шахматы -17 " Символы".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Шахматы – 17.
«Символы».
Цель: обучение шахматным символом, закрепить знание детей о пешке, развитие внимания и логического мышления.
Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска, карточки с записью символами и шахматной партии для каждого ребенка, «Волшебный мешочек».
Методика проведения.
Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Найди пару» - в этой игре вы будете находить свою пару с помощи карточки по заданным группам ( по записью шахматной партии). Воспитатель раздает детям карточки, дети под музыку ищут свою пару, и импровизируют выполнение заданных движений под музыкой. Пары, который нашли друг – друга быстрее всех, объявляются победителями. Воспитатель напоминает детям о шахматной записи или нотации и объясняет, что в дальнейшем предстоит их познакомить не с отдельными ходами, а с целыми партиями, которые записываются алгебраической шахматной нотацией. В нотации так же пользуются специальные шахматные обозначения – символов, давайте с ними познакомимся:
– (знак тире) – обозначает, что сделан любой ход;
: ( знак двоеточие) - обозначает, что побита пешка или фигуры;
+ (знак плюс) - обозначает, что королю сделан шах;
Х ( знак умножения) - обозначает, что королю мат ( конец игры);
? ( один вопросительный знак) – плохой ход;
?? ( два вопросительных знака) – грубая ошибка;
! (один восклицательный знак) – хороший ход;
!! ( два восклицательных знака) – отличный ход;
0 – 0 ( два нуля через черточку) – короткая рокировка;
0-0-0 (три нуля через две черточки ) – длинная рокировка.
Проводиться с детьми игра «Волшебный мешочек»: в игре дети угадывают на ощупь фигуру, называют ее, а потом, достают, их из мешка и ставят, их на шахматную доску называя поля.
Дети начинают игру в шахматы. Игра проводится по группам. Условия игры довольно просты: выигрывает тот, кто правильно будет пользоваться символами и побьет больше пешек противника. Дети ставят пешки на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. Воспитатель, наблюдая за игрой детей, напоминает детям, как пешка бьет пешку противника: наискосок влево или вправо по диагонали, но не в правую или левую сторону по горизонтали. Взятие пешки следует разъяснить детям более популярно: пешка идет прямо, бьет вкось, ставится именно на то поле, где стояла сбитая неприятельская пешка, а не перепрыгивает через это поле, как в шашках. Дотронувшись до пешки противника, игрок обязан ее взять, даже если это ему невыгодно. Воспитатель напоминает детям, что маленький пехотинец – это самая главная ударная и многочисленная рать королевского войска и служит до игры единице измерения силы всех фигур, кроме короля. Он бесценен, так как его не уничтожают, без него игра прекращается, он остается на доске до конца сражения.
Физкультминутка:
Возьмите в правую руку пешку, на вытянутой руке переложите ее в левую руку.
И. п.: стоя, фигура в правой руке. Поднимаем руки через стороны вверх и передаем фигуру в левую руку, руки опускаем и т. д.
И. п.: стоя, держимся за фигуру обеими руками. Наклоняемся вперёд, ставим фигуру на пол, выпрямляемся, наклоняемся, берем фигуру, выпрямляемся и т. д.
Приседания с пешкой на ладони. Согнуть ногу в колене, поставить коня на колено. Руки в стороны.
Проводиться с детьми словесная игра: «Доскажи словечко».
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два …(коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся…(слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт…(ладья)
В конце занятие воспитатель благодарит детей за игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы – 17.
«Символы».
Цель: обучение шахматным символом, закрепить знание детей о пешке, развитие внимания и логического мышления. Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска, карточки с записью символами и шахматной партии для каждого ребенка, «Волшебный мешочек».
Методика проведения.
Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Найди пару» - в этой игре вы будете находить свою пару с помощи карточки по заданным группам ( по записью шахматной партии). Воспитатель раздает детям карточки, дети под музыку ищут свою пару, и импровизируют выполнение заданных движений под музыкой. Пары, который нашли друг – друга быстрее всех, объявляются победителями. Воспитатель напоминает детям о шахматной записи или нотации и объясняет, что в дальнейшем предстоит их познакомить не с отдельными ходами, а с целыми партиями, которые записываются алгебраической шахматной нотацией. В нотации так же пользуются специальные шахматные обозначения – символов, давайте с ними познакомимся:
– (знак тире) – обозначает, что сделан любой ход;
: ( знак двоеточие) - обозначает, что побита пешка или фигуры;
+ (знак плюс) - обозначает, что королю сделан шах;
Х ( знак умножения) - обозначает, что королю мат ( конец игры);
? ( один вопросительный знак) – плохой ход;
?? ( два вопросительных знака) – грубая ошибка;
! (один восклицательный знак) – хороший ход;
!! ( два восклицательных знака) – отличный ход;
0 – 0 ( два нуля через черточку) – короткая рокировка;
0-0-0 (три нуля через две черточки ) – длинная рокировка.
Проводиться с детьми игра «Волшебный мешочек»: в игре дети угадывают на ощупь фигуру, называют ее, а потом, достают, их из мешка и ставят, их на шахматную доску называя поля. Дети начинают игру в шахматы. Игра проводится по группам. Условия игры довольно просты: выигрывает тот, кто правильно будет пользоваться символами и побьет больше пешек противника. Дети ставят пешки на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. Воспитатель, наблюдая за игрой детей, напоминает детям, как пешка бьет пешку противника: наискосок влево или вправо по диагонали, но не в правую или левую сторону по горизонтали. Взятие пешки следует разъяснить детям более популярно: пешка идет прямо, бьет вкось, ставится именно на то поле, где стояла сбитая неприятельская пешка, а не перепрыгивает через это поле, как в шашках. Дотронувшись до пешки противника, игрок обязан ее взять, даже если это ему невыгодно. Воспитатель напоминает детям, что маленький пехотинец – это самая главная ударная и многочисленная рать королевского войска и служит до игры единице измерения силы всех фигур, кроме короля. Он бесценен, так как его не уничтожают, без него игра прекращается, он остается на доске до конца сражения.
Физкультминутка:
Возьмите в правую руку пешку, на вытянутой руке переложите ее в левую руку.
И. п.: стоя, фигура в правой руке. Поднимаем руки через стороны вверх и передаем фигуру в левую руку, руки опускаем и т. д.
И. п.: стоя, держимся за фигуру обеими руками. Наклоняемся вперёд, ставим фигуру на пол, выпрямляемся, наклоняемся, берем фигуру, выпрямляемся и т. д.
Приседания с пешкой на ладони. Согнуть ногу в колене, поставить коня на колено. Руки в стороны.
Проводиться с детьми словесная игра: «Доскажи словечко».
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два …(коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся…(слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт…(ладья)
В конце занятие воспитатель благодарит детей за игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ детям о шахматах и консультации для родителей к проекту Шахматы
Рассказ об детям об истории шахмат...
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....