Здоровьесберегающие технологии в ДОО
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Здоровьесберегающие технологии в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_doo.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в ДОО.
Составил: Музыкальный руководитель
МБДОУ «Д/с КВ № 16» г. Ачинска
Петренко И.В.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества в целом. В нашем детском дошкольном образовательном учреждении активно внедряются технологии здоровьесбережения и комплексно решаются задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка. Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности.
Музыкально-оздоровительная работа — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Этот вывод послужил стимулом для создания данной музыкально-оздоровительной работы с дошкольниками, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Валеологические знания, полученные детьми на музыкальных занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.
Предлагаемые небольшие по объёму и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям не только пользу для здоровья, но и огромную радость.
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Новизна системы:
- На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Например, начинать каждое занятие с валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен – заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
- Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физвоспитанию.
- Применение новых форм взаимодействия с семьёй по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в центре и дома.
Цели и задачи
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья. Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
образовательные:
- развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка,
- создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;
воспитательные:
- формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе,
- воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
оздоровительные:
- сохранять психическое и физическое здоровье,
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Р е з у л ь т а т а м и этой музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
• Повышение уровня речевого развития.
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Виды музыкальных занятий
Основная форма музыкальной деятельности – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка.
Виды занятий — индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию — типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки - распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем трудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно - глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, иннтонационнофонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку, делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко
этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который - активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Перспективный план музыкальных занятий с технологиями здоровьсбережения
№ п/п | Вид | Программное содержание | Репертуар | ||
Сентябрь - октябрь | |||||
1 | Активное слушание музыки | Приучать внимательно слушать исполняемое произведение с использованием следующих приемов: слушать, лежа на ковре с закрытыми глазами; рассматривая иллюстрацию; предварительно прослушав сказку об этом произведении; выполняя определенные движения всем телом или одними руками; познакомить с пьесами из «детского альбома» П. И. Чайковского | Фортепианные пьесы П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки»» | ||
2 | Музыкально- дидактическая игра. Элементарное музицирование | Учить различать мажор и минор (веселую и грустную музыку), используя разноцветные карточки (яркие цвета — мажор, темные — минор) и музыкальные инструменты (мажор — барабан, бубен, трещотки, минор — металлофон, «шуршунчики» (пластиковые бутылки, шумовые коробочки, маракасы из пластмассовых контейнеров), ксилофон) | Музыкально-дидактическая игра «Мажор или минор?». Музыка для слушания: «Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Грустная песня» Г. Свиридова, пьесы П. И. Чайковского, русские народные мелодии, «Колыбельная Светланы» (Т. Хренников, А. Гладков) | ||
3 | Пальчиковая игра | Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью | Пальчиковые игры: «Дружба», «В гости» | ||
4 | Дыхательная гимнастика | Познакомить с дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, учить вдыхать носом, выдыхать ртом (вдох — шумный, резкий, короткий, как хлопок в ладоши, предельно активный; выдох — абсолютно пассивный, через рот — «не видно и не слышно») | Дыхательное упражнение «Ладошки» | ||
5 | Оздоровительные упражнения | Разучить комплекс оздоровительной гимнастики для горла, лечебные игры; тренировать носовое дыхание; формировать ритмичный и глубокий выдох; разучить с детьми игры на преодоление болезней носа и горла | Оздоровительные игры: «Кто громче», «Побулькаем» | ||
