Наши помошники-органы чувств.
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_pomoshniki-organy_chuvstv.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Наши помощники - органы чувств»
Цель: формировать у детей умение осознанно относиться к соблюдению культурно-гигиенических требований; формировать представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.
Задачи: Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека. Учить делать простейшие выводы.
Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.
Воспитывать бережное отношение своему здоровью.
Оборудование: иллюстрация человека, фломастеры, схема «Органы чувств», повязка на глаза, колокольчик, бумага, стакан с водой, пустой стакан; 3 одинаковые коробочки с отверстиями, в которых находятся: апельсиновая корка, долька чеснока, ватка, смоченная духами;4 прозрачных стакана с водой разного вкусов: сладкая, солёная, кислая и простая; «волшебная шкатулочка», в которой лежат кусок ваты, камешек, резиновый мячик, клубок шерстяных ниток и т. п.
Предварительная работа:
Беседы из серии «Знакомимся со своим телом», образовательная ситуация «Зачем человеку нос», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация)
Словесные (художественное слово, беседа)
Игровые (дидактическая игра, сюрпризный момент)
Практические (занимательные упражнения, гимнастика, опыты).
Ход занятия
Круг радости «Здравствуй, день!»
-Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наше занятие с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте» (слова В.Кострова, музыка Л.Квинт).Здравствуй, день, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, мир, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек!
Когда люди здороваются, что они желают друг другу?(Здоровья, здравствуйте)
-Ребята, что самое главное для человека? (Здоровье)
Ребята, к нам сегодня в детский сад прислали посылку от веселого художника.
(Показывает рисунки людей)
Воспитатель (В): Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?
Дети: Художник не нарисовал мальчику глаза, девочке рот, женщине нос и ладони.
Воспитатель: Правильно, художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека.
Воспитатель: А как можно назвать все эти органы одним словом? И почему они так называются?
Дети: Все эти органы называют органами чувств. Так их назвали потому, что все эти органы помогают нам чувствовать.
В: Давайте поможем им вернуть органы чувств? Вы согласны?
Для того, чтобы подробнее познакомиться этими органами мы с вами отправимся в учебную лабораторию. Вы хотите стать учеными? А кто такие ученые? Если вы справитесь со всеми заданиями – вас ждет сюрприз!
Давайте с вами превратимся в ученых! Одевайте халаты!
Садятся на стулья возле первой лаборатории.
В: Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств самый главный?
Дети высказывают свои предположения, называя в т. ч. главным органом глаза.
В: Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз.
Вот мы с вами в первой лаборатории.
Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
- Как назвать по – научному? (орган зрения)
Опыт №1: Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза. Закройте глаза. (Показываю куклу)
-Что я сделала? (незнаем)
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю куклу)
Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.
Вывод: Глаза умеют видеть.
- Как называется фигура? (Круг, квадрат)
Вывод: Глаза умеют определять форму. - Какого цвета круг? Квадрат?
Вывод: Глаза умеют определять цвет.
- Скажите, какая фигура больше, меньше, какая от вас дальше? Ближе?
Вывод: Глаза умеют определять расстояние от предмета.
- Что крупнее: яблоко или апельсин?
Вывод: Глаза могут определять размер.
Подведём итог: глаза могут определять цвет, форму предмета, расстояние, размер.
- А что нужно делать чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? (Ответы детей)
Как надо беречь свои глаза?
Правила:
- Беречь от попадания предметов, грязи.
- Не тереть грязными руками.
- Не читать лежа.
- Сидеть за столом правильно.
- Долго и близко не смотреть телевизор.
- Не играть долго в компьютер, планшет
Гимнастика для глаз.
Голова не поворачивается, движутся только глаза
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро - быстро поморгаем
И немножечко потрем!
Воспитатель предлагает одному из детей нарисовать «человеку» глаза.
В: Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни.
В: А с помощью каких еще органов чувств мы можем узнавать об окружающих нас предметах?
Сейчас мы с вами это узнаем.
Опыт № 2. Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит. Другой ребёнок производит следующие действия: сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.
