Гиподинамия в гиперактивном мире
проект

Низамова Залия Зарифовна

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gipodinamiya_v_giperaktivnom_mire.docx71.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Гиподинамия в гиперактивном мире»

Причины низкой двигательной активности современных детей

Пояснительная записка

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку  ежедневно приходилось пробегать и проходить большое расстояние в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.  Миллионы лет движение являлось главнейшим условием существования  человека – выживал тот,  кто лучше других владел им. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем  стало отрицательно сказываться на их здоровье.   Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказано, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Учёные рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей.

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

В Концепции охраны здоровья населения России в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно, физическое воспитание детей дошкольного возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности ДОУ, ведь в общей системе дошкольного образования именно этот вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья,  становления и развития физического и психологического потенциала ребенка.

В то же время в многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. По данным медицинских исследований около 25-30% детей, поступающих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Анализ официальных документов, теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе.

Актуальность данной проблемы в том,  что «сегодняшние» дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением, сердечно - сосудистыми заболеваниями, что приводит к сокращению жизни на 5-15 лет. Многие дети нуждаются в психологической коррекции, так как они характеризуются серьёзным психологическим неблагополучием, а мы знаем, что физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием.

Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является оптимальная  двигательная активность в течении дня. Природа, через специфические физиологические механизмы (в частности, утомление) сама регулирует темп движений и их количество, поэтому бояться перегрузки нужно в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для неполноценного физического развития детей. Однако в дошкольном образовательном учреждении значение двигательной активности как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Основными причинами этого являются:

  • Зависимость от информационных технологий
  • Инфантильность родителей
  • Двигательная апатия детей

Появилась необходимость компенсировать «движение-существование»  специально придуманными «движениями - физическими упражнениями». Наш детский сад работает по  Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «ЦРР – д/с №43 «Солнышко» на 2017-2020 гг (далее «Программа»), который разработан на основе программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом:

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155, Регистрационный № 30384 от 14.11. 2013 г Министерства юстиции РФ;
  • Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30 августа 2013г № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»

Разработанная Программа предусматривает укрепление здоровья детей через максимальную двигательную активность.

В течение дня в детском саду используются разные формы и методы работы для решения данной задачи. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности детей. Мы поставили перед собой  два вопроса:

  • достаточно ли двигаются дети младшего и старшего дошкольного возраста  в условия дошкольного учреждения?
  • существуют ли нормы двигательной активности  детей дошкольного возраста?

При анализе режима дня выявились  факторы, ограничивающие двигательную активность детей. Для решения данной проблемы, мною разработан проект на тему: «Гиподинамия в гиперактивном мире»

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для повышения двигательной активности детей 5-7 лет путем взаимодействия с семьями воспитанников.

Для осуществления цели были сформулированы следующие задачи:

  • Изучить состояние проблемы оптимизации двигательного режима дошкольников.
  • Провести комплекс диагностик по выявлению уровня двигательной активности.
  • Разработать и внедрить в образовательный процесс  методический комплекс мероприятий (НОД, досуговые мероприятия, кружковую деятельность, семинары-практикумы для родителей) по оптимизации  двигательного режима дошкольника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, а также с учетом социального положения ребенка в семье.
  • Пополнить предметно-развивающую среду группы, спортзала нестандартным оборудованием для повышения двигательной активности детей с привлечением родителей.
  • Оценить фактические результаты деятельности по оптимизации двигательного режима ДОУ и семьи.
  • Повысить эффективность работы за счет внедрения в процесс комплексных, вариативных технологий при взаимодействии с родителями (детско – родительский клуб «Топотушки»)

Участники:

  • Дети  в возрасте 5-7 лет
  • Воспитатели и педагоги
  • Родители
  • Администрация детского сада
  • Сторонние организации

Предполагаемый результат:

  • Обогащение знаний детей о важности движения в течение дня, о здоровье и средствах его укрепления.
  • Положительная динамика снижения уровня заболеваемости.
  • Педагогическая грамотность воспитателей и родителей при организации двигательного режима дошкольников.
  • Оснащение физкультурных уголков и площадок необходимым оборудованием для оптимальной двигательной активности детей.
  • Приобщение к ЗОЖ семьи дошкольников через активное участие в совместно организованных мероприятиях.

