Профилактика плоскостопия
материал по теме
Профилактика плоскостпия детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика плоскостопия | 173.09 КБ |
prezentatsiya.ppt | 638 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Смоленский областной институт развития образования»
(ГАУ ДПО СОИРО)
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выпускная квалификационная работа слушателя
курсов профессиональной переподготовки
по дополнительной профессиональной программе
«Психолого-педагогические основы профессиональной
деятельности воспитателя ДОО»
СОЛДАТЕНКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ
Научный руководитель:
Речицкая Наталья Владимировна,
старший преподаватель кафедры
педагогики и методики дошкольного образования
Допустить к защите:
зав. кафедрой педагогики и
методики дошкольного образования,
__________ (О.В Фролова)
«____» _____________ 2018 г.
Выпускная квалификационная работа защищена
«____»______________ 2018 г.
Оценка ___________________
Смоленск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1. Основные аспекты физического развития детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата 6
1.2 Причины плоскостопия ………………………………………………………7
1.3 Современные взгляды на профилактику плоскостопия ………………….9
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи и цели исследования……………………………………………….10
2.2 Система мероприятий в ДОО по профилактики плоскостопия у дошкольников…………………………………………………………………..12
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Выводы...…………………………………………………………………………19
Практические рекомендации …………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература………………………………………….……………………………23
Приложение……………………………………………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что в наше время дети испытывают повышенную информационную нагрузку. Больше времени они уделяют просмотру телепередач, компьютеру, играм не требующим активных движений. Родители стремятся быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что именно физическая деятельность влияет на формирование мыслительных способностей ребенка. Зачастую родители, занятые работой, не могут повлиять на ребенка личным положительным примером здорового образа жизни.
Маленькие дети проводят очень много времени в детском саду. К сожалению, у родителей не всегда хватает времени регулярно заниматься лечебной гимнастикой, которая поможет предотвратить плоскостопие и другие заболевания. При этом плоскостопие у детей дошкольного возраста быстро прогрессирует. Одной из причин плоскостопия является слабость мышц и связок ног. Профилактика плоскостопия в детском саду и направлена на укрепление связочного аппарата, чтобы нагрузка распределялась равномерно, исключая деформации стопы. В дошкольном возрасте стопа только формируется, поэтому очень важно, чтобы она приняла правильную форму и не доставляла в дальнейшем неудобств.
Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующая уплощением её сводов.
В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем этот недостаток может увеличиваться и причинять ребенку много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, необходимо своевременно проводить его коррекцию и лечение.
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее, тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому ощущению стопы (Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления»).
Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев.
В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.
Согласно ФГОС ДО первой задачей, которую решает дошкольное образование является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Из вышесказанного следует, что вопрос профилактики плоскостопия стоит остро. В связи с этим, перед педагогами детских дошкольных учреждений стоит проблема: поиск новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: занятия по физической культуре, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: система профилактических упражнений для мышц стопы.
Цель исследования: определение изменения формы стопы при профилактических занятиях с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование комплексов профилактических упражнений на занятиях позволят предотвратить развитие плоскостопия, и нормализовать функцию сводов стоп у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость. Используемые в работе комплексы упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть использованы инструкторами по физической культуре при проведении занятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, в кружковой деятельности по профилактике плоскостопия, воспитателями во время гимнастики после сна и в других режимных моментах.
ГЛАВА 1.
1.1. Основные аспекты физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Плоскостопие – заболевание чрезвычайно распространенное, можно сказать социальное. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми: «на каждом шагу» слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и даже тазобедренных суставах. Самая распространенная причина болей – уплощение стоп [13].
А если обратить внимание на обувь, как быстро она снашивается и каким образом, можно получить дополнительную информацию.
Попытки «прочитать» стоптанную обувь предпринимали в свое время французский сапожник Жош-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Ферламо. По тому, как стерты подметки у того или иного человека, они делали следующие выводы: по всей ширине – тихоня, внутренняя сторона – жаден, внешняя сторона – расточителен, стерты задники каблуков – упрям, неуступчив. Предполагалось даже основать новую науку – скарпологию, позволяющую определить характер человека по его обуви. Практическая ценность такой «науки» конечно же невелика, но кое-какие выводы, осматривая поношенную обувь, сделать можно. При нормальном положении стопы каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больше с наружной стороны [33].
Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы. Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности.
Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы [45].
Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение [9].
При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.
Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли [10].
Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку [12, 37].
При движении удар стоп о поверхность земли передается вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они
часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.
- . Причины плоскостопия
Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний [24]. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка [27].
Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме – пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена кнаружи.
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы.
При создании оптимальных педагогических условий для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста в условиях ДОО, основным методом профилактики являются занятия физкультурой.
