Формирование правильной осанки и профилактика ее повреждения.
методическая разработка на тему
Физические упражнения, как средство предупреждения нарушения осанки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirov_pravilnoyosanki.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ
Часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Все это признаки плохой осанки. Осанка — это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.
К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. Только когда ребенок становится взрослее — замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на нее оказывают влияние и другие многочисленные факторы. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка (приложения 1—2).
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
Возникновению дефектов осанки также способствуют;
— несоответствующая росту мебель;
— мягкая постель с высокой подушкой;
-—ношение тяжестей;
— плоскостопие;
— недостаточная освещенность в помещении;
— безразличие (лень) к своей внешности.
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых, переболевших в раннем детстве рахитом. Необходимо также учитывать экологическое состояние окружающей среды, которое оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение, их физическое здоровье.
Чтобы определить, есть ли нарушение осанки, необходимо осмотреть ребенка. В своей работе я делаю это следующим образом. Ставлю ребенка в хорошо освещенном помещении спиной к себе на возвышение так, чтобы его лопатки находились на уровне моих глаз (ребенок в трусах, но без майки). Разговариваю с ним, прошу рассказать стихотворение или задаю вопрос о его любимых игрушках или увлечениях для того, чтобы снять возникшее первоначальное напряжение и видеть естественную картину состояния позвоночника. Отмечаю спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну горизонтальную линию или одно немного (гораздо) выше другого, развернуты или сведены; смотрю со спины: не отстают ли лопатки, симметричны ли предплечья.
Физические упражнения, как главное средство предупреждения нарушений
осанки в дошкольном возрасте
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения (приложения 3—5). Чтобы правильно их подобрать, инструктору по физической культуре нужно учитывать данные вышеописанных осмотров в индивидуальной работе с детьми. Надо обращать внимание на осанку не только на занятиях, но и в повседневных видах деятельности. Для этого следует использовать и словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.
Так, упражнения для малышей 2—3 лет носят игровой характер: имитируются движения птиц, животных, насекомых. Главное в них — вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Великан» предлагается малышам: «Вырастем большими! Потяните руки вверх»; в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, делает перекаты в разные стороны. Дети старшего дошкольного возраста могут понять пользу упражнений, которые они выполняют: с их помощью они смогут стать здоровыми, красивыми, подтянутыми. Для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя настойчивость и усилия.
Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота.
Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развернутыми плечами; для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребенка, придав голове правильное положение (предлагаем дойти до определенного места, не уронив мешочка, снять его и вернуться так, как будто на голове все еще лежит мешочек).
К обучению детей прыжкам надо подходить очень осторожно,
обращая внимание не на овладение той или иной высотой (длиной), а на мягкое приземление: «Кошка прыгая, приземляется на свои лапки спокойно и мягко. Давайте и мы спрыгнем (перепрыгнем), как кошечка — мягко и на носочки». Если у взрослых роль амортизатора выполняют не только ноги, но еще и естественные кривизны позвоночника, а у ребенка эти кривизны выражены меньше, поэтому позвоночник менее устойчив к деформирующим воздействиям извне, вызванным прыжками.
При упражнении в лазанье надо следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо; кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч, иначе лазанье может неблагоприятно влиять на осанку. «Сегодня вы должны постараться залезть на гимнастическую стенку, как смелый пожарник, и позвонить в колокольчик, подвешенный на ступеньке».
Упражнения в подлезании, пе-релезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины. Однако надо помнить, что после этих упражнений надо использовать такие, в которых дети могут активно выпрямить позвоночник: добежать до стоек, на которых подвешены ленточки, и, подпрыгнув, достать их.
При проведении упражнений в метании надо обращать внимание на правильный замах и позу туловища. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса.
Для одинаковой нагрузки на все мышцы плечевого пояса упражнения в метании надо выполнять как правой, так и левой рукой.
Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье и др. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота. Целесообразно применять ряд специальных упражнений корригирующего характера: «Велосипед», «Уголок», «Лягушонок», «Рыбка», «Кошечка», «Лодочка» и др. Их рекомендуется включать в физкультурные занятия (при проведении вводной и основной части), использовать в спортивных играх (приложение 3), утреннюю гимнастику (приложение 4).
Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счет многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются следующие мероприятия:
— изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого. Он должен понять, что для этого необходимо произвести некоторые действия (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы);
— упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок прикасается к плоскости (стена без плинтусов, дверь) пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребенок научится стоять правильно у плоскости, рекомендуются различные упражнения — отведение рук, ног в стороны, приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками. Целесообразно сочетать упражнения с удержанием предметов на голове;
— ношение различных предметов на голове. К этим упражнениям относятся: ходьба на носках, по бревну, на коленях, приседания, лазание по гимнастической стенке (не уронив при этом положенный на голову предмет);
— координация движений, умение владеть своим телом. Здесь полезны упражнения в равновесии и балансировании. Например, стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.
