Рабочая программа музыкально-оздоровительной работы со старшими дошкольниками "Здоровье"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель программы:
- Создание условий для организации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи программы:
- Развивать музыкальные и творческие способности старших дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя ЗСТ;
- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе;
- Формировать у детей положительное отношение к ЗОЖ.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрена
на педсовете, протокол
от « » 20 г. №
Утверждена
приказом заведующей
МБДОУ № 1 г.Починка
от « » 20 г. №
Е.М.Чижова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 1 г. Починка
Рабочая программа
Музыкально-оздоровительной работы со старшими дошкольниками
«Здоровье»
Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие»,
«физическое развитие»
Педагог: Корец Юлия Александровна
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
г. Починок
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………..0
Место дополнительно-образовательной деятельности
в воспитательно-образовательном процессе………………………….2
Формы организации деятельности…………………………………….3
Планируемые результаты………………………………………………4
Построение программы………………………………………………...4
Содержание программы………………………………………………...6
Описательная характеристика уровней освоения программы ………9
Критерии для определения уровня освоения программы……………9
Карта индивидуальной диагностики дошкольников ……………….11
Используемая литература………………………………………………12
Пояснительная записка
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своих детей. А ведь именно в дошкольном детстве интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Поэтому педагоги дошкольники должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребёнка в аспекте общего его развития имеет давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует не только на слух и эмоциональное состояние, но влияет на общее физическое состояние человека, вызывая реакции, связанные с дыханием, кровообращением.
В.М.Бехтерев опытным путём доказал, что музыка может как вызывать психическое возбуждение, так и ослаблять его. П.Н.Анохин, изучая вопросы мажорного и минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В книге «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» Н.А.Ветлугиной, говорится, что пение развивает голосовой аппарат, речь укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку, координацию движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха активизируют умственную деятельность.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что музыка – это одно из средств физического развития детей.
Цель программы:
- Создание условий для организации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи программы:
- Развивать музыкальные и творческие способности старших дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя ЗСТ;
- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе;
- Формировать у детей положительное отношение к ЗОЖ.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей старших дошкольников, на укрепление и сохранение их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности.
Результатами этой работы являются:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей;
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- Повышение уровня речевого развития;
- Повышение работоспособности.
Место дополнительно-образовательной деятельности в воспитательно-образовательном процессе
Для полноценного развития должны быть созданы все необходимые условия на всей территории ДОУ: в музыкальном зале, в комнате быта, в комнате дополнительного образования «Поющая старина», в группе. Все помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
Помещение | Педагогический процесс | Участники процесса |
1 | 2 | 3 |
Музыкальный зал | Утренняя гимнастика. Музыкальные занятия. Индивидуальные занятия. Занятия кружка «Музыкальная шкатулка». Праздники, досуги, развлечения. | Дети, музыкальный руководитель, педагоги, родители. |
Групповая комната | Самостоятельная музыкальная деятельность. Индивидуальная работа с детьми. | Дети, воспитатель, музыкальный руководитель. |
Комнаты дополнительного образования: 1)«Поющая старина», 2)Комната русского быта. | 1)Занятия кружка «Музыкальная шкатулка». 2)занятия по ознакомлению детей с русским фольклором. | Дети, музыкальный руководитель, педагоги, родители. |
Территория ДОУ | Праздники, развлечения. Музыкально-физкультурные праздники. | Дети, музыкальный руководитель, педагоги, родители. |
Этапы реализации системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ
1-й этап Организационный | Изучение литературы по теме, накопление методического материала, изготовление пособий |
2-й этап Диагностический | Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности разными видами музыкальной деятельности, анкетирование родителей на тему «Музыкальное воспитание в семье». |
3-й этап Практический | Разработка учебного материала с использование ЗСТ: подборка валеологических песенок, пальчиковых и речевых игр, комплекса игрового массажа, артикуляционной гимнастики |
4-й этап Обобщающий | Исследование результатов практической деятельности. |
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных - три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.
Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии следующие здоровьесберегающие технологии: (здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников (ВОЗ))
Валеологические песенки-распевки.
Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (например, из программы «Здравствуй» М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
- Тренировка силы вдоха и выдоха.
- Развитие продолжительности выдоха. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- способствует восстановлению центральной нервной системы;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Артикуляционная гимнастика.
На музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями с помощью артикуляционной гимнастики.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная(взрослый выполняет движения за ребёнком) и активная(ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Игровой массаж.
Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А Уманской, М.Картушиной, А.Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Частота верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Речевые игры.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.
Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
Музыкотерапия
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В.М.Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать
классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Физкультминутки.
Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
Заключение. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Примерные схемы музыкального занятия в подготовительной группе с применением ЗСТ
(общая продолжительность 30 минут)
Пример I
- Вводная ходьба (1 минута)
- Валеологическая песенка-приветствие с самомассажем (2 минуты)
- Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушений осанки (5 минут)
- Активное слушание музыки (3 минуты)
- Артикуляционная гимнастика (1 минута)
- Пение, песенное творчество (в качестве физминутки – пальчиковая игра) (7 минут)
- Пляска, танцевальное творчество (5 минут)
- Речевые и музыкальные игры (4 минуты)
Пример II
- Спокойный вход, музыкально-ритмические упражнения и игры (4 минуты)
- Валеологическая распевка с упражнениями для формирования правильной осанки (2 минуты)
- Слушание музыки с элементами дыхательной гимнастики (5 минут)
- Самомассаж, игровая гимнастика для глаз (2 минуты)
- Пение, песенное творчество, аккомпанирование на музыкальных инструментах (6 минут)
- Игры музыкально-дидактические, музыкальные или подвижные, с использованием звучащих жестов (4 минуты)
- Танцы, танцевальные импровизации (5 минут)
- Элементы пассивной музыкотерапии (2 минуты)
Элементы занятия можно варьировать в зависимости от педагогической ситуации, потребностей детей, главное оставаться во временных рамках занятия.
