Доклад на тему: « Оздоровительная физическая культура для детей с нарушениями сердечно-сосудистой системы».
материал на тему
Оздоровительная физическая культуру для детей с нарушениями сердечно-сосудистой системы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_fizicheskomu_razvitiyu.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 «ДУБРАВУШКА»
Доклад на тему:
« Оздоровительная физическая культура для детей с нарушениями сердечно-сосудистой системы».
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
МЕЛЬНИКОВА Т.Ю.
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Среди различных заболеваний сердечно-сосудистой системы у дошкольников наиболее распространены неревматические кардиопатии, инфекционно-аллергические миокардиты, ревматические поражения сердца, а также нарушения регуляции сосудистого тонуса, протекающих в форме синдрома вегето-сосудистой дистонии, гипертонической и гипотонической болезни.
Нарушение кровообращения наиболее негативно влияет на человека, поскольку организм испытывает недостаток кислорода, питательных веществ, гормон и т.д.
При патологии сердечно-сосудистой системы разные изменения функционального характера наблюдаются во всем организме, поэтому меняется реакция на различные виды физических нагрузок.
Предпосылки использования физических упражнений и регламентировано двигательной деятельности при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей связаны с влиянием мышечной работы на функциональные показатели системы кровообращения и морфологические характеристики сердца и сосудов. Это влияние наблюдается не только в физиологических условиях нормального роста и развития, но и при заболеваниях. Прежде всего оно проявляется в улучшении процессии нервной регуляции сердечной деятельности, в частности в восстановлении тонического влияния блуждающего нерва.
Физические упражнения, отвечающие возможностям больного организма, путем активизации венозного кровотока способствуют уменьшению застойных явлений и улучшению кровообращения в целом. В случае недостаточности кровообращения тонус мышц, сокращения скелетной мускулатуры обеспечивают компенсацию пониженной сократительной способности миокарда как путем непосредственного воздействия на венозный кровоток, так и за счет восстановления нарушенной регуляции всех компонентов функциональной системы.
Улучшение кровообращения при использовании средств оздоровительной физической культуры достигается также благодаря усилению дыхательных экскурсий грудной клетки и увеличению их посасывающего действия по кровотоку.
Физические упражнения также способствуют улучшению коронарного кровообращения. Повышение уровня обменных процессов в миокарде при мышечной деятельности является основным стимулятором этих положительных изменений кровоснабжения миокарда. Под действием нейрогуморальных воздействий работающих мышц снижается тонус мышечных и резко возрастает емкость коронарных сосудов. Благодаря этому во время интенсивной мышечной работы в коронарные сосуды может поступать до одной трети всего систолического объема крови. Даже при физических упражнениях минимальной интенсивности мышц, кровоток может возрастать в 10-15 раз.
Таким образом создаются прекрасные возможности для восстановительных и репаративных процессов в сердечной мышце, а для детского организма, который растет, - еще и предпосылки для морфологической и функциональной перестройки сердца, задерживается и искажается в условиях патологии.
Кроме этого, в связи с улучшением мышечного кровотока возникают благоприятные условия и для действия фармакологических средств. Физические упражнения играют значительную роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно широки.
Но при упорном использовании занятий физическими упражнениями необходимо не допускать перенапряжения, правильно подбирать средства и обеспечивать оптимальный уровень нагрузок. Упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа значительной мощности и интенсивности (например, быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т. д.), имеют наибольшее влияние, поскольку при этом в организме возникает недостаток кислорода и сердечно-сосудистая система должна обеспечивать существенное увеличение минутного объема циркуляции крови.
При выполнении кратковременных скоростных и силовых упражнений не возникает особой нехватки кислорода, а минутный объем крови увеличивается незначительно. Такие упражнения не вызывают большого напряжения сердца, но повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни.
Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голени и т. д.) или незначительной реакции на эти упражнения со стороны сердечно-сосудистой системы. Это важно помнить при развитии определенных профессионально-прикладных двигательных качеств, связанных с силой, скоростью движения отдельных мышечных групп. Такие упражнения положительно влияют на ребенка в случае гипотонии.
Физические упражнения динамического и циклического характера, выполняются с низкой и умеренной интенсивностью, имеют оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом.