Не каждый ребенок имеет возможность поплавать в бассейне, а гимнастический мяч, моделирующий неустойчивость водной среды, всегда под рукой (приложение 5).
Мячи, как средство развивающе-оздоровительно-коррекционной работы, используются в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат и механизм равновесия. Большие гимнастические мячи (диаметром от 45 до 55 см) появились не так давно, но уже успели заинтересовать и стать любимой игрушкой детей.
Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования чувства равновесия, ритма движений.
Неоценима работа на мячах в плане стимуляции всех опорно-статических систем тела. Активная позиция «сидя» мобилизирует структуры позвоночника, мышцы груди и живота в формировании правильной осанки.
В период формирования правильной осанки у большинства детей в возрасте 5—7 лет наблюдалось отставание в физическом развитии,а именно слабость мышечного корсета. Это состояние ребенка, когда у него еще не развиты мышцы живота, слабые мышцы спины, ног, еще не сформированы свод стопы и изгибы позвоночника, что может серьезно повлиять на дальнейшее его развитие, как физическое, так и психическое.
С учетом возраста детей было принято решение о применении развивающей методики, дающей хороший эмоциональный заряд. Одним из эффективных средств развития и коррекции осанки детей являются занятия с применением больших гимнастических мячей. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может. Все требуемые движения он выполняет непроизвольно. Работа на мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч — это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком.
Так же большие гимнастические мячи неоценимы при проведении эстафет, подвижных игр. Например, допрыгать, держась за «рожки» мяча, до определенного места и вернуться обратно; усложненный вариант игры «Ловишка» (на мячах).
Основные исходные положения работы на мяче:
— сидя на мяче, ноги на полу, согнуты на коленях;
— стоя на полу на коленях, руки на мяче;
— лежа на животе на мяче;
— лежа спиной на мяче;
— лежа на мяче на боку, опираясь об пол руками.
Приложение 1 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.
♦ У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
♦ Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
♦ Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
♦ Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
♦ Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
♦ Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.
Приложение 2 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Когда Ваш ребенок слушает рассказ, сказку, какая поза для него привычна:
— сидя;
— лежа;
— свернувшись калачиком;
— положение головы _
— спина прямая;
— спина сгорбленная;
— другая поза _____
2. Отметьте позу Вашего ребенка во время еды:____
3. Отметьте позу Вашего ребенка во время рисования:
4. Отметьте позу Вашего ребенка во время ходьбы:__
5. Назовите привычное положение головы и плеч во время свободной деятельности ребенка:______________________________
6. Сколько времени приблизительно ребенок тратит на бег и прыж-
ки г1
7. Любит ли Ваш ребенок двигаться энергично?______________
8. Как Ваш ребенок выполняет бег: легкими или топающими шагами?
9. Что побуждает ребенка к бегу и прыжкам?_______________
10. Как Ваш ребенок приземляется: жестко или мягко?__________
11. Исправляется ли он после сделанного замечания?__________
Приложение 3
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Название игры, упражнения | Основные задачи | Дозировка |
1 | 2 | 3 |
Приседания у стены | Научить детей на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, приседать и вставать, сохраняя правильную осанку | 6 ПОДХОДОВ ПО 3—4 раза |
«Держи плечи прямо» | Научить детей правильно держать плечи и грудь при естественной стойке, выполнять упражнения с гимнастическими палками. Закреплять навыки ползания по скамейке | 4—5 раз с интервалом 30—50 с |
«Подтяни живот» | Научить детей подтягивать живот. Развивать мышцы живота и спины | 4—5 раз с интервалом 30—40 с |
«Выпрями ноги» | Научить правильной постановке стоп. Развивать мышцы ног. Учить выполнять разнообразные прыжки и подскоки | 6 ПОДХОДОВ ПО 5—6 раз |
«Аист»
«Не урони мешочек»
«Пастух и овцы»
Научить стоять на одной ноге на шаблоне с отпечатками стоп, сохраняя правильную осанку. Упражнять мышцы плеч, груди, живота
Научить переносить на голове мешочек с песком, выполнять повороты
Научить выполнять упражнения с палкой за спиной, за головой
3—4 раза по Юс
6—8 раз по 1,5-2 мин
4—5 раз по 2— 3 мин с интервалом 30—40 с
Приложение 4
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. И.п. — основная стойка. Поднять руки вверх ладонями внутрь («достать до потолка»), посмотреть на кончики пальцев, вернутся в и.п. (2—3 раза).