Содержание программы
Перспективное планирование музыкальных занятий в старшей группе с применением ЗСТ
№ п/п | Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | |
Сентябрь - октябрь | ||||
1 | Активное слушание музыки. | Приучать внимательно слушать музыкальное пр-ние не только сидя на стуле, но и лёжа на ковре с закрытыми глазами; рассматривая иллюстрацию; предварительно прослушав сказку об этом пр-нии; познакомить с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского | – «Листопад» м.Т. Попатенко, сл.Е.Авдиенко ( Синий ПГ/ с.13, или 5/04,с.52 ) – «Листопад» м.Попатенко, сл.Н.Найдёновой (муз.рук. 5/04,с. 52) – «Марш» С. Прокофьева – «Осенняя песнь» П. Чайковского – «Парень с гармошкой» Г. Свиридова – Плетень р.н.п. в обр. Калинникова – «Листопад» м.Т. Попатенко, сл.Е.Авдиенко ( Синий ПГ/ с.13, или 5/04,с.52 ) | |
2 | Музыкально-дидактическая игра. Элементарное музицирование. | Учить различать мажор и минор, используя разноцветные карточки и муз. Инструменты. | ДИ «Мажор или минор?» | |
3 | Пальчиковая игра | Развивать мелкую моторику, сочетать игры для пальцев с речью | – Поросята – Про шенят – 1-2-3-4-5, начинаем мы играть – Дружат в нашей группе – Я здороваюсь везде – Дует ветер | |
4 | Дыхательная гимнастика | Учить вдыхать носом, выдыхать ртом. | Дых. упр. «Ладошки» | |
5 | Артикуляционная гимнастика | Работать над чистотой речи | Знакомство с язычком и его домиком | |
6 | Пение | Распевать чистоговорками по звукам мажорного звукоряда. | – «Капуста» сл.И.Мазнина, муз.Л-Компанеец – «Топ, сапожки» авт.М.Еремеева (музыкальный руководитель 5/05,с.69) – « Осень, в гости просим» авт. М.Еремеева (музыкальный руководитель 5/04, с.68 ) – «Журавушка» м.Е.Зарицкой, сл. А.Вольского (муз.рук. 5/04, с. 54) – «Танец осенних листочков» м.Филлипенко, сл.Е .Макшанцевой (муз.рук. 4/05,с. 33) | |
7 | Музыкально-ритмические движения | Ориентировка в пространстве: учить перестраиваться в круг, двигаться врассыпную. | – Марш м.Ф.Надененко (Музыка и движение / 5-6 лет/ с. 33) – Упражнение для рук с лентами и без ( Музыка и движение / 5-6 лет /с. 51 /п.н.м. обр.В.Иванникова) , (муз.Кишко) – Великаны и гномы (муз. Л-Компанеец) – Хороводный шаг (муз. «Лебёдушка») – Побегаем-попрыгаем муз. С.Соснина (Музыка и движение /5-6 лет/с.37) – Шаг с высоким подъёмом ног и поскоки м. Т.Ломовой (муз. и дв. / 5-6 лет / с.39 ) – Упражнение « Гусеница» – «Большие и маленькие ноги» муз. В.Агафонникова – Ковырялочка (Ливенская полька) | |
8 | Пляски, хороводы | Учить выполнять движения, одновременно чётко исполняя песню. | – Танец «Аннушка» (ч.н.м.) – Шла коза по мостику р.н.п. – Хоровод «Рябинушка» – Танец «Приглашение» – Танец с листьями муз.Филлипенко | |
9 | Музыкальные и подвижные игры | – «После дождя» венгерская н.м. (муз.рук. 5/04, с.47 ) – Плетень р.н.п. обр. Калинникова – «Чей кружок быстрее соберётся» – Игра с бубном у.н.м. «Катерина» – «Золотые ворота» р.н.и. – Комбайнёр | ||
10 | Речевые игры | Развивать координацию речи с движением, развивать речевые навыки, реакцию на смену текста. |
Ноябрь-декабрь
1 | Активное слушание музыки. | Учить дослушивать музыку до конца | «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки» |
2 | МДИ | Учить соотносить характер прослушанного музыкального произведения с карточками-пиктограммами. | МДИ «Гномы» |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | Учить ритмично аккомпаировать на детских шумовых инструментах, побуждать придумывать собственный акк-т | – Тук-тук, молотком – Кружочки ( Выкладывать ритмические цепочки) – Ритмические карточки – Кап-кап – Гусеница (выкладывание имени гусеницы в соответствии с его ритмическим строением) – Весёлые колпачки (задания с колпачками) – «Во кузнице» р.н.п. игра на ложках |
4 | Пальчиковые игры | Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, чёткую дикцию. | – «Улитка» – «Дружат в нашей группе» – «Хвостатый-хитроватый» |
5 | Дыхательная гимнастика | Развивать глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе. | - «Насос», «Кошка» |
6 | Речевая игра | Развивать координацию речи и движений; развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры звучащие жесты, игру на самодельных шумовых инструментах. | «Дождик», «Титатута», «Таря-Маря» |
7 | Артикуляционная гимнастика | Продолжать развивать речевой аппарат | Скороговорки |
8 | Пение | Передавать в пении разное эмоциональное состояние; расширять песенный репертуар; приучать петь в хоре, слушая друг друга. | – «Карнавал у ёлки» автор З.Роот (муз. рук. 6/06, стр.76) – «Снегири на щёчках» автор З.Роот (муз. рук. 6/11, стр.52) – «Дед Мороз» м.В.Шаинский, сл. Я.Харченко – «Пляска с Дедом Морозом» (выставляй скорее ножку) автор И.Марченова (муз. рук. 7/11, стр. 52) – «Фонарики» сл. Н.Вересковой, муз. И.Гуртовой (муз. рук. 6/04, стр. 49) – «Песенка гномов» авт. Е.Шаламонова (муз.рук. 7/07, стр. 41) |
9 | Музыкально-ритмические движения | Развивать муз-ритмическое чувство; овладевать новыми танцевальными движениями.Согласовывать движения в паре. | – Хороводный шаг (на всей ступне) – Торжественное шествие – Лёгкий бег на носках – Боковой галоп – Ходьба вперёд и назад по 4 шага – Плавные руки |