Раньше или позже все заболевания сердечно-сосудистой системы приводят к состоянию, которое называют недостаточностью кровообращения, имеющий несколько степеней.
При недостаточности кровообращения I степени используют резные физические упражнения, которые охватывают преимущественно средние и большие группы мышц в исходных положениях сидя, стоя и лежа; ходьбу простую и усложненную; ритмичный и дозированный бег в спокойном темпе. Рекомендуемые дозированные прогулки, терренкур, ближний туризм, прогулки на лыжах, коньки, плавание, гребля, дозированные подвижные и спортивные игры. Движения рук и ног выполняют с максимальной амплитудой, чередуя с упражнениями для туловища, с последующим глубоким дыханием. Особое внимание обращают на развитие навыков правильного дыхания. Для дошкольников, имеющих отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (функциональные изменения в сердце, неактивная фаза ревматизма и т.д.), соотношение вдоха и выдоха по времени должна быть соответственно 1:3, 1:2. Вдох и выдох, как правило, делают через нос. Следует исключить статические и резкие напряжения, ускорение темпа выполнения упражнений.
При недостаточности кровообращения II степени рекомендованы общеоздоровительные и дыхательные упражнения по типу гимнастики, упражнения с предметами, дозированная ходьба, специальные упражнения для развития координации и равновесия.
При недостаточности кровообращения III степени применяют элементарные общеоздоровительные и дыхательные упражнения (статические и динамические) строго дозированная ходьба.
Занятия на блочных тренажерах при заболеваниях сердечно-сосудистой системы не рекомендуется. Болевой синдром, повышение артериального давления, перенесенный инфаркт миокарда, тромбофлебиты, аневризма аорты, миокардиты, пороки сердца, стенокардия покоя являются противопоказаниями к занятиям на тренажерах.
Методика занятий физическими упражнениями зависит от состояния ребенка, степени и формы заболевания, индивидуальных особенностей.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Задачи оздоровительной физкультуры при нарушениях сердечно-сосудистой системы:
- компенсация недостаточности кровообращения;
- повышение приспособительных возможностей сердца и аппарата кровообращения к изменяющимся потребностям организма;
- повышение неспецифической сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;
- расширение функциональных возможностей детского организма;
- создание благоприятных условий для нормализации физического и психического развития ребенка.
Для решения этих задач при отсутствии признаков активизации ревматического процесса используются преимущественно общеразвивающие и прикладные упражнения. Большое значение уделяется подбору адекватной физической нагрузки и ее постепенному увеличению. Выбирают такие упражнения, при которых. В физической работе принимают участие все мышечные группы но принципу рассеянной нагрузки (поочередно на разные группы мышц).
Используют простые по координации упражнения для всех мышечных групп с выраженным мышечным усилием.
Для мелких мышечных групп количество повторений - примерно 12 раз, для крупных - 2 - 5 раз. Из специальных упражнений наиболее эффективны упражнения, активизирующие экстракардиальные факторы кровообращения: дыхательные динамические и статические упражнения из различных исходных положений. Применяют диафрагмальное дыхание умеренной глубины (на один счет - вдох, на три или четыре счета - выдох). Дозированная ходьба (4 мин) используется в середине основной части занятия. Проводятся также подвижные игры с незначительной, умеренной и тонизирующей физической нагрузкой. Продолжительность занятий составляет 20 - 25 мин ежедневно.
Широко используются подвижные игры общефизиологического воздействия (с учетом состояния детей и их физической подготовленности) для общего укрепления организма ребенка, улучшения функций дыхания, нервной системы. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения нагрузки для повышения общего тонуса, а затем и тренировки организма ребенка. Полезны игры с ходьбой в различном темпе, с широкой и плавной амплитудой движений, а также игры, тренирующие вестибулярный аппарат.
При систематических занятиях оздоровительной физической культурой обеспечиваются стойкая компенсация порока и адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам.
Общие рекомендации для проведения занятий с детьми с сердечно-сосудистыми заболеваниями:
- не допустить возникновения сердечной недостаточности (в случае, если она уже есть, - способствовать ее уменьшению);
- обеспечить приспособление организма в целом к физическим нагрузкам; содействовать повышению эмоционального состояния.