Период реализации: 2016-2018 учебный год.

Этапы работы:

I этап: анализ содержания двигательной активности детей и организация оздоровительной работы в ДОУ;

II этап: разработка педагогических условий, обеспечивающих оптимальную двигательную активность и оздоровление дошкольников в детском саду и в домашних условиях;

III этап: изучение и анализ эффективности проделанной работы.

IV этап (при необходимости): корректировка и дополнение комплекса организованных мероприятий по повышению двигательной активности и формированию ЗОЖ у детей.

  1. Анализ содержания двигательной активности и организация оздоровительной работы в ДОУ

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

МАДОУ «ЦРР- д/с № 43 «СОЛНЫШКО» г. Златоуст уже не первый год работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ  и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Острота проблемы состоит в том, что:

  • Анализ заболеваемости детей в нашем ДОУ за последние 3 года выявил острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты  решения данной проблемы.
  • Показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников.
  • Многие дети (например, дети- аллергики, дети с ОВЗ) нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.

Для сравнительного анализа представлены результаты мониторинга детей 6-7 лет на конец учебного года за 3 года.

Таблица № 1

Сравнительный анализ состояния здоровья детей

МАДОУ «ЦРР-д/с №43 «Солнышко» г. Златоуст

Состояние здоровья отдельных систем организма

2013год

2014 год

2015 год

ИЗМЕНЕНИЕ ОСАНКИ

Значительные отклонения (сколиоз)

10%

10%

9%

Незначительные отклонения

57%

58%

70%

Норма

33%

32%

21%

ИЗМЕНЕНИЕ СВОДА СТОПЫ

Плоскостопие

20%

26%

30%

Уплощение

26%

23%

23%

Норма

54%

51%

47%

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ

Близорукость (миопия)

21%

23%

23%

Дальнозоркость

-

-

-

Астигматизм

-

-

-

Косоглазие

2%

2%

-

ПОКАЗАТЕЛИ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

ОРВИ

 43%

 39%

 41%

ОРЗ

 7%

 6%

 8%

Прочие заболевания, связанные с дыхательной системой

 3%

 2%

 2%

Таблица № 2

Сравнительный анализ физического развития детей  МАДОУ «ЦРР-д/с №43 «Солнышко» г. Златоуст

  1. Разработка педагогических условий, обеспечивающих оптимальную двигательную активность и оздоровление дошкольников в детском саду

Организации двигательного режима в ДОУ придается особое значение.   В  «Программе», по которой работает наш детский сад,  комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Ведущие цели данной программы – создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.

При организации физического воспитания дошкольников мы опираемся  не только на основную «Программу», но и используем в своей работе парциальные программы и инновационные методики  других авторов («Истоки» М.А. Руновой, «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Старт» Л.В. Яковлевой, «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановской и др.)  с учетом климатических условий, материально-технической оснащенности детского сада. В детском саду используем различные варианты двигательной деятельности детей. В течение месяца каждый вариант повторяется не более двух раз.

Таблица № 3

Варианты двигательной активности детей в ДОУ

Мероприятия

Содержание

1

Утренняя гимнастика

- в форме подвижной игры;

- танцевально – ритмические упражнения;

- смешанного типа

- с использованием различной атрибутики

2

Занятия физической культурой

- обычного типа;

- занятие – прогулка;

- игровые;

- самостоятельные;

- занятие – тренировка;

- сюжетное занятие

3

Гимнастика после сна

- самостоятельная;

- оздоровительная;

- игровая;

- музыкально – ритмические упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- пальчиковая гимнастика

-корригирующая гимнастика

4

Динамическая пауза

- в форме подвижной игры;

- самостоятельная;

- музыкально-ритмические упражнения;

- с использованием традиционного и нестандартного оборудования

Развитие интереса к движениям формируются на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким, поэтому главное место в физическом воспитании занимают разные формы активного отдыха: спортивные праздники, досуги, соревнования, Дни здоровья, походы и пр.

