игровой самомассаж
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Татаринцева Наталья Геннадьевна

приобщение детей к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_prosmotr_oktyabr_2018_god.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:


Открытый просмотр

«Игровой массаж,

как средство приобщения детей

к здоровому образу жизни».

 

                               Воспитатель: Н.Г.Татаринцева

октябрь 2018 год

            Самомассаж – одно из средств  по профилактики и коррекции речи детей.

          Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

        Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».

   При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.

Рекомендации к проведению самомассажа

      *  Самомассаж  рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание  рук.

      * Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

      * Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать  аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений

       * Для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы,  ушных раковин (он показан детям с раннего возраста) можно использовать различные игры и упражнения. Например:

Самомассаж рук

1.Самомассаж ладоней сосновыми шишками

Осень шагает в жёлтом пальтишке,

С кедров сшибает бурые шишки.

Г. Граубин

«Шагают» пальчиками по поверхности стола.

Крепко сжимают шишки в ладони.

2.Самомассаж ладоней шишками

У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки,

Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник.

Н. Селютина.

Катают шишку между ладонями круговыми движениями.

Крепко сжимают шишку в ладони.

3.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Жёлудь, жёлудь, прорастай!

И дубочек вырастай!

Дорастай до тучи!

Крепкий дуб, могучий!

Н. Быкова.

Катают мячик между ладонями круговыми движениями.

Поднимаются на носочки.

Поднимают руки.

Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца.

4.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмём, жмём.

Ребром ладони стучат по мячику.

Подушечками пальцев трогают мячик.

Потирают пальцами о шарик.

Сжимают мячик в куличке.

5.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Сливу я держу в руке, зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю и ладошками катаю.

Н. Нищева.

Движения соответствуют тексту.

6.Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок «Морковка»

Мы приходим в огород.

Что это у нас растёт?

Ухватив за хвостик ловко,

Тянем спелую морковку!

О. Узорова, Е. Нефёдова.

Дети «идут» пальчиками по столу.

«Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса.

Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз.

7.Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне

Твёрдые горошинки прямо в землю брошены –

Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох!

М. Манакова

Сжимают горсть гороха в руке.

Катают горох круговыми движениями между ладонями.

8.Точечный самомассаж ватными палочками «Смородина»

Как на щёчке родинки, чёрные смородинки.

На кустах в саду растут – похозяйничаем тут.

М. Манакова

Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке.

6.Самомассаж пальцев рук прищепками

С ветки ягоды снимаю и в лукошко собираю.

В. Лихоед

Тянут прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем на левой.

7.Самомассаж лица и губ «Черничный кисель»

Мы едим кисель черничный,

Аппетит у нас отличный.

А усы черничные очень симпатичные!

П. Синявский

Облизывают губы по кругу языком.

Показывают большие пальцы.

Указательными пальцами «рисуют» на щеках усы.

8.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Ёжик ёрзает под шляпой.

Мы его поймали с папой.

Ёж иголки выпустил.

- Не волнуйся, выпустим!

М. Шварц

Накрывают правую ладонь левой и катают мячик.

Показывают мячик.

Дотрагиваются до мячика каждым пальцем.

Гладят мячик ладонью.

9.Самомассаж пальцев рук «Пальто»

Без пальто гулял глупышка,

И замёрз он как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.

О. Узорова, Е. Нефёдова.

Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот.

10.Самомассаж головы «Шапка»

Мама шапку мне связала,

Чтобы я не замерзала,

Во дворе весь день гуляла,

С детворой в снежки играла. В. Лихоед

Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку.

Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами.

11.Самомассаж рук губкой «Стирка»

Постираем в ванночке рубашечку для Анночки,

Платьице для Олечки, трусики для Колечки,

Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки

Г. Лагздынь

Гладят ладонь жёсткой стороной губки. На

12.Самомассаж пальцев рук прищепками

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках – голубые тапки.

А козлёнок аленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так! Вот так! Новые кроссовки! Н. Нищева

На каждое название надевают нетугую прищепку на каждый палец, начиная с мизинца. Показывают большие пальцы.

13.Самомассаж ватными палочками «Барабан»

Барабанить можно громко,

Барабанить можно звонко,

Барабанить сильно можно,

Только тихо очень сложно! Т. Коваль

Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук.