10 | Пляски, хороводы | Развивать способность отображать характер образов в речевых, песенных интонациях, мимике, жестах; развивать быстроту и ловкость в играх. | – «Танец гномов» муз.Е.Шаламонова – «Вальс снежных хлопьев» муз. П.И.Чайковский – Хороводы |
11 | Музыкальные и подвижные игры | Побуждать детей к импровизации, активно принимать участие в подвижных играх | – «Зимушка-зима» – Игра с бубном |
12 | Игровой массаж | Побуждать к активному участию в игрового самомассажа | Массаж головы «Надо голову помыть», «Обезьяна Чи-чи-чи», «Полоски» |
Январь-февраль
1 | Активное слушание музыки. | Учить дослушивать музыку до конца, уметь высказывать своё отношение к прослушанному. | Массаж головы «Надо голову помыть», «Обезьяна Чи-чи-чи», «Полоски» |
2 | МДИ | Развивать звуковысотный и динамический слух. | «Цирковые собачки», «Солнышко и тучка» |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | Учить ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах, побуждать придумывать собственный акк-т | – «Сел комарик» (Л-74) – ритмические нарточки – «По деревьям скок-скок» (Л-90) – «Весёлые повторяшки» (повторять ритм.цеп. из хлопков, щлепков) – «Гусеница» |
4 | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику, сочетать игры для пальцев с речью. | – «Коза и козлёнок» (Л-74) – «Поросята» (Л-4) – «Мы делили апельсин» (Л-59) – «Дружат в нашей группе» (Л-22) – «Зайка» (Л-42) – «Шарик» (Л-83, ср.гр.) – «Мы капусту рубим» – «Дети ёлку наряжали» |
5 | Дыхательная гимнастика | Развивать носовое дыхание. | - «Кошка», «Ветерок» |
6 | Речевая игра | Развивать чувство ритма, учить слушать пульсацию. | - Тюшки, тютюшки» |
7 | Артикуляционная гимнастика | Развивать артикуляционный аппарат. | - Скороговорки, проговаривание слогов |
8 | Пение | Продолжать формировать вокальные навыки. Учить слышать друг друга, допевать окончания слов, начинать и заканчивать пение своевременно. | – «От носика до хвостика» (м.Парцхаладзе /Пр-42) – «К нам гости пришли» (м.Ан.Александрова, сл.М.Ивенсен) – «Будем в армии служить» (м. Ю.Чичкова, сл. В.Малкова) – Частушки – «Трёхцветный мой флажок» (авт. Н.Орлова/ Муз.рук. 4/09, стр.58) – «Квашня» (р.н.п.) – «Русская изба» (авт.З.Роот) – Весенние заклички – «Посадили мы горох» (м.Е.Туманян, сл. Л.Дымовой, 1/05, с.51) – «Сказка, приходи» (авт. Е Соколова, 5/04, с.32) – Песня о маме |
9 | Музыкально-ритмические движения | Добиваться чёткости и синхронности выполнения движений. Своевременно менять движение после смены характера музыки. Поскоки и бег выполнять легко и бесшумно. | – «Марш» (м.И.Кишко / Приложение с.53 / 5-6 лет с.25) – «Мячики» (Па-де-труа м.Чайковского / 5-6 лет, с.35) – «Шаг и поскок» (м. Т.Ломовой / Приложение с.58) – упражнение «Весёлые ножки» (латв.нар.мел. / Приложение с.59) – Ковырялочка (ливенская полька / Пр-23) – Приставной (нем.нар.мел. / Пр-41) – «Побегаем-попрыгаем» (м.С.Соснина) – «Ветер и ветерок» (Бетховен / 6-7, с.64) – Притопы (финн.нар.мел / Пр-50 /или р.н.м. «Из-под дуба») – «Кто лучше скачет?» (м. Т.Ломовой / 5-6 лет, с.41) – упр. Полуприсед с выставлением ноги на пятку – Спокойная ходьба (м.Т.Ломовой) – Переменный шаг (р.н.м. «Петушок») |
10 | Пляски, хороводы | Своевременно начинать и заканчивать движение. Согласовывать движение в паре. | –Парная (чеш.нар.мел / Пр-57 /5-6 лет, с.158) – Свободная творческая пляска (р.н.м. «Полянка» – «Пошла коза по мостику» (пляска-приглашение р.н.п.) – Весёлый танец (Пр-27) –Озорная полька – «Потанцуй со мной, дружок» (обр. И.Арсеева, англ.нар.мел) |
11 | Музыкальные и подвижные игры | Побуждать детей к импровизации, активно принимать участие в подвижных играх | – «Кот и мыши» – «Займи место» (Пр-34) – «Ловишки» (м.Й.Гайдна /Пр-25) – «Что нам нравится зимой» (м.Е.Тиличеевой / Пр-62) – «Игра со снежками» – «Чей кружок быстрее соберётся» (5-6 лет, с.81) |
12 | Игровой массаж | Побуждать к активному участию в игрового самомассажа | Массаж головы «Надо голову помыть», «Обезьяна Чи-чи-чи», «Полоски» |
Март-апрель
1 | Активное слушание музыки. | – Развивать у детей интерес к музыке; – Побуждать к оценочным суждениям; – Различать содержание, характер музыки; – Учить различать части произведения. | – Вальс (Чайковский) – Баба яга (Чайковский) – Игра в лошадки (Чайковский) – Зима прошла (м.Н.Метлова, л.М.Клоковой /В-2,с.13) – На слонах в Индии (м.Е.Гедике) – Слон (С-Санс) – Аквариум |
2 | МДИ | Развивать звуковысотный слух, закреплять знание о трёх основных жанрах музыки. | «Цирковые собачки», «Три жанра», «Эхо». |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | – Поддерживать у детей интерес к музицированию; – Развивать представление о звуках; – Учить согласованной игре в оркестре. | – Жучок – Мишки – ритмические цепочки – По деревьям скок-скок (с.90) – ритмические карточки – Лиса – «Светит месяц» – оркест |
4 | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику рук | – Семья – Мы делили апельсин (с.59) – Кулачки (с.90) – Вышла кошечка (с.122) |
5 | Дыхательная гимнастика | Учить делать короткий вдох и продолжительный выдох | - «Коровы» - «Насосы» |
6 | Речевая игра | Развивать координацию речи и движений; развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры звучащие жесты, игру на самодельных шумовых инструментах. | «Дождик», «Титатута», «Таря-Маря» |
