Гаджеты. Друзья или враги в развитии ребёнка?
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Материал данной статьи заставляет поразмышлять педагогов и родителей (прежде всего) о роли гаджетов в жизни современных детей дошколят. Развивают они наших малышей или вредят их здоровью? Стоит поразмышлять об этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gadjety.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаджеты. Друзья или враги в развитии ребёнка?
Малыши, которые появились на свет в 21 веке, с самого раннего возраста уже окружены всевозможной техникой. Телевизоры, сотовые телефоны, компьютеры всех мастей (ноутбуки, планшеты, электронные книги и т.д.) – список можно продолжать еще долго. И, зачастую, к веселым огонькам этих электронных систем чадо тянется гораздо охотнее, чем к своим игрушкам. Мы познакомились с этим уже в сознательном возрасте, и можем сами отличать разницу между реальным миром и выдуманной компьютерной реальностью. А как же наши дети? Как влияют новинки технического прогресса на здоровье наших малышей? Велик ли вред компьютера для детей?
Жить без этих новинок, совершенно однозначно, человечество уже не в состоянии. Когда любая сфера деятельности в мире компьютеризирована, полностью ограждать своего ребёнка от электроники просто глупо. Детям необходимо познавать этот мир таким, каков он есть. Но, зачастую, эти вещи просто мешают им быть счастливыми.
Хотя на первый взгляд дети чувствуют себя счастливыми, когда им выдают очередную порцию рисованного мира, где развлекают и занимают мультяшные герои. Они не ругают, не требуют, не ворчат, а веселят и вызывают практически только приятные эмоции.
Да и для родителей это очень удобно, когда их малыш сидит и смотрит телевизор или играет на планшете. Его как будто уже нет. Он испаряется в экране. А в доме тихо и чисто. Никто не пристает к ним с бесконечными просьбами, никто не дерется из-за игрушки, никто не просит нас порисовать, не жалуется на брата или сестру, не разбрасывает ничего, не разбивает и не устраивает какие-то сумашедшие игры, где все вверх дном. Дети исчезают с нажатием кнопки включения. Гаджеты дают нам эту иллюзию, что покой наконец пришел. Что можно заняться собой и своими делами. И родителям кажется, что другого выхода нет, как обратиться к теленяне. Надо приготовить обед, завершить какую-то срочную работу, сделать важный звонок. А дети будут мешать: рассыпать муку, пытаясь помочь, рисовать на годовом отчете и приставать с вопросами во время телефонного разговора.
Но стоит только включить любимый мультик, компьютерную игру и… тишина. И больше успеваешь сделать, и быстрее.
Но существует масса проблем со всем этим блаженством. И если хорошо все взвесить, то минусов гораздо больше, чем плюсов.
Самый главный минус в том, что если ребенок не с нами проводит свой досуг, то он и привязывается не к нам. У малыша формируется стойкая, очень сильная привязанность к компьютеру и телевизору. Бывает, дети даже начинают бить своих родителей, если выключить его любимый гаджет. Они кричат, плачут, оскорбляют, потому что у них забрали что-то ценное. Забрали то, к чему его приучали каждый день. То, чем заменяли родители самих себя.
В виртуальной реальности не нужно думать, придумывать, что-то делать. И ребенок не хочет играть с игрушками, придумывать себе игры и занятия, не хочет идти на улицу кататься на велосипеде, играть в мяч, идти к другу в гости. Он все это готов заменить компьютером или телевизором. Ведь так проще. А реальность не так интересна.
Также ребенок пропускает какие-то отрезки из жизни семьи. Он смотрел мультик, пока мама готовила, и он не знает, что она что-то делала для него, для папы, для всей семьи. И даже не знает, как она это делала. Сын или дочь не имеет понятия, откуда появилось печенье, сырники на тарелочке. А ведь мог принять бы в этом участие.
Так наши дети пропускают жизнь, которую должны знать и изучать. Пропускают уборку, пропускают приготовление еды, пропускают обед за столом, питаясь перед компьютером, пропускают все уроки, которые лучше, чем всё остальное, подготовили бы его к самостоятельной жизни.
Наверное, ему лучше и приятнее находиться возле телевизора или компьютера. Но не сигнал ли это, что мы, взрослые, что-то делаем неправильно, что мы что-то упускаем в отношениях?
Все мы знаем, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказывается особенно важным сенсорное развитие. Малыш познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. И про это не стоит забывать.
Понятно, что вред гаджетов для ребенка заключается в снижении двигательной активности. Для нормального развития детскому организму нужно движение. А длительное нахождение перед монитором в неправильном положении способно привести к проблемам с опорно-двигательным аппаратом, повышенной утомляемости и раздражительности. Ребёнок должен достаточно времени проводить на свежем воздухе и двигаться. Компьютер не должен заменять детские игры и занятия, например, рисование, лепку и езду на велосипеде. К тому же страдает зрение. Просмотр изображений на мониторе вызывает большую усталость глаз, чем чтение, что может привести к близорукости. Но самое опасное то, что гаджеты оказывают пагубное влияние на психику малыша.