Основные цели занятий:
- поддержание оптимального двигательного режима;
- укрепление мышечного корсета в целом;
- развитие и укрепление мышц голени, стопы и пальцев;
- формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
Для наибольшего эффекта упражнения нужно выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал в постели и после дневного сна.
Чтобы предупредить плоскостопие, проводят специальные занятия. Их продолжительность – 10 минут. Ходьба босиком по неровной почве, рыхлому песку, гальке способствует профилактике лечению начальных форм плоскостопия.
- Современные взгляды на профилактику плоскостопия
Плоскостопие – заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато профилактику, тем меньше количество заболевших [28].
Профилактика плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Гимнастика, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс профилактики был регулярным.
Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать» (воздухо- и влагопроницаемый,), так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви .
Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы.
Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. Но часто одной рациональной обуви для профилактики плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь .
Эти средства профилактики достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие
ГЛАВА 2
2.1 Цели и задачи исследования, методы
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности использования специальных упражнений для профилактики плоскостопия и укрепления опорно-связочного аппарата детей дошкольного возраста.
Задачи исследования
1. Исследовать показатели функционального состояния сводов стоп детей 6 лет (старшей дошкольной группы) детского сада и вместе с врачом выявить детей с патологией стоп.
2. Разработать и провести комплекс профилактических мероприятий
3. Исследовать показатели функционального состояния сводов стоп детей, имеющих плоскостопие через два месяца занятий.
4. Проанализировать изменения показателей функционального состояния сводов стоп детей, имеющих плоскостопие, в результате 4-х месячного курса систематических занятий.
Эксперимент проводился в течение 4 месяцев. Из 30 человек было выявлено с патологии 9 человек. В качестве экспериментальной группы была определена группа из 9 детей 6-7 возраста. Результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивались с показателями их сверстников, не посещавших эту группу и составлявших контрольную группу.
Исследование проходило в несколько этапов.
Таблица 1
Показатели плантографических и подометрических исследований обследуемых детей в начале эксперимента
№№ п/п | Индекс Штритера | Индекс Годунова | Индекс Фридланда |
1 | 55,6 | + | 28,5 |
2 | 57,3 | ++ | 27,7 |
3 | 70,0 | ++ | 27,8 |
4 | 67,4 | ++ | 26,6 |
5 | 79,6 | ++ | 26,9 |
6 | 64,1 | + | 27,8 |
7 | 71,4 | ++ | 26,6 |
8 | 78,1 | ++ | 27,4 |
9 | 56,3 | + | 28,4 |
Плоскостопие 100% (9чел.) | Плоскостопие 1степени (+) 28% (3 чел.) Плоскостопие 2степени (++) 72% (6 чел.) | Плоскостопие 100% (9чел.) |
Рис. 1. Показатели индекса Штритера в начале эксперимента
Обозчачения: 1-9 испытуемые экспериментальной группы; А- показатели индекса Штритера в начале эксперимента; Б- показатели индекса Штритера после двух месяцев занятий.
На первом этапе исследования (март-май 2017г) анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования. Были определены цель объект, предмет, гипотеза исследования. Подобраны методы исследования. Выбран контингент для исследования.
На втором этапе исследования (сентябрь 2017 г) проводилась оценка функционального состояния сводов стоп детей старшей дошкольной группы. В процессе исследования был выявлен контингент детей для исследования. В экспериментальную группу набирались дети, имеющие 1 и 2 степень плоскостопия- 9 человек
На третьем этапе исследования разрабатывались комплексы упражнений для профилактики сводов стоп и проводились систематические занятия в течение .
На четвертом этапе ( январь-февраль 2017 г) исследования проводилась повторная оценка функционального состояния сводов стоп, детей участвующих в эксперименте. Оценивалась эффективность применяемых комплексов упражнений.
На пятом этапе исследования были сформулированы выводы и практические рекомендации.
2.2 Система мероприятий в ДОО по профилактике плоскостопия у дошкольников
1.Подготовительный период, который проводится в начале эксперимента. Все специальные упражнения для мышц голени и стопы проводят в исходном положении лёжа и сидя. Исключается нерациональное исходное положение стоя - особенно с развёрнутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление. Применение общеразвивающих упражнений при плоскостопии особенно важно, так как оно развивается у физически ослабленных людей. Необходимо добиться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшить координацию движений.
2.В основном периоде добиваются коррекции положения стопы и его закрепления. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, упражнения с сопротивлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учётом достигнутой коррекции); упражнения с предметами (захват пальцами стоп шариков, карандашей и их перекладывание, прокатывание подошвами палки и т. п.). Для закрепления коррекции используются специальные варианты ходьбы: на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления эффекта применяют специальные приспособления (ребристые доски, скошенные поверхности и т. п.). Все специальные упражнения выполняются в сочетании с упражнениями, направленными на формирование правильной осанки, и общеразвивающими упражнениями - в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.
