Доклад «Гаджеты – друзья или враги»
материал

Батршина Гульмира Хубайдулловна

Работая с детьми, я обратила внимание, что есть такая проблема, как «гаджеты в руках ребенка». У детей не только старшего дошкольного возраста, но и младшего уже есть зависимость от современных гаджетов. Родители приводят детей с телефоном в руках и так же забирают. Я решила провести анкетирование родителей: «Как часто дома дети сидят в гаджетах?». По результатам анкетирования, выяснилось, что такая проблема есть почти в каждой семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_-_gadzhety.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Работая с детьми, я обратила внимание, что есть такая проблема, как «гаджеты в руках ребенка». У детей не только старшего дошкольного возраста, но и младшего уже есть зависимость от современных гаджетов. Родители приводят детей с телефоном в руках и так же забирают. Я решила провести анкетирование родителей: «Как часто дома дети сидят в гаджетах?». По результатам анкетирования, выяснилось, что такая проблема есть почти в каждой семье.

Маленькие дети всегда повторяют все за  взрослыми. И если мы всё свободное время проводим в интернете или за играми, то и ребенок будет вести себя так же.

 На педсовете мы подняли вопрос по данной проблеме. Была создана рабочая группа. Мы разработали и реализуем план «Просветительской и профилактической работы педагогов с родительской общественностью по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве», инициатором которого была я.

 Основной целью реализации плана является педагогическое просвещение

родителей, повышение их уровня педагогической культуры, обеспечение

эффективного взаимодействия по направлению программы, в том числе.

По взаимодействию детского сада с семьями воспитанников по данному направлению определены следующие задачи:

1. разработать оптимальную модель взаимодействия с родителями по

формированию основ безопасного поведения в информационном/цифровом

пространстве;

2. способствовать формированию у родителей практических навыков через

активные формы взаимодействия;

3.организовать совместную деятельность по созданию условий для становления ребенка-дошкольника;

4. мотивировать родителей на соблюдение детьми правил безопасного

поведения в цифровом пространстве в домашних условиях;

5. развивать ценностные ориентации и мотивационные установки родителей на взаимодействие с педагогами детского сада по формированию у старших

дошкольников безопасного поведения в цифровом пространстве.

Для организации работы с родителями по информационной безопасности  мы используем следующие технологии:

1. Проведение мероприятий для родителей по медиабезопасности: «Правила поведения в интернете: защита от вредоносных программ», «Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы в интернете», «Телефонные мошенничества», «Безопасный интернет – детям!», «Негативное воздействие гаджетов на психическое здоровье детей», «Медиабезопасность – важнейшее условие современной жизни».

2. Организация совместного досуга детей и родителей. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Мною было предложено провести акцию в семье «Дружная семья – это ТЫ и Я!» (фото - совместная интеллектуальная, творческая, трудовая, спортивная деятельность; совместные подвижные и сюжетно – ролевые игры).

3.Повышение информационной грамотности родителей, активное вовлечение их в систему управления учреждением. Для родителей были проведены консультации, как групповые так и индивидуальные на тему: «Гаджеты в детском саду: спорные вопросы», «Гаджеты и ребенок: все за и против», «Родительский контроль конкретных ресурсов», «Полезные сайты» «Гаджеты – не забава», были созданы буклеты по теме: «Информационная безопасность ребенка», информационные стенды, папки передвижки «Дети и гаджеты».

4. Планируем проведение индивидуальных консультаций психолога по данному вопросу «Информационной безопасности» (различные специалисты бьют тревогу. В последние годы у детей часто наблюдается задержка речевого развития: поздно начинают говорить, речь бедна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает). 

5. Планируем проведение родительских собраний с привлечением специалистов по вопросам информационной безопасности и социализации детей в информационном обществе.

6. Я провожу онлайн-конференции в родительском чате по темам информационных угроз и здоровья детей «Друзья или враги» (о влиянии компьютерных игр на детей), «Гаджеты и ребенок – плюсы и минусы этого общения».

В группе с детьми я решила реализовать мини проект «Наши любимые мультфильмы».