2. «Дровосек». И.п. — руки подняты вверх, пальцы сплетены, ноги врозь — вдох. Выполнять мах руками с наклоном вперед, руки провести между ногами — выдох (3 раза).
3. И.п. — основная стойка. Отвести руки назад — вдох, вернуться в и.п. — выдох (3 раза).
4. «Кошка». И.п. — стоя на четвереньках. Сделать круглую спину («кошка сердится»), вернуться в и.п. Дыхание произвольное (4 — 6 раз).
5. «Пружина». И.п. — ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки подняты вверх. Присесть, вытянув руки вперед (пятки от пола не отрывать). Встать, поднять руки вверх (4—6 раз).
6. И.п. — стоя, руки вытянуты вперед скрестно. Развести руки в стороны — вдох, вернуться в и.п. — выдох (2 раза).
7. И.п. — основная стойка, руки на поясе. Прыжками развести ноги в стороны, затем прыжком соединить их. Дыхание произвольное (15—
20 раз).
8. Ходьба по залу (30—60 с), дыхание произвольное. Затем остановиться и 2 раза сделать глубокие вдох и выдох.
Приложение 5
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЯЧА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА У ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ
Упражнение № 1 | Упражнение № 6 |
И.п. — основная стойка, мяч на полу перед ребенком; | И.п. — сидя на мяче, ноги на полу вместе, руками придерживать мяч; |
1—4 — присесть, взять мяч руками. | 1—2 — легко подпрыгивая на мяче (не |
вращая его пальцами от себя, поднять | теряя с ним контакта), поднять правую |
его над головой — потянуться вверх; | руку вверх через сторону; |
5—8 — вращая мяч и приседая, опус- | 3—4 — опуская правую, поднять вверх |
тить его на пол. Дозировка — 2 раза | левую. Дозировка — 4 раза |
Упражнение № 2 | Упражнение № 7 |
И.п. — стоя, упор согнувшись, ладони | И.п. — то же, что в предыдущем уп- |
на мяче, руки прямые; | ражнении; |
1—8 — упругие толчки руками в мяч, | 1—8 — подпрыгивая на мяче, хлопок |
слегка пружиня спиной | руками над головой, затем руки вниз |
через стороны, хлопок ладошками по | |
мячу. Дозировка — повторить 2 раза | |
Упражнение № 3 | Упражнение № 8 |
И.п. — стоя, наклон вперед, касаясь | И.п. — сидя на мяче, ноги врозь, руки |
мяча ладонями; | на коленях; |
1—2 — прокатить мяч вперед, не сги- | 1—2 — пружиня на мяче, наклон |
бая рук в локтях, колени прямые, по- | вправо, левая рука через сторону |
тянуться (с места не сходить); | вверх, потянуться, правая на колене. |
3—4 — прокатить мяч в и.п. Дозиров- | То же в другую сторону. Дозировка — |
ка — 4 раза | 2 раза в каждую сторону |
Упражнение № 4 | Упражнение № 9 |
И.п. — то же, что в предыдущем уп- | И.п. — сидя на мяче, ноги вместе; |
ражнении; | 1—2 — перекат на мяче влево, руки у |
1—2 — прокатить мяч вправо двумя | правого бедра, то же в другую сторону, |
руками; | ноги переступают в другую сторону, |
3—4 — вернуться в и.п.; | противоположную движению мяча |
5—6 — то же, что на счет 1—2, влево; | |
7—8 — вернуться в и.п. | |
Дозировка — 2 раза в каждую сторону | |
Упражнение № 5 | Упражнение № 10 |
И.и. — то же, что в предыдущем упражнении; 1—4 — наклоняясь туловищем по ходу движения мяча, катить мяч двумя руками вокруг себя; 5—-8 — то же в другую сторону. | И.п. — сидя на мяче, руки внизу; 1—2 — перекат из положения сидя на мяче в положение лежа на спине. Переступая стопами вперед, постепенно перекатиться на мяче с ягодиц на поясницу и опуститься до лопаток. |
Дозировка — 2 раза в каждую сторону | Дозировка — 4 раза |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия"
Доклад на педагогическом совете на тему "Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия"...
Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста
Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и бо...
Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений средствами музыки»
В современных ДОУ педагогам и родителям просто необходимо следить за осанкой детей, способствовать ее коррекции. Это возможно делать в домашних условиях, на занятиях, в том числе – музыкальных: — учит...
"Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. ...
«Формирование ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста через использование в режимных моментах упражнений, направленных на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия»
Статья для педагогов по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия...
Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"
Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...