3.В заключительном периоде упражнения с отягощениями в исходном положении стоя, а также прыжковые упражнения и соскоки.
При плоскостопии занятия проводятся преимущественно индивидуальным методом, реже - малогрупповым, с продолжительностью занятия - 30-45 минут. Упражнения выполняются в И.П. лёжа, сидя, стоя, а также во время ходьбы, что даёт возможность регулировать нагрузку на определённые мышцы голени и стопы. Вначале необходимо ограничиться выполнением упражнений в И.П. лёжа и сидя, с чередованием сокращения и расслабления мышц. В дальнейшем в занятия рекомендуется включать упражнения со статистической нагрузкой.
Основные задачи оздоровительно-профилактических мероприятий являются:
- Создание оптимального двигательного режима и поддержание его на должном уровне;
- Укрепление мышечного корсета в целом;
- Уменьшить уплощение сводов стопы;
- Восстановить и закрепить навыки правильной осанки;
-. Нормализовать двигательную сферу;
- Укрепить мышечно-связочный аппарат голени и стопы;
- Обучить правильному положению стоп при ходьбе.
Для организации профилактических мероприятий важную роль играет предметно-развивающая среда.
В нашем учреждении для полноценного физического развития детей имеется физкультурный зал, оснащённый различным оборудованием и инвентарем. Есть тренажеры для развития разных групп мышц, массажные мячи, балансир, предназначенный для развития чувства равновесия, координации движений и подвижности суставов.
Самостоятельно изготовлено нестандартное оборудование: «ортопедическая дорожка», состоящая из гальки и других тренажеров, выполненных из дерева и подручного материала
Организованы как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми. В каждой группе детского сада оборудована физкультурно-оздоровительная зона, оснащенная необходимым для профилактики нарушения осанки и плоскостопия инвентарем.
С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей, и, следовательно, более качественному выполнению упражнений. (Приложение 1)
Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.).
4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической направленности используются различные формы общения с семьей: совместные мероприятия, дни открытых дверей, родительские собрания, тематические консультации, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволяет повысить осведомленность родителей в вопросах оздоровлении детей. Привлечение к данной проблеме родителей позволяет скоординировать усилия и повторять упражнения в домашних условиях.
Таблица 2
Показатели плантографических и подометрических исследований обследуемых детей после 4-х месяцев профилактических занятий
В начале | В конце | ||||
Индекс Штритера | Индекс Годунова | Индекс Фридланда | Индекс Штритера | Индекс Годунова | Индекс Фридланда |
59,9 | + | 27,8 | 49,4 | Н | 29,9 |
60,1 | ++ | 27,0 | 43,9 | + | 27,8 |
78,2 | ++ | 26,6 | 59,8 | + | 27,2 |
71,9 | ++ | 25,9 | 56,8 | + | 28,1 |
82,6 | ++ | 26,3 | 67,2 | + | 27,1 |
66,7 | + | 27,2 | 63,8 | Н | 29,0 |
79,2 | ++ | 26,1 | 68,1 | + | 27 |
78,7 | ++ | 26,8 | 78,1 | ++ | 27,4 |
66,9 | + | 27,5 | 48,5 | + | 29,5 |
Плоскостопие 100% (9чел.) | Плоскостопие 1степени (+) 28% (3чел.) Плоскостопие 2 степени (++) 72% (6чел.) | Плоскостопие 100% (9чел.) | Норма 28% (3 чел.) Плоскосто пие 72% (6чел.) | Норма 28% (3 чел.) Плоскосто пие 1степени (+)72% (6чел.) | Норма 28% (3 чел.) Плоскосто пие 72% (6чел.) |
Рис. 2. Показатели индекса Штритера в начале (1), после 2-х (2) и 4-х (3) месяцев профилактических занятий с девочками экспериментальной группы
Анализ данных, полученных в результате оценки функционального состояния сводов стоп, по истечении четырех месяцев систематических занятий ЛФК, показал позитивные изменения сводов стоп детей. Ниже приводится плантограммы одной участницы эксперимента. На рисунке 3 показана плантограмма стопы в начале эксперимента, а на рисунке4 плантограмма этой же девочки в конце эксперимента.
Рис. 3. Плантограмма ребенка Ю. Р.
в начале эксперимента
Рис. 4 Плантограмма ребенка Ю. Р.
в конце эксперимента
В результате четырех месячных профилактических занятий у трех детей из девяти функциональное состояние сводов стоп соответствовали норме (рис.4). У шести детей, у которых наблюдалась вторая степень плоскостопия, в конце эксперимента функциональное состояние сводов стоп соответствовало первой степени плоскостопия.