Вывод: Наши уши могут слышать и различать звуки.
В: С помощью какого органа мы смогли узнать, что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?
Дети: Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей. А глаза нам не помогли это узнать.
В: Как вы думаете, уши - это важный орган? Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей) .
Ушки-подружки всё слышать хотят.
Ушки-подружки просят ребят:
– Мой нас почаще, с водою сдружись.
Ушки-подружки мыть не ленись!
Правила: носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.
Массаж ушей
Чтобы уши не болели
Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)
Все сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)
По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)
И ладошкой их прижмем,
Сильно-сильно разотрем. (Ладонями энергично растирают уши)
Воспитатель предлагает дорисовать человеку уши.
После этого дети садятся на стулья в следующей лаборатории.
В: давайте назовем еще один орган чувств? Нос. Как назвать по - научному? (орган обоняния). Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)
Стихотворение.
Т. Керстен
Папа задал мне вопрос:
- Для чего нам нужен нос?
Я нашёл ответов разных -
Не один, а десять сразу!
Нужен нос для красоты,
Чтоб чихать, когда простыл,
Чтоб дышать весной цветами,
Чтоб в плечо уткнуться маме.
Нос - чтоб ночью посопеть.
Нос - Илюшке утереть.
А ещё на нём очки,
Для него живут платки,
На носу сидят веснушки
И гостят по-свойски мушки.
Я ответил на вопрос
И задрал от счастья нос.
Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)
Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, при пожаре, подгорела еда на плите). Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его.
Опыт № 3: «Определение предметов и продуктов по запаху». Дети располагаются вокруг стола.
- Проведём эксперимент. Нужно определить предмет по запаху.
(Ребенок с завязанными глазами определяет по запаху апельсин, лук, чеснок, лимон, шоколад, духи). Затем проверяем – открываем коробочки.
Вывод: Орган обоняния помогает нам различать запахи.
В: Какой же орган был прав: глаза или нос?
Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.
Давайте проверим как дышит нос. (По очереди закрывают ноздрю и дышат). А у кого то нос плохо дышит – значит нужно сделать массаж носа. Давайте потрем возле носа и нажмем на точки.
После этого опыта на рисунке дорисовывается нос.
В: Отгадайте загадку:
Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)
- Как назвать по - научному? (орган вкуса)
С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)
Опыт №4. На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.
В: Что видят наши глаза? (4 стакана с водой) .Что чувствует нос? (нос не чувствует никакого запаха). Чтобы доказать, что в стаканах вода разного вкуса, мы воспользуемся …. (языком).
Ребята, что нужно сделать?
Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах
Вывод: орган вкуса нужен для определения вкуса пищи.
Воспитатель предлагает дорисовать рот (язык) .
Физминутка. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок. И ещё разок.
А потом вприсядку, а потом вприсядку,
А потом вприсядку, и снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке раз, два, три!
И похлопаем в ладошки раз, два, три!
И покрутим головами раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами раз, два, три!
Воспитатель читает стихотворение
Что за чудо - чудеса! Раз-рука и два - рука
Вот ладошка левая, Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья!
Ребята, для чего нужны нам руки?
Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.
Опыт №6. «Волшебная шкатулочка».
Мы можем потрогать то, что лежит шкатулке, и попробывать определить, что это такое.
Выполнение эксперимента: Дети опускают в шкатулку руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .
После опыта дети дорисовывают человеку «ладошки».
В: Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем. Правила: держать руки в чистоте.) .
В: Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос: Какой орган важнее?
Дети: Все органы важны. Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.
Сюрпризный момент: появляется Художник.
Рассматривает рисунки, на которых дети дорисовывали органы чувств, хвалит детей за знания, за то что они отлично справились с его заданием и за это художник дарит
Вы справились со всеми заданиями и за это художник дарит детям вазу с фруктами.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся.
И на прощание,
Скажем всем мы до свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...
Занятие «Наши помощники - органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание») Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект занятия "Наши помощники- органы чувств"
раздел "Познай себя"...
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...
ТЕМА: «НАШИ ПОМОШНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.Охрана и укрепление здоровья детей...