7 | Артикуляционная гимнастика | Способствовать развитию артикуляционного аппарата | Потешки, скороговорки |
8 | Пение | – Расширять песенный репертуар; – Приучать петь в хоре, слушая друг друга; – Развивать представления о смене времён года. | – Кончается зима (м.Т.Попатенко /Пр.72 / тетрадь, с.13) – Скворушка (Ю.Слонов / Пр.90) – Песенка про солнышко (с. Т.Волгиной, м. А.Филлипенко / 2-06, с.62 ) – Апрель пришёл (авт. Л.Сашина / 2-10, с.59) о весне, радости – по иллюстрациям узнать знакомые песни – Марш юных космонавтов (сл.В.Антоновой, м.Т.Шутенко / 2-09, с.16) – Моя Россия (Г.Струве) – Вовин барабан (В.Герчик / Пр.88) |
9 | Музыкально-ритмические движения | – Развивать муз-ритмическое чувство; – Точно выполнять смену движений в упражнениях; – Продолжать учить различать двухчастную форму; – Учить двигаться парами, тройками, четвёрками; – Развивать коммуникабельность; – Передавать в движениях смену настроения двухчастных произведений. | – Пружинящий шаг и бег (м.Е.Тиличеевой/ Пр.71) – Передача платочка (м.Т.Ломовой /Пр.75 / 5-6, с. 74) – Отойди-подойди (ч.н.м. /Пр.78) – Упражнение для рук (шв. н.м. / Пр.80 / п.н.м. 5-6 лет, с. 51 – Ах ты, берёза (р.н.м. /Пр.81) по очереди педагог, дети – Разрешите пригласить (р.н.м. «Ах ты, берёза» / Пр.81) – Кто лучше скачет (Т.Ломова / 5-6, с.41) – Марш (парами, тройками, четвёрками) – Побегаем (м.К.Вебера /Пр.67) по очереди М, Д – Отойди-подойди (ч.н.м. / Пр.78) – После дождя (венг.н.м ) – Три притопа (Ан.Александров / Пр. 92) ходьба-хлопки, ходьба-притопы – Цирковые лошадки (В.Витлин / 5-6, с.43) |
10 | Пляски, хороводы | – Развивать интерес к танцевальному творчеству; – Предлагать придумывать танцы из 3-4х движений; – Учить передавать ритм в движении; – Закреплять представления о танцевальных жанрах (вальс, полька, хоровод) | – Дружные тройки. Полька. (И.Штраус / Пр.77) – танец друзей – «Ну и до свидания» полька И.Штрауса(Пр.91) – Хоровод «Светит месяц» (Пр.85) – Переходный вальс (тетрадь, с.26) – Р.н.п. «Пошла коза по мостику» – Весенний вальс (2-04, с.28) на 4 мальчика и 8 девочек – Горошина |
11 | Музыкальные и подвижные игры | – Развивать быстроту и ловкость в играх; – Развивать воображении. | – Найди себе пару (л.н.м. / Пр.79) – Ловишки – «Сапожник» (п.н.п. / Пр.84) – Марома (р.н.и.) – Космонавты – Ручеёк – Птицы в гнёзда (Са-фи-дансе , с. 93) – Мы весну зовём (1/12, с.11) – Скворушки (сл. Э.Макшанцевой, м А,Филлипенко / 2-06, с.59) – Прыгай и замри (анг.н.п., обр. О.Комарницкого /1-05, с.67) – игра с бубном |
12 | Игровой массаж | Побуждать к активному участию в игрового самомассажа | Массаж головы «Надо голову помыть», «Обезьяна Чи-чи-чи», «Полоски» |
Май-июнь
1 | Активное слушание музыки. | – Продолжить знакомство с творчеством П.И.Чайковского; – Побуждать к оценочным суждениям; – Различать содержание, характер, строение музыки. | – Вальс (м.П.Чайковский ) – Утки идут на речку (м.Д,Львова-Компанейца /Пр-102) – игра в лошадки (П.Чайковский) – Неаполитанская песенка (Чайковский) – Лисичка поранила лапу (м.В.Гаврилина /Пр-109) – Кукушка (м.С-Санс) |
2 | МДИ | – Развивать звуковысотный слух, закреплять знание о трёх основных жанрах музыки. | «Цирковые собачки», «Три жанра», «Эхо». |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | – Развивать ритмическое чувство; – Развивать ассоциативное мышление (ритмические карточки) | – маленькая Юленька (Л-137) – ритмические карточки – Две гусеницы разговаривают (м.Д.Жученко / Пр-94) – Федосья (Л-150) |
4 | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику, согласовывать текст и движение. | – Цветок (Л-137) – Коза и козлёнок – поросята – Мы делили апельсин (Л-59) – Дружат в нашей группе (Л-22) – Крючочки (Л-150) – Загадки-пантомимы (отгадать по движениям рук игру) |
5 | Дыхательная гимнастика | Развивать носовое дыхание. | - «Кошка», «Ветерок» |
6 | Речевая игра | Развивать чувство ритма, учить слушать пульсацию. | - Тюшки, тютюшки» |
7 | Артикуляционная гимнастика | Артикуляционная гимнастика | Способствовать развитию артикуляционного аппарата |
8 | Пение | – Расширять песенный репертуар; – Приучать петь в хоре, слушая друг друга; – Развивать представления о смене времён года. | – я умею рисовать ()м.Л.Абелян / Пр-99) – Динь-динь (нем.н.п. (Пр-83) – Скворушка (м.Ю.Слонова / Пр-90) – Кукушка и лягушка (авт.Л.Олифировой / тетр, 4-04) – Что такое лето (авт. М.Еремеева / 4-09, с.54) – Песенка про солнышко (с.Т.Волгиной, м.А.Попатенко / 2-06, с.62) – Концерт (пение знакомых песен) – Весёлые путешественники (м.М.Старокадомского / Пр-111) – У матушки было 4 детей (нем.н.п. /Пр-88) |
9 | Музыкально-ритмические движения | – Учить различать двухчастную форму; –Учить менять характер выполнения движений в зависимости от особенностей музыки; – Стараться ритмично выполнять такие упражнения, как ковырялочка, приставной шаг, притопы; –Выполнять движения с предметами (обруч, флажки); | – Спортивный марш (м.В.Золотарёва / Пр-100) – Упражнение с обручем (лат.н.м. / Пр-96) – Ходьба и поскоки. Мальчики и девочки (англ.н.м. /Пр-105) – Петушок (Пр-107) – после дождя (венг.н.м. /Пр-106) – Три притопа (м.Ан.Александрова / Пр-92) – Смелый наездник (м.Р.Шумана) – Великаны и гномы – Попрыгунчики (Л-150) – Аист (Л-44) – Кружение. Вертушки (у.н.м. /Пр-36) – Приставной шаг – Ковырялочка – Отойди-подойди (чеш.н.м. /Пр78) |