ВЫВОДЫ
Безусловно, существует множество разнообразных упражнений для профилактики плоскостопия. Однако далеко не каждое физическое упражнение дает благоприятный эффект в профилактике плоскостопия. Выбор таких упражнений должен строиться на знании определенных закономерностей ответной реакции сводов стоп на внешнюю нагрузку.
1. Данные научно-методической литературы свидетельствуют о том, что в структуре деформаций стоп у детей дошкольного возраста наибольшую распространенность имеет статико-динамический тип плоскостопия (93%), врожденная плосковальгусная стопа составляет 4,5%, а посттравматическое плоскостопие - 2,5%. Плоскостопие чаще встречается у мальчиков (69%), чем у девочек (31 %).
2. В результате медицинского обследования старшей дошкольной группы среди детей, страдающих плоскостопием, наибольшую группу составили дети с 2 степенью плоскостопия – 6 человек (72%)., I степень диагностирована у 3 детей (28%).
3. Проведя сравнительную оценку эффективности проведенных мероприятий, можно заметить, что у детей, регулярно посещавших профилактические занятия в течение двух месяцев, отмечен незначительный положительный результат без прогрессирования заболевания. У всех детей показатели индекса Штритера несколько уменьшились по сравнению с первоначальными данными, но значительных улучшений не наблюдается. Показатели индекса Фридланда, улучшились, но норме не соответствовали, увеличились в пределах 0,2-0,7 %. У всех детей, регулярно выполняющих комплекс профилактических упражнений в течение 4-х месяцев, удалось получить положительную динамику.
Практические рекомендации
1. Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка. Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка. Поставить малыша на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точки. Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.
2. Профилактика плоскостопия должно быть комплексным и индивидуальным при различных этиологических формах и стадиях плоскостопия интенсивность, дозировка и продолжительность лечения определяется после каждого сеанса. Принципиально важно использовать в лечении комплекс гимнастики голени и стопы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На наш взгляд было бы интересно исследовать проблему профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Как влияют физические упражнения на состояние здоровья детей.
В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
1. Данные научно-методической литературы свидетельствуют о том, что в структуре деформаций стоп у детей дошкольного возраста наибольшую распространенность имеет статико-динамический тип плоскостопия (93%), врожденная плосковальгусная стопа составляет 4,5%, а посттравматическое плоскостопие - 2,5%. Плоскостопие чаще встречается у мальчиков (69%), чем у девочек (31 %).
2. В результате медицинского обследования старшей дошкольной группы среди детей, страдающих плоскостопием, наибольшую группу составили дети с 2 степенью плоскостопия – 6 человек (72%)., I степень диагностирована у 3 детей (28%).
3. Проведя сравнительную оценку эффективности проведенных мероприятий, можно заметить, что у детей, регулярно посещавших профилактические занятия в течение двух месяцев, отмечен незначительный положительный результат без прогрессирования заболевания. У всех детей показатели индекса Штритера несколько уменьшились по сравнению с первоначальными данными, но значительных улучшений не наблюдается. Показатели индекса Фридланда, улучшились, но норме не соответствовали, увеличились в пределах 0,2-0,7 %. У всех детей, регулярно выполняющих комплекс профилактических упражнений в течение 4-х месяцев, удалось получить положительную динамику.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что использование комплексов профилактических упражнений на занятиях позволят предотвратить развитие плоскостопия, и нормализовать функцию сводов стоп у детей дошкольного возраста.
В перспективе я планирую продолжить работу в данном направлении, разработать новые комплексы упражнений, обогатить предметно-развивающую среду и привлечь родителей к совместной работе по оздоровлению воспитанников.
Данной работой нам хотелось бы привлечь внимание общественности и родителей к проблеме плоскостопия детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты были положены в основу разработанной мной системы работы по профилактике плоскостопия у дошкольников.
Литература
- Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики / Л.М. Алексеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 207 с.
- Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учебное пособие / Л.Л. Артамонова, О.О. Панфилова, В.В. Борисова ; общ.ред. О.П. Панфилова. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 389 с
- Базовые программы работы врачебно-физкультурных диспансеров Министерства здравоохранения РФ : инструктивно-методические материалы // ЛФК и массаж. - 2004. - N 6. - С. 44-48.
- Бахрах И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации : учеб.пособие по специальности 022500 / И.И. Бахрах, Г.Н. Грец ; Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту, Смол.гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск: [Изд-во СГИФК], 2003. - 151 с.
- Бирюков А.А. Лечебный массаж / А.А. Бирюков // Лечеб. физкультура и спортив. медицина. - 2010. - N 3. - С. 9-17.
- Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования [Текст] / В.И. Бондин // Валеология. – 2007. - № 1. - с. 7-8.