Артериальное давление ребенка имеет более низкие показатели по сравнению с взрослым человеком. Чем меньше возраст ребенка, тем у него больше капиллярная сеть и просвет кровеносных сосудов, а, следовательно, и ниже давление.
При повышенном давлении наблюдаются нарушения сна, частые головные боли, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость. Главное - правильно определить причины болезни. Для этого необходимо проконсультироваться с эндокринологом, отоларингологом, урологом. Нередко причиной повышенного давления является нарушение темпов полового и физического развития. В этом случае необходимо придерживаться правильного режима с достаточным сном и пребыванием на свежем воздухе; проводить систематические занятия полезными физическими упражнениями; использовать лыжные и велосипедные прогулки, игры на свежем воздухе.
Физические упражнения: способствуют снижению реактивности нервной системы; способствуют укреплению тормозных процессов и формированию устойчивой психики; вызывают депрессивную реакцию сосудов, что вызывает снижение давления; улучшают кровообращение:
- улучшение кровоснабжение головного мозга способствует снятию тяжелых симптомов заболевания (головная боль, ощущение тяжести в голове, плохое самочувствие и т.д.);
- благодаря улучшению кровоснабжение сердца укрепляется сердечная мышца, препятствует развитию сердечной недостаточности; нормализация обмена веществ, задерживает развитие атеросклероза.
При гипертонической болезни используют упражнения, которые выполняют с полной амплитудой движений, свободно, без задержки дыхания и значительного мышечного усилия, с преимущественным использованием циклических упражнений (различные виды ходьбы, бега, сочетание бега и ходьбы, лыжные прогулки, катание на коньках).
В начале занятия целесообразно делать самомассаж (начиная с шеи и зоны воротника, лоб, головы, груди, живота).
Эффективны упражнения на расслабление и дозированная ходьба. При вестибулярных нарушений в занятия включают упражнения на равновесие.
Упражнения выполняют в медленном и среднем темпе, количество повторений постепенно увеличивают.
При сердечно-сосудистой патологии могут широко применяться физические упражнения со сложной биомеханической структурой (гимнастические, акробатические), которые выполняют с незначительной интенсивностью.
Используют групповой и индивидуальный методы занятий, а также занятия в малых группах (желательно на свежем воздухе, предусматривающий закаливаемый эффект).
Противопоказаны упражнения с задержкой дыхания, напряжением, на блочных тренажерах, а в случае сосудистых поражений - также положение вниз головой (стойки на голове и т.п.).
Гипертрофия сердца и функциональный шум не является противопоказаниям к занятиям. В периоды повышения давления участие в соревнованиях полностью исключено.
Пониженное давление наблюдается чаще у детей со значительной умственной нагрузкой при недостаточном двигательном режиме; причиной снижения давления могут быть хронические инфекции, негативные эмоции. Симптомы: быстрая утомляемость, сонливость, головная боль, головокружение, иногда боль в сердце.
Мероприятия: рекомендуется двигательный режим, пешие прогулки, бег, скандинавская ходьба, плаванье, процедуры закаливания, игры (подвижные и спортивные) на свежем воздухе. Начинать занятия лучше со специальных и общеразвивающих упражнений в сочетании с массажем, которые необходимо проводить каждый день течение длительного времени. Сначала выполняют самомассаж начиная с ног, а затем комплекс физических упражнений.
Признаками перенапряжение сердечно-сосудистой системы во время занятий физическими упражнениями являются: ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, повышение пульса, снижение или повышение кровяного давления в покое, аритмия, негативная реакция на нагрузки во время занятий (субъективные жалобы, одышка, побледнения и др.). В этих случаях необходимо прекратить занятия или нагрузки и провести дополнительное медицинское обследование.
Признаками улучшения состояния сердечно-сосудистой системы в процессе занятий считают улучшение самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение показателей реакции сердечно-сосудистой системы (пульса, артериального давления) в ответ на стандартную нагрузку, стабильность пульса и артериального давления в покое.
Организуя занятия физической культурой с детьми, имеющими сердечно-сосудистые заболевания и ограничения по состоянию здоровья, целесообразно прежде всего широкое использование различных общеразвивающих упражнений, активизирующих разные группы мышц и улучшающих кровоснабжение внутренних органов. Особая роль в этом принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения - дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности.
Для правильного выполнения дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких. Положение и движение рук на уровне головы и выше активизирует дыхательные функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается также использованием упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса.