10 | Пляски, хороводы | – Развивать интерес к танцевальному творчеству; – Учить передавать в движении настроение музыки; – Закреплять представления о танцевальных жанрах (вальс, полька, хоровод) | – Весёлые дети (лит.н.м. /Пр-101) – Земелюшка-чернозём – Кошачий танец (Пр-39) – Приглашение – Ну и до свидания (полька И.Штрауса / Пр-91) |
11 | Музыкальные и подвижные игры | – Развивать быстроту и ловкость в играх; – Развивать воображении. | – игра с бубном (м.М.Красева /Пр-104) – Горошина (м.В.Карасёвой /Пр-97) – Перепёлка (чеш.н.п. /Пр-108) – Весёлый танец (евр.н.м. /Пр-27) – Ловишки (Пр-25) – Кот и мыши (Л-149) – Сапожник (пол.н.м. / Пр-84) – Займи место (р.н.м /Пр-34) – После дождя (5-04, с.47) |
12 | Игровой массаж | Побуждать к активному участию в игрового самомассажа | Массаж головы «Надо голову помыть», «Обезьяна Чи-чи-чи», «Полоски» |
Перспективное планирование музыкальных занятий в подготовительной к школе группе с применением ЗСТ
№ п/п | Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
1 | Активное слушание музыки. | – Формировать эмоциональную отзывчивость; – Развивать способность словами выражать своё отношение к музыке; – Знакомить с новыми музыкальными терминами; – Побуждать передавать характер музыки в движении. | – «Детская полька» М.Глинка – Марш Черномора М.Глинка – «Осенняя песнь» П.Чайкоский – Осень А.Вивальди – «Маленький негритёнок» К.Дебюсси – «Мама» П.Чайковский (Детский альбом) – «Листопад» м.Попатенко, сл.Авдиенко (Синий ПГ/с.13, или 5/04,с.52) |
2 | МДИ | Познакомить со звуками гаммы | – «Клавиатура» |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | – Развивать звуковысотный ритмический слух; – Углублять представлении о свойствах звука; – Выкладывать на фланелеграфе римические рисунки и прохлопывать их. | – Таря-Маря – Кто взял ключи от буфета? – Игра с флажком – Ритмические цепочки |
4 | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику рук | – Варим суп – Мы капусту рубим – Дует ветер – Поросята – Мой зонтик |
5 | Дыхательная гимнастика | Тренировать делать активный вдох – пассивный выдох | – Обними себя |
6 | Речевая игра | Координировать речь и движение. | – Шкатулка – Тарам-шурум-бурум |
7 | Артикуляционная гимнастика | Развивать артикуляционный аппарат | – Зоологическая сказка |
8 | Пение | – Учить петь выразительно без напряжения, беря дыхание между фразами; – Учить чисто интонировать, – Петь в разных темпах, с сопровождением и без; – Придумывать простейшие попевки. | – Жили у бабуси у.н.п. – Весёлая улица м.С.Соснина, сл. К.Ибряева (муз.рук. 2/04,с. 66) – Сарафан надела осень м.Попатенко, сл.Черницкой –Дождик обиделся м.Л-Компагнеец, сл. М.Пляцковский – Листопад м.Попатенко, сл.Н.Найдёновой (муз.рук. 5/04, с.52) – По грибы авт. Л.Абелян (тетр.с. 43) |
9 | Музыкально-ритмические движения | – Учить двигаться в соответствии с динамикой, темпом, регистром музыки; – Передавать характер музыки в движении; – Совершенствовать танцевальные движения: притопы и подскок, боковой галоп и кружение на подскоке и топотушкой, ковырялочка, присядка, шаг с припаданием, переменный шаг и др; | – Марш охотников м.М.Робера (сб. Музыка и движение/ 5-6 лет/ с.27) – Противоход (двигаться хороводным либо боковым галопом) – Хороводный – топотушка р.н.п. «Я на горку шла» – Мельница м.Ломовой (сб. «Музыка и движение»/ 6-7/ с.66) – Шаги вперёд-назад с поклоном – Поскоки |
10 | Пляски, хороводы | – Активизировать танцевальное творчество; – Побуждать придумывать движении в свободной пляске; – Развивать умение передавать в движении игровые образы; – побуждать придумывать ритмические движения на тексты диалогов. | – Танец с листьями муз. Е Горбачёвой (муз.рук. 8/08, с.72) – Барбарики – Добрый день, дружок – Грибы и дети |
11 | Музыкальные и подвижные игры | – Развивать творческие способности, фантазию; – Учить двигаться в соответствии с характером музыки, темпом, динамикой; – Развивать способность к взаимодействию с другими персонажами игры, сценки; – Развивать активность, быстроту реакции. | – Осень спросим.Дождик. м.Т.Ломовой (сб.Музыка и движение/ 5-6/ с.85) – Плетень обр.Калинникова – Бери флажок венг.н.м., обр. В.Метлова (Музыка и движение/6-7/с.165) – Плетень обр.С.Бодренкова (Музыка и движение/6-7/с. 127) – Узнай по голосу муз.В.Ребикова (Музыка и движение/ 6-7/ с.172) |
12 | Игровой массаж | Воздействовать на биоактивные точки рук | Массаж для пальчиков рук |
Ноябрь – декабрь
1 | Активное слушание музыки. | – Прививать любовь к музыке; – Углублять представление о первичных жанрах; – Расширять музыкальные горизонты (слушать музыку других стилей); – Овладевать музыкальными терминами; – Знакомить с инструментами симфонического оркестра; – Расширять представление о выразительных свойствах музыки (способность передавать настроение, образы). | – Гимн России – Нянина сказка – Баба Яга |
2 | МДИ | – «Подбери картинку» | |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | – Развивать звуковысотный, ритмический слух; – Углублять представлении о свойствах звука; – Выкладывать на фланелеграфе римические рисунки и прохлопывать их. | – Ритмические цепочки – Прохлопывание имени и фамилии – Полли |