В рациональном сочетании с другими видами работ по физическому воспитанию создается целесообразный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности, закаленности детей.

Таким образом, широкое использование физических упражнений в виде спортивных игр, занятий физкультурой, в комплексе с закаливающими процедурами, способствует эффективному, всестороннему развитию и оздоровлению детей.

Таблица № 4

Модель двигательной активности детей в течение дня

Режимные моменты

Нагрузки

низкой интенсивности

средней интенсивности

высокой интенсивности

1

Прием детей

+

2

Утренняя гимнастика

+

3

Физкультминутки

 

+

4

Занятия физкультурой

+

5

Занятия музыкой

+

6

Прогулка

+

7

Самостоятельная двигательная активность

+

+

8

Вторая половина дня

+

+

Таким образом, оптимальная ДА должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.

В связи с учетом особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ разработана рациональная модель двигательной активности.

При разработке данной модели учитывались следующие факторы:

  • удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности;
  • рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных способностей;
  • двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма – что составляет основу индивидуального подхода;
  • оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.

Таблица № 5

Модель двигательной активности детей МАДОУ «ЦРР-д/с №43 «Солнышко»

Формы организации

Особенности проведения

Младший возраст

Старший возраст

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Утренняя гимнастика

Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий

5-6 минут

6-8

минут

8-10 минут

10 - 12 минут

Занятия физкультурой (в том числе круговые тренировки)

3 раза в неделю (1 из них на свежем воздухе)

15 минут

20 минут

25 минут

30 минут

Гимнастика после сна (корригирующая гимнастика)

Ежедневно, после дневного сна

5-6 минут

5-8 минут

8-10 минут

10 – 12 минут

Подвижные игры

Ежедневно на прогулке и в помещении

15 – 20 минут

25 -30 минут

30-35 минут

35 - 40 минут

Спортивные игры (элементы спортивных игр)

Целенаправленное обучение педагогом

Музыкальные занятия (часть занятия)

2 раза в неделю

3-5 минут

5-6 минут

7-10 минут

10-13 минут

Двигательные игры под музыку

1 раз в неделю

5-10 минут

10-15 минут

15-20 минут

25 минут

Спортивные развлечения

1 раз в месяц

20 минут

20 минут

30 минут

30-35 минут

Спортивные праздники

2 раза в год

20-25 минут

20-25 минут

50-60 минут

50-60 минут

День здоровья (конспект см. прилождение 5)

1 раз в месяц

Неделя здоровья

2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно (в свободное время)

Индивидуальная работа по развитию основных движений на прогулке

Ежедневно

Динамическая пауза

Между занятиями

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

Организованная деятельность

В течение дня (в общем)

1,5часа

2 часа

2,5 часа

2,5 часа

Кружок «Школа мяча» (см. приложение 4)

1 раз в неделю

15 мин

20-25 мин

30-35 мин

30-35 мин

Танцевально – акробатический кружок «Пластика» (см. приложение3)

2 раза в неделю

30 мин

30-35 мин

Организованная деятельность «Игровая пятница»

Каждую пятницу

На усмотрение педагога

Если  вопрос о путях повышения двигательной активности детей в режиме   дошкольного учреждения был изучен досконально и приняты максимальные меры по оптимизации двигательного режима в ДОО. Однако, невозможно отследить двигательную нагрузку детей дома. Проанализировать двигательный режим возможно только со слов родителей и самих детей. Соответственно были сделаны следующие выводы:

-двигательная нагрузка в семье носит несистемный характер

-двигательной нагрузке не уделяется должного внимания, т.к. родители не понимают в полной мере ее значимости

-чаще всего детям не хватает внимания взрослых, дети занимают себя сами, в том числе и двигательной нагрузкой.

-не прослеживается совместная двигательная активность взрослых с ребенком (например, совместные походы, игра в футбол).