- Брянчина Е.В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Брянчина Е.В.; РГАФК. - М., 1997. - 22 с.
- Брянчина Е.В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте : дис. ... канд. пед. наук / Брянчина Е.В.; РГАФК. - М., 1997. - 227 с.:
- Васильев О.С. Детская ортопедия от 4(5) до 11(12) лет. Особенности специальности в амбулаторной практике / О.С. Васильев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2010. - N 3-4. - С. 116-124.
- Великанова Е.А. Восстановление рессорной функции стопы при плоскостопии / Е.А. Великонова, Д.А. Ефимов, А.А. Тихонов // Биомеханика-2006 : 8 Всерос. конф. по биомеханике, Н. Новгород, 22-26 мая 2006 г. : тез.докл. / Рос.акад. наук [и др.]. - Н. Новгород, 2006. - С. 146.
- Виленская Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Т.Е. Виленская. - Краснодар, 2006. - 48 с.
- Виленская Т.Е. Соединительнотканные дисплазии опорно-двигательного аппарата у современных детей младшего школьного возраста / Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - N 3. - С. 63.
- Галкин Ю.П. Профилактика плоскостопия : учеб.пособие / Галкин Ю.П.; СГИФК. - Смоленск, 1994. - 42 с
- Гаськов А. В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу / А.В. Гаськов, И.В. Марковец // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №4. - С. 49-50.
- Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков : учеб.пособие / Л.П. Гребова. - М.: Academia, 2006. - 175 с.
- Демченко А. Плоскостопие у детей / Александр Демченко // Физкультура и спорт. - 2002. - N 10. - с. 19-20.
- Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми : Развивающая педагогика оздоровления / Егоров Б. // Дошкольное воспитание. - 2001. - N 12. - С. 10-23.
- Егорова С.А. Интеграция музыки и лечебной физкультуры в комплексной реабилитации плоскостопия у детей / С.А. Егорова, Н.Ю. Шумакова // Адаптивная физическая культура. - 2004. - N 4 (20). - С. 29-32.
- Еншина И. Советы врача : описание занятий по ЛФК для нач. шк. / Ирина Еншина // Спорт в школе. - 2012. - N 11. - С. 19-21.
- Ефимов А.П. Клинически информативные параметры походки для двигательной терапии / А.П. Ефимов // Лечеб. физкультура и спортив. медицина. - 2011. - N 9. - С. 37-41.
- Ефимов А.П. Комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у детей и взрослых : метод.пособие для больных, мед. и соц. работников / А.П. Ефимов, С.К. Нестерова // ЛФК и массаж. - 2006. - N 8. - С. 25-28.
- Казакова Т.Н. Физическая культура в специальной медицинской группе : авт. прогр. для учащихся 1-11 кл. / Т.Н. Казакова. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
- Карташова Т.Ю. Диагностика плоскостопия у детей 5-6 лет / Карташова Т.Ю., Полиевский С.А. // Сборник научных трудов молодых ученых РГУФК / РГУФК. - М., 2003. - С. 167-170.
- Кашуба В.А. Влияние плоскостопия на морфобиомеханические характеристики стопы младших школьников / Кашуба В.А., Сергиенко К.Н., Хабинец Т.А. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы 7 Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2004. - С. 584-585.
- Кашуба В.А. Профилактика нарушений двигательной функции стопы школьников / Кашуба В.А., Сергиенко К.Н., Дюпина Н.А. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы 7 Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2004. - С. 583-584.
- Клишина А.А. Организация занятий физической культурой с детьми с нарушениями свода стопы на основе акцентированного развития двигательных способностей / А.А. Клишина // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 3. - С. 42.
- Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников : При нарушениях опорно-двигат. аппарата: пособие для инструкторов лфк, воспитателей и родителей: Доп. М-вом образования РФ / О. В. Козырева. - М.: Просвещение, 2003. - 112 с.
- Короткова Е.А. Основные положения системы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей в процессе физического воспитания / Е.А. Короткова, И.В. Пенькова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - N 4. - С. 26, 39-41.
- Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / И.С. Красикова. - СПб.: КОРОНА-Век, 2008. - 319 с.
- Красикова А.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение/ А. С. Красикова.-М.:Корона-Век, 2009.- 128 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
КОМПЛЕКС "УТЯТА" (его лучше в приложение)
1."Утята шагают к реке"
И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2."Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"
И.п. - то же
1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп
3-4 - и.п.
3."Утята встретили на тропинке гусеницу"
И.п. - то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4."Утка крякает"
И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны
("клюв открылся"), произнести "кря-кря"
3-4 - и.п.
5."Утята учатся плавать"
И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнутую правую стопу - вперед
2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.
