебя, я, Машенька, смотрю

И тебя, я, Машенька, не узнаю!

Не умыты щечки,

Не умыты ушки,

Черные как в саже,

Пухлые ладошки.

Волосики растрепаны,

Косички не видать,

Как же тебя, Машенька,

Красавицей назвать?

Кукла:

Не люблю я умываться водой

Мыло в глазки попадет ой – ой – ой!!!

И волосики расчесывать не стану я

Очень больно гребешок кусает меня!

Воспитатель:

На малышек-ребятишек посмотри

Чистые, красивые они!

Вымыты ладошки,

Волосики в ряд

С такими малышами

Все играть хотят!

Кукла:

Научите меня мыться

Полюблю и я водицу.

Полюблю я гребешок,

Полюблю я мыло,

Стану я нарядной,

Стану я красивой!

Воспитатель: (обращается к детям)

Ну что, ребятки,

Научим куклу умываться

И дружить с водичкой?

А сначала мы умоем

Нашей Маше личико.

Воспитатель читает потешку «Водичка, водичка…», сопровождая текст действиями.

Воспитатель:

А теперь мы возьмем гребешок

И расчесывать волосики он пойдет.

Расчешет он волосики в ряд,

Косу заплетет в бант!

Воспитатель выполняет действия: умывает куклу, берет расческу, расчесывает волосы, заплетает косу.

Кукла:

Вот спасибо вам, друзья!

Ах, какой красивой стала я!

(рассматривает себя в зеркале).

Можно мне играть,

Можно веселиться!

И с ребятками-малышками

В пляске закружиться! (под ритмичную музыку дети с куклой пляшут).

Воспитатель:

Стала наша Маша

Куклой-красавицей!

И такая Маша

Нашим деткам нравится!