Мы с детьми проводили много бесед про мультфильмы, любимых героев. Я рассказала ребятам о таких героях как «Чебурашка», «Буратино», «Антошка». Многие дети заинтересовались. Просматривая мультфильмы в группе, они неоднократно выбирали именно их. В отечественных мультфильмах герои имеют более естественный вид, речь содержит правильные грамматические конструкции.

 Ребятам были даны задания посмотреть совместно с родителями мультфильм,  который больше всего им нравится, рассказать о нем. Заранее сообщила родителям, что дети получили задания от меня.

В группе они поделились со мной и ребятами о проделанной работе. Отвечали на наводящие и альтернативные вопросы. Размышляли о моральных сторонах персонажей.

Мы с ними стали читать больше сказок, рассматривать иллюстрации к ним, строили дома для сказочных героев, организовали выставку рисунков и поделок по теме: «Мой любимый сказочный герой».

Эта работа дала свои результаты.

Родители стали отмечать, что дети стали чаще просить их что-нибудь дома смастерить, порисовать и почитать книги, поиграть в настольные игры и предлагали совместные просмотры  мультфильмов, которые им нравятся.

Переход к мастер классу

Уважаемы коллеги, я хочу вам предложить проверить себя:

1) Ссорюсь с близкими из-за того, что не расстаюсь с телефоном;

2) Если забываю телефон, нервничаю и злюсь;

3) Беру телефон в туалет;

4) Обманываю близких, когда рассказываю, сколько времени уделяю телефону;

5) Потерять смартфон – это катастрофа;

6) Беру телефон в руки при каждой свободной минуте или просто, чтобы убить время.

 Если вы ответили «да» больше, чем на два вопроса, есть повод задуматься и присмотреться к себе, ведь Вы страдаете гаджетоманией.

Но конечно гаджеты это не только вред, но их можно использовать и с пользой. И я предлагаю вам это доказать. Мне нужны две команды по 2 человека.

Игра:

 Одна команда доказывает, что гаджеты положительно  влияют на ребенка, другая называет  отрицательные моменты влияния гаджетов на ребенка. Итак, на это вам дается 30 секунд.

     

Положительное влияние гаджетов

 

Отрицательное влияние гаджетов

 

Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

Большая нагрузка на глаза (ухудшение зрения)

Познавательная мотивация

 Развитие остеохондроза (нарушение осанки, длительное пребывание в одном положении приводит к искривлению позвоночника)

 

Выработка усидчивости

Психическая нагрузка (- интенсивное воздействие на психику человека, вызывающие нервную напряженность и трудно переносимые эмоциональные переживания) чаще всего воздействие на психику идет извне, от сложившейся ситуации.

 

Улучшение памяти, внимания

Компьютерная зависимость (психологическое расстройство, при котором человек стремится все свободное время проводить в интернете)

 

Ориентирование в современных технологиях

Нервно-эмоциональное напряжение (если ребенок долго сидит перед экраном, у него могут появиться тики и подергивания мышц. Все потому, что не происходит двигательной активности, которая необходима дошкольнику. В итоге ребенок становится расторможенным и физическую активность будет сложно контролировать).

 

Быстрое нахождение нужной интересной информации.

Синдром компьютерного стресса

 

 Точное местоположение ребенка

Ребёнок забывает о реальном мире (склонность уходить от реальной жизни с ее проблемами и сложностями в безопасный мир фантазий и приятных дел).

 Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

Замена общения

Вывод по игре

Очень важно ребенку придерживаться чувства меры и содержания виртуальной игры, важно правильно ее выбирать. И чтобы гаджет здоровью не повредил, именно нам, взрослым, необходимо регламентировать время, которое ребёнок проводит за гаджетами.

И  в заключении, помните, что все же не стоит запрещать детям пользоватьсясовременными достижениями техники. Мы живем в век технологий и прогресса, а значит,навыки и умения в этой области пригодятся в будущем.   А глав-ное    не  забывайте,  что реальное общение с  ребенком нельзя  подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.

План работы с использованием гаджетов.