6 | Артикуляци- онная гимна- стика | Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции. | Артикуляционные упражнения «Знакомство с язычком и его домиком» | ||
7 | Пение | Распевать детей с использованием чистоговорок по звукам мажорного трезвучия, мажорного звукоряда вверх и вниз; разучить песни об осени, передавая ее разный характер: осень дождливая, урожайная, золотая, веселая и грустная; приучать петь плавно, не выкрикивая отдельные слова и слоги | Чистоговорки: массаж лица «Ежик», «Пчела», «Жа-жа-жа». Песни: «Осень» Е. Войтенко, «Ах, какая осень!» З. Роот, | ||
8 | Музыкально- ритмические движения | Ориентированне в пространстве: учить двигаться врассыпную по всему залу, не наталкиваясь друг на друга; тренировать детей быстро становиться в круг. | Музыка для движений: «Марш» Дж. Верди, «Военный марш» Г. В. Свиридова, «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Крыжачок» (белорусский народный танец), «Полянка» (русская народная мелодия), «Пружинка», «Плясовая» Т. Ломовой | ||
9 | Пляски, хороводы | Учить выполнять движения, одновременно четко исполняя песню, следить за ровным кругом, красивым шагом | Хороводы: «На горе-то калина» (русская народная мелодия, обработка А. Новикова), «Земляничка» Л. Яхнина и Г. Гладкова | ||
10 | Музыкальные и подвижные игры | Приобщать к активному участию в играх, соблюдая все правила; учить двигаться по залу, не сталкиваясь друг с другом, начинать и заканчивать движения строго по тексту | Игры с пением: «Плетень» (русская народная мелодия, обработка И. Кишко), «Ищи» Т. Ломовой | ||
11 | Речевые игры | | «Кто нам песенку поет?», «Степка -растрепка» (описание см.: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»: «Речевые игры») | ||
12 | Игровой массаж | Показать, как правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица для предотвращения простудных заболеваний; обратить внимание на легкость прикосновения пальцев к лицу | Комплекс массажа лица «Лепка» | ||
Ноябрь - декабрь | |||||
1 | Активное слушание музыки | Побуждать активно слушать музыку, двигаясь соответственно образу и характеру музыкального произведения, импровизируя с атрибутами (листочки, деревянные палочки); продолжать знакомство с пьесами из «детского альбома» П. Чайковского; учить рассказывать о содержании, характере пьес, средствах музыкальной выразительности с использованием иллюстраций, игрушки | Произведения для слушания: | ||
2 | Элементарное музицирование | Побуждать озвучивать шумовыми инструментами небольшие сказки, импровизировать на заданную тему, передавать ее характер; учить ассоциировать звучание шумового инструмента с определенным зрительным образом | Инструментальные импровизации на темы: «Теремок», «Осенняя сказка» | ||
3 | Музыкально- дидактическая игра | Учить работать с пиктограммами, соотносить прослушанный музыкальный материал с той или иной пиктограммой, выражающей какое-либо чувство (радость, удивление, грусть, страх, злость, счастье и т. д.), со стихотворением из «Азбуки настроений», характеризующим музыкальное настроение | Музыкально-дидактическая игра «Гномы» с набором карточек. Музыка для слушания: «Веселая пастушка» (французская народная песня, обработка В. Астровой), «Грустная песенка», «Веселая песенка» Г.г.Струве «В пещере горного короля» Э. Грига | ||
4 | Пальчиковая игра | Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за чёткими движениями пальцев, активным проговариванием текста | Пальчиковые игры: «На лужок», «Сидит белка на тележке», «Повстречались» | ||
5 | Дыхательная гимнастика | Продолжать работать над правильным вдохом – выдохом детей | «Ладошки», «Погончики» | ||
|
|
|
|
|
|
6 | Оздоровительные упражнения | Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений | Игровые фонопедические упражнения: «Резиновая игрушка», «Погреемся» (см.: «Оздоровительные упражнения») | ||
7 | Артикуляционная гимнастика | Развивать мышцы речевого аппарата детей, закрепить у детей знание органов артикуляции | Комплекс артикуляционной гимнастики «Домашняя сказка» | ||
8 | Пение | Работать с детьми над четкой дикцией и правильным интонированием в логопедических распевках на основе чистоговорок; учить детей исполнять песни по партиям, следить за своевременным вступлением голосов; работать над выразительной интонацией, плавным исполнением линии фразы | Логопедические распевки: «Гол в окне», «Гора». Песни «Дождя не боимся» Минкова М. и Энтина Ю., «Листопад» Т. Попатенко, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова и К. Ибряева | ||
