Тема: Обучение движениям на физкультурных занятиях (Лазание)
консультация на тему

Методика обучения лазанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_lazaniyu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение  движениям на физкультурных занятиях

(лазание)

Тема: Обучение  движениям на физкультурных занятиях

(лазание)

        Ползание и лазание предназначены  для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Ползание  - это движение по плоскости; привычный  для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно, когда  играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно – ролевых играх.

Лазание  - циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется  посредством поочередного движения рук и ног на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них.

Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.

        В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания  - на четвереньках, в опоре на предплечья, по –медвежьи (на ладонях и стопах) , по пластунски. Для лазания по гимнастической стенке- приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способ). От способа  движения зависит сложность упражнения.

        Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координационной деятельности ребенка.

        Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды, укреплению крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С её помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте. Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение, длительное время не уставая, и тем самым дает возможность укрепить организм, воспитывать  выносливость. В процессе лазания воспитываются необходимые  волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.

        По ходу выполнения детьми упражнения в ползании воспитатель должен следить за положением рук, ног, спины дошкольников.

        Общие правила: при влезании вверх первое действие выполняется руками, а затем  уже ногами; при спуске  - наоборот; ребенок должен  смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; держаться за рейку следует хватом  - большой палец – снизу, остальные  сверху; ногу ставить на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

        Лазание  формируется на втором году жизни ребенка. Лазают дети менее уверенно, не согласовывают действия рук и ног (перехватывая сначала руки, а затем переставляя ноги (одну к другой)).  Многие боятся высоты и поэтому влезают на первые  две перекладины и останавливаются. Стремясь к более устойчивому положению на пособии, они опираются о перекладины предплечьем. На начальных этапах обучения лазанию в первой младшей группе следует использовать лесенку – стремянку, а к концу года - гимнастическую стенку. Дети лазают удобным для них способом. При подъеме по лестнице ребенок нередко приставляет одну ногу к другой, опускает голову, чтобы видеть куда поставить ногу, не согласовывает движения рук с движениями ног, перемещается неуверенно. Воспитатель должен научить  их крепко держаться  руками за перекладину, помочь преодолеть чувство страха, неуверенности, обеспечить страховку. Скорость лазания на этом возрастном этапе очень низкая. Влезают дети на пособие и слезают с него каждый  в своем темпе, кто как может : один –быстрее, другой- медленнее.  Чтобы заинтересовать детей, нужно  использовать  приемы игрового  характера. Вначале дети ползают так, как им удобно, - на ступнях и ладонях, на коленях и ладонях, боком (т.е. ребенок передвигается на четвереньках, переставляя ноги слегка сбоку (справа или слева) от линии направления движения).  При ползании на ступнях и ладонях дети могут смотреть на пол перед собой. Поощрять правильное ритмичное  чередование движений рук и ног, желание детей активно действовать. По мере усвоения вводится усложнение  - придерживаться прямого направления, ползти по дорожке, ограниченной шнурами (ширина 40 см). Упражнения в ползании усложняются введением дополнительных препятствий  - бревна, скамейки, дуги.  Целесообразно развивать и укреплять навыки  лазания в индивидуальном порядке во время игр и самостоятельной деятельности детей.

        Дети  младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) рано овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревку, натянутую на высоте 40-50 см, перелезание через скамейку, бревно и т.д. Эти упражнения дошкольники осваивают довольно быстро. Более трудным для них является ползание в сочетании с упражнениями в равновесии (ползание в упоре стоя на бревне).

Упражнения в ползании желательно объединять с движениями, способствующими выпрямлению туловища. Например, после ползания между стойками встать, поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой.

Лазая по вертикальной лесенке или гимнастической стенке, младшие дошкольники часто плохо координируют движения рук и ног, проявляют нерешительность.

В обучении  лазанью по гимнастической стенке основной задачей остается формирование уверенности, самостоятельности. Воспитатель обращает внимание  на тех детей, которые применяют чередующийся шаг. Правильная координация движений вначале появляется при влезании, а слезают дети приставным шагом, т.е. переставив обе ноги на одну перекладину, перехватывают обе руки и держатся ими также за одну перекладину.

С этой целью используются помощь воспитателя,  поощрение, зрительные ориентиры. Чтобы вызвать у ребенка интерес к упражнению, ему дают задание добраться по гимнастической стенке до игрушки.

Для детей этого возраста упражнения в лазании  представляют значительную сложность, поэтому они должны подниматься и спускаться произвольным способом – как им удобнее. Позднее добиваются, чтобы дошкольники во время лазания вверх и вниз не пропускали перекладин и наступали на каждую из них одной ногой. При выполнении  этих  упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости  оказывает помощь. Нужно показать детям правильный хват за перекладину (большой палец снизу, остальные  сверху) и научить их правильно  ставить  ноги на нее (серединой стопы). Необходимо  обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Обучение следует начинать индивидуально  в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

В средней группе детей необходимо обучать подлезать под предметы и ползать  по гимнастической скамейке на животе, с подтягиванием с помощью рук, с опорой на стопы и ладони, перелезть с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо и влево). Следует напомнить и показать детям правильный хват руками за края скамейки –четыре пальца внизу, большой –сверху.  При обучении лазанию особое внимание уделять преодолению  у ребенка чувства страха, неуверенности. Учить переходить с одного пролета лестницы на другой приставным шагом следует  начинать на первой-второй перекладине. При лазании по лестнице сверху вниз детей надо приучать спускаться до нижней перекладины и сходить  спокойно – не спрыгивать. Для детей средней группы интересно  задание, требующее ловкости, сноровки, -проползти на четвереньках «змейкой» огибая поставленные в ряд  кегли (кубы). Дети более уверенно лазают по наклонной лесенке, положенной с большим углом наклона (на третью –четвертую перекладины гимнастической стенки).