Консультация «Полезен ли гаджет»

 В использовании компьютера, планшета и других гаджетов, несомненно, есть масса положительных сторон. Хорошо, что современные дети легко и быстро осваивают современную технику, а наша с вами задача заключается в том, чтобы сделать гаджеты помощником и союзником в их воспитании и развитии. Научите ребенка использовать гаджет с пользой. Можно совместно с ребенком заняться чем – то полезным. Загрузите развивающие детские программы, смотрите вместе мультфильмы делитесь впечатлениями, делайте выводы. Интересуйтесь, чем занимаются ваши дети за гаджетом. Будьте рядом, будьте вместе с ребенком. Обсуждайте игры, в которые любит играть ребенок. Учите ребенка рассматривать игры, приложения для гаджетов и интернет как средство приобретения новых знаний, навыков, для развития мышления, восприятия, воображения, получения полезной информации.

И, конечно же, родители должны уделять больше времени общению с детьми, чаще проводить с ними совместный досуг. Стимулируйте разнообразную занятость ребенка. Приобщайте его к домашним обязанностям, трудолюбию (СИТУАЦИЯ:дома, когда мама начала делать уборку, дочь начала проявлять свою самостоятельность, взяв в руки тряпочку для протирания пыли. Мама забрала у неё тряпку и сказала, чтобы она не мешала ей убираться, и она всё быстро сделает сама. Однажды, когда маме понадобилось, чтобы дочка ей помогла, девочка не стала этого делать, она играла в телефоне - как будто не слышит маму. Чем объясняется такое поведение девочки на просьбу мамы ей помочь? В чём проблема данной ситуации и как её решить?

РЕШЕНИЕ: Ребёнок не станет реагировать на просьбу, если ему когда-либо отказали в том, чтобы он помог. В памяти ребёнка остаются слова: «не мешай убираться, я это быстро сделаю сама». Затем ребёнок перестаёт реагировать на подобные просьбы в свой адрес. Гораздо правильнее будет помогать развивать и формировать в ребёнке его самостоятельность, чем не давать ему её проявлять), культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры. У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много: рисование, конструирование, лепка, путешествия, экскурсии, прогулки, чтение, книги, такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие. Ставьте разумные границы: ребенок может поиграть 20-30 минут, после чего обязательно нужно сменить деятельность на яркое и увлекательное занятие – прогулка по парку, игры. Покажите, что реальная жизнь ярче и интересней. Ребенку нравится строить в компьютерных играх или он любит стрелять? Покажите ему, что в реальной жизни такие действия могут быть более красочными.  Нужно обязательно помочь ребенку найти себе увлечение по интересам.  

Желаю вам обязательно достичь успехов в воспитании детей и чаще радоваться этому.

         Такое, безобидное на первый взгляд, занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт.

       В дошкольном возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр. У ребенка формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. А кто бы спорил? Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже «поют». И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: «Дай поиграть!»

Многие из вас являются родителями. Верно? Сейчас к вашему вниманию будет фрагмент родительского собрания, где вы будете в роли родителя. Итак, тема нашей встречи сегодня: «Гаджеты в руках ребенка».

1.  Эмоциональный настрой.

Игра с родителями

Крикните громко и хором, друзья

Деток  своих все вы любите?     (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь?   (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам?   (да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь нам?   (нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем?  (да)

Замена общения

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Друзья и враги здоровья"

Развлечения для детей разных групп...

Бытовые предметы - друзья или враги

Занятие для детей средней группы " Бытовые предметы - друзя или враги?"...

Консультация для родителей, тема "Грибы - друзья и враги"

В консультации даны рекомендации для родителей, позволяющие уберечь детей от опасности отравления грибами...

Телевизор и компьютер друзья или враги ??!

Консультация для родителей....

Гаджеты. Друзья или враги в развитии ребёнка?

Материал данной статьи заставляет поразмышлять педагогов и родителей (прежде всего) о роли гаджетов в жизни современных детей дошколят. Развивают они наших малышей или вредят их здоровью? Стоит поразм...

Консультация для родителей на тему «Гаджеты для ребенка: друзья или враги?»

Гаджеты прочно проникли во все сферы нашей повседневной жизни. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием. Но что же...