9 | Музыкально- ритмические движения | Ориентирование в пространстве: учить детей хорошо знать правую и левую стороны, быстрое перестроение из колонны по одному в пары, бег и движение, имитирующее походку животных, движение врассыпную чередовать с быстрым перестроением в круг. Основные движения: отрабатывать хороводный шаг, следя за осанкой, положением рук, головы, движением ног; добиваться плавного движения рук в различных упражнениях; работать над ритмичным выполнением бокового галопа. Танцевальные движения: работать над качеством исполнения приставного шага вперед, в сторону, сопровождая для большей ритмичности хлопками; учить детей кружиться в одну сторону, высоко поднимая колени или легко подпрыгивая; побуждать импровизировать знакомые танцевальные движения, соотнося их с характером музыки. Упражнения с предметами: учить выполнять движения с лентой | Музыка для движений: «Марш» Н. Леви, «Марш» А. Витлина, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Во поле береза стояла», «Барашенька», «Ах ты, береза» (русские народные песни), «Танец» С. Затеплинского, «Как у наших у ворот» (русская народная мелодия, аранжировка В. Астровой), «Немецкий танец» Ф. Шуберта, «Уж я колышки тешу» (русская народная песня, обработка Е. Тиличеевой). «Упражнение с лентой» (шведская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева) | ||
10 | Пляски, хороводы | Учить детей ходить «змейкой» по всему залу, исполнять сольные движения, двигаться и красиво петь одновременно, ровно сужать и расширять круг | Танец «Кадриль с ложками» (русская народная мелодия, обработка Е. Туманяна), «Танец с балалайками» З. Роот | ||
11 | Музыкальные и подвижные игры | Продолжать разучивать подвижные игры, следить за выполнением всех правил, импровизировать | Музыкальные игры «Звероловы и звери» Е. Тиличеевой, «Дождь» (русская народная песня) | ||
12 | Речевые игры | Эмоционально выполнять движения по тексту, координировать речь и движение | Речевые игры: «Лисичка-сестричка», «Волки и зайцы» (см.: «Речевые игры») | ||
13 | Игровой массаж | Учить выполнять массаж спины друг другу; показать детям приемы массажа, движения рук | Массаж спины «Что в горбу?», «Веселый музыкант» (см.: «Игровой массаж») | ||
Январь - февраль | |||||
1 | Активное слушание музыки | Приучать внимательно дослушивать музыкальное произведение до конца; знакомить с музыкой, рисующей природу; сопровождать слушание движениями (падающие листья, кружение ветра) | Музыка для слушания: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года» П.Чайковского, «Утро» Э.Грига | ||
2 | Музыкально- дидактическая игра | Продолжать работу с пиктограммами, соотносить характер прослушанного музыкального произведения с карточками-пиктограммами | Музыкально-дидактическая игра «Гномы» — набор карточек. Музыка для слушания: «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского | ||
|
|
|
|
| |
3 | Элементарное музицирование | Учить детей четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать импровизировать различные ритмические рисунки | «Светит месяц», «Я на горку шла» (русские народные песни) | ||
4 | Пальчиковые игры | Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию | Пальчиковые игры: «Вверх ладошки!», «Вот помощники мои», «Гости» | ||
5 | Дыхательная гимнастика | Развивать у детей глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе | Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос» | ||
6 | Оздоровительные упражнения | Разучить комплекс оздоровительных упражнений; проследить за точным выполнением всех движений языком, использовать при показе игрушку «Ротик» | Оздоровительные упражнения для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Смешинка» | ||
7 | Речевая игра | Развивать координацию речи с движением; развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельных музыкальных инструментов, звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) | Речевые игры со звучащими жестами: «Солнышко», «Листопад» (см.: «Речевые игры») | ||
8 | Артикуляци- онная гимна- стика | Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников с помощью артикуляционных упражнений, сопровождать выполнение упражнений движениями рук | Комплекс артикуляционных упражнений «Прогулочная сказка» | ||
9 | Пение | Работать над правильным и своевременным дыханием во время пения; учить петь плавно, не разделяя слова на слоги, внимательно дослушивать окончание вступления, вовремя начинать и заканчивать песню, исполнять с солистами и по подгруппам | Песни: «Будет горка во дворе» Т. Попатенко и Е. Авдиенко, «Елка» Н. Куликовой и М. Новиковой | ||
10 | Музыкально- ритмические движения | Ориентирование в пространстве: чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с перестроением в 2—3—4 круга, движение двумя ровными шеренгами навстречу друг другу. | Музыка для движений: «Полька» | ||
11 | Пляски, хороводы | Учить четко и ритмично выполнять движения в танце, работать над одновременным исполнением всеми детьми движений под пение хороводов; отработать индивидуальные танцевальные номера к утреннику | Хороводы: «Новогодняя хороводная» С. Шнайдера, «Хорошо, что снежок пошел» А. Островского. Танец фей (муз. П. Мориа, «Токката» | ||
12 | Музыкальные и подвижные игры | Побуждать детей импровизировать знакомые движения (танцевальные и физкультурные), активно принимать участие в подвижных играх, эмоционально исполнять роль ведущего | Подвижные игры: «Шел король по лесу», «Найди себе пару» (венгерская народная мелодия) | ||
13 | Игровой массаж | Разучить комплекс упражнений самомассажа головы для воздействия на активные точки, улучшающие кровообращение | Массаж головы: «Надо голову помыть», «Сено», «Роботы», «Расческа» (см.: «Игровой массаж») | ||