В старшей группе  ползание и лазание усложняются. Детей необходимо учить пролезанию в обруч разными способами (сверху, снизу, прямо и боком, держа его двумя и одной рукой), лазанию по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами. В пятилетнем  возрасте  чередующийся шаг появляется у ребенка спонтанно, без обучения. Чередующийся шаг  свидетельствует о хорошем уровне координации движений, он наиболее  экономный и быстрый. Наибольший прирост скорости при лазании наблюдается в 5-5,5 лет, причем мальчики лазают быстрее, достигая максимума в 7-7,5 лет.

В старшей группе вводятся подтягивание на скамейке на коленях, передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне. Воспитатель следит, чтобы  после выполнения упражнения  дети расслабляли руки и плечи, делали несколько глубоких вдохов и выдохов. Дети шестого года жизни  свободно   передвигаются  по  рейкам гимнастической  стенки (4-6 рейки и выше ) горизонтально (приставной шаг) и по диагонали. Можно показать детям перелезание «перевалом» через препятствие высотой 50-60 см.  Выполняется  движение из исходного положения стоя к снаряду лицом: опереться грудью и руками о препятствие, повернуться вдоль него, перенести через  него сначала  одну ногу, затем другую, держась руками, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом, выпрямиться.

В старшей группе необходимо создать условия для выполнения детьми подготовительных  упражнений  и ознакомления с лазанием по канату.

        Дети начинают замечать свои ошибки, пытаются их исправить. Они понимают связь между способом лазания и достижением результата. Важно обратить внимание ребят на исходное положение, создающее правильный начальный цикл движения, - рука и нога  должны находиться на нужных перекладинах, и этим облегчается дальнейшее передвижение.

На данном возрастном этапе необходимо  учить детей согласовывать свои действия. Например, выполняя лазание по гимнастической стенке, ребенок должен подождать, пока его сверстник перейдет на другой пролет или слезет.

В подготовительной группе перед детьми старшего  дошкольного возраста (6-7 лет) во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага  в лазании по гимнастической  стенке (лесенке), правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро  и ритмично, не пропуская перекладин.

С детьми шестого года жизни  разучивают ползание  по-пластунски на полу. Дети учатся ползать по скамейке на спине, взявшись за скамейку за головой; подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Для детей 6-7 лет часто используют полосу препятствий, включающая перелезание, лазание, пролезание. Здесь требуется  самостоятельное решение двигательной задачи, нахождение  оптимального способа действия.

Во время  лазания по наклонным и вертикальным лестницам продолжается усвоение одноименного и разноименного способов чередующегося шага.  

В подготовительной группе  дети переходят с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и спускаясь по диагонали. Кроме того, дошкольники  разучивают перелезание через верх стенки на другую сторону. Это упражнение проводится  чаще всего на участках, где имеются пособия для лазания, размещенные так, что обе стороны лестницы открыты для свободного подхода к ним. Для страховки детей воспитателю целесообразно находиться со стороны спуска с лестницы.

Детям седьмого года  доступно лазание по шесту и канату. Это также циклическое движение. Сначала дети обучаются качаться на канате и шесте, имеющих незакрепленный нижний конец, затем учатся влезать на неподвижный, закрепленный в землю шест. Воспитатель должен удержать  кистями своих рук стопы ребенка, чтобы они не соскальзывали. После этого дети осваивают лазание по канату из  положения виса стоя на прямых ногах в три приема:

-согнуть ноги, подтянуть их повыше, захватить канат наружными сторонами стоп и коленями, руки слегка согнуть;

-упираясь ногами  в канат, выпрямить ноги, согнуть руки, не перемещая их;

-сохраняя  захват каната прямыми ногами, поочередно перехватить кисти рук как можно  выше. Затем все повторяется. Лазание по шесту осваивается аналогично. При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются  пониже руки, ноги прямые; затем  сгибаются ноги и выпрямляются руки. Слезать по канату нельзя.

        Детям  - дошкольникам  не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное  статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако непродолжительные  висы на турниках разной высоты, гимнастической  стенке могут использоваться, начиная с пятилетнего возраста, но не дольше 1-1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышечную систему плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.

        Навыки ползания и лазания совершенствуются в подвижных играх, в быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Двигательная сказкатерапия на физкультурных занятиях".

В докладе представлен теоретический материал что такое сказккатерапия на физкультурных занятиях. её задачи и основное средство, какие прёмы сказкатерапии я использую в своей работе, а также что  ...

Тема: " Планирование и проведение физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста"

quot; Планирование и проведение   физкультурных занятий с детьми  дошкольного возраста" Место проведения: физкультурный зал         Дата пр...

Консультация для родителей на тему:" Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях.".

Консультация для родителей на тему:" Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."....

Основные виды движений на физкультурных занятиях в ДОУ

Основные виды движений на физкультурных занятиях в ДОУОсновные виды движения:Циклические– ходьба (на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стопы, крадучись (на полусогнутых), босиком...