4 | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику, координировать речь и движение. | – Хвостатый-хитроватый – Поросята – Мама-мама – Дружат в нашей группе |
5 | Дыхательная гимнастика | Делать глубокий вдох/2 коротких выдоха/1 долгий выдох | – Надуй шарик - Жуки |
6 | Речевая игра | Координировать речь и движение. Аккомпанировать при помощи шумового оркестра | - Кухонный оркестр - Матрёшка и Петрушка |
7 | Артикуляционная гимнастика | Развивать артикуляционный аппарат | Скороговорки, потешки |
8 | Пение | – Учить петь беря дыхание между фразами; – Знакомить со строением песни (запев-припев/ вст-проигр-оконч); – Петь в разных темпах, с сопровождением и без; – Придумывать простейшие попевки; – Определять направление движения мелодии. | – Небо синее – Андрей-воробей – Что нам осень принесёт(эхо) – «Новогодние чудеса» (Ах, как это здорово)авт.Самохвалова (муз.рук. 7/11, стр.54) – Р.н.п. «Солдатушки» – «Хорошо, что снег» м. А.Островского, сл.З.Петровой – «Каравай» – «Новогодний перепляс» м.С.Соснина, сл.П.Синявского (муз.рук. 6/07, стр. 71) – «Баба Яга» |
9 | Музыкально-ритмические движения | –Развивать лёгкость, пластичность, выразительность в движении; – Совершенствовать технику исполнения ранее выученных танцев; – Поддерживать интерес к танцам через появление в репертуаре особо любимых танцев. | – Упражнение с лентой (муз.И.Кишко / Приложение-55) –Поскоки и энергичная ходьба (муз.Ф.Шуберта / Приложение-56) – Змейка – Поскоки с остановками (Дворжак - Юмореска) – Плавные руки («Мельница» муз.Т,Ломовой / 6-7 лет, стр.66) – Шаг с акцентом и лёгкий бег (венг.н.м.) – Марш – Боковой галоп (Экосез, муз.А.Жилина / 6-7 лет, стр.56) – Прыжки и ходьба (м.Е.Тиличеева / Приложение-67) – упражнение «Нежные руки» («Адажио» муз. Д.Штельбейта / Приложение-69) – Побегаем-попрыгаем (муз.Ю.Соснина) – Прямой галоп (муз.Т.Богинич / тетрадь) |
10 | Пляски, хороводы | – Поддерживать интерес к танцевальному творчеству; – Побуждать придумывать движении в свободной пляске; –учить двигаться свободно приплясывая в народных играх; – побуждать придумывать ритмические движения на тексты диалогов. | – Танец звёздочек м. Е.Горбачёвой (муз.рук.8/08, стр.72) – Перепляс м.С.Соснина (муз.рук 6/07,стр.71) – Танец Цветов |
11 | Музыкальные и подвижные игры | – Развивать творческие способности, фантазию, применяя творческие задания; – Развивать способность к взаимодействию с другими персонажами игры, сценки; – Развивать способность ориентироваться в пространстве. | – Зимушка-зима – Баба Яга – Кострома – Подушечка |
12 | Игровой массаж | Разучить игровой массаж для тела | Весёлые медвежата |
Январь – февраль
1 | Активное слушание музыки. | – Воспитывать устойчивый интерес к музыке; – Углублять представление о жанрах; – Слушать музыку других стилей; – Продолжать знакомиться с музыкальными терминами; – Знакомить с инструментами симфонического оркестра; – Расширять представление о выразительных свойствах музыки (способность передавать настроение, образы). | – Рассвет на Москва-реке (М.МУсоргский) – Ночь на лысой горе (М.Мусоргский) – Пудель и птичка (Ф.Лемарк / Приложение-62) – Флейта и контрабас (Г.Фрид / Приложение-68) – Болтунья (В.Волков) |
2 | МДИ | Развивать музыкальную память: узнавать на слух пр-ние и подбирать к нему картинку. | – «Музыкальный магазин» |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | – Развивать звуковысотный, ритмический слух; – Углублять представлении о свойствах звука; – Выкладывать на фланелеграфе римические рисунки и прохлопывать их. | – Ритмические цепочки – Загадка – С барабаном ходит ёжик (декабрь, занятие 5) – Две гусеницы (двухголосие) – Изучаем длительности – Ритмические картинки (соотношение ритма с нотами) – Ритмическое эхо |
4 | Пальчиковые игры | Продолжать развивать мелкую моторику рук. | – Утро настало (конспект-79) – Гномы (конспект-61) – Мама (конспект-7) – Замок-чудак (клнспект-43) – В гости (конспект-25) – Мостик (конспект-97) – Дети ёлку украшали (М.Картушина, стр.83) |
5 | Дыхательная гимнастика | Учить делать глубокий вдох через нос | – «Жуки», «Лётчик и самолёты», «Насосы» |
6 | Речевая игра | Координировать речь и движение. Аккомпанировать при помощи шумового оркестра | - Кухонный оркестр - Матрёшка и Петрушка |
7 | Артикуляционная гимнастика | Активизировать артикуляционый аппарат | Скороговорки |
8 | Пение | – Учить петь беря дыхание между фразами; – Знакомить со строением песни ; – Петь в разных темпах, с сопровождением и без; – Придумывать простейшие попевки; – Определять направление движения мелодии. | – Колядки (Уродилась Коляда/ Ой, спасибо / Полно нам тут колядовати) – Русская изба (авт. З.Роот / тетрадь) – Бравые солдаты (сл.Т.Волгиной, муз.А.Филлипенко) – Белый, синий, красный (авт. С.Смирнова / 3-10, стр.35) – Мой пёс (м.Габичвадзе, сл.Джалиля / тетрадь) – Добрый жук (м.А.Спадавекиа, сл.Е.Шварц, 3-10, стр.35) – Переполох (Корец) – Самая-самая (Корец) – Песня о маме (авт.М.Еремеева) |