Упражнения, лежа на полу
Содержание упражнений | Дозировка | ||
1. | И. п.: ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Сгибать и разгибать пальцы ног с удержанием по 4-6 секунд. | 8-12 раз | |
2. | И. п.: то же, но под бедра положен валик. Разгибать колени одновременно вытягивая и подтягивая пальцы ног. 1-2 разгибаем колени вытягивая пальцы ног, 3-4 сгибаем колени подтягивая пальцы ног. | 8-12 раз | |
3. | И. п.: ноги на ширине ступни. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием по 4-6 секунд. | 8-12 раз | |
4. | И. п.: ноги на ширине ступни, под бедра положен валик. Отдельно каждую ступню обхватите резиновыми жгутами, концы которых возьмите в руки. Выполнять движения как при езде на велосипеде, растягивая эти жгуты. | 8-12 раз (каждой ногой) | |
5. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Выполнять круговые движения в голеностопных суставах внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой. | 8-12 раз | |
6. | И. п.- обхватить ступнями набивной мяч массой 1,0-1,5 килограмма. Поднимать и опускать его 1-2 мяч поднимаем вверх, 3-4 опускаем | 8-12 раз | |
7. | И. п.: ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд. | 8-12 раз | |
8. | И. п.: ноги согнуты в коленях, тазобедренных суставах, подошвы стоят на полу. 1-2 разведение пяток, 3-4 сведение. | 8-12 раз | |
9. | И. п.: ноги согнуты в коленях, тазобедренных суставах, подошвы стоят на полу. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием 4-6 сек. | 8-12 раз | |
10. | И.п.: ноги согнуты в коленях, тазобедренных суставах, подошвы стоят на полу. 1-2 разведение ног с постановкой на носки, 3-4 сведение с постановкой на пятки | 8-12 раз | |
11. | И.п.: ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы касаются друг друга подошвенной поверхностью. Отведение и приведение стоп в области пяток с упором в передней части стопы. 1-2 отведение пяток, 3-4 приведение пяток. | 8-12 раз | |
12. | И.п. ноги прямые, руки вдоль тела. Скользящие движения по голени другой ноги. | 8-12 раз (каждой ногой) | |
Приложение 2
Упражнения, сидя на полу
№ | Содержание упражнений | Дозировка | |
1. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием 4-6 секунд. 1-2 поднять ногу , 3-4 опустить. | 8-12 раз | |
2. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. 1-2 подъем прямой ноги, тыльное сгибание. 3-4 сгибание ноги в коленном суставе с подошвенным сгибанием стопы. 5-6 разгибание в коленном суставе сохраняя подошвенное сгибание стопы. 7-8 принятие И.П. | 8-12 раз (каждой ногой) | |
3. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы стоят на полу. 1-2 разведение пяток, 3-4 сведение пяток. | 8-12 раз | |
4. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы на полу. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место. | ||
5. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы на полу. Захват стопами крупного предмета, 1-2 выпрямление ног в коленных суставах. 3-4 принятие И.П. | 8-12 раз | |
6. | И.п.: сидя на полу ноги прямые. Передние отделы стоп зафиксированы резиновым жгутом. Концы резиновых жгутов потянуть на себя, преодолевая сопротивление стоп 4-6 секунд. | 8-12 раз | |
7. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, стопы параллельны друг другу. Передние отделы стоп и пальцы подтягивать к себе и поворачивать кнаружи движением голени. 1-2 стопы и пальцы подтягиваются 3-4 поворачиваем кнаружи. 5-6 стопы параллельны друг другу 7-8 принятие И.П, | 8-12 раз |
Приложение 3
Упражнения, сидя на стуле
№ | Содержание упражнений | Дозировка | |
1. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Поднимать носки, сгибая пальцы стоп. 1-2 подняли носки, согнули пальцы. Удержание 4-6 секунд. 3-4 принятие И.П. | 8-12 раз | |
2. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Поочередно отрывать от пола носки, вернуться, а затем поочередно отрывать от пола пятки. | 8-12 раз | |
3. | И. п.- ноги вытянуты, руки на коленях. Круговые движения стопами по направлению к внутри. | 8-12 раз | |
4. | И. п.- ноги на ширине ступни, пальцы руки собраны в кулак и зажаты между плотно сомкнутыми коленями. Приподнимать внутренние края стоп, сильно прижимая наружные к полу.1-2 приподнимаем внутренние края стопы, 3-4 прижимаем наружные края стопы, удерживаем 4-6 секунд. 5-6 прекращаем давление на наружный край, 7-8 принятие И.П. | 8-12 раз | |
5. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Приподнять пятки (большие пальцы ног касаются пола), развести их до прямого угла. 1-2 приподнимаем пятки, 3-4 разводим до прямого угла, 5-6 сводим пятки, 7-8 принятие И.П. | 8-12 раз | |
6. | И. п.- ступни скрещены, руки на коленях. Наружные края стоп с усилием поворачивать книзу, приподнимая верхние края удерживаем 4-6 секунд, принимаем И.П. | 8-12 раз | |
7. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Предельно выгибать своды стоп, не отрывая пальцы и пятки от пола, удерживаем 4-6 секунд, принимаем И.П. | 8-12 раз | |
8. | И. П.- то же под стопами полотенце, в которое вшит груз массой 1,0-1,5 килограмма. Захватить пальцами полотенце и, не отрывая пятки от пола, подтягивать его под середину стопы. | 6-8 раз | |
9. | И. п.- стопы обхватывают набивной мяч массой 1,0-2,0 килограмма. Медленно поднимать и опускать мяч.1-2 подняли мяч, 3-4 опустили. | 8-12 раз | |
10. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.1-2 захватить ручку, 3-4 приподнять, 5-6 опустить ручку, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз (каждой ногой) | |
11. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.1-2 захватить губку, 3-4 приподнять, 5-6 опустить губку, 7-8 принять И.П | 8-12 раз (каждой ногой) | |
12. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик. | 6-8 раз |
Приложение 4
Упражнения стоя
№ | Содержание упражнений | Дозировка | |
1. | И.п.: стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Приподнимание на носки вместе и попеременно. 1-2 приподнимаемся на носках, 3-4 опускаемся. | 8-12 раз | |
2. | И.п.: стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носки и обратно . 1-2 перека на носки, 3-4 перекат на пятки. | 8-12 раз | |
3. | И.п.: стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Полуприседания и приседания на носках. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | |
4. | И.п.: стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Встать на наружные края стоп, вернуться в исходное положение. 1-2 втаем на наружные края стопы, 3-4 принять И.П. | 8-12 раз | |
5. | И.п.: стоя на носках стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Перейти на наружный край стопы . 1-2 переходим на наружный край стопы, 3-4 принять И.П. | 8-12 раз | |
6. | И.п.: стопы параллельны на наружном своде стопы, на ширине ступни, руки на поясе. Поворот туловище влево - вправо. 1-2 поворот туловища влево, 3-4 принять И.П. 5-6 поворот туловища вправо, 7-8 принять И.П. | 6-8 раз | |
7. | И.п.: носки вместе, пятки врозь - полуприседания и приседания. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | |
8. | И.п.: стопы параллельны - поочередное поднимание пяток, без отрыва пальцев стоп от пола, ходьба на месте. 1-2 поднять пятку, 3-4 принять И.П. | 8-12 раз (каждой стопой) | |
9. | И.п.: стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Приседания и полуприседания. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | |
10. | И.п.: стоя на рейке гимнастической стенки с хватом рук на уровне груди. Приседания и полуприседания. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | |
11. | И.п.: стоя на гимнастической стенке на пальцах стоп. Приподнимание на носках и возврат в исходное положение. 1-2 приподняться на носках, 3-4 принять И.П. | 8-12 раз | |
И.п.: стоя на набивном мяче. Полуприседания и приседания. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз |
Приложение 5
Упражнения в ходьбе
№ | Содержание упражнений | Дозировка | |||
1. | И.п.: руки на пояс. Ходьба а на носках. | 30 сек | |||
2. | И.п.: руки на пояс. Ходьба на пятках. | 30 сек | |||
3. | И.п.: руки на пояс. Ходьба на наружном своде стоп, пальцы согнуты. | 30 сек | |||
4. | И.п. руки на пояс. Ходьба с мячом (теннисным) - зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп. | 20-30 сек | |||
5. | И.п.: руки на поясе. Ходьба на носках в полуприседе. | 20-30 сек | |||
6. | 20-30 сек | ||||
7. | И.п.: стоя на гимнастической лестнице лицом к ней, держась руками на высоте плечевого пояса. Ходьба приставными шагами правым и левым боком по длине всей шведской стенке. | 6-8 раз | |||
8. | И.п. руки на поясе. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы. | 30 сек | |||
9. | И.п. положение рук произвольное. Ходьба по ребристой доске. | 8-12 раз | |||
10. | И.п. положение рук произвольное. Ходьба по наклонной плоскости | 8-12 раз | |||
11. | И.п. положение рук произвольное. Ходьба по следовой дорожке. | 8-12 раз | |||
12. | И.п. положение рук произвольное. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы. | 30 сек |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : определение изменения стопы при профилактических занятиях с детьми дошкольного возраста ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : занятия по физической культуре, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ : Мы предполагаем, что использование комплексов профилактических упражнений на занятиях позволят предотвратить развитие плоскостопия, и нормализовать функцию сводов стоп у детей дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : система профилактических упражнений для мышц стопы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ . Используемые в работе комплексы упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть использованы инструкторами по физической культуре при проведении занятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, в кружковой деятельности по профилактике плоскостопия, воспитателями во время гимнастики после сна и в других режимных моментах.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Исследовать показатели функционального состояния сводов стоп детей 6 лет (старшей дошкольной группы) детского сада и вместе с врачом выявить детей с патологией стоп. 2. Разработать и провести комплекс профилактических мероприятий 3. Исследовать показатели функционального состояния сводов стоп детей, имеющих плоскостопие через два месяца занятий. 4. Проанализировать изменения показателей функционального состояния сводов стоп детей, имеющих плоскостопие, в результате 4-х месячного курса систематических занятий.