Март - апрель | |||||
1 | Активное слушание музыки | Продолжать знакомить детей с понятиями о вокальной, инструментальной и оркестровой музыке; учить определенными жестами показывать различные виды музыкального творчества («дирижировать оркестром», «играть на каком-либо музыкальном инструменте», подпевать вокалистам). Показать презентацию «Музыкальные инструменты» со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра | Музыка для слушания: «Рассвет на Москва - реке» М. Мусоргского, «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Органная токката» И. Баха, пьесы из «детского альбома» П. Чайковского в фортепианном и симфоническом исполнении | ||
2 | Музыкально- дидактиче- ская игра | Развивать у детей звуковысотный слух с помощью музыкально-дидактических игр | Музыкально-дидактические игры: | ||
3 | Элементарное музицирование | Изготовление вместе с детьми самодельных музыкальных инструментов, импровизация небольших сюжетов с их использованием на тему «Зимние прогулки» | «Коробейники», «Полянка» (русские народные песни) | ||
4 | Пальчиковая игра | Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук | Массаж пальцев: «Прогулка», «Матрешки» | ||
5 | Дыхательная гимнастика | Продолжать разучивать упражнения гимнастики Стрельниковой, обращая внимание на осанку детей, правильное положение рук | Дыхательное упражнение «Кошка» («Присядь с поворотом») | ||
6 | Речевые игры | Учить произносить фразы с различной динамикой голоса: на пиано говорить тихо, но не шепотом, на форте громко, но без крика | Речевые игры: «Сторож» (см.: | ||
7 | Оздоровительные упражнения | Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника, укреплять глазные мышцы с помощью упражнений для коррекции осанки на основе китайского искусства движения | Упражнения для коррекции осанки: «Кошка просыпается», «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага», «Сова вглядывается в темноту» | ||
8 | Артикуляционная гимнастика | Работать с детьми над коррекцией произношения, укреплением дыхательного аппарата | Комплекс артикуляционных упражнений «Спортивная сказка» | ||
9 | Пение | С помощью логопедических распевок работать над умением петь с различной динамикой, распределять дыхание в музыкальной фразе; формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от первой октавы до до второй октавы; учить брать дыхание перед началом песни, между ее музыкальными фразами; работать над дикцией, четким произношением слогов. | Логопедические распевки: «Курочка», «Песня ослика Иа» | ||
10 | Музыкально- ритмические движения | Ориентирование в пространстве: работать с детьми над быстрым и точным перестроением из колонны по одному в колонну по двое; учить двигаться по залу врассыпную различным шагом, не сталкиваясь друг с другом. | Музыка для движений: «Маленький марш» Т. Ломовой, «Марш» Дж. Верди, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Кто лучше скачет» Т. Ломовой, «Маленькая полька» Д. Кабалевского, «Уж как по мосту-мосточку» (русская народная мелодия, обработка А. Быканова), «Игровая» И. Кишко | ||
11 | Пляски, хороводы | Работать над индивидуальными танцами; учить выполнять движения с предметами (атрибуты для инсценировки песен, блестящие шарфы) | Хороводы: «Новогодний хоровод» Г. Струне, «Добрый дедушка Мороз» О. Филякиной. Песня-инсценировка «Гномики» К. Костина, танец Зимушек «Уж ты, зимушка-зима» (русская народная мелодия) | ||
12 | Музыкальные и подвижные игры | Учить выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов | Музыкальная игра-хоровод «Ой, мороз» Г. Вихаревой, танец-игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой | ||
13 | Игровой массаж | Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа для профилактики простудных заболеваний | Массаж биологически активных зон: «Обезьяна Чи-чи-чи», «Снеговик» | ||
Май - июнь | |||||
1 | Активное слушание музыки | Беседа об изобразительности музыки; учить ясно излагать свои мысли, чувства. эмоциональное восприятие и ощущения при анализе прослушанных музыкальных произведений; продолжать знакомить с симфонической музыкой на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; предложить детям инсценировать сказку под музыку, используя детали костюмов | Музыка для слушания: «Январь» | ||
2 | Музыкально- дидактическая игра | Учить различать разножанровую музыку и подбирать к ней соответствующую картинку | Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку», муз. В. Агафонникова | ||
3 | Элементарное музицирование | Формировать умение через музыкальную интонацию, спетую, сыгранную на музыкальном инструменте, моделировать художественный образ музыкального произведения | Музыкальная сказка «Утро в деревне» с использованием русских народных мелодий | ||
4 | Пальчиковая игра | При помощи пальчиковой игры развивать координацию движения пальцев рук | Пальчиковые игры: «Морковка», | ||
5 | Речевые игры | Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельными музыкальными инструментами, звучащими жестами | Речевые игры: «Шкатулка», «Тарарам-шурум-бурум» | ||