9 | Музыкально-ритмические движения | –Развивать лёгкость, пластичность, выразительность в движении; – Закреплять ранее выученные движения; – Поддерживать интерес к танцам; | – Упражнение с лентой (муз.И.Кишко / Приложение-55) –Поскоки и энергичная ходьба (муз.Ф.Шуберта / Приложение-56) – Змейка – Поскоки с остановками (Дворжак - Юмореска) – Плавные руки («Мельница» муз.Т,Ломовой / 6-7 лет, стр.66) – Шаг с акцентом и лёгкий бег (венг.н.м.) – Марш – Боковой галоп (Экосез, муз.А.Жилина / 6-7 лет, стр.56) – Прыжки и ходьба (м.Е.Тиличеева / Приложение-67) – упражнение «Нежные руки» («Адажио» муз. Д.Штельбейта / Приложение-69) – Побегаем-попрыгаем (муз.Ю.Соснина) – Прямой галоп (муз.Т.Богинич / тетрадь) |
10 | Пляски, хороводы | – Воспитывать потребность к танцевальному творчеству; – Развивать творческое начало, способность к импровизации; – Двигаться свободно; | – Танец в парах (лат.н.м. / Приложение-59) – Сапожник и клиенты (Приложение-64) – Полька с хдопками (лит.н.м., обр. Т.Ломовой / 5-6 лет, стр.168) – Танец цветов (П.Чайковский) – Танец богатырей – Танец с мамами – Добрый жук (м.А.Спадавекиа / 6-11, с.11) |
11 | Музыкальные и подвижные игры | – Двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно начиная движение; – Развивать способность к взаимодействию с другими персонажами игры, сценки; – Развивать способность ориентироваться в пространстве. | – Что нам нравится зимой (Приложение-старшая группа, стр.63) – Жмурка – В Авиньоне на мосту – Лётчики, на аэродром. – На палубе – Подушечка – Барашеньки – Ёлочки-пенёчки – Ручеёк – Замри на месте (Юдина, стр.50) |
12 | Игровой массаж | Побуждать к активному участию в игрового самомассажа | Массаж головы «Надо голову помыть», «Обезьяна Чи-чи-чи», «Полоски» |
Март – апрель
1 | Активное слушание музыки. | – Слушать разнохарактерную музыку; – Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; – Развивать музыкальное мышление. | – песня «Заинька ушастый» – Песнь жаворонка (Чайковский) – Три чуда (Н,А,Р-Корсаков) – Марш Черномора (М.Глинка) – песни войны (Прощание славянки, Катюша, Вставай страна огромная, Баллада о солдате) – Гром и дождь (м. Т.Чудовой / Пр-101) |
2 | МДИ | Способствовать развитию чувства ритма | – «Определи по ритму» |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | – Развивать ритмический слух; – Учить при помощи предметов передавать ритмический рисунок (палочки) – Самостоятельно выкладывать на фланелеграфе римические | – Комар (Л-114) – Гусенички – игра с флажками – сделай так (простучать ритм.рис. палочкой флажка / Л-120) – ворота (Л-135) – солнечный зайчик (м.В.Голикива / Пр-103) – Дирижёр (по показу дирижёра играть громко-тихо) |
4 | Пальчиковые игры | – Варим суп – Мы капусту рубим – Дует ветер – Поросята – Мой зонтик | |
5 | Дыхательная гимнастика | Учиться дышать ритмично, спокойно. | – Упражнение «Большой маятник», вдох-выдох с поворотом головы вправо-влево |
6 | Речевая игра | Активизировать речевой аппарат | - Фома - Пчёлы водят хоровод |
7 | Артикуляционная гимнастика | Активизировать речевой аппарат | Скороговорки |
8 | Пение | – Учить петь спокойным голосом, без напряжения; – Петь в разных темпах, с сопровождением и без; – Придумывать простейшие попевки; – Определять направление движения мелодии. | – Ракеты (м.Ю.Чичкова, сл.Я.Серпина / П-1, с.188) – Идёт весна (м. В.Герчик / Пр-82) – Веснушки (СОЛО) – Моя Россия (м.Г.Струве) – Все мы моряки (м.Л.Лядовой, сл.М.Садовского) – С дедом на парад (авт. Л.Олифирова / 2-12) – Детский сад (ст. «Дельфин») |
9 | Музыкально-ритмические движения | –Учить двигаться произвольно; – Развивать умение ориентироваться в пространстве; – Учить менять движение в соответствии со сменой характера музыки; – Учить слышать смену частей. | – Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба («Весёлая прогулка» м.М.Чулаки /Пр-79) – упр.»Бабочки» (Ноктюрн, м.Чайковского) – Марш с флажком (м.Т.Ломовой / 6-7, с.33) – Ходьба с остановкой на шаге (венг.н.м. / Пр-85) – Побегаем-попрыгаем (м.Соснина / 5-6, с. 37) – Плавные руки (п.н.м. обр.В.Иванникова /5-6, с.52) – Бег с закидыванием ног назад –Топотушка с поворотом – Марш-парад (м.В.Сорокина) марш с остановками, перестроением (Л-128) – Упр/рук «Дождик» (м.Н.Любарского, Пр-93) – Поскоки и прыжки (м.И.Саца / Пр-99) – Ковырялочка – змейка – тройной шаг (р.н.м. «Петушок» / 5-6, с.59) |
10 | Пляски, хороводы | – Учить ориентироваться в пространстве; – Развивать двигательную память, чувство ритма; – Развивать творческое воображение; – Передавать в танце характер музыки. | – танец «Звёздочки» – марш Радецкого – танец «Чайка» – полька с поворотами (м.Ю.Чичкова) – танец с хлопками (кар.н.м., обр. Т.Ломовой / 6-7, с. 194) – сапожник и клиенты (Пр-64, Л-129) |
11 | Музыкальные и подвижные игры | – Развивать способность к взаимодействию с другими персонажами игры, сценки; – Развивать способность к творческим проявлениям. – Учить ориентироваться в пространстве; – Развивать внимание и память; – Развивать свободу самовыражения. | – Космонавты – Кострома – Будь ловким (м.Н.Ладухина / 5-6, с. 103) – Заря-заряница – игра с бубном – Бездомный зая (Л-127) – Звероловы и звери (м.Е.Тиличеевой) – Узнай по голосу (м.В.Ребикова / 6-7, с.172) |
12 | Игровой массаж | Выполнять постукивающие и поглаживающие движения тела. | - Массаж спины «Дождик», массаж тела «Грибной дождь» |
Май – июнь
1 | Активное слушание музыки. | – Слушать разнохарактерную музыку; – Продолжать знакомит с творчеством Н.А. Римского-Корсакого; – Развивать музыкальное мышление. | – Королевский марш львов (С-Санс) – Лягушки (м. Ю.Слонова / Пр-110) – Гром и дождь (м.Т.Чудовой /Пр-101) – Лунный свет (м.К.Дебюсси) – Сонный котёнок (м.Б.Бертлина / Пр-121) – Полёт шмеля (Р-Корсаков) |