Для полноценного удовлетворения детского организма движением нужно было «расшевелить», замотивировать родителей, чтобы они не только интересовались здоровьем своего ребенка, но и сами активно участвовали в решении данной проблемы.

Анализ результатов мониторинга (анкетирование, опрос) родителей и детей (Приложение 1) позволил выявить ряд проблем по формированию ЗОЖ у детей 5-7 лет. Одной из них является снижение двигательной активности за счет интереса детей к современным гаджетам. Практически в каждой семье есть компьютеры, планшеты, смартфоны и родители часто разрешают своим детям подолгу играть в компьютерные игры. Так, ребенок играет и не мешает родителям заниматься своими делами. Но не каждый родитель понимает, что тихо сидя за компьютером или планшетом несколько часов подряд, ребенок наносит большой вред здоровью своего организма. Родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации двигательной деятельности своих детей. Безусловно, весь уклад семейного здорового быта оказывает огромное влияние на физическое развитие детей. В жизнь каждой семьи должны прочно войти физические упражнения, совместные  тренировки, подвижные и спортивные игры.  Очень важен личный пример родителей, их активная жизненная позиция. Также семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Именно в такой семье у ребенка  воспитывается и удовлетворяется потребность в двигательной активности.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья для ребенка – это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни.

Для того, чтобы привлечь и заинтересовать родителей  к сложившейся проблеме, постаралась отойти от традиционного подхода к планированию работы с родителями, в частности, от такой формы работы, как собрания, конференции, информация в уголках для родителей. Хотелось, чтобы родители были не пассивными наблюдателями за достижениями своих детей, а активными участниками процесса.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Следовательно, данную проблему дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.

Поэтому педагогический коллектив совместную работу с родителями старался построить на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В рамках проекта «Гиподинамия – в гиперактивном мире» для просвещения родителей, повышения их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников была выбрана  нестандартная форма работы – создан  детско – родительский клуб «Топотушки».

Его основная цель: повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Исходя из цели, были определены и задачи  работы:

  1. Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
  2. Расширить знания родителей о физических умениях, навыках и возможностях детей.
  3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
  4. Заинтересовать родителей идеей вести  здоровый образ жизни в семье.

Было разработано Положение о работе родительского клуба «Топотушки», в котором  указаны цели и задачи, нормативно-правовые и методические документы, формы психолого-педагогической  работы.

В соответствии с основными положениями  был разработан перспективный план работы клуба «Топотушки» по оптимизации двигательной активности дошкольников во взаимодействии с семьей.

Организуя сотрудничество с семьей, особое внимание уделялось поиску новых подходов к физическому развитию детей, в том числе привлечению родителей к разным направлениям двигательной активности с целью использования их в условиях семьи.

Таблица № 6

Формы работы  детско – родительского клуба «Топотушки»

МАДОУ «ЦРР- д/с № 43»

Форма работы

Содержание

Семинары-практикумы по оптимизации двигательной активности и приобщению к ЗОЖ

- Открытые занятия для родителей

- Конференции для родителей (см.приложение)

- Дискуссионный клуб с участием психолога, медика, специалистов по физическому образованию

- Круглый стол

- Деловые игры и тренинги

- Совместные проекты

Игра

- Помощь в изготовлении атрибутов для игр

- Авторские игры (придуманные детьми и их родителями)

- Участие в «Игровой пятнице»

Кружок «Веселый

Рюкзачок»

- Тур выходного дня (по плану)

- Мастер-классы родителей на разные темы (см.приложение)

- Участие в ежегодном городском турслете

- Фотовыставка

Праздники и развлечения

- День Здоровья (в спортзале)

- Зимние забавы (на улице)

- Спортивный праздник к 23 февраля (в музык.зале)

- «Форд Боярд» - соревнование родителей и детей (на улице)

- Праздник с региональным компонентом «Сабантуй» (на стадионе)

Таблица № 7

Перспективный план работы детско – родительского клуба «Топотушки»  МАДОУ «ЦРР- д/с № 43»

Наименование мероприятия

срок

Участники

1 квартал

Мониторинг родителей (анкетирование, опрос)

Сентябрь

Родители, педагоги

Консультация для родителей «Двигательный режим для дошкольника и его значение в укреплении здоровья»

Сентябрь

Педагоги

Целевая прогулка на Красную горку (в рамках кружка «Веселый рюкзачок»)

Октябрь

Дети, родители, педагог

Круглый стол  в виде дискуссионного клуба «Здоровье – это подарок или работа»

Октябрь

Родители, администрация детского сада

«Делимся опытом» - выступление тренера (родителя) по горным лыжам на родительском собрании.