Эксперимент проводился в течение 4 месяцев. Из 30 человек было выявлено с патологии 9 человек. В качестве экспериментальной группы была определена группа из 9 детей 6-7 возраста. Результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивались с показателями их сверстников, не посещавших эту группу и составлявших контрольную группу. Исследование проходило в несколько этапов.
Показатели плантографических и подометрических исследований детей экспериментальной группы в начале эксперимента Экспериментальная группа Индекс Штритера Индекс Годунова Индекс Фридланда 59,9 + 27,8 60,1 ++ 27,0 78,2 ++ 26,6 71,9 ++ 25,9 82,6 ++ 26,3 66,7 + 27,2 79,2 ++ 26,1 78,7 ++ 26,8 66,9 + 27,5 Плоскостопие 100% (9чел.) Плоскостопие 1степени (+) 28% (3 чел.) Плоскостопие 2степени (++) 72% (6 чел.) Плоскостопие 100% (9чел.)
Упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп «Достань из обруча игрушку»
Показатели индекса Штритера в начале эксперимента и после двух месяцев занятий Обозчачения: 1-9 испытуемые экспериментальной группы; А- показатели индекса Штритера в начале эксперимента; Б- показатели индекса Штритера после двух месяцев занятий
№№ п/п Индекс Штритера Индекс Годунова Индекс Фридланда 1 55,6 + 28,5 2 57,3 ++ 27,7 3 70,0 ++ 27,8 4 67,4 ++ 26,6 5 79,6 ++ 26,9 6 64,1 + 27,8 7 71,4 ++ 26,6 8 78,1 ++ 27,4 9 56,3 + 28,4 Плоскостопие 100% (9чел.) Плоскостопие 1степени (+) 28% (3 чел.) Плоскостопие 2степени (++) 72% (6 чел.) Плоскостопие 100% (9чел.) Показатели плантографических и подометрических исследований обследуемых детей после профилактических занятий
В начале В конце Показатели плантографических и подометрических исследований обследуемых детей после 4-х месяцев профилактических занятий Индекс Штритера Индекс Годунова Индекс Фридланда Индекс Штритера Индекс Годунова Индекс Фридланда 59,9 + 27,8 49,4 Н 29,9 60,1 ++ 27,0 43,9 + 27,8 78,2 ++ 26,6 59,8 + 27,2 71,9 ++ 25,9 56,8 + 28,1 82,6 ++ 26,3 67,2 + 27,1 66,7 + 27,2 63,8 Н 29,0 79,2 ++ 26,1 68,1 + 27 78,7 ++ 26,8 78,1 ++ 27,4 66,9 + 27,5 48,5 + 29,5 Плоскостопие 100% (9чел.) Плоскостопие 1степени (+) 28% (3чел.) Плоскостопие 2 степени (++) 72% (6чел.) Плоскостопие 100% (9чел.) Норма 28% (3 чел.) Плоскосто пие 72% (6чел.) Норма 28% (3 чел.) Плоскосто пие 1степени (+)72% (6чел.) Норма 28% (3 чел.) Плоскосто пие 72% (6чел.)
Показатели индекса Штритера в начале (1), после 2-х (2) и 4-х (3) месяцев профилактических занятий с девочками экспериментальной группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плоскостопие, клиническая картина, лечение и реабилитация. Методы профилактики плоскостопия средствами физической культуры. Подбор обуви для детей в детском саду.
Серия консультаций для родителей по заболеванию: Плоскостопие: клиническая картина, лечение, реабилитация. Профилактика плоскостопия с использованием физических упражнений. Рекомедации по правил...
Плоскостопие. Профилактика плоскостопия.
Плоскостопие, нисколько не преувеличивая, можно назвать всеобщим заболеванием, учитывая его широчайшую распространенность....
Плоскостопие у детей, виды, причины и профилактика плоскостопия
Различают продольное и поперечное плоскостопие.Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное д...
Плоскостопие у ребенка 3-4 лет. Профилактика плоскостопия.
Довольно частый диагноз для детей – это плоскостопие....
Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...
Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...