2 | МДИ | Развивать музыкальный слух, память. | - «Назови композитора» |
3 | Элементарное музицирование, развитие чувства ритма | – Развивать ритмический слух; – Чётко произносить текст в ритморечевых играх; – Самостоятельно придумывать и выкладывать ритмические рисунки; – Учить точно повторять за педагогом ритмические рисунки (хлопками, шлепками). | – Что у кого внутри (Л-152) – Оркестр (полька «Трик-трак» м.Штрауса) – Кто взял ключи от буфета? – Аты-баты – Дирижёр (Л-165) – Семейка огурцов (Л-168) – Эхо (Л-181) |
4 | Пальчиковые игры | – Пять поросят (Л-152) – Паучок (Л-169) – Паук (Л-115) – Если б я был (Пр-124) – Мама (Л-7) – Замок-чудак (Л-25) | |
5 | Дыхательная гимнастика | Учить делать глубокий вдох через нос | – «Жуки», «Лётчик и самолёты», «Насосы» |
6 | Речевая игра | Координировать речь и движение. Аккомпанировать при помощи шумового оркестра | - Кухонный оркестр - Матрёшка и Петрушка |
7 | Артикуляционная гимнастика | Активизировать артикуляционый аппарат | Скороговорки |
8 | Пение | – Петь песни не форсируя звук; – Учить петь разными составами (соло, квартет, хор); – Определять направление движения мелодии; – Учить петь по руке; – В пении передавать характер песни. | – Муравей (расп/Л-178) – О ленивом червячке (расп/Пр-122) – Лень (расп/Л-172) – В Лесу (расп /Л-170) – Музыкальный динозавр (Л-162) – Зайчик (расп / Л-153) – Солнечный зайчик (м.В.Голикова /Пр-103) – Доловязый журавель (р.н.п./Пр-91) – песенка о светофоре (м.Н.Петровой /Пр-97) – Песня волшебных красок (авт.Л,Олифирова /4-05, с. 21 / тетр. длинная) – песня Лени (м.Л.Сидельникова, сл.З.Петровой /тетр) – Мы хотим вам сказать (авт.М.Еремеева / 4-10, с.46) – Уплывает наш кораблик (авт. Л.Олифтрова / ксерокопия) – Некогда лениться (авт.В.Шестакова / ксерокопия) |
9 | Музыкально-ритмические движения | –Учить свободно передвигаться по залу; – Развивать умение ориентироваться в пространстве; – Учить менять движение в соответствии со сменой характера музыки; – Учить слышать смену частей; – Выполнять движения с предметами (мяч); – Движения выполнять ритмично. | – Цирковые лошадки (м.М.Красева / Пр-102) – Спокойная ходьба и прыжки (м.А.Моцарта / Пр-106) – Шаг с поскоком (м. С.Шнайдер/ Пр-109) – Шагают аисты (марш Т.Шаутенко /Пр-111) – Осторожный шаг и прыжки (м.Е.Тиличеевой /Пр-92) – упражнение для рук «Дождик» (м.НЛюбарского /Пр-93) – Волшебные руки (м.Дебюсси «Лунный свет») – Передача мяча (м.Ю.Соснина /Пр-119) |
10 | Пляски, хороводы | – Учить ориентироваться в пространстве; – Учить ритмично выполнять движения; – Точно выполнять перестроения (марш Радецкого); – Передавать в танце характер музыки. | – Марш Радецкого – Барбарики – танец «Чайка» – Кадриль «Ромашка» – Полька «Чебурашка» (м.В.Шаинского /Пр-107) – Сапожники и клиенты (пол.н.м. / 64) – Весело танцуем вместе (нем.н.п./ Пр-118) |
11 | Музыкальные и подвижные игры | – Учить действовать в коллективе; – Учить ориентироваться в пространстве; – Развивать внимание (игра «Зеркало»); | – Зоркие глаза (м.М.Глинки/ Пр-107) – Лягушки и аисты (м.В.Витлина /Пр-114) – Звероловы и звери (м.Е.Тиличеевой/ Пр-98) – Танцуй как я (Пр-123) – Зеркало (м.Б.Бартока /Пр-28) – игра с бубном |
12 | Игровой массаж | Проводить самомассаж в игровой форме | - массаж рук «Муравьишка», массаж тела «Лягушата» |
Описательная характеристика уровня освоения программы
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей;
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- Повышение уровня речевого развития;
- Повышение работоспособности.
Используемая литература:
- Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками. / Т.Э.Тютюнникова.– С-Пбр, 2003.
- Т.Э.Тютюнникова, А.И.Буренина. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - С-Пбр, «2012»
- Л.В.Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие / Л.В.Гаврючина. – М.: Сфера, 2008.
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / авт.-сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Коримфей», 2009.
- М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим / М.Ю.Картушина. – Сфера, 2004.
- М.Ю.Картушина. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю.Картушина. – М.: Сфера, 2007.
- М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. – М.: Сфера, 2004.
- Интернетресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 5 - 6 летнего возраста Срок реализации программы – 2 года. Содержит перспективное планирование коррекционно работы с детьми 2 и 3 уровня недоразвития речи. Отражена р...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старших и подготовительных логопедических группах для детей с ФФНР
Рабочая праграмма...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с ОНР
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты) , содержательный раздел (соде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа логопедического сопровождения по преодолению тяжелых нарушений речи в старшей группе (5-6 лет)...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2019-2021 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей С ОНР на 2019-2021 уебный год....