14.Самомассаж ладоней щётками «Лошадка»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. А. Барто

Поглаживающие движения щёткой по ладоням.

15.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла»

У щенка забот немало: вот юла затанцевала –

Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу.

М. Манакова

Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами.

16.Самомассаж ладоней ватными палочками

На стекле морозный иней.

Сколько чёрточек и линий! Н. Френкель

Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья.

17.Самомассаж с помощью бигуди «Метелица»

Крутит, вертит, стелется

По дворам метелица,

Заметает все пути,

Не проехать, не пройти. Н. Нищева

Покручивают бигуди между указательным и большим пальцами.

Вращают бигуди на ладони.

Проводят по каждому пальцу.

Катают между ладонями.

18.Самомассаж ладоней шишками

Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого.

С головы до ножек весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

А. Капралова.

Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями.

19.Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед»

Яблоко ела, куснула морковку,

Орехи разгразла

Быстро и ловко.

Всё надкусила,

Что рядышком было!

Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех. А. Шевченко

«Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название.

Хлопают в ладоши.

Покусывают пальцы прищепкой на другой руке.

Хлопают в ладоши.

Катание грецких орехов между ладонями.

20.Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами

Сколько на ёлочке шариков цветных,

Розовых пряников, шишек золотых. З. Александрова

Катают предмет между ладонями круговыми движениями.

21.Самомассаж шестигранным карандашом

Самолёт построим сами, понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме.

А. Барто

Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке.

22.Самомассаж с помощью бигуди

По шоссе снуют машины,

По шоссе снуют их шины.

Под шуршанье шустрых шин

Сладко спит шофёра сын. А. Шевченко

Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями.

23.Самомассаж ватными палочками «Иголка»

Иголка -  иголка, ты остра и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик!

Народная потешка

Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук.

24.Самомассаж шестигранным карандашом

Кружится веретено, ниточку прядёт оно.

Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю.

И. Лопухина

Вращать шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами.

Наматывать нитку на карандаш.

24.Самомассаж «Молоток» массажным мячиком

Тук – тук – тук, молоток – мой лучший друг.

Г. Виеру

Поколачивание ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик.

25. Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками «Ходилочка»

Вот коленки все в зелёнке

У сестрёнки  у Алёнки.

Чтоб не падать, не реветь,

Надо под ноги смотреть. Н. Нищева

Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд.

Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад.

 

«Вот какая борода»

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

    Да – да – да – есть у деда борода.               Потереть ладони друг о друга

    Де – де – де – есть сединки в бороде.         Руками провести по шее от затылка до

                                                                              яремной ямки.

    Ду – ду – ду – расчеши бороду.                    Большими пальцами мягко провести по

                                                                               шее от подбородка вниз

    Да – да – да – надоела борода.                    Сжав руки в кулаки, возвышениями боль-

                                                                             ших пальцев быстро растереть крылья носа

    Ду – ду – ду – сбреем деду бороду.              Положить три пальца на лоб всей

                                                                              плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб.

    Ды – ды – ды – больше нет бороды.          Раздвинув указательный и средний

                                                                               пальцы, положить их перед и за ушами и с силой  

          растирать кожу

«Поиграем с ушками»
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей.  В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.

 Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!

«Поиграем с ножками»
 Сидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей.

Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку
крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй.
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.

«Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете Лене покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам прогреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.

      Глубокое влияние оказывает игровой самомассаж на переферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва. При нежном медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, и это оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, при энергичном и быстром поглаживании повышается раздражительность массируемых тканей. Очень важна для воздействия на нервную систему атмосфера проведения игрового самомассажа, теплый воздух, приглушенный свет, приятная спокойная музыка.

         Использование игрового самомассажа положительно влияет на уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Игровой самомассаж горохом

Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет  с уверенностью утверждать, что масс...

Игровой самомассаж конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики

Самомассаж деталями конструктора в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающ...

Игровой самомассаж кистей рук.

Самомассаж кистей рук - мощный биологический стимулятор....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»

Игровой  самомассаж кистей рук, яв­ляется эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у ...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Игровой самомассаж с предметами.

Разработки по проведению самомассажа....