У ребёнка возникают:
- Компьютерная зависимость. Это понятие стало распространенным, особенно от него страдают подростки. Пребывание в сети даёт возможность им уйти от повседневных проблем, забот и окунуться в другую реальность, которая со временем заменяет настоящую жизнь;
- Нарушение восприятия. Чересчур увлеченный компьютерными играми ребенок, плохо сопоставляет виртуальные и реальные события. Он может переносить в жизнь то, что видит в экране. Например, если его любимый герой легко перепрыгивает с крыши на крышу, ребенок может попытаться это повторить;
- Отсутствие коммуникативных навыков. Общение в сети не сможет заменить реальное. В основном, коммуникативные навыки у ребенка формируются с помощью общения и игр со сверстниками. В виртуальном мире не нужно ни под кого подстраиваться, здесь можно вести себя как угодно и никто не поругает за плохое поведение. Со временем такая модель поведения может проникнуть в реальную жизнь, вследствие чего у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы в общении с другими людьми;
- Излишняя агрессия. Многие компьютерные игры имеют жестокие сюжеты, которые дают детям установку, что в жизни всего можно добиться с помощью насилия.
С другой стороны, кроме всяких недостатков, гаджеты помогают родителям в развитии детей. Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд достоинств: их запросто можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить запросы любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих способностей.
На самом деле, обучающие игры помогают ребёнку знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Детские психологи утверждают, что некоторые категории игр работают над улучшением таких навыков, как развитие чувства стиля – в этом помогают специальные игры для девочек, в которых им предлагается подбирать наряды, прически и косметику для кукол, украшать выпечку. А те игры, в которых малышу предлагается сочинять собственные мелодии или рисовать с помощью компьютерной мыши, помогают найти свое призвание в каком-либо виде творчества.
Компьютер сейчас незаменим и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе событий мира, благодаря интернету. Иногда игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль. Ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем о плохом или, что у нас что-то болит. Работа мышкой и использование клавиатуры способствуют развитию мелкой моторики.
Как же найти компромисс в этой ситуации: между вредом, наносимым ребёнку компьютером и пользой, получаемой от общения с ним? Ведь понятно, что запретный плод сладок и отказаться от гаджетов мы не в силах.
Чтобы помочь своему малышу преодолеть последствия его общения с компьютером, нужно соблюдать некоторые правила.
Рабочее место ребёнка необходимо правильно организовать. Оно должно быть хорошо освещено, но вместе с тем прямые солнечные лучи не должны на него попадать. Стол и стул нужно выбирать по возрасту и росту, ноги ребенка не должны болтаться или подгибаться. Компьютер располагается в 70 см от лица. Комнату, где стоит компьютер, необходимо часто проветривать, делать влажную уборку. Работающая техника влияет на температуру и влажность помещения, поэтому желательно, чтобы в детской стоял увлажнитель воздуха.
Родители должны помнить о строгом временном промежутке, отведенном ребенку на занятия с компьютером и просмотру телевизора. В любом случае, больше 15 минут в дошкольном возрасте перед монитором или экраном проводить нельзя. В процессе взросления ребёнка это время будет постепенно увеличиваться. Все эти условия соблюдать совсем не сложно. Главное, принимать активное участие в жизни ребенка, а не доверять всецело это важное дело бездушным машинам. Дети нуждаются в общении с родителями. Если они будут уделять своему малышу достаточно внимания, он не так уж сильно будет тянуться к компьютеру или телевизору. Необходимо создать дома для ребенка комфортную эмоциональную среду, чтобы у него не возникло желания уходить от реальности. Больше с ним общаться, интересоваться его увлечениями, установить доверительные отношения и воздерживаться от критики. Любимое чадо должно всегда чувствовать любовь и поддержку близких людей.
Здорово, если родители с малых лет прививают ребенку любовь к спорту и активным играм. Эти занятия доставят ему только удовольствие. Можно записать малыша в какую-нибудь секцию, на танцы; купить ролики, велосипед, коньки, лыжи или самокат. Нет смысла полностью ограждать ребенка от компьютера или телевизора. Просто надо контролировать ситуацию, чтобы голубой экран не препятствовал, а способствовал развитию ребёнка.
Список литературы
Детская зависимость от гаджетов – шокирующие результаты эксперимента / Е. Мурашова // Любить или воспитывать? М.: Самокат, 2014
Абраменкова В.В. Ребенок в "Заэкранье": кромешный мир компьютерных игр / В. Абраменкова. – М.: Лепта книга, 2009. – 111 с.
Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок / А.И. Баркан; худож. И. Чекмарева. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 700 с.
Первые шаги детей в Интернете / Э.С. Печерская и др. // Социологические исследования. – 2014. – № 12. – С. 74–80: табл.
Рыбак Е.В. Модели сотрудничества детского сада с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 10. – С. 92–96
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Друзья и враги здоровья"
Развлечения для детей разных групп...
Бытовые предметы - друзья или враги
Занятие для детей средней группы " Бытовые предметы - друзя или враги?"...
Консультация для родителей, тема "Грибы - друзья и враги"
В консультации даны рекомендации для родителей, позволяющие уберечь детей от опасности отравления грибами...
Телевизор и компьютер друзья или враги ??!
Консультация для родителей....
«Бытовые предметы — друзья или враги?»
Учить детей (в форме игры) правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми — запрещено, закр...
Консультация для родителей на тему «Гаджеты для ребенка: друзья или враги?»
Гаджеты прочно проникли во все сферы нашей повседневной жизни. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием. Но что же...
Гаджеты и малыши: друзья или враги?
консультация...