Примерные упражнения для детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
1.
И.п. - ходьба на носках, хлопки руками над головой (30-40 с).
Следить за осанкой, дыхание произвольное.
2.
И.п. - ходьба высоко поднимая колени (30-40 с).
Не наклоняться вперед, выше поднимать колени.
3.
И.п. - ходьба с глубокими выпадами (6-8 раз).
Выпады выполнять шире, не прыгать, спину держать ровно
4.
И.п. - основная стойка (о.с.) - глубокий вдох носом.
«Подуем на пушинку» - долгий выдох через полуоткрытый рот, губы - «трубочкой» (4-5 раз).
Выдох выполнять как можно дольше.
5.
И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях - выдох, вернуться в И.п. - ноги выпрямить - вдох (5—6 раз).
Носочки оттягивать, не сгибать руки в локтях.
Необходимо соблюдать принцип «рассеивания» нагрузки, т.е. чередование движений рук, ног и туловища.
Темп выполнения - медленный и средний; число повторений - от 4-6 до 8-10.
Занятия лучше всего проводить утром до завтрака или не ранее чем через час после него. Во время упражнений надо следить за дыханием (не задерживать его); ни в коем случае нельзя допускать напряжения и натуживания.
В случае появления у ребенка небольшой одышки, синюшности губ, а также жалоб на утомляемость и головокружение следует прекратить занятия, В этом случае надо обязательно показать ребенка врачу. Только с его разрешения можно продолжать занятия, согласовав с ним степень нагрузки. Увеличивать в дальнейшем нагрузку можно лишь с разрешения врача.
ВЫВОД
Эффективное решение задач оздоровления ослабленных детей средствами физической культуры в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки, интенсивности и объема, а также от условий, в которых происходит организованная или самостоятельная двигательная деятельность.
У большинства ослабленных детей наблюдаются сочетания различных отклонений в состоянии здоровья. Чаще всего встречаются такие сочетания, как нарушения опорно-двигательного аппарата, повторные простудные заболевания, нарушения функций сердечно-сосудистой системы.
Ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объема физической нагрузки, хотя на определенный период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико-педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребенка своей индивидуальной «зоны ближнего развития».
Для детей, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, нагрузка ограничивается и любые ее изменения согласовываются с врачом; для них неприемлемы упражнения статического характера. Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы - прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.
Занятия оздоровительной физической культурой при заболеваниях сердечно-судистой системы, максимально активизируя действие экстракардиальных факторов кровообращения, способствуют нормализации нарушенных функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Роль оздоровительной физической культуры для детей и подростков с функциональными нарушениями сердечнососудистой системы // Исследования в области естественных наук. - 2014. - № 4. – С.34-38.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших учебных заведений. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 421 с.
- Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 445 с. – (Медицина для вас).
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Практическая подготовка студентов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного. образования» / под ред. С.А. Козловой. - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 297 с.
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Э.Я. Степаненковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
- Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения
Конспект совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения...
Доклад на тему: "Формирование экологической культуры у детей в процессе общения с природой."
Планета Земля переживает глобальный экологический кризис. Проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Такое вза...
Доклад на тему "Роль физической культуры в жизни ребёнка дошкольного возраста"
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в...
Адаптивная образовательная программа по физической культуре для детей с нарушением зрения
Адаптивная образовательная программа по физической культуре для детей с нарушением зрения...
Домашнее задание по физической культуре для детей с нарушением осанки и плоскостопием
Правильная ли осанка у детей? Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе довольно поздно. Ребенок поступает в школу, и тут обнаруживается, что у него есть функциональное нарушение осанки. О чем это гово...
Технологическая карта занятий по физической культуре для детей с нарушением слуха, старшей группы. «Формирование координационных способностей»
Цель: формировать двигательные навыки посредством выполнения упражнений, вырабатывать умение сознательно управлять своими движениями, продолжить формировать координационные способности.Задачи:Обр...
Технологическая карта занятий по физической культуре для детей с нарушением зрения средняя группа. «Формирование координационных способностей»
Цель: формировать двигательные навыки посредством выполнения упражнений, вырабатывать умение сознательно управлять своими движениями, продолжить формировать координационные способности.Задачи:Образова...