Ноябрь

Тренер спортивной школы, воспитатель.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Декабрь

Родители, дети, педагоги детского сада

2 квартал

Конференция для родителей «Успеть к школе»

Январь

Администрация детского сада, учителя школы, дети, родители

Участие в районном мероприятии «Зимние забавы» - в рамках проекта «Детская улыбка»

Февраль

Организаторы проекта «Детская улыбка», родители, дети

Привлечение родителей  при изготовлении дорожки здоровья для профилактики плоскостопия

Март

Родители, педагоги, дети

Участие в городских мероприятиях «Лыжня России»

Февраль

Организаторы мероприятия, дети, родители, педагоги

Малые Олимпийские игры (неделя Здоровья)

Январь

Администрация детского сада, педагоги, дети

Мастер – класс «Азбука топографии»- в рамках кружка «Веселый рюкзачок»

март

Педагоги, дети

Открытый показ  «Мячики бывают разные…» - в рамках кружка «Школа мяча»

Апрель

Педагоги, дети

3 квартал

Участие родителей в мини-проекте «Авторские подвижные игры» - разработка и представление своей игры.

Апрель

Родители, дети, педагоги

Спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки»

Конец февраля

Педагоги, дети, родители

Целевая экскурсия в национальный парк «Таганай» - прохождение экологической  тропы

Март

Педагоги, родители, дети

Открытый показ по туризму и краеведению «Путешествие по реке АЙ»

Май

Педагоги, дети

Участие в городской легкоатлетической эстафете

Май

Педагоги, дети, родители

Открытое занятие с использование нестандартного оборудования

Начало мая

Педагоги, дети

Отчетный концерт танцевально-акробатической студии «Пластика»

Май

Дети, педагоги

Круглый стол «Компьютер – друг или враг?»

Апрель

Педагоги, родители

4 квартал

Праздник с региональным компонентом «Сабантуй» (на стадионе)

Июнь

Организаторы проекта «Детская улыбка», родители, дети

Городской  турслет (с участием родителей)

Июль

Организаторы турслета, педагоги, дети, родители

Поход с выездом за пределы города «Артезианский фонтан»

Июль

Педагоги, дети, родители

Составление фотоотчета (см. приложение 6)

Август

Педагоги детского сада

  1. Анализ и изучение проделанной работы

Организация данного клуба помогла  создать эффективную систему сотрудничества с семьей. Совместная работа с родителями принесла следующие положительные результаты:

  • У родителей проснулся интерес к уровню «двигательной зрелости» детей, что поспособствовало развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями.
  • Углубилась  взаимосвязь родителей и детей.
  • Совместное решение задач по повышению двигательной активности дошкольников позволило добиться активного эмоционального отдыха ребят, они стали гордиться своими родителями
  • Посещение клуба позволило правильно запланировать свободное время, которое послужило взаимообогащению детско-родительских отношений, поспособствовало всестороннему развитию ребенка.
  • Систематические занятия позволили снизить уровень заболеваемости детей (см. таблицу ниже). 
  • Большинство родителей стало принимать активное участие в делах группы, непременными помощниками воспитателю и своему ребенку, научились взаимодействовать друг с другом.
  • Активные участники спортивных мероприятий и победители семейных эстафет (см. Приложение 2)

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

На конец учебного года был проведен мониторинг физкультурно – оздоровительной работы ДОУ, который показал следующие результаты:

  1. В детском саду наблюдается динамика: положительное психофизическое развитие детей. У детей подготовительной группы на момент выпуска не выявлено серьезных отклоненийпо физическому развитию, а так же повысился уровень физической подготовленности и интерес к спорту и ЗОЖ. Большинство из них посещают спортивные кружки и бассейн.
  2. Физкультурно – оздоровительная работа стала более полноценной за счет использования различных методов, в том числе метода проблемного обучения и принципов непрерывности, индивидуализации, осознанности и активности, а также доступности и последовательности. Педагоги стали более грамотными в вопросах профилактики нарушений в физическом развитии детей, применяют полученные в данной области знания на практике.
  3. Проведена работа по изготовлению разнообразного нестандартного оборудования, в которой принимали участие не только педагоги, но и родители.  Дети стали чаще играть в физкультурных уголках, правильно используя в самостоятельной деятельности не только традиционное, но и нестандартное оборудование.
  4. Родители стали более серьезно относиться  к здоровью своих детей и здоровью своей семьи, стали активнее сотрудничать с детским садом, интересоваться жизнью детей в детском саду, думать о будущем и здоровье своих детей. Они отмечают интерес детей к спорту. В близлежащих дворах  силами родителей и при помощи администрации города была отремонтирована хоккейная коробка и установлена новая спортивная площадка с различными тренажерами.

Результаты проведенной работы можно проследить в следующей таблице.

Таблица № 8 

Сравнительный анализ состояния здоровья детей  

МАДОУ «ЦРР- д/с № 43»

Состояние здоровья отдельных систем организма                                         (на конец учебного года)

2016год

2017год

2018 год

2019 год

планируемый результат

ИЗМЕНЕНИЕ ОСАНКИ

Значительные отклонения (сколиоз)

9%

4%

-

-

Незначительные отклонения

70%

47%

10%

Менее 10%

Норма

21%

49%

90%

Более 90%

ИЗМЕНЕНИЕ СВОДА СТОПЫ

Плоскостопие

30%

11%

-

 -

Уплощение

23%

15%

13%

Менее 10%

Норма

47%

75%

87%

Более 90%

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ

Близорукость (миопия)

23%

23%

16%

Менее 10%

Дальнозоркость

-

-

-

-

Астигматизм

-

-

-

-

Косоглазие

-

-

-

-

ПОКАЗАТЕЛИ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

ОРВИ

 41%

 39%

 35%

 Менее 30%

ОРЗ

 8%

 4%

 4%

 Менее 3%

Прочие заболевания, связанные с дыхательной системой

 2%

 4%

-

 Менее 4%

Таблица № 9

Сравнительный анализ физического развития детей  МАДОУ «ЦРР-д/с №43 «Солнышко» г. Златоуст

С учетом полученных результатов для реализации проекта в дальнейшем рекомендуется:

  1. Продолжить работу по плану физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
  2. Освещать результаты данной работы в СМИ и на сайте детского сада
  3. Участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, связанных с ЗОЖ.
  4. Продолжать привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе по формированию ЗОЖ.
  5. Разработать план итоговых мероприятий для детей по проблеме исследования.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжая  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать ребенка нацеленного на регулярную двигательную активность и воспринимающего здоровый образ жизни как ценность. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартного оборудования для профилактики гиподинамии в совместной деятельности

Статья об использовании нестандартного оборудования в совместной деятельности с детьми...

«Гиподинамия и её влияние на организм человека»

Содержание ВведениеЧто такое гиподинамияГиподинамия болезнь современного человекаПоследствия гиподинамииГиподинамия у детейКак избежать гиподинамии и связанных с ней заболеваний?Список литературы...

«Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей профилактику заболеваемости и гиподинамии»

Охрана здоровья детей и профилактика детских заболеваний является одним из приоритетных направлений деятельности всего общества. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях является актуальной и н...

"Гиподинамия у детей дошкольного возраста"

Консультация о проблемах и последствиях малоподвижного образа у детей дошкольного возраста...

Профилактика гиподинамии

Как избежать гиподинамии....

Профилактика гиподинамии

Как избежать гиподинамии....