ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №13 «Солнышко»
воспитатель Новосельцева З.И.
ПРОЕКТ
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель проекта: Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи проекта:
Развивающие:
- Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
- Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
Речевые:
- обогащать словарь детей по теме;
- учить отчетливо проговаривать слова, составлять предложения из 2 слов.
- вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие;
- Создавать необходимые условия развивающей среды и доброжелательную атмосферу для всестороннего развития ребенка.
Коррекционные:
- - Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
Участники проекта: дети 2 младшей группы (3 - 4 года), родители воспитанников, воспитатель группы,
Актуальность. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Прогнозируемый результат:
Дети от 3–4 лет должны:
Следить за своим внешним видом. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков. Укрепление связей между детским садом и семьёй. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Возможности проекта для воспитателей
Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью. Улучшение отношений между детьми. Укрепление связи с родителями.
Вид проекта: творческий
Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016г.)
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Масштаб проекта: групповой
Этапы проектной деятельности:
1 этап подготовительный:
Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы
2 этап основной:
План работы для 2-ой младшей группы по формированию навыков самообслуживания
Цели и задачи на сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- Совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.
- Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, трусики, шапочку и т.д.), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.).
Приучать детей к опрятности, аккуратности. Воспитание опрятности, умения замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
Перспективный план на сентябрь месяц
- Учит детей пользоваться унитазом
- Продолжать учит самостоятельно снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете
- Находить своё полотенце и уметь им пользоваться
- Есть аккуратно
- Уметь пользоваться салфеткой
- Научить детей складывать одежду в шкафчик
Перспективный план на октябрь месяц
- Приучать детей мыть руки после туалета
- Продолжать учит детей пользоваться индивидуальным полотенцем
- Учить пользоваться ложкой
- Познакомить детей с алгоритмом одевания и раздевания
- Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой , а не рукой
- Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых
Перспективный план на ноябрь месяц
- Учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания
- Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем
- Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место
- Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи)
- Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его.
- Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»
- Блок познавательных занятий «Одежда»
- Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
- Блок познавательных занятий «Обувь»
- Оформление уголка (туалетной комнаты)
- Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »
- Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.
- Наглядная информация для родителей на тему: «Как ухаживать за молочными зубами »
- Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».(приложение 2)
- Оформление дежурного уголка.
- Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
- Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки».
- Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»
- Чтение художественной литературы: «Мойдодыр »
- Игровые ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу»
- Игровая ситуация «Обед для кукол».
- Занятие: «Наш зайчонок заболел».
Цели и задачи на декабрь, январь, февраль.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Формирование привычки следит за своим внешним видом; умение пользоваться правильно мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
- Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.
- Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (оборудование туалетной комнаты, столовые приборы, шкафчики индивидуального пользования).
Приучать детей к опрятности, аккуратности. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании. Формирование привычки соблюдать чистоту и порядок в помещении и на участке детского сада. Приучать детей к вежливому общению со взрослыми и сверстниками.
Перспективный план работы на декабрь месяц
- Продолжать учить правильно пользоваться мылом
- Продолжать учить детей вешать полотенце на место
- Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания
- Продолжать прививать у детей привычку садиться за стол с чистыми руками
- Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками
- Учить пользоваться салфеткой после еды
- Учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду
- Учить играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место
Перспективный план работы на январь месяц
- Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды. Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания
- Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком при мере необходимости
- Продолжать учить правильно пользоваться унитазом. Учить самостоятельно, пользоваться туалетной бумагой
- Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой
- Продолжать учить правильно пользоваться ложкой и правильно держать чашку
- Продолжать прививать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем
- Учить завязывать и развязывать шнурки, застёгивать и растёгивать пуговицы и молнии
Перспективный план на февраль месяц
- Продолжать учить последовательно по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой
- Прививать у детей привычку мыть руки после туалета и по мере их загрязнения
- Приучать детей к желанию всегда поддерживать порядок в шкафчиках индивидуального пользования. Поощрять самых аккуратных детей.
- Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно
- Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой
- Учить пользоваться индивидуальной расчёской
- Продолжать учить бережно обращаться с игрушками, убирать их на место
- Продолжать учить последовательно одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик.
- Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
- Дидактические игры: «Водичка, водичка », «Вымой руки»
- Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
- Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску» (приложение 5)
- Занятия на тему: «Варвара краса – длинная коса»
- Заучивание потешки «Расти коса, до пола» (окружающий мир младшая группа)
- Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
- Занятия на тему: «Водичка, умой моё личико »
- Заучивание потешки «Водичка, водичка »
- Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».
- Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».
Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.
- Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться»
- Дидактическое упражнение «Возьмём мишку на прогулку»
- Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.
- Занятие-развлечение: « Вот что мы умеем »
- Занятие: «Одежда весной»
- Советы врача при недомогании ребёнка.
- Сюжетно - ролевая игра «Больница».
Цели и задачи на март, апрель, май.
- Воспитывать культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- Продолжать формировать привычку к чистоте, опрятности и аккуратности, приобщать к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.
- Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
- Поддерживать проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умением пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф; помочь одеть и раздеть кофту, куртку; застегнуть и расстегнуть пуговицы и молнию; развязать шапку и т.д.).
Приучать детей к опрятности, аккуратности. Продолжать формировать привычку соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Формировать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке
природы и на участке. Продолжать учить вежливому общению со взрослыми и сверстниками. Продолжать прививать привычку самостоятельно замечать непорядки в внешнем виде и устранять их самостоятельно или при помощи взрослого.
Перспективный план работы на март месяц
- Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом
- Совершенствовать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем и вешать его на место
- Учить садиться за стол спокойно
- Учить правильно нести стульчик
- Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской
- Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки
- Учить бережно обращаться игрушками и умению делиться ими
- Учить пользоваться столовой и чайной ложками
- Учить пользоваться вилкой
Перспективный план работы на апрель месяц
- Продолжать уделять особое внимание формированию культурно-гигиенических навыков
- Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом
- Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь
- Прививать привычку убирать за собой игрушки
- Обращать внимание на свой внешний вид
- Закреплять навыки вежливой культуры за столом
- Закреплят умение самостоятельно одеваться и раздеваться
- Продолжать учить складывать одежду по полочкам
Перспективный план работы на май месяц
- Продолжать уделять особое внимание на формирование культурно-гигиенических навыков, культуре поведения за столом.
- Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»
- Дидактическое упражнение: «Что нужно кукле?», «Оденемся на прогулку»
- Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса»
- Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.
- Игровая ситуация «Кукла Катя заболела», Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)
- Игровая ситуация «Купание»
- Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
8. Чтение худ литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского.
9. Игровая ситуация «Витамины в огороде»
10. Занятие: «Таблетки растут на ветке». Умывание холодной водой.
11. Занятие: «Мытьё кукольной посуды»
12. Развлечение «Приключение мыльного пузыря»
13. Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»
14. Подвижная игра «Зайка белый умывался»
15. Занятие: «Как ухаживать за волосами»
16. Игровая ситуация «Котик простудился»
Заключительный этап
- Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »
- Итоговое занятие: «Вот какие мы большие».
- Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков самообслуживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей.Среди приемов по формированию навыков самообслуживания на первом месте стоит прямое обучение - показ, напоминание, совместная деятельность ...
Работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Формирование навыков самообслуживания младших дошкольников...
Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Проект по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"...
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста.
Основы навыков самообслуживания закладываются в возрасте 3 - 4 лет. Что может делать по самообслуживанию ребенок младшей группы к концу года?...
Проект "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии"
Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном во...
Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Способствовать формированию элементарных навыков самообслуживания, поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания....
Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Самообслуживание – это, прежде всего стремление и способность к самостоятельности. Поэтому нужно быть терпеливыми и понимающими. Взрослые всецело обслуживают детей, а потом недоумевают – п...