Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр
учебно-методический материал на тему

Юлия Сергеевна Дикопавленко

Совершенствовать физические качества дошкольников в процессе организации подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz_razvitie_doklad_2.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Вольновский детский сад»

Полтавского района Омской области

Сообщение: «Физическое развитие

дошкольников средствами

подвижных игр»

Подготовила

Воспитатель:

Дикопавленко Ю.С.

Вольное 2018 г

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, физической подготовленности и гармонического физического развития.

Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.

Подвижные игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Решение этой проблемы вижу в создании совокупности социально - педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка.

Цель: Совершенствовать физические качества дошкольников в процессе организации подвижных игр.

Задачи:

Оздоровительная:

1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы

2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

3. Удовлетворять потребность детей в движении.

Образовательная:

  1. Формировать и совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.).
  2. 2.Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

 3.Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой .

2.Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

3.Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

4.Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

При планировании содержания физического развития дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного развития двигательных (физических) качеств. Однако, меняя игровые ситуации и правила игр, заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для развития таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

По мнению Кенеман А.В., важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств .

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Для проведения большинства игр целесообразно использовать яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь легкий, удобный по объему, соответствует физическим возможностям детей. Для игр использовать мячи разного размера и цвета. Игры с мячом особенно любимы детьми.

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал, например в эстафете «Кенгуру» - прыжки и бег; «тоннель» - лазание и бег; «Полоса препятствий» - разнообразные движения. Так производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, дети совершенствуют, закрепляют его, причем движение выполняется в игровых ситуациях более четко, быстрее и естественно. При проведении игр - эстафет у детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому эстафеты подбирают с учетом сложности выполнения, предусматривают смену движений, обеспечиваю их чередование с кратковременным отдыхом.

Игры - эстафеты способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.

Именно игры - эстафеты дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, доставляя детям много радости и удовлетворения. Перед началом игры выразительно объясняют правила, специально обращают внимание детей на сигналы (зрительные - цвет флажка, ленточки; слуховые - слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, музыкальное сопровождение и т. д.)

Особое внимание следует уделять использованию игр-эстафет на свежем воздухе, где дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Игры-эстафеты нужно проводить в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках. В зависимости от задач подбирать упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определять способы организации занимающихся и условия выполнения данных эстафет.

Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

Народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.

При отборе игр учитываются многие факторы:

Возраст дошкольников. Место для проведения игр. Количество участников игры. Наличие инвентаря для игр.

Организация подвижной игры – довольно сложная задача, так как все дети индивидуальны, и далеко не факт, что всё пойдёт гладко с самого начала. Часто можно наблюдать ситуацию, когда не все малыши хотят принимать участие в коллективной игре ввиду своей застенчивости. Не нужно давить на ребёнка, следует дать ему немного времени освоиться. Если же малыш всё равно стесняется и боится играть с другими, можно попробовать осторожно ввязать его в процесс. Предложение вместе побегать или спрятаться будет отличным выходом из этой ситуации для воспитателя. Педагог должен грамотно руководить игрой, контролировать её во избежание неприятных ситуаций. Что-то подсказать, где-то подбодрить – отличный вариант. Если большинство детей начинают баловаться, и интерес пропадает, необходимо прекратить игру и дать время малышам для отдыха.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, не сюжетные и игры с элементами спорта.

 Подвижные игры с сюжетом, когда есть возможность перевоплотиться в каких-либо героев, животных, имитируя их повадки. Предварительно воспитателю необходимо продумать атрибуты для игры, игровой материал: дуги, шнуры, стойки, шапочки персонажей для игры. При распределении ролей можно использовать считалки. (бабочки летают, пчелы,

Сюжетные игры отличаются чётко выработанным сценарием с фиксированными правилами. Они характерны продуманными действиями всех участников событий, отклонение от сюжета представляется невозможным. Игры такого типа популярны во всех группах, особенно для младшей. (воробушки и автомобиль, самолеты, пузырь)

Бессюжетные игры характерны отсутствием сценария, однако требуют от детей внимательности, быстроты и самостоятельности. В процессе занятия ребёнок должен повторять определённое двигательное действие, чаще всего представленное в виде состязания. (найди свой цвет, найди свой дом)

Аттракционы и игры-забавы также требуют выполнения конкретного задания в виде соревнования. Отличие от бессюжетных состоит в том, что часть детей участвует в игре, а другая часть является зрителями. Эти подвижные игры в ДОУ очень популярны, так как вызывают восторг среди детей.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков.

Трудно переоценить значение активных игр для ребёнка, так как здесь, помимо всего прочего, развиваются воображение и фантазия, речь и память. Кроме этого, подвижные игры очень полезны для здоровья, особенно на свежем воздухе. Дети прыгают, бегают, играют с мячом, что способствует нормальному кровообращению и активизации дыхании. Это оказывает положительное влияние на организм, тем более растущий. -

Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой.

Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры являются основным средством в физическом развитии дошкольника

Все подвижные игры благоприятно влияют на всестороннее развитие дошкольника. Лесгафт считал: что игры являются натболее доступными, понятными для детей дошкольного возраставследствии близости игровых ...

Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как средство успешного физического развития дошкольника»

Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как средство успешного физического развития дошкольника»...

«Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр»

Физическое развитие дошкольников  средствами подвижных игр в ДОУ...