6 | Дыхательная гимнастика | Разучить новое упражнение гимнастики Стрельниковой; напомнить детям о правилах дыхания во время упражнения: активный вдох — пассивный выдох | Дыхательное упражнение «Обними себя» | ||
7 | Оздоровительные уп- ражнения | Тренировать детей двигаться, сохраняя ровную осанку, правильное положение головы и туловища; развивать память, внимание, умение сохранять равновесие | Игры на формирование правильной осанки: «Роботы», «Волшебные слова», «Восточный носильщик» | ||
8 | Артикуляци- онная гимна- стика | Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции; учить имитировать движения животных | Комплекс артикуляционных упражнений «Зоологическая сказка» | ||
9 | Пение | Распевать детей, используя чистоговорки на твердый и мягкий звук (с); работать над умением пропевать слоги: СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, петь с разными штрихами; учить ровно держать корпус при пении, следить за правильной артикуляцией, распределением дыхания; учить петь группой и с солистами | Логопедические распевки: «Музыкальная скороговорка», «Песок», «Лиса». Песни: «Все мы моряки» М. Садовского и Л. Лядовой, «Пригласи меня, папа, на вальс» Л. Олифировой | ||
10 | Музыкально- ритмические движения | Ориентирование в пространстве: выполнять чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с перестроением в 2-З-4 круга, движение двумя ровными шеренгами навстречу друг другу. Основные движения: отрабатывать кружение парами шагом с высоким подниманием ног и поскоками, «пружинку» с хлопками, с поочередным выставлением ног на пятку или на носок, пружинящий шаг, сужая круг, расширяя круг, по кругу. Танцевальные движения:отрабатывать технику исполнения «присядки», «качалочки»; работать над ритмичным исполнением тройных притопов и прихлопов | Музыка для движений: «Военный марш» Г. Свиридова, «Экосез» Ф. Шуберта, «Марш» д. Кабалевского, «Вальс» Г. Свиридова, «Погремушки» Г. Вилькорейской |
11 |
| |
|
12 | Музыкальные и подвижные игры | Побуждать детей импровизировать различные танцевальные и физкультурные движения сольно; выразительно передавать характер героя игры | Музыкальные игры: «Кто скорей?» М. Шварца, «Кот и мыши» Т. Ломовой |
13 | Игровой массаж | Разучить массаж для рук с целью оказания благотворного воздействия на биоактивные точки пальцев, соответствующие внутренним органам; вызывать ощущение легкости и радости | Массаж рук: «Строим дом», |
Июль - август | |||
1 | Активное слушание музыки | Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; различать средства музыкальной выразительности; уметь передавать в движении различный характер образов | Музыка для слушания: |
2 | Музыкально- дидактическая игра | Учить на слух определять прозвучавшее произведение и находить соответствующую ему иллюстрацию; продолжать работу над развитием чувства ритма | «Музыкальная табакерка» А. Лядова |
3 | Элементарное музицирование | Учить четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать детей импровизировать различные ритмические рисунки (использовать погремушки, деревянные палочки, самодельные шумовые инструменты — «Оркестр парикмахеров») | Музыкально-дидактические игры: |
4 | Пальчиковые игры | Учить детей правильно и ритмично выполнять движения пальчиками, выразительно произносить текст игры | Пальчиковые игры:» Божьи коровки», «Мы играем» |
5 | Речевая игра | Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение шумовыми инструментами, звучащими жестами | Речевые игры с музыкальными инструментами: «Кухонный оркестр», «Матрешки и Петрушка» (см.: «Речевые игры») |
6 | Дыхательная гимнастика | Учить детей делать глубокий короткий вдох через нос с движениями рук и долгий выдох с произнесением различных звуков | Дыхательные упражнения: «Жуки», «Летчик и самолеты», «Надуй шарик» |
7 | Оздоровительные упражнения | Учить детей чувствовать напряжение и расслабление мышц туловища; развивать мьшцы шеи, ног | Ритмопластические упражнения «Медведь» Динамические упражнения «Медвежата» |
8 | Артикуляционная гимнастика | Развивать речевой аппарат детей, укреплять речевое дыхание; показать детям презентацию или иллюстрации к игре | Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком» |
9 | Пение | Распевать детей по восходящему и нисходящему звукоряду из 5 звуков гаммы до мажора, сопровождая пение движением; учить детей петь торжественные песни, выдерживая заданный ритм, не выкрикивая отдельные звуки и слова, передавать радостное настроение; работать над умением петь соло и по подгруппам; в песнях о маме вьдерживать линию мелодии, исполнять песни спокойно и выразительно, передавая ласковый и нежный образ | Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!» Песни: «Бескозырка» З. Александровой и В. Модель, «Мамин праздник» Ю. Гурьева и С. Вигдорова, «Самая хорошая» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ «Здоровьесберегающая технология - самомассаж»
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ«Здоровьесберегающая технология - самомассаж»...